ДОКЛАД: «Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ».
учебно-методический материал

Валентина Васильевна Филиппова

Духовно-нравственное воспитание актуально для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как именно они находятся в наиболее сложных социальных условиях и нуждаются в воспитании таких личностных качеств, которые помогли бы им сформировать устойчивую жизненную позицию, занять равноправное место в обществе, жить яркой полноценной духовной жизнью. В связи с этим необходимо создавать условия, в которых ребенок с ограниченными возможностями мог бы чувствовать себя полноправным членом общества, участвовать в культурной, экономической и политической жизни.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

   ДОКЛАД: «Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ».

         Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них - абсолютная деидеологизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины.

        Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека. Бороться с этим пагубным влиянием необходимо всем просвещенным членам общества, особенно тем, которые имеют возможность оказывать непосредственное воздействие на подрастающее поколение - учителям, психологам, воспитателям.

          Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

          Особенно актуален этот процесс для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как именно они находятся в наиболее сложных социальных условиях и нуждаются в воспитании таких личностных качеств, которые помогли бы им сформировать устойчивую жизненную позицию, занять равноправное место в обществе, жить яркой полноценной духовной жизнью. В связи с этим необходимо создавать условия, в которых ребенок с ограниченными возможностями мог бы чувствовать себя полноправным членом общества, участвовать в культурной, экономической и политической жизни.
          У этих детей не развито чувство ответственности за себя, своих близких, а значит за свою Родину. У них отсутствует заинтересованное отношение к миру, они испытывают трудности адаптации в социокультурном пространстве. Такие дети нуждаются в создании специальных условий для усвоения основных социальных знаний, приобретения нравственных и духовных ценностей, необходимых для полноценной жизни в обществе.

         Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

         Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

         Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

        В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

       В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

       Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.

        Психологи установили, что именно школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности.

        Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в  школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость. Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно-деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.

1. Роль духовно-нравственного воспитания в формировании личности ребенка.

        Воспитание нравственности и духовности во все времена являлось одной из основных педагогических проблем, занимающей умы великих педагогов, писателей, государственных деятелей, таких как Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Я.А. Каменский, В.А. Сухомлинский и др.

        Человек, по учению духовных отцов Православной церкви, представляет собой триединство духадуши и тела. С этим утверждением соглашался Ушинский, который при этом говорил о том, что тело «инертно», оно стремится сохранить себя - «быть», душа «активна», она стремится «жить», она жаждет деятельности, удовольствий более высоких, чем телесные. Дух же человека устремлен к высшим, духовным ценностям, это отражение изначальной божественной сущности человека. Тело умирает, душа и дух вечны. Но в то же время при всей слабости тела и потенциальном всесилии духа очень часто человек всю свою жизнь посвящает удовлетворению своих телесных потребностей и желаний, пренебрегая духовными ценностями. Таким образом, по Ушинскому, сущность духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы научить душу человека господствовать над телом, усилием воли преодолевать его инерцию, стремление к получению примитивного удовольствия.

         Классики советской педагогики стержнем духовных поисков человека считают его идеалы. Идеал как высшее порождение духа интегрирует в себе самое существенное, генеральные моменты самосознания человека. В идеале выражается цель и смысл жизни, той жизни, которая достойна называться подлинно человеческой. Идеалы рождаются в процессе многосложного освоения мира. Идеалы как духовные стремления побуждают человека к деятельности, к активному преобразованию мира. «Идеал - это духовная сердцевина личности», - утверждал В.А. Сухомлинский. Идеалы в советской педагогике тесно переплетались с активной деятельностью на благо государства и общества.

         Таким образом, основные идеи классиков отечественной педагогики относительно духовно-нравственного воспитания можно сформулировать следующим образом.

Человек становится человеком, когда пробуждается его душа. Воспитание человека - это прежде всего воспитание его души.

Развитие духа идет во взаимодействии с миром. Смыслом этого взаимодействия является самосознание, самоопределения личности.

Человек живет в реальном мире, среди людей. Воспитание должно помочь человеку осознать свою связь с миром, с другими людьми и найти свое место в мире.

Духовные способности человека раскрываются в процессе свободной творческой деятельности.

         Итак, духовность развивается в процессе нравственно-эстетического освоения мира и проявляется в поведении человека в соответствии с общечеловеческими моральными ценностями, а также в созидательном творческом труде на благо общества.

         Недостатки и просчеты нравственного воспитания в наше время обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Кто как не педагог, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому школа, а в частности педагог, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.

        Основные задачи нравственного воспитания: 

1. формирование нравственного сознания;

2. воспитание и развитие нравственных чувств;

3. выработка умений и привычек нравственного поведения.

       «Нравственное сознание - активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление - процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов.

        Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она проявляется в общественно ценных свойствах и качествах личности, в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.

      «Нравственная воспитанность - это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива…»

       Уровень нравственной воспитанности - это мера соответствия развитых социально-ценностных отношений ребёнка и его разносторонних функций, обеспечивающих полноту человеческой жизни, тому уровню культуры, которого достигло человеческое общество на данный момент своего исторического развития.

       Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения. Формирование морального облика протекает в процессе всей многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий.

       2. Методы изучения и выявления нравственной воспитанности

учащихся.

      «Личность ученика сложна и многогранна. Поэтому изучить его можно лишь при условии применения разнообразных методов, и не изолированно один от другого, а в тесной связи и взаимодействии» - пишет советский педагог Н.И. Болдырев в своей книге «Нравственное воспитание школьников: вопросы теории».

       Особенность духовно-нравственного воспитания в том, что его «результат», как таковой, очень сложно зафиксировать. В самом деле, не существует таких методик, с помощью которых объективно и со стопроцентной точностью можно было бы определить уровень духовно-нравственного развития учащегося. Представление о духовном уровне человека может сформироваться путем живого общения с ним, причем продолжительного, охватывающего разные этапы его жизни и развития, а также с помощью комплексного применения самых различных методов изучения, проективных и диагностических методик.

        Еще одна проблема - то, что духовно-нравственное воспитание - процесс динамический, непрерывный, не прекращающийся на протяжении всей жизни человека. Соответственно, о конечном его результате судить практически невозможно, также, как и зафиксировать таковой.

       Однако существуют некоторые методики, применяемые в современной психолого-педагогической диагностике для фиксирования некоторых отдельных качеств личности, систем ценностей учащихся, которые, вкупе с различными психологическими методами (наблюдения, изучения продуктов деятельности и т.п.) позволяют получить примерное представление о стадии духовно-нравственного развития учащегося на данный момент. Это необходимо педагогам для отслеживания эффективности принятых методов духовно-нравственного воспитания и, в случае необходимости, последующей их корректировки.

        Существует методика изучения уровня сформированности нравственных понятий у учащихся.

Анкета «Нравственные понятия»

Как ты понимаешь следующие слова?

· Мудрость

· Добро

· Зло

· Совесть

· Душа

· Любовь

· Гордыня

· Счастье

· Свобода

· Дружба

· Милосердие

· Долг

· Вина

Интерпретация полученных данных производится педагогом-психологом, ответы детей оцениваются и классифицируются по следующим уровням:

1) понятие не сформировано, ребенок не понимает, о чем идет речь

2) смутные представления о понятии, противоречивые, запутанные

3) четкие представления о понятии, достаточно глубокое (на доступном для возраста анкетируемого уровне) понимание значения предложенного слова.

      Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.

      Нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост.

      Для изучения уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся в современной психолого-педагогической диагностике применяются различные методики, которые в сочетании с психологическими средствами изучения личности образуют комплексы, позволяющие получить целостное представление о воспитанности учащегося на данный момент. В нашей работе мы приводим пример такого комплекса, широко используемый современными педагогами и психологами.

      Периодическая диагностика и оценка качества духовно-нравственного воспитания учащихся позволяет повысить его эффективность, вовремя исправить допущенные ошибки, скорректировать недочеты. Это очень важно для каждого педагога, который реально заботится о том, какую личность он воспитает для общества, какие ценности будут отстаивать его воспитанники, став взрослыми людьми.

       Ниже приведены несколько методик, которые в практике психолого-педагогической диагностики принято применять комплексно, т. к. одна методика дополняет другую. Подобные методики базируются на различных критериях оценки уровня нравственности, которые в большинстве своем перекликаются и, в свою очередь, основаны на одних и тех же категориях.

Следующая методика предназначена для выявления уровня нравственной самооценки учащихся.

Методика №1: диагностика нравственной самооценки

Инструкция: 4 балла - если вы полностью согласны с высказыванием,

3 балла - если, вы больше согласны, чем не согласны

2 балла - если вы немножко согласны

1 балла - если вы совсем не согласны

Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное высказывание.

Текст вопросов:

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

8. Мне приятно делать людям радость.

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

Обработка результатов: Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с балом. Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов: От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Для диагностики толерантного поведения учащихся применяется методика «Незаконченные предложения».

Методика №2: Диагностика этики поведения

«Незаконченные предложения»

Инструкция: Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".

Текст:

1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…

2. Если кто-то надо мной смеется, то я…

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…

4. Когда меня постоянно перебивают, то я…

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…

Интерпретация:

Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям

Инструкция: "Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список десяти желаний, выбрать из которых можно только пять". Список заранее записывается на доску.

Список желаний:

1. Быть человеком, которого любят.

2. Иметь много денег.

3. Иметь самый современный компьютер.

4. Иметь верного друга.

5. Мне важно здоровье родителей.

6. Иметь возможность многими командовать.

7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8. Иметь доброе сердце.

9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация:

Номера отрицательных ответов: №№2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов - высокий уровень.

4-е, 3-и - средний уровень.

2-а - ниже среднего уровня.

0-1 - низкий уровень.

Завершает данный комплекс методика изучения нравственной мотивации учащихся.

Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.

Инструкция: "Я прочитаю вам четыре вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"

Вопросы:

1. Если кто-то плачет, то я.

А) Пытаюсь ему помочь.

Б) Думаю о том, что могло произойти.

В) Не обращаю внимания.

2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.

А) Я скажу ему, чтобы он не приставал.

Б) Отвечу, что не могу ему помочь.

В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

Г) Пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.

3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

А) Я не обращу внимания.

Б) Скажу, что он размазня.

В) Объясню, что нет ничего страшного.

Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

А) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

Б) Обижусь в ответ.

В) Докажу ему, что он не прав.

Обработка результатов:

Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

Далее подсчитать сумму положительных ответов, данных учеником.

4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень 0, 1 бал - низкий уровень

     Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.

     Нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост.

      Для изучения уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся в современной психолого-педагогической диагностике применяются различные методики, которые в сочетании с психологическими средствами изучения личности образуют комплексы, позволяющие получить целостное представление о воспитанности учащегося на данный момент. В нашей работе мы приводим пример такого комплекса, широко используемый современными педагогами и психологами.

      Периодическая диагностика и оценка качества духовно-нравственного воспитания учащихся позволяет повысить его эффективность, вовремя исправить допущенные ошибки, скорректировать недочеты. Это очень важно для каждого педагога, который реально заботится о том, какую личность он воспитает для общества, какие ценности будут отстаивать его воспитанники, став взрослыми людьми.

Литература:

1.Н.И.Болдырев, Нравственное воспитание школьников: вопросы теории.

2.А.С.Белкин, Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы: учеб. пособие по специальности «Дефектология»,1977.

3.В.В.Воронкова, Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе,1994.

4.Н.Г.Аверина, О духовно-нравственном воспитании младших школьников, 2005, №11.

Т.В.Алышева, Г.В.Васенков, В.В.Воронкова, Олигофренопедагогика, 2009.

.



Предварительный просмотр:

                                                ДОКЛАД:

            «ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО      

                                     ВОСПИТАНИЯ  ПОДРОСТКОВ С ОВЗ».                                      

       Академик Д.С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, школе. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.

      Патриотизм в переводе с греческого языка означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству. Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается организованный и непрерывный процесс по формированию учащихся любви к родному краю, стране, её природе, национальной и самобытной культуре. В коррекционных школах работа по патриотическому воспитанию не менее важна и актуальна. Она направлена на знакомство с истоками национальной культуры, формирование чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям, героическому прошлому.

     Проблема патриотического воспитания в современных условиях обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.

     Весь контингент школы составляют учащиеся, имеющие, как правило, различные осложнения: расстройства эмоционально – волевой сферы, психопатоподобное поведение, общее недоразвитие речи, проблемы в общении, неврозоподобные синдромы и т.д. Учащиеся моего класса – это дети из неполных, многодетных, малообеспеченных семей. Наследственная олигофрения, агрессивность, низкий социальный статус семей – факторы, которые необходимо учитывать в работе. Вся моя воспитательная деятельность в таких условиях направлена на достижение следующих целей:

- личностно - ориентированная реабилитация учащихся;

- социализация личности в современном социально - экономическом и культурно нравственном аспекте.

- формирование активной позиции патриота своей страны через любовь к родному краю.

    Программа воспитательной работы, составлена с учётом возрастных, психофизиологических особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом регионального компонента, представляет собой содержание необходимой и достаточной профессиональной деятельности по достижению воспитательного результата, заданного воспитательной целью. 

Задачи :- знакомство с особенностями природы, географии родного края;

- формирование представлений об особенностях промышленности и народных промыслов города и области;

- воспитание потребности в охране природы родного края;

- формирование чувства гордости понятием «Я - воркутянин»;

- обогащение знаний о выдающихся людях земли Коми;

- формирование осознанного понимания патриотизма вообще и любви к родному краю, в частности;

- воспитание любви и уважения к своей семье, родным, друзьям;

- формирование общечеловеческих ценностей (доброта, честность, отзывчивость, взаимопомощь и т.д.).

    Гражданственность – интегративная, комплексная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.

    Гражданское сознание и поведение формируются в процессе социализации. С развитием общества гражданское сознание постепенно становится приоритетным по отношению к патриотическому – но вовсе не заменяет и не отменяет последнего. Да и не способно этого сделать. И главным образом, потому, что патриотизм, как чувство более глубокое по своей природе, формируется в человеке – значительно раньше гражданских представлений.

     Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.

     У детей с ограниченными возможностями здоровья гражданская позиция не воспитается сама по себе. В отличие от общеобразовательных школ в школах для детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта) наиболее важную роль в развитии гражданского воспитания играет педагог, грамотно спланировавший работу по развитию нравственных качеств ребёнка.

      При развитии у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта) патриотического воспитания необходимо помнить об особенностях его биологического развития. Нарушение центральной нервной системы не может обеспечить необходимый фундамент для вызревания гражданских качеств, но и создаёт преграды, тормозя появление осознанного отношения к действительности как важнейшей предпосылке личностного развития ребенка. Нарушение развития психических процессов ведет к непониманию ребенком обращенной к нему речи, неумению устанавливать связи между событиями действиями, неспособности запоминать информацию. Потребности и мотивы претерпевают сложные изменения, прежде чем ребенок начинает действовать в соответствии с моральным правилом. Раннее включая детей в коррекционно-воспитательный процесс, предполагающий комплексное решение задач нравственного развития можно в значительной степени преобразовать личностный облик аномального ребенка.

     При работе над воспитанием патриотизма в условиях коррекционной школы возникают некоторые трудности. Они заключаются в том, что недостаточно педагогической литературы, адаптированной к аномальным учащимся. Другая очень важная проблема в работе заключается в том, что к воспитательной системе необходимо подключить ребенка из неблагополучной семьи, что приводит к сложностям в обеспечении норм гражданского поведения. У детей за норму жизни принимаются отклонения, такие как эталон курения, употребления алкоголя, а по части ненормативной лексики могут выйти на первое место. В этом заключается противоречие воспитания: в школе даются знания и умения одного направления, а дома дети сталкиваются с другими нормами поведения. Задача педагога заключается в том, чтобы помочь ребёнку сделать правильный выбор между двумя жизненными позициями.

    В работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья выделяю следующие направления по воспитанию гражданско-патриотического воспитания:

- создание ученического коллектива,

- классные часы,

- беседы,

- викторины,

- конкурсы,

- экскурсии,

- работа с родителями,

- просмотр видеофильмов,

- знакомство с литературой,

- выставки,

- выставки рисунков, поделок,

- проекты и др.

     События последнего времени подтвердили, что девальвация духовных ценностей оказала негативное влияние на общественное сознание большинства подростков, резко снизила воспитательное воздействие. Стала более заметной постепенная утрата подростками традиционно российского патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству.

     Гражданско-патриотическое воспитание это не громкие слова и не формальность – это реальная необходимость в условиях работы школы. Дети, обделенные в своих семьях самым элементарным, с раннего возраста столкнувшиеся с жестокостью взрослых и негативными сторонами нашего общества, практически не обладают чувством любви к Родине и гордости за неё. В них нет тяги и потребности помогать кому-то, уважать старшее поколение и быть ему за что-то благодарными. Они почти не знают историю нашей страны, и фильмы о войне воспринимают, как фантастические бестселлеры. Именно на формировании чувства любви к своей стране и народу основана система гражданско-патриотического воспитания в школе.

     В настоящее время перед школой стоит важнейший вопрос – это возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией в сознании ребенка таких понятий как Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин, Патриот, Герой, Ветеран войны и труда. Для образованного человека и гражданина России знание ее истории, ее духовных истоков и традиций очень важно для понимания всех происходящих в ней событий сегодня. Воспитание и обучение ребенка должно быть построено так, чтобы ребенок, выросший в нашей стране, не стал человеком, которому все равно в какой стране жить, и которого абсолютно не волнует судьба своей страны. История и культура России имеют глубокие и древние корни. Всегда были и есть легендарные личности, которыми мы гордимся, и на примере которых должны воспитывать своих учеников.

     Сегодня именно школа – то место, где возможно целенаправленное воспитание граждан и патриотов России. Людей, которые будут гордиться своей Родиной, а, значит, когда это будет необходимо, смогут ее защитить и приумножить ее славу, как их отцы и деды.

 Литература:

1.Катрышова И.Ю. Гражданское и патриотическое воспитание школьников.  

2.Александрова М.А., Степанов Е.Н. Классные дела., М., 2004

3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 – 2010 годы», М.: 2006.

4.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Российская академия образования. — М.: «Просвещение», 2009 (Стандарты второго поколения).

                                              Доклад на тему:

             « Нравственно - патриотическое воспитание обучающихся

       с ограниченными возможностями здоровья в школе интернате »

  Алексеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат  VIII вида находится на окраине города и значительно удалена от основных объектов культуры. Так как школа коррекционная, к нам поступают дети с отклонениями в развитии. В школе обучаются дети из разных категорий семей. Специальная (коррекционная) школа осуществляет обучение и воспитание детей, которые  в силу  своего недоразвития или нарушения не могут обучаться в массовой школе. Многие дети из неблагополучных семей.

     Нравственность-  это та основа, без которой невозможно формирование полноценной личности граждан.

     Патриотизм- это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства и  и практической деятельности человека.

    Вопросы нравственно - патриотического  развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственно-патриотического воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственно-патриотического воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Кто как не воспитатель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно в связи с этим школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить

                             

ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет нравственно- патриотическое воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.

  В специальной коррекционной педагогике и психологии выдвигается на первый план проблема эмоционального развития детей с нарушением интеллекта (школа VIII вида). Эти нарушения являются важным фактором, затрудняющим социальную адаптацию, любое воспитание ( включая и патриотическое) при умственной отсталости. Школьники ограничены в возможностях выражения переживаний и отношений социально- приемлемым способом; испытывают затруднения в понимании эмоциональных состояний других людей. Всё это сказывается на качестве учебно – воспитательного процесса. Следовательно, возникает необходимость в комплексном, целенаправленном , своевременном, систематическом коррекционном воздействии на эмоциональные рецепторы умственно отсталых школьников, с учётом их индивидуальных особенностей.

  Исходя из этого, данная работа включает целый комплекс задач:

-воспитание ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу.

-формирование бережного отношения к природе и всему живому;

-воспитание уважения к труду;

-развитие интереса к русским  традициям и промыслам;

-формирование элементарных знаний о правах человека;

-расширение представлений о городах России;

-развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

-формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

     Данные задачи являются решаюшими во всех видах детской деятельности:

 на занятиях, в играх, в труде, в быту- так как воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства. Но и формируют его взаимоотношении со взрослыми и сверстниками.

     Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка-сложный педагогический процесс . В основе его лежит развитие нравственных чувств.

     Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье , к самым близким людям- к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.                                

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

    Быть гражданином, патриотом-это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, доброжелательного отношение к культуре других народов , к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

     Безусловно,  гуманное отношение к людям разных национальностей создаётся у ребёнка  в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живёт данный народ , о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д.

    К концу начального периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции , искусство и архитектура; каждый народ талантлив и  богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

    Таким образом я строю свою работу в соответствии  с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы;

  -«позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста );

  -непрерывность и преемственность педагогического процесса;

  -дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;

  -рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

       -деятельный подход

       -развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

     Тематические планирование способствовало эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут . Причем темы повторяются в каждом классе. Изменяются только содержание, объём познавательного материала и сложность, следовательно и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочить к конкретным событиям и праздника, например, знакомство с правами и обязанностями- в декабре (перед Днём Конституции), Богатыри земли Русской – в феврале ( перед Днём защитника Отечества), обеспечивая тем самым  связь с общественными событиями. Следует подчеркнуть, что для наших детей характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей вниманию и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой , музыкой, изодеятельностью.

    Проводилась сказкотерапия .У каждого народа свои сказки , и все они передают от поколения , к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа , но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

   Все задачи по нравственно-патриотическому воспитанию были внутри работы я ставила задачу отобрать из массы впечатлений , получаемых ребенком наиболее доступные ему: природа и мир животных родного края, труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными , вызывающими интерес

   Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответсвующего

материала позволяет формировать у школьников представление о том, чем славен родной край. Внимание детей постарше привлекалось к объектам. Которые расположены на ближайших улицах: школа. Кинотеатр, почта, аптека, рассказать об их назначении, подчеркнуть, что всё это создано для удобства людей. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу,

наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать,  что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. На занятиях прививались детям важные понятия, как «Долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу». Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили потому что любим свою отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей . Их имена увековечены в названиях героев , отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины , с гимном, флагом и гербом государства.

При   исследовании   нравственного   опыта   младших   школьников   я использовала ряд взаимодополняющих методик: беседа  по  сюжетному  рассказу, метод незаконченных рассказов, опрос.

Беседа. При использовании беседы по сюжетному  рассказу,  испытуемому предлагалось прослушать рассказ,  содержащий  нравственную  проблему.  Герои рассказа  попадали  в  ситуацию  морального  выбора.   После   прослушивания рассказа  школьникам  задавались  вопросы,  которые  были  составлены  таким образом, чтобы в ответах и высказываниях испытуемых проявлялись  отношения, знания о способах поведения и о самой нравственной норме.

Незаконченный  рассказ. При использовании  метода   незаконченных

рассказов, ученикам зачитывается рассказ, в котором герою  необходимо  было действовать, или нарушая нравственную  норму,  или  в  соответствии с ней. Каждого испытуемого просили представить, что действующим лицом 

является  он сам. Ученик должен был закончить рассказ, предлагая свои  способы  поведения и обосновывать их.

При определении особенностей нравственного  опыта  младших  школьников использовались следующие критерии: степень соответствия  нравственной  норме знаний, отношений и способов поведения  учащихся;  обобщенность  знаний;  их глубина и широта; степень устойчивости.

Для оценки нравственных знаний испытуемых выделялись такие проявления, как понимание ими содержание  моральных  норм,  знание  способов  поведения, знание  переживаний,  возникающих  у  человека  в  случае   соблюдения   или несоблюдения моральной нормы.

О нравственном отношении узнавала по оценочным суждениям школьников  о поступках другого человека, о  своих  поступках,  а  также  по  особенностям выполнения моральной деятельности и их мотивам.

Опрос. Задавались вопросы..

Скажи, как ты думаешь, что такое ответственность?

Как обычно ведет себя ответственный человек?

Как обычно ведет себя безответственный человек?

Скажи, как ты думаешь, что такое доброжелательность?

Как обычно ведет себя доброжелательный человек?

Как обычно ведет себя недоброжелательный человек?

При проведении опроса перед детьми был поставлен моральный выбор ,школьники с низким уровнем нравственного опыта 15% терялись в ответах, остальные 85% объяснили значение слов ,как они и понимают.

Анализ ответов показывает, что нравственные знания неоднозначны для своей выборки.

Нравственные знания у этих учеников находятся на уровне представлений, хотя по своей глубине и широте они намного отличаются от знаний учащихся с низким уровнем нравственного опыта.

Очевидно, что нравственная воспитанность детей соответствуют возрастным особенностям детей младшего школьного возраста. Многие из ребят имеют представление о таких понятиях, как доброжелательность и ответственность. Вместе с тем, осознавая их положительную или отрицательную направленность, они не всегда были в состоянии сформулировать многие из понятий более конкретно. Поэтому возникла необходимость в дальнейшей работе по совершенствованию представлений младших  о нравственных категориях. Кроме того, в ходе исследования выяснилось, что большинство

детей, даже осознавая потребность нравственного поведения в повседневной жизни, регулярно попадают под аморальное влияние кумиров, сверстников и т.д. Следовательно, младшие школьники находятся на «малоустойчивой стадии нравственной воспитанности» (по определению А.В. Зосимовского).

Нравственная культура-это еще и православие. Совесть, любовь, благо, истина, красота. Нравственные нормы почитания родителей, предков, старших, и конечно 10 главных заповедей. На занятиях дети были ознакомлены с 10 заповедями. Рассмотрели как они их понимают.

Младшие дети должны знать что они граждане своей страны, уметь воспитывать в себе доброту, волю.

-любить Родину, людей,

-беречь свое человеческое достоинство, охранять памятники культуры

-проявлять заботу о людях в повседневной жизни

-творить в учебе

-помогать товарищам, быть неравнодушным к злу, обману, несправедливости

-любить природу и бережно к ней относиться, учавствовать в деятельности по охране природы.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляя сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. « В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин . Всё что совершается в стране,  через вашу душу и вашу мысль должно проходить к детям,»- эту заповедь Макаренко А.С, необходимо использовать при работе с детьми и их родителями.

В нашей работе применяются следующие формы: наблюдение, беседы, экскурсии, встречи с людьми различных профессий, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, подготовка небольших сообщений по проблеме, викторины. Формулировка собственных определений некоторых понятий, морально-правовые беседы с эмоциональных контекстом, опорой на художественные образы.

Необходима целенаправленная работа, направленная на ликвидацию разрыва между их нравственными представлениями и особенностями поведения в повседневной жизни, а также систематическое педагогическое подкрепление.

Для диагностики и выявления уровня сформированности нравственных качеств учащихся начальной школы методами  исследования были выбраны: наблюдение, беседа, рассказ, опрос и анкетирование.

Данные анкетного опроса родителей и  учащихся выявили значимость и актуальность исследуемой проблемы. Так, абсолютное большинство опрошенных (91%) оценили её как актуальную .В формировании ценностных ориентаций, по мнению родителей и педагогов, существенную роль играют идеальные личности, на основе подражания которым и происходит формирование ценностей. Анкетирование учащихся 1-2 классов (10 человек) показало, что такими идеалами у младших школьников являются родители и ближайшие родственники (24,6%), преуспевающие бизнесмены (25, 3%), учителя (18,4%), герои литературных фильмов (19,2%), друзья и знакомые (12,5%).

по нравственному воспитанию  использует  множество  разнообразных  методов  и  приемов:

·   этические  беседы  (на  уроках  внеклассного  чтения,  если  позволяет  материал,  во  внеурочное  время),

·   рассказы  на  этическую  тему,

·   диспуты  (проводятся  раз  в  месяц,  при  этом  дети  выбирают  тему  из  предложенных  учителем),

·   письменные  размышления  на  нравственную  тему  (некоторые  из  сочинений  зачитываются  перед  классом),

·   пример  (герои  художественных  произведений,  герои  «Ералаша»  и  т. п.),

·   встречи  с  «интересными»  людьми  (в  класс  приходили  милиционер,  врач).

·   разъяснение  (в  основном  индивидуальное,  после  совершения  плохого  поступка),

·   рассказ  на  этическую  тему,

·   чтение (рассказов и сказок).

Нравственная норма “доброжелательность” характеризовалась в большей мере взаимоотношениями между людьми. Доброжелательность определяется нашими познаниями, как стремление видеть в другом положительные качества, вера в возможность изменения человека к лучшему и в его способности, готовность придти на помощь советом и делом.

На  указанные  признаки  моральных   норм   мы   ориентировались   при определении особенностей нравственного опыта испытуемых.

Правомерна и классификация форм организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания:

1) словесные формы (собрания, сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи и т.д.);

 2) практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы и т.п.);

 3) наглядные формы (школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды и др.).

   



Предварительный просмотр:

                  «Фликеры и безопасность детей на дорогах»

         Ежегодно на дорогах России погибают дети в результате дорожно-транспортных происшествий. Это происходит из-за незнания или сознательного несоблюдения детьми Правил Дорожного Движения (ПДД), недисциплинированности на дорогах, спровоцированной отрицательным примером взрослых, пренебрегающих правилами. Зачастую виновниками ДТП являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят проезжую часть в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.

         Как утверждают врачи и психологи, дети до 8 лет еще плохо распознают источники звука: они слышат только те звуки, которые им интересны. Ориентироваться на дороге им куда труднее, чем взрослым. Когда дети бегут, они смотрят только вперед, в направлении бега.

         Офтальмологи утверждают, что поле зрения детей на 15-20% меньше, чем у взрослого. У детей до 7 лет, как правило, отсутствует надежная ориентация (влево, вправо), у них рассеянное внимание. Реакция у ребенка более замедленная, чем у взрослого, и времени на то, чтобы отреагировать на опасность, ему нужно значительно больше. Такое промедление может оказаться опасным в критический момент. Необходимо иметь в виду еще и то, что у ребенка маленький рост, и водитель может не заметить его на дороге.

          Давайте поговорим с вами о световозвращающих элементах, их роли для безопасности ребёнка на дороге. Фликер (световозвращатель) на одежде - на сегодняшний день реальный способ уберечь ребенка от травмы на неосвещенной дороге. Принцип действия его основан на том, что свет, попадая на ребристую поверхность из специального пластика, концентрируется и отражается в виде узкого пучка. Когда фары автомобиля "выхватывают" пусть даже маленький световозвращатель, водитель издалека видит яркую световую точку. Поэтому шансы, что пешеход или велосипедист будут замечены, увеличиваются во много раз.  

          Например, если у машины включен ближний свет, то обычного пешехода водитель увидит с расстояния 25-40 метров. А использование световозвращателя увеличивает эту цифру до 130-240 метров! Маленькая подвеска на шнурке или значок на булавке закрепляются на одежде, наклейки - на велосипеде, самокате, рюкзаке, сумке.

           На первый взгляд фликер (такое название придумали российские производители световозвращателей - компания "Современные системы и сети-XXI век") выглядит как игрушка. Но его использование, по мнению экспертов по безопасности дорожного движения, снижает детский травматизм на дороге в шесть с половиной раз!

           В скандинавских странах (где, как и у нас, зимой поздно светает и рано темнеет) не только дети, но и взрослые обязаны носить на одежде световозвращатели в темное время суток, причем везде, в том числе и на освещенных улицах. Финны, например, выяснили, что половина всех травм на дороге происходит в темноте или в сумерках, поэтому световозвращатели надо носить и при переходе улицы, и при движении по дороге.

           С целью профилактики дорожно-транспортного травматизма детей призываем всех родителей приобрести фликеры для детей! Чем больше фликеров, тем лучше! В черте города ГИБДД рекомендует пешеходам обозначить себя световозвращающими элементами на левой и правой руках, подвесить по одному фликеру на ремень и сзади на рюкзак. Таким образом, самый оптимальный вариант, когда на пешеходе находится 4 фликера.

          Фликеры бывают: Фликер-значок. Самый удобный вид фликера. Это могут быть машинки, файлики, сердечки. Значок можно прикрепить к рукаву куртки, на детскую шапку, на рюкзак.  Фликер-подвеска имеет в комплекте шнурок. Можно надеть на грудь. Фликер-брелок удобно прикрепить к сумке или к рюкзаку. Фликер-браслет представляет собой металлическую полоску со светоотражающим покрытием. Носить можно не только на руке, но и прикрепив на ручку сумки.  Фликер-наклейка крепится на одежде с помощью термоактивного клея. Выпускается различных форм и дизайнов. Удобно – наклеил и забыл.

           Производители одежды, особенно, детской, начали активно использовать нашивки из световозвращающей ткани. К сожалению, световозвращатели нашиты далеко не на всех изделиях, а, кроме того, для удешевления в производстве одежды применяют световозвращающий материал со стеклошариками, эффективность которого ниже.

Например, в дождь эти полоски на куртке или брюках перестают быть заметными, да и расстояние, на котором они "работают", меньше, чем у фликеров.

        Какие фликеры самые лучшие? Покупайте фликеры только белого или лимонного цветов. Именно они имеет наиболее оптимальную световозращаемость для того, чтобы пешеход был заметен в темное время суток. Кстати, оранжевые зайчики, зеленые белочки, огненно-красные сердечки сложно назвать фликерами. Скорее всего - это яркие сувениры, которые так любят маленькие дети и женщины, чьи дамские сумочки постоянно украшают подобные игрушки.

            Но полагаться только лишь на фликеры тоже не стоит. Это всего один из способов пассивной защиты пешеходов. Необходимо помнить и о других методах решения проблемы детского дорожно- транспортного травматизма - о воспитании грамотного пешехода. Только в комплексе они смогут обеспечить безопасность детей на наших дорогах.

 ВАЖНО: Правильные (сертифицированные) фликеры:

Видимость - 400 метров

 При скорости 90 км/ч фликер светиться 8 секунд

При скорости 60 км/ч - 24 секунды

Неправильный фликер:

Заметен на расстоянии 80 метров

При 90 км/ч видимость 6 секунд

 При 60 км/ч - 3 секунды

Чтобы купить настоящий фликер, а не игрушку-сувенир:

 1) спрашивайте у продавцов, есть ли сертификат на фликер;

2) отдавайте предпочтение белому и лимонному цветам;

3) форму выбирайте самую простую: полоска, круг.

                               УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

    Научите ребенка привычке соблюдать правила дорожного движения. Побеспокойтесь о том, чтобы Ваш ребенок «ЗАСВЕТИЛСЯ» на дороге. Примите меры к тому, чтобы на одежде у ребенка были световозвращающие элементы (фликеры), делающие его очень заметным на дороге.

                                                 ПОМНИТЕ!

В темной одежде маленького пешехода просто не видно водителю, а значит, есть опасность наезда. Безопасность детей – обязанность взрослых! Светоотражатели сохранят жизнь!

 



Предварительный просмотр:

                                                      Доклад:

 «Комплексный подход к формированию социальной компетентности».                        

                 Понятия – компетентность, структура и содержание.

       Актуальность данной темы вызвана необходимостью определения области эффективного влияния системы психологических условий на развитие социально компетентной личности, способной к самостоятельному построению значимых жизненных перспектив, готовой не только легко адаптироваться в обществе, но и при необходимости противостоять давлению изменяющегося социума и даже оказывать на него преобразующее воздействие.

      Социальная компетентность может быть выражена в терминах, отражающих возраст, статус, способность, талант, здоровье, степень свободы и т.д., иными словами, она может быть определена как функциональная составляющая человеческого бытия, которая выражается социальной полезностью по отношению к окружающим и самому себе, то есть личной и общественной самодостаточностью.

       Исследованием условий развития социальной компетентности в подростковом возрасте занимаются психологи. Гипотеза исследования – социальная компетентность представляет собой интегративную характеристику личности, которая не только связана с интеллектуальным развитием личности, но и с рядом психологических особенностей, характеризующих зрелость личности.

      Целесообразно выделить сущностные характеристики социальной компетентности, сгруппировав их по трем основным линиям или направлениям. Это развитие профессионализации, социальной адаптации и личностного самоопределения. Профессионализацию подростками связываем с получением и осмыслением им первого личного опыта выбора и овладения началами конкретной профессии. Социальная адаптация подростка связана с личным опытом, получаемым им в решении проблем приспособления к социуму. Личностное самоопределение подразумевает приобретение и осмысление индивидом своего собственного опыта воздействия и влияния на социум или противостояния ему.

       Социальная компетентность – это интегративное понятие, которое отражает возможности субъекта осознавать взаимосвязанные процессы профессионализации, социальной адаптации и личностного самоопределения, в которые он оказывается погружен, и целесообразно управляет ими.

         Социальная компетентность человека включает в себя:

- знания об устройстве и функционировании социальных институтов в обществе; о социальных структурах; о различных социальных процессах, протекающих в обществе;

- знания ролевых требований и ролевых ожиданий, предъявляемых в обществе к обладателям того или иного социального статуса;

- навыки ролевого поведения, ориентированного на тот или иной социальный статус;

- знания общечеловеческих норм и ценностей, а также норм ( привычек, обычаев, традиций, нравов, законов) в различных сферах и областях социальной жизни – национальной, политической, религиозной, духовной, экономический и др..

- умения и навыки эффективного социального взаимодействия (владение средствами вербальной и невербальной коммуникации, механизмами взаимопонимания в процессе общения);

- знания и представления человека о себе, восприятие себя как социального субъекта и т.д.

 Воспитанники с ОВЗ:

- не могут взаимодействовать с окружающими на равных, не умеют продуктивно общаться с людьми;

- у них не хватает самостоятельности;

- низкий уровень знаний об окружающей среде;

- специфические потребности в общении;

- не умеют самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, из-за их эмоционально-поведенческих особенностей;

- им сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных действий, поступков;

- неспособность обучающихся применять полученные знания в различных жизненных ситуациях; несформированность мотивов и интересов к хозяйственно-бытовой деятельности;

- неструктурированное восприятие социального мира;

- завышенная самооценка.

Успех подготовки воспитанников к самостоятельной жизни зависит от ряда условий:

1.Полноценная социально-бытовая подготовка детей осуществима лишь путем целенаправленной педагогической работы.

2. Формирование социально-бытовых знаний и умений должно представлять собой целенаправленную систему работы. Вначале полноценное восприятие ребенком необходимых сведений, правильное формирование действий, приемов, операций, затем – разнообразное их закрепление и регулярное применение на практике.

3. Цель педагогической работы – достижение каждым умственно отсталым ребенком максимально возможного для него уровня социально-бытовой умелости.

4. Необходимо четко планировать свою работу, ориентируясь на достижение конкретных результатов в подготовке воспитанников, осуществляя дифференцированный и индивидуальный подход.

5. Важно сделать максимально наглядным весь учебный материал (экскурсии, наблюдения за реальными объектами, жизненными ситуациями).

6. Одним из условий успешности обучения детей является их активная деятельность в процессе восприятия и усвоения материала. Это обследование изучаемых предметов, осуществляемое на сенсорной основе (рисование, лепка и т.д.).

7. Обеспечение понимания детьми учебного материала, его осмысление – важное условие успешности обучения.

8. Коррекция и компенсация недостатков развития. Развитие умений анализировать, обобщать, сравнивать, планировать, осуществлять самоконтроль.

9. Деятельность должна быть положительно мотивирована. Отношение к деятельности во многом зависит от того, находится ли ребенок при ее выполнении в ситуации успеха. Положительная оценка педагогом их деятельности утверждает у детей веру в себя.

10. Игровые методы и приемы позволяют педагогу осуществить обучение детей в более доступной для них игровой форме.

11. Взаимодействие учителя и воспитателя, согласованности их действий, информированности о работе друг друга и ее результатах.

       Такая интеграция обеспечивает целостность, системность и последовательность процесса социально-бытовой подготовки воспитанников.

       Социальная компетентность – это комплекс знаний о социальной действительности, система социальных умений, навыков и социально-личностных характеристик, уровень сформированности которых у каждого человека позволяет ему выстраивать свое поведение, учитывая особенности социальной ситуации, и эффективно выполнять заданную социальную роль.

      Социальная компетенция – это социальные навыки (обязанности), позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.

                        Структура социальной компетентности.

      Необходимый уровень социальной компетентности подростков в условиях школы достигается посредством формирования:

- комплекса социально-коммуникативных знаний и отношений (понятийно-сущностный компонент).

- система социально-коммуникативных умений (практико-деятельностный компонент).

- опыта продуктивной социально-коммуникативной деятельности (мотивационно-мировоззренческий компонент).

- личностно-ценностного отношения к совершенствованию социально-коммуникативной компетентности (концептуальный компонент).

       Основываясь на том, что содержание любой компетентности, и социальной, в том числе, предполагает ряд сторон (знаниевый, мотивационный, деятельностный), базируется на информации, коммуникации, интуиции и практике, разработана следующая структура социальной компетентности:

понятийно-сущностный компонент;                        

практико-деятельностный компонент;                                                                                                                                  

мотивационно-мировозренческий компонент;      

концептуальный компонент.                                                    

      М.И.Лукьянова. рассматривая социальную компетентность как личностное формирование, понимание сущности социальной компетентности дополняет своим видением ее структуры, предлагая в качестве компонентов рассматривать следующее:

- Мотивационно-ценностный – это мотивы социальной деятельности, сформированность мотивации, стремление к достижениям, установки на социальное взаимодействие, отношение к нравственным нормам, ценности общественного и личностного порядка.

- Операционно-содержательный – это совокупность знаний, умений, навыков, позволяющая осуществлять критический анализ своих и чужих поступков, прогнозировать результат взаимодействия, осуществлять коммуникацию, влиять на других людей, ставить цели и добиваться их реализации.

- Эмоционально-волевой – это способность осуществить выбор решения, способность к самоконтролю и саморегуляции, готовность взять на себя ответственность, решительность, уверенность в себе.

Содержание социальной компетентности включает в себя:

1.По направлению развития «Личность».

- Понятийно-сущностный компонент – знания ролевых требований и ожиданий предъявляемых обществом к обладателям определенного социального статуса; знания общечеловеческих норм и ценностей, норм в сферах и областях социального взаимодействия; знания и представления человека о себе (о своих возможностях, интересах, способностях), восприятие себя как социального субъекта и как личности.

- Практико-деятельностный компонент – получение навыков и опыта эффективного социального взаимодействия.

- Мотивационно-мировозренческий компонент – сформированная мотивация, ориентированная на свершения и достижения, успешные установки социального взаимодействия, основанная на нравственных нормах и ценностях общественного и личностного порядка.

- Концептуальный компонент – наличие таких качеств как креативность, коммуникабельность, толерантность, адаптивность, ответственность, нацеленность на успех.

2.По направлению развития «Гражданин».

- Понятийно-сущностный компонент – знания об устройстве и функционировании социальных институтов; о различных социальных структурах и социальных процессах, протекающих в обществе.

-Практико-деятельный компонент – (система социально-коммуникативных умений0 – получение навыков и опыта ролевого поведения, ориентированного на тот или иной социальный статус.

- Мотивационно-мировозренческий компонент (опыт продуктивной (творческой) социально-коммуникативной деятльности) – сформированность мотивации социального поведения в том или ином социальном статусе.

3.По направлению развития «Профессионал».

- понятийно-сущностный компонент – знания обязанностей и прав работника и работодателя, состава документов для приема на работу, содержания трудового договора, рынка труда, требований к ключевым специальностям.

- Практико-деятельностный компонент – получение навыков и опыта ролевого поведения, ориентированного на ту или иную профессию.

- Мотивационно-мировоззренческий компонент – сформированность мотивации социального поведения, ориентированного на ту или иную профессию (должность).

   Итак, важной задачей в процессе формирования социальной компетентности у подростка становится создание необходимых условий, обеспечивающих освоение и принятие учениками общественных ценностей и идеалов, развитие форм и способов социального поведения.

Список литературы:

1.Лукьянова, М. И. // Социальная компетентность как компонент управленческой культуры руководителя  / М. И. Лукьянова // Психология инновационного управления социальными группами и организациями. - Кострома. - 2001.

2.Калинина, Н. В. //Социальная компетентность школьников как индикатор результативности деятельности образовательного учреждения [Текст]

3.Н.В. Калинина // Психология инновационного управления социальными группами и организациями. - М. Кострома., 2001.

4.Иванова, Ю. В. //Развитие исследований социальной компетентности в период модернизации образования [Электронный ресурс] / Ю. В. Иванова // Актуальные проблемы образования и воспитания: международный опыт и перспективы сотрудничества: Сборник научных статей. - 2009. http://window.edu.ru/library/pdf2txt/443/67443/40627

5. Коблянская, Е. В. //Психологические аспекты социальной компетентности, 1995.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Духовно-нравственное воспитание школьников в призме герменевтики"

Мы уверены, что главным в образовании является воспитание, что литература (а я учитель литературы в школе №35 города Рыбинска) не столько образовательный предмет, сколько школа воспитания души, где гл...

Доклад Духовно- нравственное воспитание школьников

Доклад Духовно- нравственное воспитание школьников...

Доклад "Духовно-нравственное воспитание"

Доклад посвящён проблеме духовно-нравственного воспитания детей  в современной школе....

Доклад "Духовно-нравственное воспитание школьников"

Доклад "Духовно-нравственное воспитание школьников"...

доклад " Духовно-нравственное воспитание в МОУ "Днестровская С№1"

Доклад  отображает важные направления работы школы в духовно-нравственном русле  и демонстрирует  практическое  их воплошение. К докладу прилагается презентация-отчет...

Доклад "Духовно- нравственное воспитание школьников в современных условиях"

В данной статье рассказывается о системе работы школы по духовно-нравственному воспитанию школьников....