Рекомендации по организации предметно-развивающей среды слабовидящего ребенка с ОНР дома.
материал

Громова Полина Дмитриевна

Рекомендации по организации предметно-развивающей среды слабовидящего ребенка с ОНР дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по организации  предметно-развивающей среды слабовидящего ребенка с ОНР дома.

Преодоление ОНР – это сложный, трудоемкий и длительный процесс, который требует комплексного подхода, тем более у слабовидящих детей. Под комплексным подходом следует подразумевать проведение логопедической работы, медикаментозного лечения, психологической поддержки, а также следует учитывать организацию оздоровительной окружающей среды. Комплексный подход реализуется как в условиях дошкольного учреждения, так и, в определенной мере, в домашних условиях.

Следует учитывать, что слабовидящие дети- это дети с ограниченными возможностями здоровья, поэтому немаловажное значение имеет создание среды, помогающей социальной адаптации и коррекции отклонений у таких деток

Одним из необходимых условий реализации комплексного подхода становится создание развивающего пространства дома. Развивающая среда-это такая обстановка, в которой бы ребенок более активно и быстрее познавал окружающий мир во всем его взаимодействии и лишь при небольшом косвенном руководстве взрослых.

 Развивающая  предметная среда детства – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребёнка и его личности. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.

Предметная среда детства предоставляет ребёнку условия для творческого духовного развития и возможность ‘’вычерпать‘’ из неё информацию, необходимую для постановки и решения задач той или иной деятельности. Эта среда должна отвечать принципам обогощенности и наукоемкости, содержать природные и социокультурные средства для разнообразной деятельности ребёнка.

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребёнка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Для детей-инвалидов по зрению крайние ступени лестницы при входе в здание необходимо покрасить в контрастные цвета. Лестницы в обязательном порядке должны быть оборудованы перилами. Дверь тоже необходимо сделать яркой контрастной окраски или провести яркий кант по периметру двери. На стеклянных дверях яркой краской должны быть помечены открывающиеся части.

Необходимо уделить внимание освещению рабочего стола, за которым сидит ребенок с плохим зрением, и помнить, что представленный наглядный материал нужно озвучивать для того, чтобы он смог получить информацию. 
Дети с нарушенным слухом должны быть слухопротезированы ИСА (индивидуальными слуховыми аппаратами). 

Рекомендации родителям слабовидящего ребенка с ОНР

1. Способствуйте формированию коммуникативных навыков через чтение, беседы, игры.

2. Информируйте ребенка о трудностях, которые могут вызвать затруднения при ориентировке в пространстве.

3. Формируйте позитивные свойства личности, мотивацию общения, которая обеспечит успешную адаптацию.

4. Развивайте мимику ребенка, учите контролировать ее с помощью пения. В данном процессе мышцы лица тренируются, и человек учится ими обладать в большей мере.

5. следует учитывать все рекомендации врача\логопеда\дефектолога

6. следует учитывать структуру первичного дефекта и проблемы, возникающие у детей при взаимодействии с окружающей средой

7. Когда малыш вам что-то рассказывает, не подгоняйте его и не перебивайте.

8. Соблюдайте определенный режима дня, крайне важен и сон ребенка

9.соблюдайте режим питания и рациона ребенка

10.поддерживайте ребенка тактильным контактом, проявляйте ласку

11.хвалите своих детей даже за маленькие достижения и успехи

12.детям необходимо развивать мелкую моторику рук. поэтому обязательно создайте для детей возможность играть с всевозможными пособиями, игрушками, которые будут изготовлены из различных материалов

13.слабовидящих деток необходимо приучить к порядку и структурированности

14.комната ребенка обязательно должна быть светлой и проветриваемой

15.рабочее место должно быть очень освещенным

16.все изображения, с которыми работает ребенок, должны быть большими, четкими.

17.  Расскажите своим деткам, что значат пугающие шумы, и держите их за руку при этом, чтобы вселить в детей уверенность.

18.научите своих детей самостоятельности

 При создании развивающего пространства дома необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников, а это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие ребенка, развитие его положительного самоощущения.

Все пространство в комнате ребенка должно быть безопасным и доступным ребенку, т.е.  игрушки, игры, бумага и краски, книги должны располагаться так, чтобы ребенок мог самостоятельно их найти, достать и воспользоваться ими. Следует учитывать, что все игрушки и вещи должны соответствовать возрасту ребенка.

Важно помнить, что для ребенка очень важно, как организована среда, которая его окружает, насколько эта среда доступна его восприятию, пониманию, насколько она может удовлетворять его потребности.

Вместе с тем нужно прилагать все силы, чтобы окружающая ребенка обстановка не причиняла ему вреда.

Главное, помните, что ваш ребенок все-равно самый лучший! И даже если он плохо видит или у него ОНР, это не значит, что он чем-то отличается от остальных. Ему также важно внимание и поддержка! Ему необходимо играть с другими детьми и развиваться как все, не пытайтесь «отгородить его полностью от внешнего мира»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с ОНР

В консуольтации рассмотрены принципы создания предметно - развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи....

Организация предметно -развивающей среды ,обеспечивающей реализацию принципа свободы выбора деятельности

В даннной презентации описывается принцип доступности предметно-развивающей среды. На примере того, как имеет место быть в данном МДОУ и как хотелось, чтобы было!...

Отчет об организации предметно-развивающей среды в старшей группе

Отчет об организации предметно-развивающей средыв старшей группе. Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная орг...

"Рекомендации по организации предметно -развивающей среды группы для осуществления экспериментальной деятельности дошкольника"

Данная методическая разработка рекомендована для воспитателей дошкольных образовательных учреждений  для максимальной реализации образовательного процесса....

Разработка рекомендаций для преобразования предметно-развивающей среды кабинета начальных классов. Конторка Базарного.

Разработка рекомендаций для преобразования предметно-развивающей среды кабинета начальных классов. Конторкой Базарного Веками известна фундаментальная роль осанки (телесная вертикаль: ...

Выступление на городском семинаре Сур ГПУ "Предметно-пространственная среда, как одно из условий развития обучающихся с ОВЗ в образовательной организации" «Особенности организации предметно-развивающей среды в логопедической группе для детей с тнр»

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речиСогласно требованиям Федерального государственного образовательного ст...