Статья2 Методические рекомендации по профессиональной подготовке студентов с нарушениями слуха по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
статья

Калинина Галина Анатольевна

Методические рекомендации по  профессиональной подготовке студентов с нарушениями слуха по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx55.84 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по  профессиональной подготовке студентов с нарушениями слуха по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах


Нижневартовск

2017


Методические рекомендации по  профессиональной подготовке студентов с нарушениями слуха предназначены для преподавателей по специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах»

.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

4

1. Общие положения……………………………………………………......

5

2. Определение категории студентов с нарушением слуха………………

7

3. Психологические особенности учащихся с нарушениями слуха…….

8

4. Профессиональная подготовка студентов с нарушением слуха……..

13

5. Выводы………………………………………………………………….

19

Используемая литература и интернет  источники………..................

20


Введение

Сегодня все без исключения дети имеют право на получение образования, на дальнейшее трудоустройство (с учетом проблем со здоровьем), на трудовую пенсию и страховки. Право на получение образования закреплено в законе Российской Федерации «Об образовании», в котором введено понятие «инклюзивное образование», обозначающее обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» также обозначено, что государство гарантирует обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, в том числе права на образование, включая получение образования в профессиональных учебных заведениях.

Несмотря на то, что сегодня большое количество авторов: Т.М. Аминов, В.З. Базоев, В.А. Борисова, Р.М. Боскис, Н.И. Букун и другие, предлагают различные решения профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе слабослышащих и глухих. Одной из причин несовершенства знаний учащихся с нарушениями слуха является недостаточно эффективная организация педагогического процесса. Преподаватели зачастую используют методы обучения, предназначенные для здоровых обучающихся. Эти методы и приемы обучения не достигают цели в развитии познавательных возможностей слабослышащих. Недостаточно также учитываются индивидуальные возможности слабослышащих, уровень их подготовки для восприятия учебного материала. Чтобы успешно реализовать цели обучения, педагоги должны обладать глубокими и разносторонними знаниями в области педагогики и психологии. В этой связи им необходимы знания: о психологических особенностях обучающихся с нарушениями слуха; о моделях и технологиях обучения молодежи с нарушениями слуха; о педагогических технологиях и педагогических методиках обучения, позволяющих компенсировать имеющие у обучающихся ограничения развития познавательных функций.


1. Общие положения

1.1. Настоящие рекомендации разработаны на основе:  

- Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273;

- Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ;

- Федерального закона от 03.05.2012 №46- ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;

- Указа Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»

- Распоряжения Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р «Об утверждении «Государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы»;

- Приказа Минобрнауки от 21.09.2009 № 341 «Требования к оснащению рабочих мест для детей-инвалидов и педагогических работников, а также центров дистанционного образования детей-инвалидов компьютерным, телекоммуникационным и специализированным оборудованием и программным обеспечением для организации дистанционного образования детей-инвалидов, а также к подключению и обеспечению технического обслуживания указанных оборудования и программного обеспечения»;

- Приказа Минобрнауки от 16.04.2014 г. № 05-785 «О направлении методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов»; - Требований Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки от 26.12.2013 г. № 062412вн «К организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе требования к средствам обучения и воспитания».

1.2. Данные рекомендации направлены на создание условий, обеспечивающих организацию образовательного процесса для студентов с нарушениями слуха по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, получения ими профессионального образования с учетом состояния здоровья, а также условий для их социокультурной адаптации в обществе.  

1.3 Рекомендации ориентированы на решение следующих задач организации образовательного процесса в БУ ПО «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» по специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах»

– разработки технологий обучения для студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ;  – использования технических средств в соответствии со спецификой заболевания и получаемой квалификацией;  

1.4. Для реализации права на получение образования лица, имеющие инвалидность, должны представить в образовательное учреждение заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы о том, что им не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях (п. 5 ст. 72 ФЗ «Об образовании»).

2. Определение категории студентов с нарушением слуха

Рассмотрим подробнее категорию студентов с нарушением слуха. К категории лиц с нарушениями слуха относятся люди, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции. Вербальная коммуникация с окружающими у людей этой категории затруднена по причине тугоухости или невозможна в принципе (глухота). Тугоухость – это заболевание, которое характеризуется понижением слуха. Часто тугоухость проявляется в детском возрасте. Врожденной тугоухостью страдает один новорожденный на 1000. Детей с тугоухостью называют слабослышащими. Различают три степени тугоухости.  При легкой тугоухости (первой степени) человек различает разговор шепотом на расстоянии от 1 до 3 метров, а разговорную речь на расстоянии более 4 метров. Но не может адекватно воспринимать разговор при посторонних шумах или искажении речи. Тугоухость 2 степени (средняя тугоухость) имеет место, если человек воспринимает шепотную речь на расстоянии меньше, чем один метр, а разговорную речь слышит на расстоянии от 2 до 4 метров. Тугоухость 2 степени характеризуется неразборчивостью в восприятии всех слов в нормальной обстановке, требуются неоднократные повторения некоторых фраз или отдельных слов. Тяжелая тугоухость (3 степень) проявляется в невозможности различить шепот даже на очень близком расстоянии, разговорную речь человек слышит на расстоянии меньше чем 2 метра. Используется слуховой аппарат и обучение зрительному восприятию речи (чтению с губ), чтобы иметь возможность общаться. Глухота – это полное отсутствие слуха или такая степень его понижения, при которой восприятие речи становится невозможным. Абсолютная глухота наблюдается редко. Обычно имеются «остатки» слуха, позволяющие воспринимать очень громкие звуки (более 90 дБ), в том числе и некоторые звуки речи, произносимые над ухом громким голосом или криком. При глухоте разборчивость восприятия речи отсутствует даже при громком крике.

Глухота может быть врожденной, приобретенной, одно- и двусторонней, периферической или центральной, прогрессирующей или стойкой.  


3. Психологические особенности учащихся с нарушениями слуха

Снижение полноты зрительного восприятия. Нарушение слуха снижает полноту зрительного восприятия, затрудняет развитие кинестетической чувствительности и кинестезии речевых органов. В связи с потерей слуховых ощущений у слабослышащих обучающихся особую роль приобретает зрительное восприятие. Зрительный анализатор у них становится ведущим в познании окружающего мира и в овладении содержанием учебной программы.   Слабослышащие учащиеся в состоянии заметить такие детали и тонкости окружающего мира, на которые не обращают внимания обучающиеся, не имеющие проблем со здоровьем. Они реже путают или смешивают сходные цвета – синий, фиолетовый, красный, оранжевый, более  тонко дифференцируют оттенки цветов. Их рисунки зачастую содержат больше частностей и деталей, чем рисунки слышащих сверстников. Но в то же время лицам с нарушениями слуха  труднее даются изображения и схемы, которые выражают пространственные отношения. Объясняется это тем, что при зрительном восприятии слабослышащие дети обращают большее внимание на признаки предметов, отчетливо выделяющиеся, яркие, контрастные, и затрудняются в вычленении существенных признаков, если они малозаметные. Неумение быстро выделить главные опознавательные признаки предмета приводит к замедлению скорости зрительного восприятия. 
Проведенное сравнение успешности узнавания ранее воспринятых предметов в условиях последовательного или одновременного их предъявления показало, что для детей с нарушениями слуха  характерны смешения похожих предметов, что объясняется двумя причинами. Во-первых, у них в некоторой степени снижена точность запоминания предметов, что обусловлено неполнотой их зрительного восприятия, трудностями выделения существенных, значимых признаков. Во-вторых, они  затрудняются при проведении мысленного сопоставления ранее виденного предмета с воспринимаемым вновь. Это связано с недостаточной свободой в оперировании образами предметов. Таким образом, вторая причина – это недостаточность образного мышления. 

Речевая недостаточность. Ко времени поступления в школу слабослышащие  дети могут использовать в речи обозначения предметов ближайшего окружения, знакомых действий, некоторых признаков предметов, пространственных и временных отношений; они правильно отражают в речи некоторые причины действий и поступков. Однако у них много нарушений грамматического строя языка (ошибки согласования и управления, неверное использование вида и времени глаголов), часто наблюдается неправомерное сужение или, напротив, расширение значения слова. Общее развитие речи у большинства слабослышащих детей семилетнего возраста значительно уступает  речевому развитию их слышащих сверстников (и по богатству словаря, и по владению грамматическим строем, и по построению фраз и более сложных связных высказываний). 
Речевая недостаточность, приводящая к  ограничению объема получаемой информации, осложняет развитие познавательных процессов. В дальнейшем это приводит к сложностям в формировании  технического мышления данной категории учащихся. Кроме того, у учащихся с нарушениями слуха часто в недостаточной степени сформированы общетеоретические и специальные знания, которые они получают в процессе профессионального обучения. 
Особую роль для слабослышащих играет письменная форма речи, поскольку она является не только средством коммуникации, но и главным источником получения знаний (учебники, справочная литература, документы, газеты, журналы). Однако учащиеся с нарушениями слуха испытывают затруднения в понимании печатного текста и в построении письменных высказываний. Трудности в овладении письменной речью даже на старших годах обучения в школе объясняются преимущественно тем, что имеющееся отставание в развитии познавательной деятельности не полностью преодолевается в период обучения в начальных и средних классах. Проведенные исследования показывают, что у обучающихся с нарушенным слухом страдает не только качество самостоятельных письменных высказываний (в плане использования лексики, грамматического и стилистического оформления, логики и содержания), но и понимание прочитанного (понимание логики, причинно-следственных и временных связей, событийной стороны). 
На протяжении всего периода школьного обучения у слабослышащих учащихся происходит значительное развитие как устной, так и письменной речи. К старшим классам отмечается обогащение словаря, усложнение грамматических конструкций, форм и способов высказывания. Однако и к моменту профессионального обучения у обучающихся с нарушениями слуха могут сохраняться  трудности в овладении системой словесно-логического обобщения; словами, имеющими относительное, переносное и отвлеченное значение; грамматическими конструкциями, выражающими различные виды логических отношений и зависимостей. 

Развитие памяти. Определенное своеобразие обнаруживается в развитии образной памяти. Слабослышащие дети с большим трудом, чем слышащие, запоминают образы предметов во всей их полноте. Они склонны либо упрощать внешнюю структуру воспринятого предмета, уподоблять его ранее сложившемуся, привычному представлению, либо чрезмерно подчеркивать его отличительные черты. Аналогичные изменения образов предметов наблюдаются и при кинестетическом их восприятии. 
Эти особенности развития образной памяти слабослышащих  становятся все менее заметными к  старшему школьному возрасту. Однако при  профессиональном обучении все же следует учитывать тот факт, что они реже, чем слышащие, пользуются словесными характеристиками предметов с целью их запоминания. В целом лица с нарушениями слуха уступают хорошо слышащим учащимся по умению использовать опосредующие  средства для запоминания, что снижает продуктивность последующего воспроизведения.  Словесная память слабослышащих имеет еще большее своеобразие, чем образная. Они успешнее запоминают отдельные слова, чем целые предложения. Хуже всего запоминаются ими связные тексты. Трудности запоминания текстов связаны с недостатками развития речи и словесно-логического мышления. При этом нередко установка на запоминание текста доминирует над желанием его понять. 
Объем кратковременной памяти на слова заметно уступает соответствующим показателям у слышащих сверстников. При запоминании слабослышащие в меньшей степени, чем слышащие, пользуются приемом группировки слов по их значению или по какому-либо другому принципу. Это существенно снижает объем и прочность запоминания слов. Даже старшие школьники плохо умеют пользоваться приемами опосредствованного запоминания и воспроизведения словесного материала.  Исследования свидетельствуют о том, что продуктивность словесной памяти может быть значительно повышена, если активизировать мыслительную деятельность слабослышащих детей при запоминании материала путем организации работы по более глубокому и разностороннему пониманию запоминаемого материала. Углубленное понимание содержания рассказов обеспечивает их полное запоминание не только на короткий, но и на долгий срок. 
Словесная память детей с нарушениями слуха заметно совершенствуется по мере развития их речи и познавательной деятельности на протяжении всего школьного периода обучения. Однако с возрастом в большей степени улучшается репродуктивное воспроизведение, чем оперативное, выборочное, необходимое для решения определенной задачи. Поэтому даже в старшем школьном возрасте учащиеся нередко затрудняются при необходимости воспроизвести ранее усвоенные знания с целью их использования как средства для решения какой-либо учебной или практической задачи. 
Развитие мышления. При изучении мыслительных операций  также было выявлено, что при анализе и сравнении предметов слабослышащие младшие школьники легче выделяют признаки, «бросающиеся в глаза», чем существенные, но малозаметные. Поэтому они позднее, чем их слышащие сверстники, научаются выделять в предметах не только различия, но и сходство. Для них труднее сравнивать предметы не на основе их непосредственного восприятия, а по представлению. 
Изучение наглядно-действенного мышления слабослышащих младших школьников показало, что у них имеется некоторое отставание в решении сложных наглядно-действенных задач по сравнению со слышащими сверстниками. Они более медленно овладевают обобщенными приемами предметных действий, необходимыми для решения зрительно-пространственных задач. Часто они проявляют склонность к использованию привычных, стереотипных способов решения без учета изменившихся условий задачи, затрудняясь при необходимости мыслить обратимо применительно к конкретной ситуации. Решение зрительно-пространственных задач усложняется из-за того, что слабослышащие недостаточно владеют значениями слов, выражающими пространственные отношения, – под, над, напротив, слева, справа.  Также они отстают от нормально учащихся слышащих в умении решать наглядные задачи, где требуется устанавливать отношения по принципу симметрии и по принципу аналогии.  К началу среднего школьного возраста различия в развитии наглядно-образного мышления у детей с нарушениями слуха и слышащих детей значительно сокращаются. Вместе с тем даже в старшем школьном возрасте плохо слышащие дети испытывают большие трудности, чем слышащие, при решении наглядных задач с трудно-вычленяемыми (замаскированными) исходными признаками-условиями. Они решают эти задачи менее успешно, чем слышащие, из-за недостаточного развития у них внутренней речи как средства мышления.  Наибольшее отставание и своеобразие наблюдается в отношении развития словесно-логического мышления.  Овладение речевым мышлением начинается у слабослышащих детей в дошкольном возрасте и продолжается в младшем школьном возрасте. При этом связь от слова к объекту в мыслительных действиях начинает функционировать значительно раньше, чем связь от объекта к слову. Такая односторонность в оперировании словесными обозначениями создает трудности в анализе, обобщении и дифференцировании наглядных ситуаций.  У слабослышащих детей значительно позднее, чем у слышащих (с отставанием на 3-4 года и более), формируется понятийный подход к решению задач. Они испытывают большие трудности в овладении понятиями разной меры обобщенности, соотнесенными друг с другом по содержанию. Только в старшем школьном возрасте у детей с нарушениями слуха начинает формироваться абстрактно-понятийное мышление.  Учащиеся с нарушениями слуха с трудом овладевают логическими связями и отношениями между явлениями, событиями и поступками людей.  Они понимают причинно-следственные отношения применительно к наглядной ситуации, в которой эти отношения четко выявляются и не умеют выявлять скрытые причины каких-либо явлений, событий. Они нередко смешивают причину со следствием, с целью, сопутствующими или предшествующими явлениями, событиями. Причинно-следственные и пространственно-временные связи часто отождествляются.  Наиболее трудными оказываются логическая переработка текста, построение умозаключений на основе тех сведений, которые сообщаются им в речевой форме.  В связи с этим у слабослышащих учащихся в 13-15 лет и особенно в 16-18 лет  растет интерес к литературе, географии и биологии и снижается  к математическим наукам. Это связано с большими трудностями усвоения таких абстрактных предметов, как алгебра и геометрия из-за недоразвития понятийного мышления.  Поэтому непременными условиями формирования понятийного мышления учащихся с нарушениями слуха являются соблюдение принципов проблемного и дифференцированного обучения, воспитание у них потребности в самостоятельном открытии новых фактов и зависимостей. 

Развитие воображения. У слабослышащих подростков наблюдается отставание и своеобразие в развитии не только памяти, мышления и речи, но и воображения. У них есть трудности в переходе от словесного описания к образному представлению, в конструировании новой воображаемой ситуации. 
Однако зачастую у учащихся формируются интересы и склонности к изобразительному, декоративно-прикладному и техническому творчеству. У отдельных подростков, юношей и девушек возникают устойчивые интересы и склонности к занятиям рисунком, живописью, лепкой. Многие учащиеся, в основном девушки, увлекаются изготовлением художественных изделий, одежды, шитьем, вышивкой, гипюрным плетением, вязанием, ковроткачеством. 


4. Профессиональная подготовка студентов с нарушением слуха

Профессиональная подготовка студентов с нарушением слуха будет успешной только при соблюдении следующего комплекса педагогических условий: сочетание личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов к организации деятельности студентов; субъект-субъектное взаимодействие; сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации образовательного процесса; стимулирование познавательной активности студентов; осуществление мониторинга; опора на наглядность (изобразительный материал, учебные тексты и т. п.); активное использование письма; устное изложение материала; активное использование игровых упражнений, упражнений занимательного характера; обеспечение доступа к единой образовательной и профессиональной среде; адресной функционально-ориентированной подготовки специалистов, профессиональной и социально-бытовой адаптации, социально-правовой ориентации.

Из перечисленных условий вызывает вопрос устного изложения материала. Однако оно наиболее необходимо, в связи с тем, что у студентов с нарушением слуха вторичным нарушением является нарушение речи. В связи с чем,  процесс обучения лиц с нарушением слуха в условиях ПО должен включать индивидуальную программу. На начальных этапах обучения лиц с нарушением слуха в ПО целесообразно организовывать курсы, направленные на приобретение ими коммуникативного мастерства. Для этого необходимо решить задачи:

  • по созданию сопроводительной базы данных об обучающихся в специализированных и обычных школах с целью формирования контингента будущих абитуриентов;
  • по участию в работе уполномоченных учреждений медико-социальной экспертизы по разработке индивидуальных программ реабилитации инвалидов по слуху как в части определения их возможностей обучения в интегрированной среде, так и в части нормирования необходимого комплекса условий реализации такого обучения;
  • по разработке индивидуальных планов и программ обучения, отражающих направления коррекционной и реабилитационной работы в отношении каждого студента-инвалида;
  • комплекс средств технической поддержки учебного процесса;
  • по содействию трудоустройству выпускников и их дальнейшему сопровождению с целью создания условий последующего повышения квалификации и профессиональной переподготовки инвалида.

Развитие информационно-компьютерных технологий способствует расширению возможностей обучения студентов с нарушением слуха, делает этот процесс наиболее эффективным. Мультимедийное оборудование помогает представить презентационный материал, обучающие фильмы и другие средства наглядности. Наглядный  показ дает более полное и глубокое осмысление учебного материала, может в зависимости от задач урока выполнять функции источника знаний и подтверждения устного или печатного слова. Они позволяют выстраивать процесс обучения, ориентированный не на ограниченные возможности жизнедеятельности слабослышащих и глухих студентов, а на их способности. Методика проведения учебных занятий со слабослышащими и глухими студентами должна включать различные пособия, макеты, модели, схемы, плакаты, мультимедийное оборудование, адаптированные наглядно-опорные презентации по всем темам изучаемых предметов. Студенты должны быть обеспечены необходимым методическим раздаточным материалом: конспектами лекций, методическими указаниями, практическими заданиями. Не менее эффективным становятся такие информационно-компьютерные средства, как социальные сети, электронные почты, с помощью которых также можно осуществлять контроль познания студентов с нарушением слуха. Презентации по темам можно использовать для объяснения нового материала, демонстрации дополнительных материалов к уроку, тестирования знаний студентов. При такой организации обучения все студенты, в том числе студенты с нарушением слуха, во время демонстрации лекционного материала должны фиксировать материал письменно, а по непонятным фрагментам записывать вопросы, которые преподаватель уже объясняет индивидуально, так как развитие образной памяти у студентов с нарушениями слуха напрямую связано с речью, с познавательной деятельностью, с мыслительными операциями.

Для усвоения учебного материала на семинарских занятиях целесообразно использование разноуровневых заданий (с учётом возможностей и способностей студента), с акцентом на устный опрос; для контрольных срезов по изученным разделам дисциплин рекомендуется использовать письменные формы: контрольные работы, тестовые задания в печатном и компьютерном варианте.

Считаю важным обратить внимание на методы обучения лиц с нарушением слуха, предложенные Э.В. Ильенковым. Они основываются на таких принципах обучения, как:

  • принцип следования индивидуальным интересам и индивидуальным темпам обучающихся. Познание обучающегося с нарушением слуха происходит в соответствии с его психолого-физиологическими особенностями. Овладение им навыков индивидуального самообслуживания является первичным условием для дальнейшего познания, вслед за которым они приобщаются к специальным средствам общения – жестам, которые как бы повторяют действия или ощупывающие движения;
  • принцип строгого дозирования педагогической помощи, которая не должна быть превышенной, чтобы обучающийся совсем отказался от самостоятельности, но в то же время достаточной для достижения результата. Вся деятельность, в том числе учебная, не должна быть легкой, а достигаться с определенным усилием;
  • принцип деятельностного подхода, которое исходит из того, что познание происходит в освоении производственного обучения и окружающей действительности.

Исходя из всего сказанного, считаем, что правильно организованный учебно-образовательный процесс способствует возрастанию интереса студентов с нарушением слуха к образованию, и таким образом им предоставляется возможность получить не только образование, но и освоить культурное наследие прошлого, без которого невозможно строительство своего будущего и адаптация в окружающей среде. Необходимо комплексное использование специальных приёмов, средств, форм и методов, которые позволят осуществить качественное профессиональное обучение, а грамотная система контроля знаний обучающихся поможет активизировать учебно-познавательную деятельность глухих и слабослышащих студентов, расширить навыки самостоятельной работы и коммуникативной компетентности в смешанных академических группах учреждений.  

Поэтому  необходимо искать  новые, современные методы активного обучения, больший упор делать на личностно-ориентированные технологии обучения, применяя  развивающее обучение, используя современные формы, средства и методы проведения уроков.

Необходимо применять   новые  педагогические технологии, используя современные формы, средства и методы  проведения уроков. Необходимо искать такие формы подачи материала, которые отличались бы наибольшей визуализацией, использовать элементы коррекционной работы,  а также программы информационной поддержки процесса обучения.

При проведении уроков необходим педагогически оправданный подбор различных форм обучения для каждого этапа урока.

Целесообразное сочетание групповой, фронтальной и индивидуальной работы со студентами, когда закладываются основы для формирования не только профессиональных, но и   общих компетенций, такие как,  умение организовать собственную деятельность, анализировать рабочую ситуацию,  работать в команде,  эффективно общаться с одногруппниками.

На своих уроках я использую различные формы подачи материала. Главное при обучении глухих студентов – это наглядность: различный иллюстрированный материал,  интеллект - карты, технологические карты, плакаты, стенды, образцы материалов и инструмента, практический показ приемов работы.

Применяю различные виды разноуровневых  индивидуальных карточек.  При этом педагог имеет возможность увидеть продвижение одних и отставание других, а студент имеет возможность постепенно переходить от менее трудных заданий к более сложным.

При проведении учебных занятий, я использую различные средства обучения.

Информационные технологии расширяют арсенал средств педагога, помогая «достраивать» те условия обучения, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач, но не могут быть созданы при помощи традиционно применяемых средств.

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие не только привлекательным и по-настоящему современным, но и осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.

Внедрение информационных технологий в процесс обучения профессиональных дисциплин позволяет реализовать принцип наглядности, личностно-ориентированный подход, активизировать самостоятельную познавательную деятельность студентов.

Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Метод интеллектуальных карт наиболее полно отвечает особенностям работы человеческого мозга. При выполнении интеллект-карт обеспечивается  наиболее эффективная работа, и информация сохраняется как в виде целостного образа, так и в словесной форме. С помощью используемых при построении карт зрительных образов обеспечивается создание глубокого впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала и способность к воспроизведению. Особенно для студентов с нарушением слуха.

Мультимедийные презентации. Они  позволяют    лучше запечатлеть  в  сознании  студентов  образы,  дает  возможность  ближе  и  лучше  рассмотреть какие-то  процессы,  факты,  схемы,  явления;  применить     игровой       момент.

Видеоматериалы. Использование видеофильма способствует развитию различных сторон психической деятельности студентов, особенно студентов с нарушением слуха и речи  и прежде всего, внимания и памяти, а также способствует практическому освоению студентами умений и получению практического опыта.

Очень важно при проведении учебных занятий со студентами с нарушение слуха и речи соблюдать основные требования к уроку:

-представление материала малыми дозами;

-комплексное использование устной, дактильной, жестовой речи;

-немногословность, четкость изложения, отсутствие лишних слов;

-неоднократное  повторение,  причем  фраза  должна  повторяться  без изменения слов и порядка их следования;

-обучение  работе  со  зрительными  образами:  работа  с  учебниками, таблицами, рисунками и пр.;

-тренировка умения выделять главное:  обучение составлению конспектов,  таблиц,  технологических карт,  интеллект - карт,  кроссвордов, презентаций.

При использовании всех форм, средств и методов обучения и их сочетание,  структура урока не нарушается, но выделяется время для смены деятельности, предоставляется возможность двигаться по аудитории, пообщаться между собой, что снимает напряженность, дает время на отдых, что  особенно важно, учитывая физиологические особенности студентов.

В свою практику я ввела проведение нетрадиционных уроков в форме «круглых столов, уроков – КВН. Они проводятся после изучения какой - либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля и оценки знания и умений студентов. Происходит  смена привычной обстановки и  создаётся  комфортная атмосфера при проведении урока и  при подведении итогов проделанной работы, что снижает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. И обязательно, в целях поощрения, лучшие команды и лучшие студенты награждаются Грамотами.

Одним  из  факторов  повышения  качества  обучения  является  учет параметра ранней утомляемости студентов с нарушением слуха. Известно, что  у  глухих  и  слабослышащих  людей  значительную  долю  слуховой информационной  нагрузки  берет  на  себя  зрительная  система,  которая функционирует в более напряженном режиме, чем у здоровых людей. В связи с этим  возникла  необходимость  при  проведении  теоретических  и  практических  занятий  применять  методики  чередования  видов  деятельности.  

Чередование видов учебной деятельности на примере урока «Укладка ламинированного паркета замковым способом»:

1.Лекция

2.Презентация

3.Видеофильм-схема

4.Видеофильм

5.Контроль знаний

Для вовлечения студентов в исследовательскую, творческую, профессиональную  деятельность в техникуме проводятся различные мероприятия с вовлечением студентов с нарушением слуха и речи.

Студенты с нарушенным слухом как правило, уверенно владеют современными информационными технологиями (ИТ). И в этом их сильная сторона в проектной деятельности. Применение комплекса технологий  в  работе над проектом (презентацией) способствовало выработке у студентов  с нарушенным слухом  компетенций проектной деятельности, позволяющих получить хороший результат.

Поиски пути совершенствования образования глухих и слабослышащих студентов неразрывно связаны с разработкой методов и приемов интенсификации процесса обучения, направленных на повышение коммуникативных возможностей и дальнейшее развитие словесно-логического мышления данной категории учащихся.

Комплексное  использование  форм, методов, приемов и средств  обучения и контроля, формирование активной жизненной позиции, готовности студентов с нарушением слуха и речи к осуществлению профессиональной деятельности, стремления к самореализации, самоактуализации и самосовершенствованию в стенах техникума     формируют комфортные условия  для обучения  студентов с нарушение слуха и речи.  Происходит формирование положительных личностных качеств, их морально-психологическая и профессиональная подготовка к самостоятельной жизни. Они чувствуют себя более комфортно в социуме, свободно общаются и живут в обществе слышащих.


Выводы:

Студенты получают фундаментальные общепрофессиональные и специально-профессиональные знания, что соответствует общим тенденциям современного стандарта вузовского образования. Вместе с тем в систему подготовки лиц с нарушениями слуха необходимо включать и специальные занятия по слухоречевой реабилитации.

В процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности развития студентов с нарушенным слухом, что предполагает создание условий для саморазвития, а также использование личностно ориентированных технологий.

Таким образом, к педагогическим условиям успешной интеграции лиц с нарушением слуха в систему обучения в профессиональной школе следует отнести:

  • необходимость корректировки требований обязательного минимума содержания образовательной программы подготовки специалистов для студентов с потерей слуха.
  • наличие возможностей оказывать студенту эффективную квалифицированную коррекционную помощь;
  • систематический контроль над развитием студента и эффективностью его обучения в интегрированной среде;
  • Предусматривать осуществление совместной деятельности в образовательных моделях как партнерского диалога, исключающего неравенство позиций. При этом  совместная деятельность студентов должна обеспечиваться особой позицией педагога как партнера по совместной деятельности, который, однако, не должен влиять на право самостоятельного выбора способа действия, решения.
  • для компенсации и коррекции недостатков развития использовать технические средства обучения в подготовке слабослышащих студентов для повышения качества знаний студентов, увеличения плотности занятий, рационального использования учебного времени, повышения продуктивности труда преподавателя и студента, обеспечения наглядности обучения, стимулирования самостоятельной творческой деятельности и повышение мотивации учения студентов с использованием мультимедийного оборудования.


Используемая литература и интернет источники:

1.Основы психологии детей с нарушением слуха: Учебное пособие/ сост. О.И.Суслова. – Саратов: Исследовательский центр «Наука», 2013.-92с.

2.http://www.docme.ru/doc/382845/publikaciya

3.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-

4.http://infourok.ru/doklad-primenenie-ikt-na-urokah-v-usloviyah-fgos-536861.html

5.http://works.doklad.ru/view/firg15fKI6Q/all.html

6.http://nsportal.ru/npo-spo/ekonomika-i-upravlenie/library

7.http://www.dslib.net/psixologia-razvitja/psihologo-akmeologicheskie-osobennosti-professionalno-lichnostnogo-razvitija.html

8.http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obucheniya-matematike-gluhih-i-slaboslyshaschih-studentov 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по преддипломной практике (для студентов специальности 050709 Преподавание в начальных классах)

ВВЕДЕНИЕ 1. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ 2. СОДЕРЖАНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ 3. ОТЧЁТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ П...

Методические рекомендации для подготовки студентов к зачету по дисциплине "Химия"

В методической разработке даются рекомендации по подготовке студентов к зачету по дисциплине "Химия", а также приводятся примеры  ответов  на наиболее сложные вопросы. Студентам предлагаются...

Рабочая программа дисциплины "Информатика" для специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Рабочая программа дисциплины "Информатика" для студентов 1 курса специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД10. КУЛЬТУРА РЕЧИ (профессиональный цикл) по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для подготовки преподавателей начальных классов, в  дополнительномпрофессиональном образовании, повышении квалификации и профессиональ...

Фрагмент индивидуального плана подготовки студента с нарушением слуха

Особое место в системе подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), по специальности физическая культура в рамках реализации вариативного модуля «Единоборства с метод...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УД.01 Иностранный язык (немецкий) для специальностей 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.01 Дошкольное образование, 49.02.01 Физическая культура, 44.02.03 Педагогика дополнительного образования

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федеральных  государственных  образовательных  стандартов среднего профессионального образования по специа...

Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения специальности 42.02.02 Преподавание в начальных классах

Методические указания и контрольные задания предназначены для студентов СПО заочной фомы обучения специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах....