Главные вкладки

    Сборник. Компетентностно-ориентированные задания по русскому языку
    статья

    Панькина Екатерина Анатольевна

    Компетентностно-ориентированные задания по русскому языку

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sbornik-kontrolnykh-rabot-po-pismu-i-razvitiiu-rec.docx28.98 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сборник контрольных работ

    По письму и развитию речи

    Для учащихся 8 класса.

    Пояснительная записка.

    Обучение письменной речи – один из самых трудных этапов обучения в школе. Он же одновременно является важнейшим этапом, на котором закладывается сама возможность дальнейшего обучения. Учитывая особенности психофизического развития обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, его индивидуальные возможности) даются самые элементарные сведения по русскому языку, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Прежде всего необходимо приобретение практических навыков устной и письменной речи, формирование основных орфографических и пунктуационных навыков, воспитание интереса к родному языку.

    Систематический учет знаний, умений и навыков является неотъемлемой частью всего учебного процесса.

    Цель: представить учителю материал для проверки основательности усвоения знаний, прочности формирования у школьников  со сложной структурой дефекта орфографических и пунктуационных навыков.

    Текущие контрольные работы проводятся сразу после изучения тем и разделов программы. К диктантам предложены различные задания не только по орфографии, но и грамматике:

    • подчеркнуть гласные;
    • подчеркнуть согласные;
    • подчеркнуть сочетания согласных букв с гласными;
    • подчеркнуть слова, состоящие из трех (четырех и т.д.) букв;
    • подчеркнуть имена собственные;
    • подчеркнуть парные звонкие и глухие согласные;
    • поставить в словах знак ударение;
    • разделить на слоги данные слова;
    • подчеркнуть мягкий знак, стоящий в конце слова;
    • изменить слова по принципу «один – много»;
    • подчеркнуть слова, отвечающие на вопросы кто? что?
    • найти в тексте слова, обозначающие действия предметов;
    • найти в тексте слова, обозначающие признаки предметов;
    • найти в тексте предлоги и подчеркнуть их;
    • найти в тексте сочетания жи – ши, ча – ща, чу –щу и подчеркнуть;
    • подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком;
    • определить количество слогов, букв, звуков;
    • подобрать проверочные слова для данных слов;
    • найти словарные слова;

    Итоговая контрольная работа является способом проверки достигнутых знаний и навыков за учебный год, обеспечивающих дальнейшее обучение русскому языку. Здесь предлагаются годовые контрольные работы. Подавляющее количество слов диктанта составляют слова на те правила, которые изучены и отработаны ранее.

    Тематика текстов близка и понятна обучающимся, содержит в себе интересную информацию и затрагивает многие нравственные, эстетические и экологические вопросы. Содержание текстов способствует общему развитию учащихся, воспитывает любовь к Родине, природе, учит любить труд, обогащает речь, Работа с данным материалом поможет учителю решать не только учебные, но и воспитательные задачи: расширять круг представлений ребят об окружающем мире, способствовать формированию у учащихся социальных навыков

    Тема: «Мягкий знак на конце и в середине слова».

    Диктант.

    Маленький художник.

            Взял Саша альбом, краски и кисть. Саша рисует летний день. Вот дорога, а дальше зелёный лес. Хороший рисунок получился у мальчика. Альбом взяли на школьную выставку.

    Грамматическое задание:  

         1.Подчеркни слова со смягчающим мягким знаком.

         2. Сделать звуко - буквенный анализ слова:  

              Мальчик -            (сл.,...б,…зв, …гл,.. согл,)

         3. Вставить пропущенные буквы и поставить знак ударения в словах :

    С . итать, р . шать, пр . мер, пш . ница, к . рабль, ч . ловек.  

    Списывание.

    Кот Васька.

            Спит на крыше кот Вас. ка. Шерсть у Вас. ки  серая. Хвост

    пуш. стый. Хор . шо бы мышку поймать, да лен.   коту вставать. Любит

    он спат.   и  мурлыкать.

    Грамматическое задание:  

         1.Подчеркни слова со смягчающим мягким знаком.

         2. Сделать звуко - буквенный анализ слова:  

              Мальчик -            (сл.,...б,…зв, …гл,.. согл,)

         3. Вставить пропущенные буквы и поставить знак ударения в словах :

    С . итать, р . шать, пр . мер, пш . ница, к . рабль, ч . ловек.  

                                           

    Тема: «Гласные после шипящих жи-ши, ча-ща, чу-щу».

    Диктант.

    Кот Фока.

            Ж..л     у  дяди  Паши  кот   Фока.  Он  был  ж..рный.  Ч..сто кот ходил

     в   ч..лан.    Там были мыш…      Фока    лож..лся   в  тёмном углу.  Тут он сторож..л добыч…  Мыши – любимая пищ..   Фоки.

    Грамматическое задание:

    1.Подчеркнуть  сочетания  жи-ши, ча-ща, чу-щу.

    2.Сделать звуко-буквенный анализ  слова  - д..ревня

    3. Записать словарные слова: зд..ровье, ..птека, з..мляника, ..кскурсия.

    Списывание.        

    Рыбалка.

            Ч..десный  день. Шумят  больш..е  камыши. Волны плещ..т на берег. Коля Чудов забросил  удочку. Мальчик на речке поймал две больш..е  щ..ки. Хорош..й улов!

    Грамматическое задание:

    1.Подчеркнуть  сочетания  жи-ши, ча-ща, чу-щу.

    2.Сделать звуко-буквенный анализ  слова  - д..ревня

    3. Записать словарные слова: зд..ровье, ..птека, з..мляника, ..кскурсия.

    Тема: « Парные согласные в конце и середине слова»

    Диктант.

    Дятел.

    Выпал первый снег. Ударил мороз. Тишина в саду.   Вдруг  стук.  Это дятел.

    Головка у дятла   чёрная.  На макушке  красная   шапочка. На крыльях  белые полоски.  Дятлы – лесные  доктора.  Они лечат  деревья.

    Грамматическое  задание:

    1. Подчеркнуть парные согласные в конце слов. (4 слова).
    2. Звуко-буквенный  анализ слова  -  деревья.
    3. Вставить пропущенные буквы в слова:  бер…г,  …бед,  а…тобус,  б…лет, ястре…,  вдру…

            Тема: « Парные согласные в конце и середине слова»

    Списывание.

            Последняя  неделя ноября.  Са...   пуст.  Наступил  холо…  Выпал  первый

    сне…  .  В  воздухе  круж…лись  пушистые   снеж…нки.  Они  тихо  падали  на   землю.  Стали  белыми   крыши,  са…,  лу…,  огоро…

     

    Грамматическое  задание:

    1. Подчеркнуть парные согласные в конце слов. (4 слова).
    2. Звуко-буквенный  анализ слова  -  деревья.
    3. Вставить пропущенные буквы в слова:  бер…г,  …бед,  а…тобус,  б…лет, ястре…,  вдру…

    Тема: «Ударные и безударные гласные»

    Диктант.

    Кормушки.

    Засыпала  зима  поля снегами. Голодные птицы   летят к  жилью. Развесили дети в садах  и  парках кормушки. Насыпали зёрна, крошек. Слетаются к кормушкам  воробьи, синички, снегири.  Радостно щебечут, словно благодарят ребят.

    Грамматическое  задание:

    1. В  словах первого предложения расставь ударения.
    2. Звуко-буквенный  анализ слова  -  кормушка
    3. Вставить пропущенные буквы в слова:  м..газин, фабр…ка, ин..й, ш..фёр.

    Тема: «Ударные и безударные гласные»

    Списывание.

    Зимой.

            Стоит    д...кабрь  на    дв..ре.   Трещат   м..розы.  Дуют   х..лодные   ветры.  Берёзки  и  липы  ст..ят   без  л..сточков, голые. Только   с..сна  и  ель  зелёные.  Медведь  залез  в свою  берлогу   и  спит.        

    Грамматическое  задание:

    1. В  словах первого предложения расставь ударения.
    2. Звуко-буквенный  анализ слова  -  кормушка
    3. Вставить пропущенные буквы в слова:  м..газин, фабр…ка, ин..й, ш..фёр.

    Тема: «Слово. Названия предметов, действий, признаков» 

    Диктант.

    Телевизор.

            Мои  родители купили новый телевизор.  У  телевизора  огромный экран.

    Мы смотрим много интересных программ.  Я люблю  смотреть  по телевизору передачи  про  животных и детские фильмы.  На  день рождения    мне  подарят новый телефон.  (32 сл.)

    Грамматическое  задание:

    1. В предложении подчеркнуть главные члены:

    Большой  телевизор  весит на стене.

    1. Звуко-буквенный  анализ слова  -  передачи
    2. Вставить пропущенные буквы в слова:  п…ртрет,  кв…ртира, т…л…фон.

    Тема: «Слово. Названия предметов, действий, признаков».

    Списывание.

    Телевизор.

            Мои  р...дители  купили новый т..л..визор.  У  т..л..визора    ..громный   экран.

    Мы  смотрим  много интересных  программ.  Я  люблю  см..треть   по   т..л..визору передачи  про  ж..вотных  и   д..тские  ф..льмы.  На  день рождения    мне  подарят новый т..л..фон.       (32 сл.)

    Грамматическое  задание:

    1. В предложении подчеркнуть главные члены:

    Большой  телевизор  весит на стене.

    1. Звуко-буквенный  анализ слова  -  передачи
    2. Вставить пропущенные буквы в слова:  п…ртрет,  кв…ртира, т…л…фон.

    Тема: «Раздельное написание предлогов со словами»  

    Диктант.

    Ёжик.

    Выбрал  ёжик себе на зиму  норку под большим  деревом. Хороша норка,  только постельки нет.  Побежал ёжик за удобной  постелькой. Нашёл он  листья и  надел на иголки. Потащил их  ёж  к себе в норку. Хороша у ежа постелька.

    Грамматическое задание:

    1. Подчеркнуть  все предлоги в тексте.
    2. Сделать звуко-буквенный анализ слова : постелька.
    3. Вставит пропущенные буквы в словарные слова  и поставить ударения:

    Ф . милия, Р . с . ия, лес . ница, м . нута.

    Тема: «Раздельное написание предлогов со словами» .

    Списывание.

    Школьный двор.

    Звонок.   Ученики  выбегают   …   школьный  двор. Они  играют   …  мяч. Малыши    прыгают.  Другие    дети  сидят  …  скамейках.   Перед  школой  сад.  Дорожки  ведут   …  саду.  Они посыпаны  песком.  Всё  здесь  сделано  руками  учеников.

    Грамматическое задание:

    1. Подчеркнуть  все предлоги в тексте.
    2. Сделать звуко-буквенный анализ слова : постелька.
    3. Вставит пропущенные буквы в словарные слова  и поставить ударения:

    Ф . милия, Р . с . ия, лес . ница, м . нута.

    Тема: « Родственные слова».

    Диктант.

    Наша  родина.

             Все мы  любим  нашу  родину – Россию.  Широко  раскинулись  родные просторы.  Много здесь  лесов  и  полей.  Родники  наполняют  быстрые  реки.  В густых  лесах  много  разных   птиц и  животных.  Дружный   и  трудолюбивый  у  нас  народ. (33 слова)

    Грамматическое  задание:

    1. Выбрать из  текста  и выписать все  родственные слова,  выделить корень.
    2. Сделать звуко-буквенный анализ слова : Россия.

    Списывание.

    Наша родина.

    Все мы  любим  нашу  р…дину – Россию.  Широко  раскинулись  р…дные просторы.  Много здесь  л…сов  и  п…лей.  Родники  наполняют  быстрые  реки.  В густых  л…сах   много   разных   птиц  и  ж…вотных.  Дружный   и  тр…долюбивый  у  нас  нар…д.

    Грамматическое  задание:

    1. Выбрать из  текста  и выписать все  родственные слова,  выделить корень.
    2. Сделать звуко-буквенный анализ слова : Россия.

    Тема: «Знаки препинания в конце предложения».

    Диктант.

    Почему ландыш белый?

             Умеешь ли ты разгадывать загадки природы? Почему ландыш белый? Нежные  ландыши растут в тени. В темноте леса насекомые не видят другого цвета. Только белые цветы заметны. Учись разгадывать загадки природы!

    (30 слов)

    Грамматическое  задание:

    1. В третьем предложении подчеркните главные члены предложения.
    2. Сделать звуко-буквенный анализ слова : ландыш.
    3. Вставит пропущенные буквы в словарные слова  и поставить ударения: л..гушка, ру…кий, в..гон, в..кзал, м..лина, яг..да, ц..плёнок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности компетентностно-ориентированных заданий по русскому языку

    Данный материал был использован на семинаре по новым образовательным стандартам....

    Компетентностно-ориентированные задания по русскому языку как средство формирования метапредметных результатов образования.

    В данной статье рассматриваются  вопросы компетентностного подхода, структура компетентностно-ориенторованных заданий и их роль в формировании трех ключевых компетентностей учащихся....

    Компетентностно-ориентированное задание по русскому языку

    Компетентностно-ориентированное задание по русскому языку для 9 класса....

    Сборник компетентностно-ориентированных уроков по материалам участников телекоммуникационного проекта-конкурса «Компетентностно-ориентированный урок» .

    Данный сборник объединяет в себе материалы участников конкурса по практическому этапу «Компетентностно-ориентированный урок». В сборнике представлены разработанные участниками компетентностно-ориентир...

    Сборник компетентностно-ориентированных заданий по материалам участников телекоммуникационного проекта-конкурса «Компетентностно-ориентированный урок»

    Данный сборник объединяет в себе материалы участников конкурса по практическому этапу "Компетентностно-ориентированные задания». В сборникепредставлены разработанные участниками компетентностно-ориент...

    Компетентностно-ориентированные тестовые задания по английскому языку

    Компетентностно-ориентированные тестовые задания по английскому языку...

    Сборник компетентностно-ориентированных тестовых заданий по русскому языку для 7 класса

    Сборник включает в себя тематические тестовые задания по русскому языку для обучающихся 7 класса  по  следующим разделам учебника: Повторение изученного в 5-6 классахПричастие.Деепричас...