Главные вкладки

    Собственная методическая разработка "Создание музыкально-звуковой и предметной развивающей среды как основы личностноориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка"
    методическая разработка по теме

    КРАСИЙ ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

    Этот материал собственная разработка, выступление музыкального руководителя Красий Е.Н. НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ  музыкальных руководителей Курортного района, в которой отражены цели и задачи предметно-звуковой среды в образовательном пространстве современного дошкольного учреждения, а также содержание музыкально-предметной среды в ГБДОУ№28.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sozdanie__muzykalno.docx19.73 КБ

    Предварительный просмотр:

    СОЗДАНИЕ  МУЗЫКАЛЬНО-ЗВУКОВОЙ  И ПРЕДМЕТНОЙ

    РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

    ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА.

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА-ВЫСТУПЛЕНИЕ  КРАСИЙ Е.Н. НА

    МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

    КУРОРТНОГО РАЙОНА.

            САНКТ-ПЕТЕРБУРГ,   2011 г.          

    Основной  целью создания музыкально-звуковой и предметной  развивающей среды  является актуализация  музыкально-эстетических ценностей в образовательном пространстве современного дошкольного учреждения.

    Эта цель определяет  следующие  задачи:

    - поощрять накопление опыта  эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству в дошкольном детстве

    - способствовать развитию комплекса музыкальных способностей детской музыкальной деятельности

    - формировать умение включаться в совместное учебное или творческое сотрудничество.

    Эти задачи предполагают создание музыкальной среды в дошкольном учреждении в контексте стандарта дошкольного образования. В нашем детском дошкольном учреждении – ГБДОУ%28 Курортного района – такая музыкальная среда создана с учетом следующих позиций:

    1. Соответствия возрастной периодизации дошкольника, индивидуальным особенностям ребенка, предпочтениям, личному музыкальному опыту.
    2. Скоординированности  педагогического воздействия в формировании элементарных представлений ребенка об окружающем мире, природе, культуре, человеке в музыкальной деятельности и в других сопутствующих видах  детской деятельности.
    3. Сочетание предметных элементов неозвученных  со звучащими.
    4. Трансформация функциональных помещений для конкретных форм музыкальной деятельности детской и совместно со взрослыми   (занятия традиционные, доминантные, тематические, комплексные, музыкальные праздники и вечера, самостоятельная деятельность,

    Концерты, музыкальные гостиные, клубы.

    1. Прогнозирования и проэктирования разнообразных  вариантов моделей общения взрослого и ребенка на основе совосприятия, содействия, сотворчества, соотнесения с окружающим музыкально-образовательным пространством СПб.

    Максимальная  озвученность предметно-пространственной музыкальной среды имеет важное значение в отборе и классификации

    её элементов.

    Звучащие   элементы.

    1. Музыкальные произведения: фольклорные, классические, современные, созданные специально для детей и « взрослая» музыка. Лучшие образцы музыкального искусства признанные формировать музыкальный вкус ребенка, элементарные представления о музыке и музыкантах развивать музыкальность, эмоциональную отзывчивость на музыку адекватно настроению, образу, характеру музыкального произведения. При выборе музыкальный репертуар берется с учетом возрастных особенностей, личным музыкальным и жизненным опытом ребенка, охватом музыкальных произведений разных эпох, стилей, жанров. Особое внимание уделяется творчеству композиторов  С-Петербурга.
    2. Звуки: звуки природы( фауна, флора), подражательные, шумовые,

    Всевозможные шуршащие, свистящие, звенящие, «деревянные», «стеклянные», «металлические», «пластмассовые», «кожаные»,«водяные» и др. Такое разнообразие звуковой палитры дает возможность выбора объекта для исследовательской деятельности, направленной на изучение свойств звука и развития слухового внимания.

    1. Звучащие жесты: разнообразные щелчки, хлопки, притопы, шлепки, эффектно использующиеся  в музыкально-ритмических  импровизациях.
    2. Музыкальные инструменты: пианино, аккордеон, народные духовые, ударные, электронные инструменты. В своей работе я широко применяю разнообразные музыкальные инструменты не только для формирования элементарных представлений  о музыкальных произведениях, но и для  ознакомления с особенностями звучания инструмента и его внешним видом.
    3. Детские музыкальные инструменты: отдельные инструменты и наборы инструментов для шумового оркестра, для детского оркестра народных инструментов, музыкальные инструменты, специально созданные для элементарного музицирования в рамках концепции Карла Орфа. В нашем ДОУ№28 используется успешно элементарное музицирование, основанное на простейших приемах игры на музыкальных инструментах, что дает шанс каждому ребенку реализовать  свой потенциал независимо от стартовых возможностей.
    4. Музыкальные игрушки с фиксированным звуком или мелодией. Эти игрушки развивают слуховое внимание, формируют мотивацию музицирования.
    5.  Предметы-заместители: звучащие предметы, созданные взрослыми ( педагогами и родителями) или взрослыми вместе с детьми. Такие оригинальные звучащие предметы предполагают активное  сотрудничество взрослого и ребенка в изготовлении и реализации творческого замысла в музицировании.

    НЕОЗВУЧЕННЫЕ  ЭЛЕМЕНТЫ.

    1. Музыкальные игрушки – инструменты: фортепианная клавиатура, имитация музыкальных инструментов привлекает ребенка возможностью действовать, подражать музицированию, способствует развитию инициативы.
    2. Музыкально-дидактические игры: игры на развитие компонентов музыкального слуха, на расширение понятийного словаря, на формирование элементарных преставлений о музыкальной  грамотности.
    3. Музыкальная символика: разнообразные шаблоны(ритмические,

    динамические и др.), карточки  с изображением элементов музыкальной грамоты.

    Неозвученные  элементы призваны взаимодополнять звучащие, побуждая к музицированию, способствуя целостному восприятию  музыки.

    В нашем дошкольном учреждении музыкальная среда создана не только в музыкальном зале, но и в групповых помещениях, с возможностью трансформации  элементов музыкальной среды в связи с возрастной периодизацией музыкального развития детей, их  предпочтениями, формами организации музыкальной деятельности и её видами. В музыкальном зале  проводятся  не  только  коллективные формы музыкального воспитания, но и индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми или детьми  совместно с родителями с учетом индивидуальных предпочтений детей.

    Зоны самостоятельной музыкальной  деятельности в групповых помещениях динамичны и подвижны, что создает непринужденную обстановку для познавательно-исследовательских  музыкально-творческих  предпочтений детей. Этому способствует сочетание традиционных и оригинальных элементов музыкальной среды знакомых ребенку и новых  для него музыкальных игрушек, инструментов, звучащих и неозвученных  предметов-заместителей и музыкальной символики.

    Учитывая уровень знаний, умений и навыков наши педагоги  предоставляют детям  возможность свободного выбора действий, поощряя самостоятельность,  музы кально-эстетические личные предпочтения детей. Наши педагоги тактично направляют, содействуют формированию положительного отношения к сверстникам в совместном музицировании.

    Все это создает  благоприятные условия для развития, осознания и осуществления замысла в самостоятельной музыкальной деятельности детей.

    ,


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема: «Предметно-развивающая среда как фактор социально-адаптивного развития подростков»

    Материал содержит информацию о предметной среде ее задачах, средствах, коррекционно-компенсирующего воздействия  Пропедевтическая роль коррекционно-развивающей среды проявляется в процессе формир...

    Статья для NSPORTAL.RU "Создание музыкально-звуковой и предметной развивающей среды как основы личностноориентированной модели взаимодействия вэрослого и ребенка"

    Эта статья- выступление музыкального руководителя Красий Е.Н. на районном методобъединении музыкальных руководителей Курортного района, в которой отражены цели и задачи предметно-звуковой среды в обра...

    СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ДОУ

    Данная статья рассказывает об особенностях построения предметно-развивающей среды по обучению иностранному языку (в частности, английскому) в ДОУ. Рассматриваются принципы ее построения....

    Модель предметно-развивающей среды как средство оптимизации речевого развития детей с ТНР

    В последнее время в педагогических исследованиях особое место занимает проблема преобразования образовательного пространства, в котором происходит воспитание, обучение, развитие ребенка. Появляются но...

    Правила эффективного взаимодействия взрослого и ребенка

    Правила эффективного взаимодействия взрослого и ребенка...

    «Основа построения предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ»

    laquo;Основа построения предметно-развивающей среды для  детей с ОВЗ»...

    Рекомендации по организации предметно-развивающей среды слабовидящего ребенка с ОНР дома.

    Рекомендации по организации предметно-развивающей среды слабовидящего ребенка с ОНР дома....