Доклад для ШМО "Правила профессионального такта в работе с родителями"
методическая разработка

Девайкина Наталья Васильевна

Нормой общения учителя и родителей обучающихся являются гуманные отношения. Одной из важных форм установления контакта педагогов с семьями учащихся является родительское собрание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shmo_takt.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

                                        МБОУ ГШИ № 2 г НОГИНСК

Разработка для ШМО 30.05.2018 год

Правила профессионального такта в педагогической беседе с родителями учащихся.

Каждое родительское собрание должно иметь конкретную тему и по своему содержанию быть коллективной педагогической консультацией по формированию и развитию личности детей. Не оправдывают себя и вызывают досаду большинства родителей собрания, на которых классные руководители говорят лишь об успеваемости и поведении каждого ученика.

Не следует превращать родительские собрания в место «проработки» и суровой критики матерей и отцов «трудных» учащихся. Игнорируя это положение, мы отталкиваем от школы ту часть родителей, с которой больше всего и нужно работать.

Обсуждая на собраниях актуальные вопросы развития учащихся, просите поделиться опытом семейного воспитания родителей хорошо воспитанных детей.

Разнообразьте формы проведения родительских собраний, проводите встречи со специалистами (врачами, юристами, психологами), вечера вопросов и ответов, круглые столы с участием учителей-предметников, обзоры новой педагогической литературы по вопросам семейного воспитания.

При проведении беседы с родителями обучающихся, независимо от того, по какому поводу Вы желаете с ними общаться, необходимо придерживаться следующих правил профессионального такта:

  1. Учтиво поздороваться, поинтересоваться, как идет жизнь в семье, все ли здоровы. От этого в значительной степени зависит ход предстоящей беседы. Если в семье неприятности, то лучше отложить разговор до следующего случая, когда обстановка в семье нормализуется. В противном случае беседа не достигнет прогнозируемого результата.
  2.  Начать разговор о ребенке лучше с хорошего. Нужно уметь увидеть положительные стороны в характере и поведении даже самого «трудного» ученика. Необходимо помнить, что поток исключительно негативной информации о ребенке вызывает негативную реакцию со стороны родителей и вызывает у них неприязнь к собеседнику, гнев и обиду на школу.
  3. Постарайтесь терпеливо выслушать родителей. Особое внимание нужно обратить на то положительное, что они рассказывают. Ни в коем случае не прерывать рассказ родителей различными репликами. Помнить, что именно мать и отец в первую очередь должны защищать своих детей. Не нужно смущаться, если родители будут несколько преувеличивать положительные стороны своего сына или дочери. Гораздо хуже, если они не видят в ребенке ничего хорошего, обзывают, унижают его, потеряли надежду на будущее. Постарайтесь помочь им научиться адекватно оценивать своего ребенка, его поведение, отношение к учебной и иной деятельности.
  4. Корректно, спокойно, без лишних эмоций, скажите о недостатках обучающегося, что именно смущает на сегодняшний день педагогов в его характере и поведении.
  5. С учетом индивидуальных особенностей ученика и его родителей, их семейно-бытовых условий выскажите свои мысли и педагогические рекомендации по развитию школьника, преодолению негативных сторон его личности.
  6. Не забудьте вежливо попрощаться, передать свои пожелания ребенку. По окончании беседы необходимо наметить ориентиры для следующей встречи, если она поддается прогнозированию

Учитывая наши специфические условия круглосуточного нахождения детей в интернате, педагогам почти не приходится посещать детей на дому. Такую форму работы с родителями, как посещение семей, можно использовать только в зависимости от конкретной ситуации, заранее продумав вопросы, которые надо решить.

Не планировать визит больше чем на час. Не беседовать у двери, на ходу. Заблаговременно сообщите родителям о времени и цели своего визита. Иначе семья может оказаться неподготовленной (беспорядок в квартире, занятость бытовыми делами, сугубо домашняя, не для посторонних, одежда) и будет поставлена в неудобное положение. Тогда психологический микроклимат будет неблагоприятным, откровенный душевный разговор не получится.

Тон в беседе должен задавать классный руководитель. Тон должен быть дружелюбным и спокойным. От нас требуется максимум тактичности и выдержки. Дело в том, что родители могут принять оборонительный или снисходительный тон. Не стоит забывать, что они – дилетанты во многих вопросах, а вы – педагог. Но надо не поучать, а советовать родителям, больше задавать вопросов, но при этом не стоит превращать разговор в допрос.

Желательно продумать вопросы или основные пункты разговора. Беседа должна быть естественной и непринужденной. Записи делать нежелательно. Однако после посещения надо записывать все услышанное и выводы.

Сам ребенок должен участвовать в беседе, так как говорят все-таки о нем. Но есть моменты, когда присутствие ребенка исключено. Мы заранее обговариваем эти моменты

Не ходите в семью только с жалобой на ребенка.

Визит оправдан лишь в том случае, если он способствует установлению в семье добрых взаимоотношений, согласию детей и родителей, применению правильных методов воспитания.

Не навреди! Общаясь с родителями учащихся, обязательно думай о том, что будет после разговора с вами. При несоблюдении профессионального такта результат общения может оказаться прямо противоположным ожидаемым воспитательным целям педагога.

Источник:  

https://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2016/05/01/pravila-professionalnogo-takta-v-pedagogicheskoy 

  ttps://infourok.ru/doklad-pravila-professionalnogo-takta-v-rabote-s-roditelyami      

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила профессионального такта

Как вести беседу с родителями обучающихсяЧто необходимо учитывать при подготовке к родительскому собранию...

Правила профессионального такта в педагогической беседе с родителями учащихся

Материал предназначен для начинающих классных руководителей...

Правила профессионального такта в работе с родителями обучающихся

Правила профессионального такта в работе с родителями обучающихся...

Доклад «Методика работы с родителями: вовлечение родителей в образовательный процесс с целью поддержания заинтересованности и сохранности контингента»

Данный доклад поможет более полно раскрыть специфику работы учреждений дополнительного образования с целью поддержания интереса детей и радителей к разным видам творческой деятельности. Показывает как...

Организация работы с родителями в образовательном учреждении среднего профессионального образования (из опыта работы)

В данной статье хотелось бы поделиться своим опытом работы с родителями студентов. В отличие от школы взаимодействие с родителями обучающихся техникума строится по другому.  Об этом вы найдете ин...

«Правила профессионального такта в работе с родителями обучающихся»

КОНСПЕКТ выступления на ШМО классных руководителей...