«Основа построения предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ»
статья
«Основа построения предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shmo_3.docx | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «ООШ №168»
Основа построения предметно-развивающей среды
для детей с ОВЗ
Выступление на ШМО учителей гуманитарного цикла
учителя русского языка и литературы
Ахметшиной Р.Н.
Казань 2017г.
Большую часть своего времени ребёнок проводит в школе. Очень важно создать все условия, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно и при этом развивался как личность.
В этом немаловажную роль играет предметно-развивающая среда. Необходима работа над созданием комплекса эстетических, психолого–педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованного в пространстве и времени. Предметно - развивающая среда очень важна для ребёнка с ОВЗ, так как она способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность ребёнку испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества. Всё имеет значение: цвет стен, мебели, рациональное распределение пространства на зоны, наличие места для самостоятельных игр, уединения ребёнка. Правильная организация среды помогает ребёнку найти занятие по душе, проверить свои силы, способности в той или иной деятельности, взаимодействовать с одноклассниками, развивать умение работать в паре, группе, при этом понимать и принимать мнение окружающих, оценивая их слова и поступки, что и является основополагающим в развивающем обучении. Предметно-развивающая среда вызывает положительные эмоции у детей, развивает их воображение, творческое мышление, фантазию. Дети начинают положительно относиться к школе, с удовольствием посещают учебные занятия, развиваясь интеллектуально.
Специфика нарушений и психофизиологических возможностей детей с общими и особыми образовательными потребностями требует предметно-развивающей среды, которая учитывала бы эмоционально-психологическую готовность ребенка к получению новых знаний; готовность ребенка к деятельности, которая организуется в течение дня.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо руководствоваться следующими принципами:
- многофункциональность помещений;
- рациональность использования пространства;
- взаимосвязь цветовой отделки и освещения;
- целесообразность озеленения интерьера.
Предметно-развивающая среда обеспечивает разные виды деятельности ребенка – школьника и становится основой для его самостоятельной активности. Доминантный вид деятельности в образовательном учреждении - учебная деятельность. Но, как известно, для детей с ОВЗ преобладающим видом деятельности является игровая деятельность. Дети с ГУО очень длительно и проблематично перестраиваются на учебную деятельность, а в некоторых случаях, игровая деятельность остаётся у детей ведущей. Поэтому именно игровая зона будет им наиболее приемлема.
Цель:
создание предметно - развивающей среды, способствующей гармоничному развитию социально активной личности.
Задачи:
-организовать предметно-развивающую среду ;
-формировать социальные связи через интеграцию в урочную, внеурочную, внешкольную деятельность;
-создать благоприятные условия для разностороннего развития личности;
-использовать здоровьесберегающие технологии.
В педагогической литературе, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда – это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение. Наиболее значимой является модель, предложенная А.Н.Тубельским, где он, рассматривая систему условий развития индивидуальности ребенка, описывает компоненты развивающей среды школы. Можно выделить следующие зоны:
- учебную
- информационную
- игровую
- художественного творчества
- зелёную
- коррекционную
Учебная зона представлена трёхуровневыми одноместными партами, которые легко можно переставить, объединить и стульями трехуровневыми, которые регулируются в соответствии с ростом учащихся; рабочее место учителя. Создавая развивающую среду должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей. Каждый стол промаркирован в соответствии с ростом детей ( фиолетовые, желтые и красные и круги). Оборудование учебной зоны также представлено трёхсекционной магнитной меловой доской, ноутбуком с экраном, шкаф, в котором находится дидактический материал, книги, детские журналы, рабочие тетради, папки с канцтоварами для уроков занимательного труда, альбомы, краски. Библиотека детских книг образует читательский уголок. Уголок чтения дает возможность детям систематически знакомиться с новыми для них книгами, формировать читательские умения и развивать навыки чтения. Все учащиеся класса читают необходимую норму слов. Наглядно-образное мышления достигается благодаря широкому использованию в обучении различных схем и моделей, опорных таблиц и алгоритмов.
Дежурные отслеживают порядок на полках шкафов. Оформление стен, пола учебного кабинета соответствует санитарно-гигиеническим, эстетическим и техническим требованиям. Освещение кабинета также должно соответствовать нормам, дополнительное освещение над настенной доской – софиты. В наличии всегда бумажные полотенца, дозированное мыло.
По периметру кабинета на стенах должна быть представлена информационная зона.
Отдельный стенд отражает информацию о временах года, дети заполняют «Календарь погоды», это помогает им ориентироваться в температурном режиме, самостоятельно одеваться в соответствии с сезоном года. Информационная зона представлена: таблицами сложения и умножения, математические единицы измерения, основные правила орфографии и пунктуации, алфавит. Рубрики: «Разрешите представиться», «Кто дежурный?», «Для вас, родители», «Это важно», «Поздравляем», «Наши достижения», «Эти интересные животные», «Правовой уголок», «Очумелые ручки», «На повестке дня», «ПДД», «ОБЖ». Стенды оформляются в цветном варианте, что притягивает взгляды детей, вызывает у них желание познакомиться с информацией. На стендах могут быть также размещены детские творческие работы. Родители имеют возможность увидеть проявление творческих способностей своих детей. Каждый ребёнок уникален, важно это помнить и принимать во внимание.
В кабинете может быть представлена зеленая зона. Ухаживая за комнатными цветами, цветочной рассадой, у детей воспитываются такие качества личности, как трудолюбие, ответственность, уважение, любовь к природе. Немаловажное обстоятельство – дети приобретают необходимые жизненные навыки, социальный опыт. Приобретённые ЗУНы помогут в жизни. Наличие комнатных цветов придаёт классной комнате уют, комфорт, домашнюю обстановку.
Сюжетно-ролевые игры на уроках ,во внеурочое время создают условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. Сюжетно – ролевые игры, должны быть подобраны с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Ведущей задачей образовательной организации является коррекция нарушений психических процессов обучающихся. Коррекционная работа должна вестись как на уроках, так и во внеурочное время. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.
Предметно-развивающая среда создается педагогом, обладающим особыми профессиональными компетенциями, умеющим требует предметно-развивающую среду в зависимости от образовательной ситуации; моделировать педагогический процесс так, чтобы различные альтернативные методы и приемы в организации предметно- развивающей среды были ориентированы на развитие и результат; учитывать потенциальные возможности каждого учащегося с целью определения его индивидуальной траектории развития.
При организации предметно-развивающей среды для детей с разными образовательными потребностями важна система с четкой последовательностью педагогических действий, поэтому введение инновационных методов и приемов обучения и развития позволяет нам решать следующие образовательные задачи:
- в течение дня реализовывать коррекционно-развивающую деятельность;
- создавать предметно-развивающую среду на высоком эмоционально-комфортном уровне;
- прогнозировать конечный образовательный результат учащихся с разными возможностями развития.
На данном этапе организации инклюзивного образования должны быть созданы условия для взаимодействия педагогического коллектива и всех участников педагогического процесса по сопровождению детей с разными возможностями в обучении и развитии.
Разработаны дидактические комплексы с использованием специального развивающего оборудования и инновационных методик, направленных на коррекцию и развитие у учащихся познавательно-мыслительной деятельности, пространственных ориентировок, сенсомоторной памяти, тактильного восприятия, коммуникативных навыков.
Альтернативное использование инновационных методик позволяет создавать эффективную предметно-развивающую среду, соответствующую интересам и запросам учащихся с разными образовательными потребностями.
Предметно-развивающая среда для детей с нарушением зрения создается с помощью развивающих тренажеров.
Вариативность выполнения действий с тренажерами – это тренировка познавательных процессов, выполнение поисково-мыслительных заданий, зрительная ориентировка на плоскости; стимуляция мелкой моторики рук.
Интеграция детей с разными образовательными потребностями осуществляется через
- кружковую работу – это драматизация и театрализация на государственном языке;
-музыкально-творческую деятельность;
- спортивные мероприятия.
Подводя итог вышеизложенному, можно отметить следующие положительные результаты предметно-развивающей среды:
- улучшение взаимоотношений между учащимися класса, комфортная психологическая атмосфера,
- здоровьесберегающий аспект,
- развитие мышления, памяти, внимания,
- успешная социализация ,
- рост саморазвития и повышение самооценки обучающегося,
- рост профессионализма педагога, применяющего развивающие технологии в учебно-воспитательном процессе,
- создание банка методических материалов по вопросам психологического сопровождения детей с ОВЗ.
Конструирование предметно-развивающей среды дает качественный конечный результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Предметно-развивающая среда как фактор социально-адаптивного развития подростков»
Материал содержит информацию о предметной среде ее задачах, средствах, коррекционно-компенсирующего воздействия Пропедевтическая роль коррекционно-развивающей среды проявляется в процессе формир...
Собственная методическая разработка "Создание музыкально-звуковой и предметной развивающей среды как основы личностноориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка"
Этот материал собственная разработка, выступление музыкального руководителя Красий Е.Н. НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ музыкальных руководителей Курортного района, в которой отражены цели ...
Статья для NSPORTAL.RU "Создание музыкально-звуковой и предметной развивающей среды как основы личностноориентированной модели взаимодействия вэрослого и ребенка"
Эта статья- выступление музыкального руководителя Красий Е.Н. на районном методобъединении музыкальных руководителей Курортного района, в которой отражены цели и задачи предметно-звуковой среды в обра...
СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ДОУ
Данная статья рассказывает об особенностях построения предметно-развивающей среды по обучению иностранному языку (в частности, английскому) в ДОУ. Рассматриваются принципы ее построения....
Модель предметно-развивающей среды как средство оптимизации речевого развития детей с ТНР
В последнее время в педагогических исследованиях особое место занимает проблема преобразования образовательного пространства, в котором происходит воспитание, обучение, развитие ребенка. Появляются но...
построение предметно-развивающей среды
отчет учителя-логопеда...
Выступление на городском семинаре Сур ГПУ "Предметно-пространственная среда, как одно из условий развития обучающихся с ОВЗ в образовательной организации" «Особенности организации предметно-развивающей среды в логопедической группе для детей с тнр»
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речиСогласно требованиям Федерального государственного образовательного ст...