статья "Проблемное обучение в школе"
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Пивоваренок Наталья Николаевна

 Новые приоритеты в системе образования предполагают качественно новый подход к выбору технологий обучения. И здесь предпочтение отдается интерактивным технологиям. Среди реализуемых технологий с целью формирования познавательных универсальных учебных действий приоритетной  видится технология проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проблемное обучение в школе22.91 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемное обучение в школе

Модернизация образования в России связаны в первую очередь с введением и утверждением новых федеральных государственных образовательных стандартов, в основу которых положен системно-деятельностный подход.

ФГОС определил и основную цель современного образования – формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). На выходе же ученик должен владеть не знаниями, умениями и навыками, а предметными и метапредметными компетенциями.

 Новые приоритеты в системе образования предполагают качественно новый подход к выбору технологий обучения. И здесь предпочтение отдается интерактивным технологиям. Среди реализуемых технологий с целью формирования познавательных универсальных учебных действий приоритетной нами видится технология проблемного обучения. Суть проблемного обучения — «творческое усвоение знаний». Содержательным аспектом проблемного обучения выступает диалог — побуждающий диалог, подводящий диалог. Проблемно-диалогическая технология — это технология обучения, которая обеспечивает творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем с помощью побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления учащихся. Основные достоинства проблемного обучения заключаются в том, что:

− проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления учащихся. Новое применение знаний ищется и находится самим учеником;

−цель активизации учащихся посредством проблемного обучения заключается в том, чтобы поднять уровень мыслительной деятельности ученика и обучать его в системе умственных действий;

−технология проблемного обучения позволяет развивать, творческие способности учащихся.

−проблемное обучение способствует успешной социализации учащихся путем создания и решения проблемных ситуаций.

Если ученик способен найти ответ на проблемной вопрос в учебной деятельности, то он способен разрешить и любую другую, социальную или жизненную проблему. Результатом обучения с помощью технологии проблемного обучения является развитие универсальных учебных действий:

 −личностные действия: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация;

 −регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция;

− познавательные универсальные действия: общеучебные универсальные действия (умение строить высказывание, формулировка проблемы, рефлексия деятельности, поиск информации, смысловое чтение, моделирование);

−коммуникативные: действия планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Общая схема технологии проблемного обучения:

  • Осознание общей проблемной ситуации и ее анализ.
  • Формулировка конкретной проблемы.
  • Решение проблемы: выдвижение гипотез, их обоснование и исследовательская проверка.
  • Проверка правильности решения проблемы.

Очевидно, что центральным понятием и основной заботой учителя, использующего проблемную технологию, является проблемная ситуация. В чем ее специфические особенности? Ситуация содержит неизвестное, которое должно быть раскрыто (названо, определено) в возникшей проблемной ситуации. У учащихся есть возможность на доступном им уровне проанализировать условия и открыть неизвестное. У человека, анализирующего такую ситуацию, возникает потребность в новом неизвестном отношении, способе или условии действия. В этом секрет особого воздействия на учащего проблемной учебной ситуации, стимулирующей творчество, гибкость мышления, здесь заключается мотивация на поиск нового.

Формы проведения проблемных уроков разнообразны. Это могут быть проблемные лекции, семинары, уроки-конференции, диспуты, дебаты.

Анализируя совокупные результаты проделанной работы напрашивается вывод, что проблемное обучение — такой процесс обучения, при котором каждый ученик не просто усвоит поток информации, полученный от учителя, а научится самостоятельно учиться, находить правильные решения поставленных проблемных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока английского языка в 5 классе /ФГОС/ «Британская школа: начало обучения в школе, школьное расписание, предметы».

Урок "открытия" нового знания с применением технологии критического мышления через виды речевой деятельности. Определена цель урока и его задачи. Представлена структура урока. Прилагается технологичес...

Kонспект урока по английскому языку в 6 классе для школ с углубленным изучением английского языка. К УМК О.В. Афанасьева, И.В. Михеева 6 года обучения для школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий.

Тема урока: "Scotland the Beautiful" Задачи урока:1 Развивающие: развитие языковых, познавательных способностей учащихся, развитие готовности к коммуникации на основе предложенного мате...

Выступление учителя-логопеда на собрании родителей в общеобразовательной школе «Речевая готовность к обучению в школе»

p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 6.3px 0.0px; font: 14.0px \'Times New Roman\'; -webkit-text-stroke: #000000} span.s1 {font-kerning: none} Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи...

«Личностная готовность ребенка к обучению в школе. Как сформировать положительное отношение у ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям и к самому себе»

Родительский клуб «Школа первоклассного родителя» «Личностная готовность ребенка к обучению в школе. Как сформировать положительное отношение у ребенка к школе, к учебной деятельност...