Главные вкладки

    Пальчиковые игры на музыкальных занятиях в ДОУ
    методическая разработка

    Кострова  Инна  Анатольевна

    Роль  пальчиковых  упражнений  в  развитии  ребенка

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл detskiy_sad.docx14.68 КБ

    Предварительный просмотр:

           Пальчиковые игры на музыкальных занятиях в детском саду

                Детский сад — это первая ступень социальной адаптации детей. Чтобы эта адаптация происходила как можно безболезненно, взрослым необходимо помочь детям научиться общаться. Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи  и взрослым важно не упустить период развития грамотной, правильной речи ребёнка. Двигательный центр речи находится в непосредственной анатомической близости с двигательными центрами, регулирующими движения кистей рук, мелкую моторику.  Иными слова существует тесная связь  между речевой функцией и общей двигательной системой человека. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, тонкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, развитию просодического компонента речи. Для того, чтобы ребёнку был интересен и занимателен процесс развития речи, мы используем  игры и упражнения- уникальное средство для развития тонкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Пальчиковые игры интересны как младшим дошкольникам, так и старшим. Проводить подобные игры можно не только в группе, но и в музыкальном зале, на музыкальных занятиях.

               Музыкальные занятия в детском саду — это для детей всегда праздник и хорошее настроение. Включение пальчиковых игр в процесс воспитания музыкой играет важную роль в речевом развитии, стимулирует пространственное мышление, воображение, эмоциональную выразительность. Использование стихотворной формы пальчиковых игр помогает ребёнку лучше запомнить текст, его речь становится более выразительной, отрабатываются артикуляционные, мимические и голосовые навыки. Существуют различные пальчиковые игры: игры с пением, игры с мелкими предметами под музыку, игры под счёт или словесное сопровождение.  Тексты помогают детям лучше представить и выразительнее передать в движениях смысл услышанного. А также рифмованные тексты способствуют развитию речи и совершенствуют произношение детей.

        Если говорить о возрастных потребностях, то в возрасте 5–7 лет ребёнку интересно показывать не отдельные картинки (зайчик шевелит ушами, волк крадётся, птичка летит), а целые сюжеты. Таким образом можно даже разыграть пальчиковый спектакль. С детьми младшего дошкольного возраста нужно предварительно «порепетировать»., то есть проработать пальчиками все движения. Например, попросить ребёнка изобразить птицу, скрестив ладони перед собой или показать густой лес, подняв руки вверх, приложить указательные пальцы к голове, изображая козлёнка и т. д. Движения нужно уточнять и разнообразить. Но в начале ребёнку лучше пройти весь «путь» потешки в картинках, изобразив его пальчиками. Играя с детьми, можно подобрать музыкальное сопровождение для того или иного движения или героя: лёгкую мелодию для полёта птички, весёлый марш для ходьбы пальчиками, тревожную для крадущегося зверя .Таким  образом, развитие речи ребёнка будет не просто нужным занятием для детей, а познавательной, увлекательной и полезной игрой.

     Литература: Бадалян Л. О.. Детская неврология: [Учеб. пособие] / Л. О. Бадалян. — М.: МЕДпресс-информ, 2001. — 607 с.: ил., цв. ил., табл.; 22 см. Браудо Т. Е., Бобылова М. Ю., Казакова М. В. Онтогенез речевого развития. /Браудо Т., Бобылова М., Казакова М. // Русский журнал детской неврологии. — 2017, № 1., с.41–46. Новиковская О. А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: практичес кое пособие для педагогов и родителей.- Спб: КОРОНА принт, 2005.- 272с., ил. Бардышева Т. Ю. Лиса по лесу ходила. Пальчиковые игры. Тексты песенок и потешек приведены по «Хрестоматии для маленьких». / Сост. Л. Н. Елисеева- М.: Просещение, 1987. Вихарева Г. Ф. Играем с малышами. Логоритмические игры для детей младшего дошкольного возраста. Издательство «Композитор», Санкт-Петербург, 2007.