Создание образовательного пространства, обеспечивающего личностную, социальную и профессиональную успешность учащихся путем применения современных педагогических и информационных технологий в рамках ФГОС
статья

Грязнева Снежана Александровна

Все перечисленные и применяемые мной методы способствуют развитию у учащихся универсальных учебных действий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_obrazovatelnogo_prostranstva.docx29.9 КБ

Предварительный просмотр:

Создание образовательного пространства,

обеспечивающего личностную, социальную и профессиональную успешность учащихся путем применения современных педагогических и информационных технологий в рамках ФГОС

В современном обществе меняются приоритеты образования. Ученик должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться.

Нашей стране требуется гражданин, умеющий сочетать теоретические знания с умением работать руками, создавать и совершенствовать материальные ценности, работать на высокотехнологичном оборудовании, умеющий проектировать свою собственную деятельность, действовать в команде и строить свою профессиональную карьеру. Нынешний образовательный стандарт основного общего образования по технологии ставит масштабные педагогические цели в формировании личности школьника.

Большинство современных подростков пассивны, уровень их активности в ходе учебного процесса низкий, у многих формируется убеждение, что знания, даваемые школой, в жизни не пригодятся. Между тем общество нуждается в высокообразованных, инициативных людях, способных творчески реформировать общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны. Поэтому выпускники должны быть способны к саморазвитию, непрерывному совершенствованию себя. Выполнить такие задачи в условиях традиционных технологий весьма проблематично. В новых технологиях ставка делается на появление у детей потребности саморазвития, стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению, что в свою очередь будет способствовать повышению уровня активности учащихся на уроках.

Все мы помним, что в недалеком прошлом перед педагогом стояла задача – дать хорошие прочные знания обучающемуся. Новый же стандарт ориентирует педагога, на развитие личности обучающегося на основе освоения им универсальных учебных действий. Цель образования сегодня: вместо передачи суммы знаний – развитие личности на основе освоения универсальных способов деятельности.

Изменились требования к современной личности. Это раньше человек, получив образование, освоив профессию, мог быть спокоен и уверен в том, что до пенсии будет работать по специальности. Сейчас все меняется. Информация обновляется со скоростью света, выпускнику важно не потеряться в этом обилии, бурном потоке постоянно меняющейся информации, быть готовым осваивать ее, ориентироваться в ней.

Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование технологического мировоззрения и технологической культуры, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств школьника.

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов и задач, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации с разными людьми и при этом оставаться нравственным.

И задача учителя «Технологии» подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

Но, к своему сожалению, работая в школе, я столкнулась с проблемой того, что дети теряют интерес к предмету технология.

Как повысить мотивацию к предмету? Как успеть научить ребенка элементарным ремеслам, привить умения и навыки обслуживающего труда, подготовить его к жизни?

На мой взгляд, применение технологии проблемного обучения на уроках и позволяет решить эту проблему.

Очень хорошо методику проблемного обучения применять на уроках конструирования и моделирования одежды, при изучении конструкций изделий, стилей.

Например, ставить перед учащимися проблемную задачу. Почему платье определенного фасона нельзя изготавливать из любой ткани? Или при изучении зрительных иллюзий в одежде поставить задачу подобрать фасон юбки, платья, брюк для нестандартной фигуры с целью скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства. Каждый из нас обладает определенными пропорциями в фигуре. Уметь правильно подобрать одежду для того или иного типа фигуры очень важно. На таких занятиях всегда будет интереснее, так как решать подобные проблемы приходиться всем в повседневной жизни.

При раскрое изделий перед учащимися также можно поставить много проблемных ситуаций. Например, что может произойти, если платье раскроить не по долевой, а по поперечной или косой нити и почему некоторые модели кроят именно по косому направлению нитей?

При изучении машинных швов в 5 классе, выполняя машинные швы, мы главной задачей ставим освоение приемов работы на машине, но не заостряем внимание на конструкции образования машинного шва, схемах его выполнения. Зато к 7 классу уже ставим вопрос, а как образуется машинный шов, и предлагаем разобрать схему изготовления. Для более сильных учащихся даже можно предложить составить технологическую карту поэтапного выполнения шва. Решение этой проблемы делают занятия более эффективными.

Осваивая приемы работы на машине, учащиеся в первую очередь сталкиваются с такой проблемой как качество строчки, от чего она зависит. Конечно, можно учащимся предложить и готовую таблицу дефектов и неполадок в работе машины. А можно построить занятие и по-другому. Четко закрепив то, какой должна быть качественная машинная строчка, перед девочками ставиться проблема. Например, что произойдет, если неправильно заправить верхнюю или нижнюю нить, сделать натяжение верхней или нижней ниток более сильным или более слабым по отношению друг к другу? Применив поисково-исследовательский метод, попробовав на практике разные варианты, учащиеся составляют таблицу дефектов строчки. По окончании работы проходит обсуждение и вместе составляется итоговая таблица. Такое задание можно построить и используя бригадный метод работы, когда каждой бригаде дается отдельная проблема, а потом при обсуждении находится истина.

Изучение темы «Уход за одеждой» можно начать с вопроса: а есть ли у вас любимая вещь, с которой не хочется расставаться? От чего зависит внешний вид одежды? Умеете ли вы ухаживать за одеждой? И урок выстраивается совместно: учитель подводит девочек к выдвижению гипотез и их решению. Здесь же вспоминаются знания, полученные в разделе материаловедения, по волокнистому составу тканей и их свойствам.

При изучении раздела «Кулинария», темы «Физиология питания» формируется несколько мнений, одни говорят: «Режим питания необходим». Другие: «Кушать необходимо, когда захочется». Кто прав? А ваше мнение? Выдвигаются различные гипотезы, споры, и через беседу девочки должны прийти к выводу, какой же режим питания необходим для подростка.

Постоянная постановка перед учащимися проблемных задач, проблемных ситуаций приводит к тому, что они не «пасуют» перед проблемами, а стремятся их разрешить. Ведь проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития.

Также при изучении раздела «Кулинария» большое внимание, с моей точки зрения, следует уделять здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на сохранение здоровья детей. Продолжая изучать тему «Физиология питания» следует решить определенные задачи, например, определить роль правильного питания в жизни школьника, разработать суточную норму потребления продуктов, научиться организовывать режим питания. Наблюдая за девочками, я пришла к выводу, что после проведения уроков, основанных на здоровьесберегающих технологиях, учащиеся значительно активнее уделяют внимание своему здоровью, правильному питанию. Особенно это заметно на практических работах: девочкам уже не надо напоминать о необходимости чистоты рук, качестве и сроках хранения продуктов, гигиене питания.

Следующий метод, который я использую в своей практике – это метод творческих проектов. Развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления – все это и лежит в основе метода творческих проектов. Использование метода проектов позволяет интегрировать знания и умения, полученные учащимися при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.

Метод проектов - это такой способ обучения, при котором обучающийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт. На начальном этапе работы (5класс) можно предлагать, рассматривать вариативность выполнения разделов проекта вместе с учащимися, оставляя за ними право выбора окончательного варианта. В дальнейшем выбор темы, разработку и процесс выполнения работы, обучающийся должен выполнять самостоятельно. Девочки находят проблему, решают ее, делают выводы и обобщения из полученных результатов самостоятельно. Преимущества метода проектов: системное закрепление знаний по другим учебным предметам, часто знания, необходимые ученикам для работы над проектом, «подстегивают» его интерес к другим дисциплинам.

При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки. Так же групповая работа дает возможность учащимся объединиться по интересам. Воспитывает обязательность выполнения задания в определенные сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива. Предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности, позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества.

Проектная деятельность обладает потенциальными возможностями в подготовке школьников к профессиональному самоопределению. В процессе проектирования школьники изучают предмет, средства и условия труда таких профессий, как повар, оператор прядильного производства, оператор в производстве химических волокон, ткач, закройщик, портной, фитодизайнер, художник по костюму, художник в области декоративно-прикладного искусства, вязальщица текстильно-галантерейных изделий и многих других профессий. Использование метода проектов развивает профессиональную мотивацию, формирует познавательные и созидательные способности школьников.

Также в своей работе я использую тестовые технологии. Тематические тесты очень удобно проводить после изучения всей темы. В результате тестирования можно увидеть, на сколько полно, качественно и осознанно ученик овладел материалом. Тестовые задания составляю с учетом задач урока, специфики изучаемого материала, познавательных возможностей, уровня готовности учащихся. Поэтому мною для каждой группы составлены тесты, направленные на формирование умений и навыков, на закрепление знаний. Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а также развивает у девочек логическое мышление и внимательность.

И еще одна технология, которая мне очень нравится – это информационная. На мой взгляд, компьютер дает возможность любому учителю подготовиться к уроку, начиная с планирования и конспектов уроков и заканчивая различным демонстрационным материалом, при этом использую как готовые мультимедиа библиотеки, так и свои и своих учеников. Я считаю, что современное преподавание уже невозможно без применения информационных технологий, так как это привлекает учащихся в большей степени, чем обычный урок, помогает высвободить время для практики, делает урок ярким, наглядным, необычным. Формы и место использования презентации на уроке зависят от содержания урока, от цели, которая ставится на уроке, и могут быть использованы на любом этапе урока:

- для обозначения темы урока;

- в начале урока с помощью вопросов, создавая проблемную ситуацию;

- как сопровождение объяснения учителя;

- для контроля учащихся.

Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

Все перечисленные и применяемые мной методы способствуют развитию у учащихся универсальных учебных действий. Новые ФГОС требуют от современного учителя воспитания личности нового типа, а именно: творческой, социально - активной, толерантной, самостоятельной и мотивированной к трудовой деятельности. Такую личность можно воспитать, если в полной мере раскрыть ее яркие природные задатки и склонности, помочь определиться с потребностями и целями в жизни. Именно учителю технологии, использующему перечисленные выше методы, представляется широкое поле для деятельности по развитию современной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических и информационных технологий в процессе обучения математике в условиях перехода на ФГОС ООО.

В статье рассматриваются современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящи...

Активизация творческого потенциала учащихся с помощью современных педагогических и информационных технологий.

Кто повторяет старое и узнаёт новое, тот может быть предводителем. Конфуций.В настоящее время понятие педагогических технологий прочно вошло в словарный обиход, а их использование стало одним из иннов...

Использование современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе для активизации творческого потенциала учащихся

В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.Обучение превращается в подобие некоего техноло...

Использование современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе для активизации творческого потенциала учащихся.

Из выступления на педагогическом совете от 17 ноября 2014 года.В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить ...

Повышение качества образования и развитие творческих возможностей учащихся путем использования современных инновационных и информационных технологий

Доклад на тему: «Повышение качества образования и развитие творческих возможностей учащихся путем использования современных инновационных и информационных технологий»...

Доклад по биологии "Использование современных педагогических и информационных технологий на уроках биологии с целью социального.личностного и профессионального развития"

В наше время общество уже изменило свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества (общества информационного). Современное информационное общество ставит перед всеми типами уч...