Проектирование педагогическими работниками образовательного пространства как элемент педагогического мастерства
материал

Темченко Елена Павловна

Сегодня перед системой профессионального образования ставятся разноплановые задачи, выдвигаются новые требования к формам и методам организации образовательного процесса, связанные с участием в движении WorldSkills Russia, инклюзивным образованием, подготовкой кадров для высокотехнологичных производств, в том числе по профессиям и специальностям ТОП-50.

В связи с этим возникает необходимость создания образовательного пространства, в котором есть возможность раскрыться личности педагога и студента.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический совет на тему: «Проектирование педагогическими работниками образовательного пространства как элемент педагогического мастерства»

Темченко Елена Павловна, методист

План проведения педсовета:

1.        Вступительное слово по теме - Михайлов П.Н., заместитель директора по УПР

2.        Содоклад - Васягин В.А., заместитель директора по ВР и СВ

3. Содоклад - Темченко Е.П., методист

4.        Выработка и принятие решения педсовета

Цель: спроектировать образовательное пространство техникума, создающее условия росту педагогического мастерства педагогов и всестороннего развития личности студента.

Михайлов П.Н., -

Сегодня перед системой профессионального образования ставятся разноплановые задачи, выдвигаются новые требования к формам и методам организации образовательного процесса, связанные с участием в движении WorldSkills Russia, инклюзивным образованием, подготовкой кадров для высокотехнологичных производств, в том числе по профессиям и специальностям ТОП-50.

Подготовка конкурентоспособного на рынке труда, профессионально мобильного работника в значительной степени зависит от постановки системы управления профессиональным и личностным становлением молодежи. Вследствие этого возникает необходимость усиления внимания к проблеме профессионального становления личности, формирования в процессе обучения и производственной деятельности необходимых личностных и профессионально-значимых качеств, развитие навыков непрерывного профессионального самосовершенствования.

Личностно-профессиональное становление - сложный и длительный процесс, охватывающий практически всю жизнь человека, требующий специальных мер содействия и психолого-педагогической поддержки.

Процесс личностного развития в юношеском возрасте существенно зависит от условий образовательной среды, которые задаются типом учебного заведения, где осуществляется его личностно-профессиональное становление. Акцент переносится с активного педагогического воздействия на личность обучающегося в область формирования «развивающей среды», в которой происходят его самообучение и саморазвитие. В связи с этим возникает необходимость создания образовательного пространства, в котором есть возможность раскрыться личности педагога и студента.

Образовательное пространство - педагогически целесообразно организованная среда, окружающая человека и позитивно влияющая на процесс развития личности.

При анализе сложившейся образовательной ситуации в сфере СПО выявлены следующие противоречия:

между возросшими требованиями общества к качеству подготовки специалистов со средним специальным образованием и неразработанностью теоретических основ управления процессом личностно-профессионального становления молодежи;

между ориентацией цели образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования на формирование ЗУН и отсутствием личностной направленности содержания СПО;

между предъявлением новых теоретических подходов и недостаточной практической готовностью педагогического коллектива работать в парадигме личностно-ориентированного образования;

между потребностями в психолого-педагогической поддержке студентов и неспособностью и неготовностью ее оказания педагогическими работниками;

между необходимостью создания непрерывной системы развития и профессионального становления личности и отсутствием положений о проектировании образовательного пространства, модели и условий реализации.

С учетом этих противоречий сформулирована тема педсовета: «Проектирование и реализация образовательного пространства в процессе личностно-профессионального становления студентов среднего профессионального образования».

Выступление Темченко Е.П., -

Поговорим о педагогическом мастерстве и его элементах. Профессиональные знания, умения, способности к педагогической деятельности. Профессионально значимые личные качества педагога. Любовь к детям, склонность к педагогической работе – фундамент педагогического мастерства.

Мастерство – это то, чего можно добиться,

и как могут быть известны мастер-токарь,

прекрасный мастер-врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог…

А.С. Макаренко

Педагогическое мастерство: понятие, сущность

Нет единого мнения, что такое педагогическое мастерство. Одни считают, что это свойство, особенности личности, другие — что это знания, умения, навыки, третьи объединяют и то и другое вместе, четвертые — что это уровень осуществления профессиональной деятельности и т.д.

В словаре С.И. Ожегова определение звучит так: «Мастерство - это высокое искусство в какой-либо области».

•        А.И. Щербаков: «Педагогическое мастерство - это синтез научных знаний, умений, навыков, методического искусства и личных качеств учителя.

•        Н.Н. Тарасевич: «Педагогическое мастерство - комплекс свойств личности учителя, необходимых для высокого уровня профессиональной деятельности».

•        Л.А. Байкова: «Педагогическое мастерство - высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания развития ребенка».

Педагогическое мастерство, прежде всего, связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности. Набор качеств педагога-профессионала, помогающий ему обеспечивать учебно-воспитательный процесс на высоком творческом уровне, достаточно обширен. Важнейшим из них являются гражданственность и патриотизм, гуманизм и интеллигентность, высокая духовная культура и ответственность, трудолюбие и работоспособность.

От педагога, его личностных качеств, профессионального мастерства зависит многое в судьбе обучающихся. Педагог может воспитывать прекрасных учеников, которые всю жизнь будут вспоминать его как свой идеал, но он же может искалечить жизнь, ум и способности своих учеников. Как сказал народный художник России и учитель А.А. Мыльников: «Педагогическая профессия коварна. Можно всю жизнь быть педагогом, но так и не стать Учителем. Только ученик может назвать педагога Учителем. Несущественно, что о вас не вспоминают плохо, тревожно, что не вспоминают хорошо».

Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать.

Педагог должен:

- объективно оценивать возможности для педагогической деятельности, узнать свои сильные и слабые стороны, ясно представить профессионально значимые качества, которые потребуется сформировать в ходе профессиональной подготовки;

- владеть общей культурой интеллектуальной деятельности, культурой поведения, общения, в том числе педагогического;

- знать закономерности поведения и общения;

- понимать обучающегося как такую же самоценную, равно значимую личность, как собственное «Я»;

- являться организатором учебной и внеучебной деятельности обучаемых, вдохновителем сотрудничества участников образовательного процесса, выступать в качестве партнера в деятельности по достижению общих целей обучения, воспитания и развития.

Недаром в профессиональном стандарте обобщенная трудовая функция мастера производственного обучения – «Организация и проведение учебно- производственного процесса при реализации образовательных программ различного уровня и направленности» и «Организация учебно-производственной деятельности обучающихся по освоению программ профессионального обучения и программ подготовки квалифицированных рабочих служащих».  

К элементам педагогического мастерства относятся:

- мастерство владения педагогической техникой;

- мастерство убеждения;

- мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;

- мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности обучающихся.

Таким образом педагог должен уметь организовывать образовательное пространство.

Деловая игра

Предлагаю вам поиграть. Игра называется «Ассоциация». Педагоги делятся на группы. Каждая группа подбирает ассоциации со словосочетанием «педагогическое мастерство». Во время деловой игры необходимо определить, что такое «Педагогическое мастерство».

Все слова должны начинаться с буквы, имеющейся в слове «комфорт».

Вы подбираете 3-4 слова и записываете фломастером на листы, на работу дается 1-2 минуты. (Работа в группах)  

Результаты вывешиваются на листы.

Результат работы групп.

К        Компетентность, критичность, креативность, культура

О        Органичность, основательность, отдача, оптимально, открытие, ответственность, образованный, осознанный

М        моделирование, мотивация, методика, мастер

Ф        Фантазия, формирование, функциональный, фундамент

О        Отдых, осмысленный, организованный, обучение, опора, озарение

Р        Радость, развитие, рост, результат, рефлексия

Т        Тепло, творчество, талант, темп

Педагоги озвучивают таблицу.

Спасибо за участие.

Выступление Михайлова П.Н., -

С учетом всех этих факторов необходимо сконструировать систему обучения и воспитания в техникуме, в которой бы был предусмотрен обязательный развивающий эффект и возможность студентам приобрести опыт творческой профессиональной деятельности и опыт конструктивного профессионального общения, то есть конкурентоформирующее образовательное пространство.

Образовательное пространство техникума подразумевает социокультурное окружение обучающегося, включающее различные виды форм, содержания и технологий образования и воспитания, способные обеспечить конкурентоспособность выпускника техникума.

Образовательное пространство техникума обладает следующими характеристиками:

- Широта (определяется миссией техникума и кругом людей, предприятий, организаций, которые могут быть привлечены к ее реализации);

- Интенсивность (насышенность среды образовательными возможностями и ресурсами, их необходимость и достаточность);

- Творчество, главной целью которого является активизация развития личности;

- Осознаваемость (переход потенциальных возможностей для самоопределения студента в реальные, его субъектная позиция в процессе профессионального саморазвития и выбора индивидуального образовательного маршрута);

- Устойчивость;

- Единство (единство ценностей, согласованность влияний на развитие личности обучаемого, согласованность действий всех субъектов);

- Социальная активность (значимость деятельности техникума для региона и социума и т.д.);

- Мобильность (способность к ограниченным изменениям в соответствии с изменениями среды, требований, технологий и т.д.).

Образовательное пространство создается из двух направлений: внутреннее образовательное пространство и открытое.

Открытое образовательное пространство характеризуется целенаправленным, активным взаимодействием с социумом через механизмы социального партнерства с ведущей ролью в нем работодателей, способностью гибко и адекватно реагировать на динамику развития рынка труда, структуру востребованных образовательных услуг, потребности развивающейся личности, диктуемые обществом социально-культурные приоритеты. Открытый характер образовательного пространства техникума предполагает, что не только техникум несет на себе образовательные функции, но и каждый элемент социальной и культурной среды может нести на себе определенный образовательный эффект, если его использовать соответствующим для этого образом.

С этой точки зрения образовательное пространство техникума рассматривается нами как органичная часть внешней среды и субъект рыночных отношений.

Необходимость создания открытого образовательного пространства обусловлена рядом причин:

материально-техническая база образовательной организации всегда будет отставать от используемых на предприятиях новейших технологий и современного оборудования;

трудности с привлечением высококвалифицированных рабочих с предприятий для осуществления педагогической деятельности в образовательной организации, т.к. у них отсутствует педагогическое образование, а у педагогических работников организации соответственно чаще всего отсутствует опыт работы на реальном производстве;

необходимость гибкого реагирования на постоянно изменяющиеся требования работодателей к результатам подготовки, что вызвано появлением новых производственных технологий и технологическим обновлением отрасли.

Решение проблем находится не только в сфере профессионального образования, но и в создании отлаженного механизма взаимодействия техникума и реального производства. Поэтому в настоящее время актуальной для образовательной организации является реализация образовательных программ совместно с базовыми предприятиями через внедрение практико-ориентированной модели подготовки квалифицированных рабочих кадров.

Внутреннее образовательное пространство характеризуется созданием упорядоченного образовательного пространства, в котором осуществляется развивающее обучение, в рамках которого формируется личность студента, духовно и физически развитого.

Выступление Васягина В.А., -

В многочисленных исследованиях среды неизменно подчеркивается, что среда оказывает влияние на развитие и поведение человека. Восприятие окружающей среды осуществляется в процессе постоянного взаимодействия с ней. Человек действует как неотъемлемая составная часть ситуации, в которой он находится. И развитие человека - это не что иное, как становление личности активного и сознательного субъекта человеческой истории. Это развитие является не продуктом взаимодействия различных внешних факторов, а «самодвижением» субъекта, включенного в многообразные взаимоотношения с окружающими. Человек не только объект различных воздействий, но и субъект, который, изменяя внешнюю среду, изменяет и свою собственную личность, сознательно регулирующую свое поведение. Ведущую роль в отношениях человека к миру играют те, которые определяются его принадлежностью к социальной системе. Конкретный человек является компонентом многих подсистем общества и включен во многие стороны их развития, при этом различным образом. Это обусловливает и многообразие его качеств. Позиция, которую занимает человек, определяет направленность содержания и способы его деятельности, а также сферу и способы общения его с другими людьми, что, в свою очередь, влияет на развитие психологических свойств его личности.

Речь идет о ситуации взаимодействия студента со своей образовательной средой, т.е. техникумом. В этом случае для того, чтобы использовать возможности среды, студент проявляет соответствующую активность, то есть он становится реальным субъектом своего развития, субъектом образовательной среды, а не остается объектом влияния условий и факторов образовательной среды. Представление образовательной среды той или иной возможности, позволяющей удовлетворить определенную потребность, «провоцирует» субъекта проявлять активность. Образовательная среда, которую организуют взрослые и в которой «обитает» обучающийся, состоит, с одной стороны, из знаний, умений; с другой стороны, из его отношений к этим знаниям, умениям, правилам, деятельностям и т. п.; с третьей из отношений обучающегося к самому себе, к окружающим его сверстникам и взрослым, из понимания им своего места в этой среде, его эмоционального самоощущения в ней. Эффективность образования, а следовательно, и психического развития, зависит от того, насколько средства, содержание, методы обучения и воспитания разрабатываются с учетом психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития; насколько педагоги в работе с обучающимися акцентируют внимание на формирование у них интереса к окружающей жизни, интереса и умения учиться, способности к самостоятельному добыванию знаний, потребности в активном отношении к той деятельности, в которую они включаются. При этом они должны не только опираться на уже имеющиеся возможности, способности, умения обучающихся, но и задавать перспективу их дальнейшего развития.

При анализе опыта работы в педагогических коллективах и образовательных учреждениях, осваивавших новые для них способы обучения, отмечается, что перед педагогом встают затруднения, прежде всего, профессионально личностного характера, связанные со стереотипами личностных установок. Типичным проявлением этих стереотипов является «откат» к привычным для них шаблонам работы авторитарного склада. Оценка педагогов является исключительно деликатным вопросом. Отмечается, что отношение педагогов к своей оценке напрямую связано с «культурой учреждения», с психологическим климатом, с межличностными отношениями, с взаимным доверием. Проблема образовательной среды сегодня многими авторами рассматривается как весьма важная. В понимании В. В. Рубцова «образовательная среда» это такая общность, которая в связи со спецификой возраста характеризуется: а) взаимодействием ребенка с взрослыми и детьми; б) такими важнейшими процессами, как взаимопонимание, коммуникация, рефлексия (т. е. отношение к своему собственному опыту внутри данной общности); в) такой важнейшей характеристикой, как историкокультурный компонент, который определяет, откуда это взялось, как оно «двигается» (ибо, может быть, этого никогда не было). Человек так или иначе стремится удовлетворять свои потребности, находя для этого соответствующие возможности. И если обучающийся и педагог не обеспечены такими возможностями в образовательной среде, они будут искать их в среде обитания вне пределов своей образовательной организации. Поэтому так важно правильно построить воспитательный процесс в техникуме, обратить внимание на различные направления воспитательной деятельности: военно-патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, а также развитие волонтерства. Работа в этом направлении идет, мы, педагоги, должны работать слаженно и систематично.

Решение педсовета:

  1. Администрации организовать процесс стажировки педагогов и студентов на базовых предприятиях по направлению подготовки.
  2. Организовать привлечение высококвалифицированных рабочих с предприятий для осуществления педагогической деятельности для этого заключить договора с руководителями предприятий.
  3. Педагогическим работникам продолжить изучение и внедрение инновационных технологий и новых производственных технологий в образовательный процесс.
  4. Педагогическим работникам осуществлять развивающее обучение, в рамках которого формируется личность студента духовно и физически развитого.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический совет на тему: «Проектирование педагогическим работником образовательного пространства как элемент его педагогического мастерства» Мариинский Посад, 2018 Михайлов Петр Николаевич, заместитель директора по УПР, Темченко Елена Павловна, методист

Слайд 2

План проведения педсовета: Вступительное слово по теме Михайлов П.Н., заместитель директора по УПР Содоклад отв. Васягин В.А., заместитель директора по ВР и СВ 3. Содоклад отв. Темченко Е.П., методист 4. Выработка и принятие решения педсовета

Слайд 3

Цель педагогического совета спроектировать образовательное пространство техникума, создающее условия росту педагогического мастерства педагогов и всестороннего развития личности студента.

Слайд 4

Фундамент педагогического мастерства Профессиональные знания, умения, способности к педагогической деятельности Профессионально значимые личные качества педагога Любовь к детям, склонность к педагогической работе Педагогическое мастерство

Слайд 5

Педагогическое мастерство Мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог… А.С. Макаренко

Слайд 6

Педагогическое мастерство: понятие, сущность А.И. Щербаков: «Педагогическое мастерство - это синтез научных знаний, умений, навыков, методического искусства и личных качеств учителя. Н.Н. Тарасевич: «Педагогическое мастерство - комплекс свойств личности учителя, необходимых для высокого уровня профессиональной деятельности». Л.А. Байкова: «Педагогическое мастерство - высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания развития ребенка».

Слайд 9

Ответственность педагога Педагог должен: объективно оценивать возможности для педагогической деятельности владеть общей культурой интеллектуальной деятельности, культурой поведения, общения знать закономерности поведения и общения понимать обучающегося как такую же самоценную, равно значимую личность, как собственное «Я» являться организатором учебной и внеучебной деятельности обучаемых

Слайд 10

Мастерство владения педагогической техникой Мастерство убеждения Мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности Мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности обучающихся

Слайд 11

Характеристики образовательного пространства - Широта - Интенсивность - Творчество Осознаваемость Устойчивость Единство Социальная активность Мобильность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагогического работника образовательного учреждения

Форма экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности профессиональной деятельности учителя, преподавателя, мастера производственного обучения, методиста, воспитателя (кроме ДОУ, УДОД),...

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям

Положение о порядке аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым должностям. В положении рассматриваются основные задачи и принципы пров...

«Роль учителя в расширении образовательного пространства через музейно-педагогическое проектирование»

ВВЕДЕНИЕ           В настоящее время в образовательной политике всё больший вес приобретает культурологическое направление. Движение к открытому общес...

Круглый стол для педагогических работников образовательных учреждений по теме: «Опыт работы образовательных организаций Ярцевского района в формировании экологической культуры обучающихся».

Сегодня мы говорим об экологической  культуре   как показателе  практического отношения человека к природе.Это и знания, и убеждения, и определенные действия, связанные с нео...

Состав службы психологической поддержки конкурса профессионального мастерства среди молодых педагогических работников образовательных организаций города Нижневартовска «Педагогический дебют – 2022»

Состав службы психологической поддержки конкурса профессионального мастерства среди молодых педагогических работников образовательных организаций города Нижневартовска «Педагогический дебют &nda...

Цифровые образовательные ресурсы в рамках непрерывного образования педагогических работников образовательной организации.

Выступление на педагогическом совете по теме "Цифровые образовательные ресурсы в рамках непрерывного образования педагогических работников образовательной организации"....

Эссе на конкурс "Профессиональное мастерство педагогических работников образовательных организаций ЗАТО Александровск - 2023". Номинация "Дебют года 2023"

Эссе на конкурс "Профессиональное мастерство педагогических работников образовательных организаций ЗАТО Александровск - 2023". Номинация "Дебют года 2023"...