«Основа построения предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ»
статья

Ахметшина Руфания Нургаязовна

«Основа построения предметно-развивающей среды для  детей с ОВЗ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shmo_3.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                         МБОУ «ООШ №168»              

             

Основа построения предметно-развивающей среды

                             для  детей с ОВЗ

                                                                                 Выступление на ШМО учителей гуманитарного цикла

        учителя русского языка и литературы

        Ахметшиной Р.Н.

                                                               

                                                                  Казань  2017г.        

        Большую часть своего времени ребёнок проводит в школе. Очень важно создать все условия, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно и при этом развивался как личность.

      В этом немаловажную роль играет предметно-развивающая среда. Необходима работа над созданием комплекса эстетических, психолого–педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованного в пространстве и времени. Предметно - развивающая среда очень важна для ребёнка с ОВЗ, так как она способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность ребёнку испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества. Всё имеет значение: цвет стен, мебели, рациональное распределение пространства на зоны, наличие места для самостоятельных игр, уединения ребёнка. Правильная организация среды помогает ребёнку найти занятие по душе, проверить свои силы, способности в той или иной деятельности, взаимодействовать с одноклассниками, развивать умение работать в паре, группе, при этом понимать и принимать мнение окружающих, оценивая их слова и поступки, что и является основополагающим в развивающем обучении. Предметно-развивающая среда вызывает положительные эмоции у детей, развивает их воображение, творческое мышление, фантазию. Дети начинают положительно относиться к школе, с удовольствием посещают учебные занятия, развиваясь интеллектуально.

 Специфика нарушений и психофизиологических возможностей детей с общими и особыми образовательными потребностями требует предметно-развивающей среды, которая учитывала бы эмоционально-психологическую готовность ребенка к получению новых знаний; готовность ребенка к деятельности, которая организуется в течение дня.

    Создавая предметно-развивающую среду необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • многофункциональность помещений;
  • рациональность использования пространства;
  • взаимосвязь цветовой отделки и освещения;
  • целесообразность озеленения интерьера.

   Предметно-развивающая среда обеспечивает разные виды деятельности ребенка – школьника и становится основой для его самостоятельной активности. Доминантный вид деятельности в образовательном учреждении - учебная деятельность. Но, как известно, для детей с ОВЗ преобладающим видом деятельности является игровая деятельность. Дети с ГУО очень длительно и проблематично перестраиваются на учебную деятельность, а в некоторых случаях, игровая деятельность остаётся у детей ведущей. Поэтому именно игровая зона будет им наиболее приемлема. 
Цель: 

создание предметно - развивающей среды, способствующей гармоничному развитию социально активной личности.

Задачи:

-организовать предметно-развивающую среду ;

-формировать социальные связи через интеграцию в урочную, внеурочную, внешкольную деятельность;

-создать благоприятные условия для разностороннего развития личности;

-использовать здоровьесберегающие технологии.

 В педагогической литературе, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда – это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение. Наиболее значимой является модель, предложенная А.Н.Тубельским, где он, рассматривая систему условий развития индивидуальности ребенка, описывает компоненты развивающей среды школы. Можно выделить следующие зоны:

  • учебную
  • информационную
  • игровую
  • художественного творчества
  • зелёную
  • коррекционную

 Учебная зона представлена трёхуровневыми одноместными партами, которые легко можно переставить, объединить  и стульями трехуровневыми, которые регулируются в соответствии с ростом учащихся; рабочее место учителя. Создавая развивающую среду должны учитываться  возрастные и индивидуальные особенности детей. Каждый стол промаркирован в соответствии с ростом детей ( фиолетовые, желтые и красные и круги). Оборудование учебной зоны также представлено трёхсекционной магнитной меловой доской, ноутбуком с экраном, шкаф, в котором находится дидактический материал, книги, детские журналы, рабочие тетради, папки с канцтоварами для уроков занимательного труда, альбомы, краски. Библиотека детских книг образует читательский уголок. Уголок чтения дает возможность детям систематически знакомиться с новыми для них книгами, формировать читательские умения и развивать навыки чтения. Все учащиеся класса читают необходимую норму слов. Наглядно-образное мышления достигается благодаря широкому использованию в обучении различных схем и моделей, опорных таблиц и алгоритмов.

Дежурные отслеживают порядок на полках шкафов. Оформление стен, пола учебного кабинета соответствует санитарно-гигиеническим, эстетическим и техническим требованиям. Освещение кабинета также должно соответствовать нормам, дополнительное освещение над настенной доской – софиты. В наличии всегда бумажные полотенца, дозированное мыло.

По периметру кабинета на стенах  должна быть представлена информационная зона.  

Отдельный стенд отражает информацию о временах года, дети заполняют «Календарь погоды», это помогает им ориентироваться в температурном режиме, самостоятельно одеваться в соответствии с сезоном года. Информационная зона представлена: таблицами сложения и умножения, математические единицы измерения, основные правила орфографии и пунктуации, алфавит.  Рубрики: «Разрешите представиться», «Кто дежурный?», «Для вас, родители», «Это важно», «Поздравляем», «Наши достижения», «Эти интересные животные», «Правовой уголок», «Очумелые ручки», «На повестке дня», «ПДД», «ОБЖ». Стенды оформляются в цветном варианте, что притягивает взгляды детей, вызывает у них желание познакомиться с информацией. На стендах могут быть  также размещены детские творческие работы. Родители имеют возможность увидеть проявление творческих способностей своих детей. Каждый ребёнок уникален, важно это помнить и принимать во внимание.

  В кабинете может быть представлена зеленая зона. Ухаживая за комнатными цветами, цветочной рассадой, у детей воспитываются такие качества личности, как трудолюбие, ответственность, уважение, любовь к природе. Немаловажное обстоятельство – дети приобретают необходимые жизненные навыки, социальный опыт. Приобретённые ЗУНы помогут в жизни. Наличие комнатных цветов придаёт классной комнате уют, комфорт, домашнюю обстановку.

   Сюжетно-ролевые игры  на уроках ,во внеурочое время создают условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. Сюжетно – ролевые игры,  должны быть подобраны с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. 

    Ведущей задачей образовательной организации является коррекция нарушений психических процессов обучающихся. Коррекционная работа должна вестись как на уроках, так и во внеурочное время. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.

Предметно-развивающая среда создается педагогом, обладающим особыми профессиональными компетенциями, умеющим требует предметно-развивающую среду в зависимости от образовательной ситуации; моделировать педагогический процесс так, чтобы различные альтернативные методы и приемы в организации предметно- развивающей среды были ориентированы на развитие и результат; учитывать потенциальные возможности каждого учащегося с целью определения его индивидуальной траектории развития.

При организации предметно-развивающей среды для детей с разными образовательными потребностями важна система с четкой последовательностью педагогических действий, поэтому введение инновационных методов и приемов обучения и развития позволяет нам решать следующие образовательные задачи: 
- в течение дня реализовывать коррекционно-развивающую деятельность; 
- создавать предметно-развивающую среду на высоком эмоционально-комфортном уровне; 
- прогнозировать конечный образовательный результат  учащихся с разными возможностями развития.

На данном этапе организации инклюзивного образования должны быть созданы условия для взаимодействия педагогического коллектива и всех участников педагогического процесса по сопровождению детей с разными возможностями в обучении и развитии.

Разработаны дидактические комплексы с использованием специального развивающего оборудования и инновационных методик, направленных на коррекцию и развитие у учащихся познавательно-мыслительной деятельности, пространственных ориентировок, сенсомоторной памяти, тактильного восприятия, коммуникативных навыков.

Альтернативное использование инновационных методик позволяет создавать эффективную предметно-развивающую среду, соответствующую интересам и запросам учащихся с разными образовательными потребностями.

Предметно-развивающая среда для детей с нарушением зрения создается с помощью развивающих тренажеров.

Вариативность выполнения действий с тренажерами – это тренировка познавательных процессов, выполнение поисково-мыслительных заданий, зрительная ориентировка на плоскости; стимуляция мелкой моторики рук.

Интеграция детей с разными образовательными потребностями осуществляется через 
- кружковую работу – это драматизация и театрализация на государственном языке; 
-музыкально-творческую  деятельность; 
- спортивные мероприятия.

    Подводя итог вышеизложенному, можно отметить следующие положительные результаты предметно-развивающей среды:

  • улучшение взаимоотношений между учащимися класса, комфортная психологическая атмосфера,
  • здоровьесберегающий аспект,
  • развитие мышления, памяти, внимания,
  • успешная социализация ,
  • рост саморазвития и повышение самооценки обучающегося,
  • рост профессионализма педагога, применяющего развивающие технологии в учебно-воспитательном процессе,
  • создание банка методических материалов по вопросам психологического сопровождения детей с ОВЗ.

 Конструирование предметно-развивающей среды дает качественный конечный результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Предметно-развивающая среда как фактор социально-адаптивного развития подростков»

Материал содержит информацию о предметной среде ее задачах, средствах, коррекционно-компенсирующего воздействия  Пропедевтическая роль коррекционно-развивающей среды проявляется в процессе формир...

Собственная методическая разработка "Создание музыкально-звуковой и предметной развивающей среды как основы личностноориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка"

Этот материал собственная разработка, выступление музыкального руководителя Красий Е.Н. НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ  музыкальных руководителей Курортного района, в которой отражены цели ...

Статья для NSPORTAL.RU "Создание музыкально-звуковой и предметной развивающей среды как основы личностноориентированной модели взаимодействия вэрослого и ребенка"

Эта статья- выступление музыкального руководителя Красий Е.Н. на районном методобъединении музыкальных руководителей Курортного района, в которой отражены цели и задачи предметно-звуковой среды в обра...

СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ДОУ

Данная статья рассказывает об особенностях построения предметно-развивающей среды по обучению иностранному языку (в частности, английскому) в ДОУ. Рассматриваются принципы ее построения....

Модель предметно-развивающей среды как средство оптимизации речевого развития детей с ТНР

В последнее время в педагогических исследованиях особое место занимает проблема преобразования образовательного пространства, в котором происходит воспитание, обучение, развитие ребенка. Появляются но...

Выступление на городском семинаре Сур ГПУ "Предметно-пространственная среда, как одно из условий развития обучающихся с ОВЗ в образовательной организации" «Особенности организации предметно-развивающей среды в логопедической группе для детей с тнр»

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речиСогласно требованиям Федерального государственного образовательного ст...