Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности "Геоквантум"
рабочая программа

Данная программа базового уровня расчитана на три года. Возраст обущающихся 14-17 лет.В программе имеется  проектный и  учебно-исследовательский компонент.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geokvantum_programma_bazovaya_3_goda.docx55.48 КБ

Предварительный просмотр:

Управление по образованию администрации городского округа Балашиха

Центр дополнительного образования детей «Созвездие»

Рассмотрено на заседании

методического (педагогического) совета

от «___»  _____________ 20____г.

Протокол № __________________

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ ДОЦ «Созвездие»

_____________________ /ФИО/

«___»  _______________ 20____г.

Дополнительная общеразвивающая программа

технической направленности

«Геоквантум»

(базовый уровень)

Возраст обучающихся: 14–17 лет

Срок реализации: 3 года

Автор-составитель:

Буланкина Елена Георгиевна,

педагог дополнительного образования

г. Балашиха

2018 год.

Пояснительная записка.

Содержание программы дополнительного образования «ГЕОКВАНТУМ» опирается на знания учащихся по окружающему миру, географии, истории, физике, химии, литературе и привносит в них современные технологические решения, инструменты и приборы. Позволяет учащимся выйти за рамки учебника, расширить свой кругозор, оптимально подготовиться к научно-исследовательской, творческой, проектной деятельности, коллективного творчества, прогнозирования, моделирования, получить навыки, которые могут пригодиться в жизни. Программа настроена на оптимальном сочетании лекционного и практического материалов, направленных на максимизацию проектно-изыскательской работы ребёнка и в результате которой он может получить общественно значимые результаты и развивать собственные социально активные навыки.

         Обучающийся после окончания курса, имея основу из полученных знаний, сможет самостоятельно заниматься совершенствованием собственных навыков в области сбора, обработки и визуализации пространственной информации, что позволит ему продолжать исследовать окружающую среду и заниматься проектной деятельностью. 

ГЕОКВАНТУМ поможет ребятам собирать, анализировать и представлять пространственные данные для решения различных задач в транспорте и логистике, геологоразведке и добыче полезных ископаемых, в сельском хозяйстве и ЖКХ, археологии, землеустройстве, градостроительстве, обороне и безопасности, МЧС и управлении территориями.

Актуальность программы

В связи с внедрением новых стандартов особое место отводится практической и исследовательской деятельности учащихся. В школьном курсе «Географии» часов на проведение интересных практических занятий не хватает. Интерес школьников к одному из самых интересных и необходимых предметов падает.

В ходе дополнительных занятий у школьников создаются условия для формирования и развития интереса к географии и смежным наукам; умения самостоятельно приобретать и применять полученные знания; проявлению творческого подхода к выполнению самостоятельных, исследовательских и проектных работ;  занятий моделированием, техническим творчеством; собственного портфолио.

Занимаясь по данной программе, обучающиеся должны получить знания и умения, которые позволят им понять основы устройства окружающего мира, продемонстрировать доступность широкого спектра инструментов для его исследования и показать, что они в силах влиять на развитие общества и окружающей среды.

В ходе реализации программы у учащихся должны быть сформированы ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);

- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;

- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности.

Гармонично развитые социальные чувства и качества:

- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;

- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.

Цель: развитие у учащихся творческого отношения к изучаемому предмету вне рамок образовательной программы, проявление склонности к самостоятельному поиску дополнительной информации в справочной, научно-популярной литературе, в Интернете и подготовка к исследовательской и проектной деятельности, а также использованию полученных навыков в повседневной жизни и выбору будущей профессии.

Задачи:

  • активизация интереса к изучению географии, обобщение, обогащение и углубление знаний по целому комплексу предметов;
  • удовлетворение индивидуальных образовательных запросов участников;
  • активизация мыслительной деятельности учащихся;
  • стимулирование научно-поискового творчества, самостоятельного изучения географии;
  • умение работать (сбор, хранение и визуализация) с широким спектром пространственных данных посредством геоинформационных систем: от карт и до навигационных данных ГЛОНАСС\GPS, данных дистанционного зондирования Земли и продуктов их обработки и т.д.;
  • знакомство с современными системами дистанционного зондирования Земли;
  • знакомство с инструментами, алгоритмами и технологиями получения тематических продуктов по данным ДЗЗ: создание карт, атласов и др.;
  • использование знаний и применение их в процессе анализа и прогнозирования;
  • приобретение навыка работы с техническими средствами обучения;
  • развитие навыков работы в информационно-коммуникативной сети;
  •  развитие умения представлять материал;
  • подготовка учащихся к самообразованию в области географии.
  • Самореализация личности обучающегося.
  • Развитие творческих способностей обучающегося.

Предполагаемый результат реализации программы

  • Наличие устойчивого познавательного интереса учащихся к занятиям;
  •  Повышение познавательного интереса к изучению географии через метапредметность;
  • Сформированность коллектива, повышение качества компетенций.
  • Освоение современных «гаджетов» (GPS, планшет, ноутбук) приобретение навыков начального программирования.
  • Формирование широкого спектра личностных компетенций, приобретаемых в процессе обучения и работы над проектами: способность решать проблемы, критическое и аналитическое мышление, навыки работы в команде, способность к эффективной коммуникации.
  • Стремление учеников к самостоятельной работе с трудными заданиями, самостоятельный поиск решений, творческий подход к задачам различной сложности, внимательное отношение к проделываемой работе, ответственность.
  • Высокая результативность участия учащихся в конкурсах на муниципальном и региональном и российском уровнях.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения данной программы.

Личностным результатом является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения:

  • ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся;
  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли;
  • представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
  • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

Метапредметными результатами изучения программы дополнительного образования является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  •  способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
  • умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
  • планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
  • работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
  •  свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;
  •  в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
  •  самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  •  уметь оценить степень успешности своей индивидуальной деятельности;
  •  умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Познавательные УУД:

  • формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
  • давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
  • обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;
  • уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей;
  • уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Коммуникативные УУД:

  •  самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
  •  отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  •  учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Ожидаемые результаты.

К концу первого года обучения учащиеся должны:

знать:

разновидности тематических карт и атласов;

что такое GPS/ГЛОНАСС;

определение Интернета;

возможности ГИС;

уметь:

проводить простейшее картографирование местности;

искать  информацию в Интернете;

работать с разными источниками информации, реферировать литературу;

составлять различные маршруты по карте;

планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

К концу второго года обучения учащиеся должны:

знать:

что такое топография, нивелирование;

 виды съемок;

программное обеспечение компьютерных сетей;

GPS/ГЛОНАСС;

уметь:

проводить простейшее картографирование местности;

 использовать оборудование в топографии (нивелир, рейка, компас.);

работать в сети Интернет;

овладеть навыками учебно-исследовательской деятельности;

К концу третьего года обучения учащиеся должны:

знать:

оборудование, используемое в топографии (теодолит, нивелир, рейка, компас.)

мобильные технологии;

дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ);

уметь:

 производить топографическую съемку местности;

изучать природные явления по данным ДЗЗ.

изучать природные зоны и объекты местности по космическим снимках;

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Методы и формы реализации программы разнообразны: теоретические занятия, экскурсии, практические занятия на местности и в камеральных условиях, широкое использование интернет ресурсов, взаимообмен опытом, обучение в разновозрастных группах, моделирование, техническое творчество. Особое место в программе дополнительного образования принадлежит исследовательской деятельности.

Реализация программы предполагает как работу учебной группы в полном составе, так и работу в подгруппах, индивидуальное сопровождение и консультирование.

Занятия в объединении носят как теоретический (беседы, лекции, семинары), так и практический (сбор информации на местности, работа с планшетами, участие в конкурсах, праздниках, конференциях) характер.

Контроль и подведение итогов реализации программы осуществляются посредствам промежуточной (декабрь) и итоговой (апрель-май) аттестации.

Формы  проведения аттестации – тестирование, викторины, конкурсы.

При оценке результатов освоения программы выделяются разные уровни усвоения материала:

1. Высокий уровень овладения программным материалом имеет учащийся, который выполняет 90-100% заданий, предложенные в промежуточной и итоговой аттестации без ошибок, набравший 5-6 баллов по диагностической карте мониторинга.

2. Средний уровень овладения программным материалом имеет учащийся, который выполняет 60% итоговых заданий, набравший 4 - 3 балла по диагностической карте мониторинга.

3. Низкий уровень овладения программным материалом имеет учащийся, который выполняет 40% итоговых заданий, набравший 1-2 балла по диагностической карте мониторинга.

Для полноценной деятельности объединения создана материально – техническая база. В кабинете имеется методическое обеспечение и оборудование: компьютер, проектор, планшеты, демонстрационный и раздаточный дидактический материал, аудио, интернет.

Программа рассчитана три года обучения, по 144 часа в год, два раза в неделю по 2 часа

Учебный план 1-го года обучения

Базовый уровень

п/п

Название раздела, темы

              Количество часов

Форма аттестации, контроля

Всего

Теория

Практика

Введение. Инструктаж по ТБ

2

2

Правила дорожного движения

8

4

4

Тестирование, игра, викторина

Тематические карты, атласы, ГИС

34

10

24

Работа с планшетами. Тестирование

Ориентирование на местности и навигация, координаты и местоположение гое1

20

4

16

Теория, выполнение практических заданий, работа с планшетами.

Глобальная сеть Интернет

22

6

16

Теория, выполнение практических заданий, работа с планшетами.

Глобальная сеть Интернет как средство связи

18

4

14

Теория, выполнение практических заданий.

Учебно-исследовательская деятельность

40

8

32

Защита проектов

Итого

144

38

106

Содержание программы первого года обучения. Базовый уровень

Тема № 1. Введение. Инструктаж по ТБ.

Тема № 2.  Правила дорожного движения.

Теория. Улица полна неожиданностей. Наш город и его транспорт. Где и как переходить дорогу. Дорога в школу. Наша улица, наш район.

Практика. Игра: «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения»

Тема № 3.  Тематические карты, атласы, ГИС

Теория. Разновидности тематических карт и атласов и возможности их применения.

Практика.  Способы создания тематических карт с помощью значков, картодиаграмм, картограмм, изолиний и т.д. Возможности ГИС при работе со всем многообразием пространственных данных. Изучение тематических карт региона и их роли в принятии решений. Маршрутизация на карте движения от дома до школы с нанесением на карту значимых объектов на маршруте.

Тема № 4. Ориентирование на местности и навигация, координаты и местоположение.

Теория. GPS/ГЛОНАСС.

Практика. Карта, GPS/ГЛОНАСС.  Устройства, Связь: Wi-Fi, Bluetooth, сотовые сети. Применение GPS/ГЛОНАСС: мониторинг транспорта.

Тема № 5. Глобальная сеть Интернет

 Теория. Основные понятия и определения. Определение Интернета. IP-номер. Доменный адрес. Информационная безопасность в компьютерных сетях.

Практика. Поиск информации в Интернете. Работа с электронной почтой. Настройка браузера.

Тема № 6. Глобальная сеть Интернет как средство связи.

 Теория. Компьютерные сети. Виды сетей. Основные виды услуг. 

Практика. Работа в сети Интернет: Общение. Заказ товаров. 

Тема № 7. Учебно-исследовательская деятельность

Теория. Работа над рефератами и проектами.

Практика. Творческие проекты. Работа над рефератами и докладами. Участие в семинарах и конференциях. Реферирование литературы. Составление кейсов (выбор тем.) Мозговой «штурм»(способы реализации.) Решение проектных задач в группах.

Учебный план 2-го года обучения

Базовый уровень

п/п

Название раздела, темы

              Количество часов

Форма аттестации, контроля

Всего

Теория

Практика

Введение. Инструктаж по ТБ

2

2

Правила дорожного движения

8

4

4

Тестирование, игра, викторина

Измерение планеты через объектив гео1

20

6

14

Исследование окружающей среды путём непосредственного сбора информации на местности

Ориентирование на местности и навигация, координаты и местоположение гое1

20

4

16

Теория, выполнение практических заданий, работа с планшетами.

Визуальное представление информации гео1

12

4

8

Работа с планшетами. Тестирование

Работа с различными данными гео1 Основы работы с данными

22

6

16

Теория, выполнение практических заданий, работа с планшетами.

Глобальная сеть Интернет как средство связи

20

8

12

Теория, выполнение практических заданий.

Учебно-исследовательская деятельность

40

8

32

Защита проектов

Итого

144

42

102

Содержание программы второго года обучения. Базовый уровень

Тема № 1. Введение. Инструктаж по ТБ.

Тема № 2.  Правила дорожного движения.

Теория. Сигналы регулирования дорожного движения. Дорожные знаки. Запрещающие знаки. Предупреждающие знаки.

Практика.  Игра «Регулировщик». 

Тема № 3. Измерение планеты через объектив.

Теория. Введение в топографию. Нивелирование. Виды съемок. Топография в жизни людей.

 Практика.  Оборудование, используемое в топографии (нивелир, рейка, компас.) Задачи по топографии.

Тема № 4. Ориентирование на местности и навигация, координаты и местоположение.

Теория. GPS/ГЛОНАСС. 

Практика. Карта, GPS/ГЛОНАСС. Телефоны, планшеты, сотовые сети. Применение GPS/ГЛОНАСС:  туризм, военное применение, и пр.

Тема № 5.  Визуальное представление информации.

Теория. Способы визуализации и публикации. Средства по созданию собственных геосервисов. 

Практика. Доступные способы быстрой визуализации собственных данных (готовые порталы, на которых можно сразу загрузить и опубликовать собственную информацию.) Презентация на тему «Визуальное представление информации»

Тема № 6.  Работа с различными данными.

Теория. Разновидности данных. Карты-разновидности, условные знаки. Карты-системы координат и проекции, масштаб.

Практика. Изучение условных знаков и принципов их отображения на карте. Системы координат и проекций карт, их основные характеристики и возможности применения. Современные способы изучения земной поверхности. Разновидности  дистанционного зондирования. Оптическая, радиолокационная, тепловизионная, панорамная и другие виды съемок. Виды космических аппаратов и данных, получаемых с них

Тема № 7. Глобальная сеть Интернет как средство связи.

Теория.  Программное обеспечение компьютерных сетей. Глобальная сеть Интернет. Структура и виды информационных ресурсов. Основные виды услуг.

 Практика. Работа в сети Интернет: Чаты. Форумы. Дистанционное обучение

Тема № 8.  Учебно-исследовательская деятельность

Теория. Работа над рефератами и проектами.

Практика. Творческие проекты. Работа над рефератами и докладами. Участие в семинарах и конференциях. Реферирование литературы. Составление кейсов (выбор тем.) Мозговой «штурм»(способы реализации.) Решение проектных задач в группах.

Учебный план 3-го года обучения

Базовый уровень

п/п

Название раздела, темы

              Количество часов

Форма аттестации, контроля

Всего

Теория

Практика

Введение. Инструктаж по ТБ

2

2

Правила дорожного движения

8

4

4

Тестирование, игра, викторина

Измерение планеты через объектив

20

4

16

Работа с планшетами. Тестирование

Визуальное представление информации

20

4

16

Теория, выполнение практических заданий, работа с планшетами.

Ориентирование на местности и навигация, координаты и местоположение.

12

4

8

Теория, выполнение практических заданий, работа с планшетами.

Глобальная сеть Интернет как средство связи

22

8

14

Работа с планшетами. Тестирование

Работа с различными данными

20

6

14

Теория, выполнение практических заданий, работа с планшетами.

Учебно-исследовательская деятельность

40

8

32

Защита проектов

144

40

104

Содержание программы третьего года обучения. Базовый уровень

Тема № 1. Введение. Инструктаж по ТБ.

Тема № 2.  Правила дорожного движения.

Теория. Дорожный этикет. Безопасность велосипедиста.

Практика. Дискуссия на тему - как рождаются опасные ситуации на дорогах.

Тема № 3. Измерение планеты через объектив.

Теория. Теодолитный ход. Дешифрование рельефа.

 Практика. Выбор местности для произведения топографических съемок. Оборудование, используемое в топографии (теодолит, нивелир, рейка, компас.)

 Тема .№ 4. Визуальное представление информации.

Теория. Средства по созданию собственных геосервисов. Способы визуализации и публикации.

 Практика. Доступные способы быстрой визуализации собственных данных. Встраивание популярных картографических сервисов типа Яндекс.Карты  в собственные веб-страницы.

 Тема № 5. Ориентирование на местности и навигация, координаты и местоположение. 

Теория. Мобильные технологии. GPS/ГЛОНАСС применение. 

Практика. Принципы построения маршрута и влияющие на это факторы. Применение GPS/ГЛОНАСС геодезия. Геомаркетинг. Маршрутизация, дополнительные сервисы-пробки.

Тема № 6. Глобальная сеть Интернет как средство связи.

 Теория. Основные понятия и определения. Определение Интернета. IP-номер. Доменный адрес. Информационная безопасность в компьютерных сетях.

 Практика.  Коллективная деятельность в глобальных и локальных компьютерных сетях

Видеоконференции, интернет-телефония, электронная почта, чат. Поиск информации. Влияние установки различных уровней безопасности в настройках браузера на просмотр веб-страниц

Тема № 7. Работа с различными данными.

Теория. Дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ). Введение. Технологии обработки данных ДЗЗ. 

Практика. Изучение природных явлений по данным ДЗЗ. Сферы применения данных ДЗЗ (Экологические проблемы, ледовая обстановка, состояние лесного покрова.) Изучение природных зон и объектов местности по космическим снимках. Атмосферные явления, облачность, циклоны.

Тема № 8.  Учебно-исследовательская деятельность

Теория. Работа над рефератами и проектами.

Практика. Творческие проекты. Работа над рефератами и докладами. Участие в семинарах и конференциях. Реферирование литературы. Составление кейсов (выбор тем.) Мозговой «штурм»(способы реализации.) Решение проектных задач в группах.

Литература

  1. Багров Лео. История картографии / Центрополиграф, 2004 г., 320 с. ISBN 5-9524-1078-2
  2. БартеневВ.,  Гречкосеев  А.,  Козорез  Д.,  Красильщиков  М.,  Пасынков  В.,
  3. Себряков Г., Сыпало К., Современные и перспективные информационные ГНСС-технологии в задачах высокоточной навигации / ФИЗМАТЛИТ, 2014, 200 с. ISBN 978-5-9221-1577-3
  4. Барсегян А.А., Куприянов М.С., Степаненко В.В., Холод И.И., Методы и модели анализа данных: OLAP и DataMining (+ CD ROM). СПб.: БХВ-Петербург, 2004 г.– 336 с.
  5. Багров Лео, История русской картографии / Центрополиграф, 2005 г., 528 с.ISBN 5-9524-1676-5
  6. Берлянт А., Картография / КДУ, 201 г., 464 с., ISBN 978-5-98277-797-8
  7. Браун Ллойд. История географических карт / Центрполиграф, 2006 г., 479 с.,
  8. Бугаевский Л.М. Математическая картография / Златоуст, 1998 г., 400 с., ISBN 5-7259-0048-7
  9. Большаков П.В., Бочков А.П., Сергеев А.А. Основы 3D- моделирования. 2013 г., 304 с., СПб.: Питер
  10. ДеМерс М. Географические информационные системы. Основы. / Дата+, 1999 г., 498 с.
  11. Дерек Х. Гринвичское время и открытие долготы / Мир, 1983 г., 240 с.
  12. Желязны Д, Говори на языке диаграмм. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010 г., 304 с.
  13. Кадничанский С.А. Англо-Русский словарь терминов по фотограмметрии и фототопографии. Русско-английский словарь терминов по фотограмметрии и фототопографии / Проспект , 2014 г., 288 с.
  14. Канесса Э., Фонда К., Зенарро М. Доступная 3D печать для науки, образования и устойчивого  развития.  Международный  центр  теоретической  физики  Абдус Саламс – МЦТФ (отдел научных разработок), 2013 г., 192 с.
  15. Карр  Н.  Дж.  Великий  переход.  Революция  облачных  технологий.  М.:  Манн,
  16. Иванов и Фербер, 2013 г., 272 с.
  17. Капралов Е., Кошкарёв А., Тикунов А., Лурье И., Семин Е., Балис Серапинас, Сидоренко В., Симонов А. Геоинформатика. В двух книгах / Academia, 2010 г.,
  18. 432 с. ISBN 978-5-7695-6821-3
  19. Краак  М.,  Ормелинг  Ф.,  Картография.  Визуализация  геопространственных
  20. данных / Научный мир, 2005 г., 326 с. ISBN 5-89176-320-6
  21. Майер-Шенбергер  В.,  Кукьер  К.  Большие  данные  (Big DATA)  –  Революция,которая изменит то, как мы живём и работаем, работаем и мыслим. М.: Манн,Иванов и Фербер, 2013 г., 240 с.
  22. Назаров А.С. Фотограмметрия / ТетраСистемс, 2006 г., 386 с., ISBN 985-470-402-5
  23. Песков Ю. Морская навигация с ГЛОНАСС/GPS / Моркнига, 2010 г., 148 с.,ISBN 978 -5-903080-86-1
  24. Петелин  А.  3D-моделирование  в  SketchUp  2015  –  от  простого  к  сложному.
  25. Самоучитель. М.: ДМК Пресс, 2015 г., 370 с.
  26. Рис У. Г. Основы дистанционного зондирования – Техносфера, 2006 – С. 346 –ISBN 5-94836-094-6/
  27. Форд М., Технологии, которые изменят мир. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013 г.– 272 с.
  28. Фрэнкс  Б.,  Укрощение  больших  данных.  Как  извлекать  знания  из  массивов информации с помощью глубокой аналитики. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014г. – 352 с.

        

Дополнительная (рекомендованная для учеников)

  1. Атлас России. Иллюстрированная картографическая энциклопедия в 2 частях +

DVD – Ассоциированный картографический центр-М., 2012 г. – ISBN: 462-0-76-908

  1. Атлас Фобоса. – М.: МИИГАиК, 2015 г., 220 с.: ил. 85, табл. 17, библ. 195 наим.,прил 2, 43 карты.
  2. Айзек Азимов, Путеводитель по науке. От египецких пирамид до космических

станций – Центрополиграф, 2007 г., 840 с. ISBN 978-5-9524-2906-2

  1. Гершберг А.Е. Физика в путешествиях (по суше, по воде, по воздуху, в космосе) /

Левша, 2003 г., 152 с., ISBN 5-93356-034-0

  1. Дефо Д., Жизнь и удивительное приключение морехода РобинКотовзона Крузо /

НИГМА, 2013 г., 256 с., ISBN 978-5-4335-0048-8

  1. Энди Вейер, Марсианин. – АСТ, Москва, 2014 г., 384 с., ISBN 978-5-17-084404-3
  2. Жюль Верн, Дети капитана Гранта / Эксмо, Москва, 2015 г., 800 с., ISBN 978-5-

699-72717-9

  1. Жюль Верн, Вокруг света за 80 дней. Таинственный остров / Эксмо, Москва, 2015

г., 928 с., ISBN 978-5-699-32022-6

  1. Кравцова В., Космические снимки и экологические проблемы нашей планеты. /ИТЦ Сканекс, Москва 2011 г. 254 с.
  2. Каверин В.А. Два капитана. / Проспект, 2003 г., 876 с., ISBN 539210167
  3. Кравцова В.И., Митькиных Н.С. Устья рек России. Атлас космических снимков /Научный мир, Москва, 2013 г., 124 с., ISBN 987-5-91522-353-9                
  4. Кракауэр Дж., В диких условиях / Эксмо, 2015 г., 416 с., ISBN 978 –5-699-80054-        
  5. Лейси Сара, Мечтай, создавай, изменяй! Как молодые предпрениматели меняютмир и зарабатывают состояния / Манн, Иванов и Фербер, 2012 г., ISBN 978-91657-407-4                
  6. Лермонтов М., Герой нашего времени / Азбука, 2013 г., 5121 с. ISBN 978-5-38904904-8                        
  7. Мабел Джордж, История великих географических открытий в картинках / АСТ,Москва, 2014 г., 72 с., ISBN 978-5-17-085000-6
  8. Рудаков Д., Оранжевая книга цифровой фотографии / Питер, 2007 г., 200 с., ISBN978-5-469-01222-1                        
  9. Рудаков Д., Алая книга цифровой фотографии / Питер, 2010 г., 128 с., ISBN 978-5-49807-610-2                
  10. Савиных  В.П.,  Записки  с  мёртвой  страницы  /  Лит.  Редактор:  Лукина.  М.:«Издательский Дом Системы Алиса», 1999 г., 88 с.                
  11. Собел Д., Долгота – Астрель, Neoclassic, 2012 г., 192 с., ISBN 978-5-271-42800-5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Шаг в мир информатики»

Срок реализации программы: 2года Возраст учащихся, на который рассчитана данная программа – 7-11 лет...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Диапазон» (базовый уровень)

Дополнительная общеразвивающая программа «Диапазон» предназначена для гармоничного формирования у детей научно-технического мировоззрения через занятия любительской радиосвязью на коротких...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Юный умелец»

образования администрации городского округа ЭлектростальМосковской области.Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования«Станция юных техников»Дополнительная общераз...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности "Моделист"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моделист". Пояснительная записка, КТП....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «Умелые руки»

Настоящая программа предусматривает работу с учащимися по развитию технического мышления на занятиях творческого объединения «Умелые руки». Актуальность программы состоит в том, что она имеет техниче...

Дополнительная общеразвивающая программа ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный техник»

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Юный техник» направлена на привлечение обучающихся к современным технологиям конструирования, 3D моделирования, про...

Дополнительная общеразвивающая программа ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Робомир»

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Робомир» направлена на привлечение обучающихся к современным технологиям конструирования, 3D моделирования, програм...