Доклад "Духовно-нравственное воспитание школьников в призме герменевтики"
статья по теме

ТКАЧЕНКО ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА

Мы уверены, что главным в образовании является воспитание, что литература (а я учитель литературы в школе №35 города Рыбинска) не столько образовательный предмет, сколько школа воспитания души, где главное – не количество прочитанных страниц, а постоянная потребность обращения к книге, как учебнику жизни. То удовольствие, которое доставляет читателю книга, зависит не только от искусства писателя, но и от степени «соавторства», от диалога, состоявшегося между творцом и читателем. Проникнуть сквозь естественную ткань строк в глубины текста, постичь внутреннюю глубинную жизнь произведения – задача одновременно сложная и крайне важная, но самое главное – возможная, благодаря появлению особого направления в современной мысли, и в частности, педагогике. Мы говорим о герменевтике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_tkachenko_yu.n.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

   Духовно-нравственное воспитание школьников в призме герменевтики.

                                                          Самостоянье человека – залог величия его.

                                                                                                      А.С.Пушкин

     Каждый родитель или учитель задумывается о том, каким выходит в жизнь его ребенок или ученик. Готов ли он в полной мере служить гуманистическим идеалам мира и добра? Сможет ли он отстаивать свои убеждения, будет ли защищать слабых, помогать нуждающимся, уважать старших, беречь родных  и близких? Эти и другие вопросы духовно-нравственного воспитания школьников всегда остаются актуальными в нашей профессиональной деятельности.

     Мы уверены, что главным в образовании является воспитание, что литература (а я учитель литературы в школе №35 города Рыбинска) не столько образовательный предмет, сколько школа воспитания души, где главное – не количество прочитанных страниц, а постоянная потребность обращения к книге, как учебнику жизни. То удовольствие, которое доставляет читателю книга, зависит не только от искусства писателя, но и от степени «соавторства», от диалога, состоявшегося между творцом и читателем. Проникнуть сквозь естественную ткань строк в глубины текста, постичь внутреннюю глубинную жизнь произведения – задача одновременно сложная и крайне важная, но самое главное – возможная, благодаря появлению особого направления в современной мысли, и в частности, педагогике. Мы говорим о герменевтике.

     В начале XX века немецким философом Гансом Гадамером была определена дефиниция герменевтики как науки о смыслах, а точнее, о реконструкции таковых в текстах. Выводы ученого быстро нашли распространение и переместились из области философии в область педагогики, в частности в исследованиях художественного текста М.М.Бахтиным, Ю.Д.Лотманом, М.М.Гальпериным, В.Г.Маранцманом и некоторыми другими. Открытие герменевтики в образовании позволяет моделировать не только деятельность ученика, но и весь образовательный процесс  в целом. Известно, что сформированность знаний – это лишь малая толика миссии учителя. Превратить знания в убеждения, ребенка – в личность, обладающую чутким сердцем – задача каждого, кто работает с детьми, но особенно учителей гуманитарного цикла.

     И герменевтика в этом случае может стать и основой и методой, способствующей достичь желаемых результатов. Сегодня учителю-словеснику предлагается множество методик, выстроенных на основе герменевтического подхода. Каждая из них интересна по-своему, т.к. рассчитана на творческую реализацию учителем, дает возможность ориентироваться в учебном материале с учетом возрастных особенностей детей, кончено, предполагает структурирование программного материала с учетом программы, по которой работает учитель.

     Нас в большей степени привлекают две методики, разработанные академиком РАН, профессором Санкт-Петербургского государственного педагогического университета им. А.Н.Герцена В.Г.Маранцманом – это его методика «Семи ключей», и «Шаги навстречу» - так назвала свою методику учитель-практик одной из московских школ, автор известных статей по методике преподавания русского языка и литературы Надежда Шапиро. Обе методики «прижились» в практике нашей школы, дают позитивные результаты, но регламент позволяет остановиться подробнее только на одной, и мы решили, что это будет методика «Семи ключей».

     Начнем с осмысления самого названия. Цифра «7» не случайна: данная методика опирается на 7 важнейших качеств художественных способностей, на 7 уровней читательского восприятия, 7 задач литературного образования и, наконец, 7 вопросов-ключей, способных «открыть» ученику любое произведение, понять и принять  при этом нравственные законы Истины, Добра и Красоты. Формулу этих вопросов можно выразить следующим образом:

                               1э + 2в +2с + 2а

(«э» - вопросы, анализирующие эмоциональное состояние от текста; «в» - вопросы, определяющие уровень ассоциативного восприятия; «с» - вопросы, помогающие проникнуть в собственно смысл художественного произведения, «а» - вопросы, ведущие от смысла к его реконструкции, интерпретации, открывающие тайны текста).

     Прокомментируем данную методику на примере анализа стихотворения А.С.Пушкина «Я вас любил...» Чтобы создать ситуацию предвосхищения, учитель сообщает о том, что это самое загадочное произведение Пушкина, сродни которому могут стать такие творения, как «Джоконда» Леонардо да Винчи, соната №40 Моцарта. На этапе предпонимания учащиеся знакомятся с двумя письмами поэта, написанными в один день и адресованные одной женщине – Каролине Собанской (она некоторое время была тайным агентом III отделения жандармерии, и в нее был влюблен Пушкин). Одно письмо восторженное, а другое – бешеное. Позднее этой женщине будет посвящено стихотворение «Я вас любил...»

     Таким образом, установкой для осмысления (герменевтический аспект) явились три факта: информация о Каролине, письма Пушкина и поэтический текст как артефакт. Методология анализа строилась на 7 вопросах-ключах:

      -  Какими чувствами наполнило вас это стихотворение?

     - Прослушайте два романса, Шишкина и Алябьева. Какая музыка, по вашему мнению, в большей степени соответствует авторскому замыслу?

     - Что заставило поэта прервать безмолвие?

     - Прочитайте последнюю строчку стихотворения. Замечаете ли вы авторский голос?

     - Почему трижды употребляется «Я вас любил»?

     -  Определите функцию тропа «то робостью,  то ревностью томим».

     - Угасла ли любовь? Каким стал человек в этой любви? Последний вопрос адресован девятиклассникам  в качестве домашнего задания.  

      Урок - это короткие, но весомые 45 минут, в течение которых надо и сообщить определенную систему знаний и заронить в сознании учеников новую мысль. Самое главное в уроке литературы – понять ученика, раскрыть, заставить заговорить. Кстати, одно из негласных правил так и звучит: «На уроке литературы нет неправильных ответов, кроме одного – молчания». Детей надо учить доброму через доброе, только тогда они не сломаются при соприкосновении со злом, сумеют уверенно противостоять. Школа в ответе за уровень духовного развития человека, и в этом отводится особая роль искусству, природа которого сама по себе гуманна. Но как помочь ребенку «войти» в культуру, преодолеть барьеры, выстроенные непониманием, возрастом или окружающей его действительностью? Один из ведущих ученых современности А.А.Мелик-Пашаев считает, что путь один – пробуждение в маленьком еще человечке чувства собственного достоинства, пробуждения в нем способностей самоактуализации и самореализации. Средством же такого пробуждения может стать герменевтический анализ, обладающий уникальным подходом – «собирать» человеческую личность, определять такой художественный поиск, который  вбирает самую суть и выводит вместе с учеником правила жизни, правила чести.

     каким образом эти механизмы помогают становлению ученика, развитию духовности, рассмотрим на примере герменевтического анализа сонета А.С.Пушкина «Мадонна». Цель урока предполагает проникновение в замысел творца, а ее актуализация определяется уже эпиграфом урока: «... С твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, - а душу твою я люблю еще более...»  Строчки из письма Александра Сергеевича Наталье Николаевне от 1833 года наполнены той самой духовной красотой, которую учащиеся сразу же ощущают на себе, познакомившись с текстом сонета. Кульминацией в герменевтическом анализе этого произведения является творческая работа в группах. Она построена на методике «Шаги навстречу» (автор Н.Шапиро) и предполагает 4 шага (в нашем случае 4 приема), помогающие проникнуть в тайну стихотворения. Содержание заданий таково:

     ▼ прокомментируйте, пожалуйста, утверждение, что произведение построено на широком параллелизме;

     ▼ объясните использование однокоренных слов, каков смысл их употребления;

     ▼  известно, что в черновом варианте стихотворения было «играющий спаситель», позднее замененным автором на «божественный». Как, по вашему мнению, это повлияло на идею сонета?

     ▼  соотнесите предложенные репродукции мастеров эпохи Возрождения, изображающих мадонн, с текстом произведения. Какие, по вашему мнению, наиболее полно раскрывают авторскую мысль?

     В результате исследовательской работы учащиеся в полной мере «открывают» стихотворение: самая красивая на земле любовь та, которая привносит в жизнь человека благородные помыслы, превращает быт в бытие. Умело и точно поставленные вопросы, открытие множества смыслов в произведении развивают в учащихся не только самостоятельное мышление, но и оказывают огромное воспитательное воздействие, т.к. приучают их глубоко вдумываться и оценивать свои поступки. Для того, чтобы духовный контакт школьника и культуры состоялся, учитель постоянно обеспечивает адресность учебного материала, который должен быть обращен к каждому ученику и понятен тоже каждому – это и есть на практике личностно-ориентированный подход.

     И вновь мы говорим в этом случае о герменевтике, т.к. механизм ее направлен на формирование двух уровней понимания учебного материала: читательское (или перцептивное) и творческое (интуитивное), при которых и создается особая атмосфера сопереживания. Отмечаю тот факт, что дети в нашей школе любят читать, книга востребована в равной степени и младшими школьниками и учениками старших классов. Мы согласны, что  воспитать грамотного читателя также сложно, как и взрастить настоящего человека. Но мы также убеждены, что сделать это возможно: читательские дневники наши дети ведут в течение всей школьной жизни; традиционно проводится единый тематический урок литературы (в этом году он был посвящен Дмитрию Сергеевичу Лихачеву) и традиционно учебный год завершается праздником книги, на котором выступают мастера литературного чтения Ярославской филармонии и наши дети с презентацией своих лучших работ по литературе. К этому дню объявляется конкурс на лучшую рабочую тетрадь, на лучший читательский дневник, ученики пишут эссе о книге, которая стала в этом учебном году для них самой-самой.

     Сегодня нами апробируется одна из новых программ по литературе – программа Г.С.Меркина, концепция которой нацелена на формирование, а вернее, пробуждение у ребенка интереса к книге. Важным воспитательным моментом, на наш взгляд, является использование автором и интересных, нешаблонных биографических сведений, максимально реализована идея диалога, актуализирована адресная форма подачи материала , присутствует ненавязчивая формулировка заданий:

     - Хорошо бы, если каждый из вас запишет этот вывод самостоятельно и др.

     100 лет назад в Рыбинске жил и трудился замечательный учитель Иван Иванович Зеленцов. Именно он первым из учителей в Советском Союзе получил Орден Ленина. Он был учителем словесности, но каждый его урок был для его учеников уроком жизни, как-то, обращаясь к своим выпускникам, он сказал: «Я не знаю, кем вы станете в жизни, но уверен: каждый из вас будет настоящим человеком». К сожалению, сегодня мы подобные слова адресовать всем нашим ученикам с такой уверенностью не можем, а значит, сегодняшний разговор актуален и важен не для того, чтобы поговорить и разойтись, а для того, чтобы осознать еще в большей степени необходимость своего труда и завтра, войдя в класс, сказать: «Здравствуйте, дети, продолжаем учиться!»

04.04.07.                                                          Ткаченко Юлия Николаевна,

                                                                         учитель литературы школы №35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в призме герменевтики

В режиме мастер-класса представлено размышление о современном уроке....

Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»

Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...

КРУГ РАДОСТИ и ДОБРА – одна из форм нравственно-духовного воспитания школьников. Основной целью обучения и воспитания учащихся гимназии "Самопознание" является приобщение детей к ценностям современного общества, формирование способности осознать себя, о

1. Круг радостиØПриглашаю вас всех в наш «круг радости». Давайте все встанем дружно в круг, рядышком, плечом к плечу. А теперь возьмемся за руки и начнем наш урок «Самопознание» с прекрасной песни, ко...

Патриотическое воспитание подростков через призму киноискусства

Патриотическое воспитание подростков в современных условиях предполагает поиск нестандартных форм работы.  Не смотря на разнообразие форм, методов, различных средств от поиска информации, которой...