Активизация творческого потенциала учащихся с помощью современных педагогических и информационных технологий.
статья по теме

Бутова Галина Анатольевна

Кто повторяет старое и узнаёт новое, тот может быть предводителем. Конфуций.

В настоящее время понятие педагогических технологий прочно вошло в словарный обиход, а их использование стало одним из инновационных и продуктивных направлений развития образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация творческого потенциала учащихся

с помощью современных педагогических

и информационных технологий.

Кто повторяет старое и узнаёт новое,

тот может быть предводителем.

Конфуций

Современная педагогическая теория рассматривает процесс

обучения как активное вовлечение учащихся в конструирование своих

собственных знаний. Обучение понимается как динамичный процесс,

во время которого ученики используют доступные источники

познания для формирования знаний и собственного мировоззрения, а

не просто как усвоение "готовых знаний" из различных областей,

подчас не связанных между собой. Активная самостоятельная

продуктивная работа школьников должна стать приоритетной в

образовательном процессе. Педагоги и учащиеся должны активно

экспериментировать, открывать и создавать.

    Учитывая современные взгляды на обучение, компетентностную

модель современного учителя можно представить в виде входящих в

неё элементов:

• ценности, принципы и цели;

• профессиональные качества;

• ключевые компетенции;

• педагогические методы, способы и технологии;

• профессиональные позиции.

   Мы сегодня остановимся на группе элементов, входящих в

компетентностную модель современного учителя: педагогические

методы, способы и технологии.

    В настоящее время понятие педагогических технологий прочно

вошло в словарный обиход, а их использование стало одним из

инновационных и продуктивных направлений развития образования.

Все педагогические технологии делятся на традиционные и личностно

ориентированные. И, говоря о традиционных, можно отметить такие их

положительные стороны, как чёткая организация учебного процесса,

систематический характер обучения, воздействие личности учителя на

учащихся в процессе общения на уроке. Огромное значение имеют

также широко применяемые наглядные пособия, таблицы,

технические средства обучения.

   Традиционные технологии апробированы годами и позволяют

решать многочисленные задачи информирования, просвещения

учащихся, организации их репродуктивных действий.

   Современное информационное общество ставит перед школой

задачу подготовки выпускников, способных:

• ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях,

самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их

на практике для решения разнообразных возникающих проблем,

чтобы в дальнейшей жизни иметь возможность найти свое

место;

• самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие

проблемы и искать пути рационального их решения, используя

современные технологии; четко осознавать, где и каким образом

приобретаемые ими знания могут быть применены; быть

способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

• грамотно работать с информацией (собирать необходимые для

решения определённой проблемы факты, анализировать их, де-

лать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными

или альтернативными вариантами решения, устанавливать

статистические и логические закономерности, делать

аргументированные выводы, применять полученный опыт для

выявления и решения новых проблем);

• быть коммуникабельными, контактными в различных

социальных группах, уметь работать сообща в различных

областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело

выходя из любых конфликтных ситуаций;

• самостоятельно работать над развитием собственной

нравственности, интеллекта, культурного уровня.

   Поэтому, помимо традиционных технологий, в создавшихся

условиях стали появляться личностно ориентированные, призванные

обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных

способностей обучаемого. Задачи личностно ориентированных технологий

на сегодняшний день, используя современные педагогические

технологии, учитель может решать следующие задачи:

• создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в

работе всего класса;

• стимулирование учащихся к высказываниям, использованию

различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться,

получить неправильный ответ и т. п.;

• использование в ходе урока дидактического материала,

позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него

вид и форму учебного содержания;

• оценивание деятельности ученика не только по конечному

результату (правильно - неправильно), но и по процессу его

достижения;

• поощрение стремлений ученика находить свой способ работы

(решения задачи), анализировать способы работы других

учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее

рациональные из них;

• создание естественного самовыражения ученика.

Среди разнообразных направлений новых педагогических

технологий наиболее адекватными поставленным целям и наиболее

универсальными являются:

• обучение в сотрудничестве;

• дифференцированный подход к обучению;

• игровые технологии;

• метод проектов.

   Эти направления относятся к так называемому гуманистическому

подходу в психологии и образовании, главной отличительной чертой

которого являются особое внимание к индивидуальности человека,

его личности, четкая ориентация на сознательное развитие

самостоятельного критического мышления.

   Преимущества такой технологии заключаются в следующем:

• развиваются навыки мыследеятельности, включается работа

памяти;

• актуализируются полученные опыт и знания;

• каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном

темпе;

• повышается ответственность за результат коллективной работы;

• совершенствуются навыки логического мышления,

последовательного изложения материала.

   Большую роль в индивидуализации обучения играет

компьютерное тестирование, более привлекательное для ученика,

нежели традиционная контрольная работа или тест. Во-первых,

ученик не связан напрямую с учителем, он общается прежде всего с

машиной. Во-вторых, тесты могут быть представлены в игровой

форме. К тому же, выполнение подобных тестов позволяет вернуться

к неотработанным вопросам и сделать "работу над ошибками".

Компьютерное моделирование эксперимента позволяет каждому

ученику выполнять задание в удобном для него ритме, по-своему

менять условия эксперимента, исследовать процесс независимо от

других учащихся. Это также способствует выработке исследовательских навыков, побуждает к творческому поиску

закономерностей в каком-либо процессе или явлении.

   Большие возможности для развития творческого потенциала

предоставляют обучающие компьютерные программы. Обилие

иллюстраций, анимаций и видеофрагментов, гипертекстовое

изложение материала, звуковое сопровождение, возможность

проверки знаний в форме тестирования, проблемных вопросов и задач

не только дают возможность ученику самостоятельно выбирать

удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют

расширить кругозор и углубить свои знания.

   В таких программах изначально реализована идея игры. Звуковое

и графическое оформление большинства программ (интерфейс)

позволяет ребенку воспринимать их как игры. Множество игровых

ситуаций и заданий, встречающихся в такой программе, делают

процесс обучения максимально увлекательным.

   Метод проектов полностью реализуется в мультимедийных

презентациях и других компьютерных проектах. Как уже упоминалось

выше, подобные проекты могут быть выполнены с помощью

информационных технологий (здесь, кстати, неоценимую помощь

может предоставить Интернет). Быстрый доступ к разнообразной

информации, использование всех мультимедийных возможностей

позволяют реализовать самые смелые и неожиданные идеи. Если же

ученик владеет не только основными средствами работы с

информацией, но и более сложными программами, то возможно

создание поистине уникальных проектов.

    Большие возможности для использования метода проектов дает

компьютерное моделирование. Здесь речь уже идет о том, что

разработка компьютерной модели того либо иного процесса или

явления уже сама по себе является видом проективной деятельности.

Если учащийся владеет приемами программирования, то он может

глубоко проникнуть не только в самую суть явления, но и в его

математическую модель, которую затем необходимо воплотить в

зрительный образ.

   Работа над проектом побуждает ученика не только к глубокому

изучения какой-либо темы курса, но и к освоению новых программ и

программных продуктов, использованию новейших информационных

и коммуникационных технологий. Несомненно, что здесь решаются

многие задачи личностно ориентированного обучения.

    Таким образом, современные педагогические технологии в

сочетании с современными информационными технологиями могут

существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить задачи воспитания всесторонне развитой, творчески

свободной личности.

   Последующее обсуждение позволяет учителю выделить как

содержательные, так и процедурные моменты дискуссии.

   Современная школа, ориентированная на повышение качества

образования, имеет в своем арсенале достаточное количество современных

педагогических и информационных технологий. Задача педагогов -

последовательно и эффективно применять их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе для активизации творческого потенциала учащихся

В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.Обучение превращается в подобие некоего техноло...

"Активизация творческого потенциала учащихся с помощью ИКТ на уроках русского языка и литературы"

Творческая индивидуальность каждого человека, реализуемая им в личной, профессиональной и общественной сферах, является основным ресурсом развития современного общества. Главной задачей образования ...

Использование современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе для активизации творческого потенциала учащихся.

Из выступления на педагогическом совете от 17 ноября 2014 года.В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить ...

«Развитие творческих способностей учащихся при помощи современных педагогических технологий на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС».

Тема самообразования "Развитие творческих способностей учащихся при помощи современных педагогических технологий на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС"....

Активизация творческого потенциала учащихся с помощью ИКТ

Главной задачей образования сегодня становится не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оц...

Повышение качества образования и развитие творческих возможностей учащихся путем использования современных инновационных и информационных технологий

Доклад на тему: «Повышение качества образования и развитие творческих возможностей учащихся путем использования современных инновационных и информационных технологий»...