Доклад "Методические рекомендации о преподавании учебного предмета «История» в 2019 – 2020 учебном году"
статья

Вяткина Елена Валерьевна

Методические рекомендации

о преподавании учебного предмета «История» в 2019 – 2020 учебном году

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx42.44 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

о преподавании учебного предмета «История» в 2019 – 2020 учебном году

1. Нормативно-правовые документы

Преподавание учебного предмета «История» в 2019 – 2020 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

2.Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 г. № 240 – V «Об образовании в Республике Бурятия».

3. Концепция нового УМК отечественной истории, включающая «Историко-культурный стандарт», утвержденный на расширенном заседании Совета российского исторического общества 30 октября 2013 года.

4. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями).  

 5. Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» с изменениями и дополнениями от: 20.08.2008 г., 30.08.2010 г., 03.06.2011 г., 01.02.2012 г.

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями).

7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями).

8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями).

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениям приказ Минобрнауки России).  10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 года № 576, от 26.01.2016 года № 38, от 29.12.2016 № 1677, от 08.06.2017 года № 535, от 05.07.2017 года № 629 и от 20.06.2017 года № 581 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253».  

11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2016 г. № 336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах РФ (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в образовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания»

12. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с дополнениями и изменениями).

1. Примерная основная образовательные программа основного общего образования, внесенных в реестр образовательных программ, одобренных федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/5). http://fgosreestr.ru/. 2. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з). http://fgosrееstr.ru/.  

 Особенности преподавания учебного предмета «История»

  в 2019 - 2020 учебном году

  В 2019 - 2020 учебном году продолжается работа по реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ООО), переходу на Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (далее ФГОС СОО) и реализации программ Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС).

В соответствии с ИКС, преподавание истории в школе должно строиться с учетом следующих концептуальных основ:

 1. Культурно-антропологического подхода: в школьных учебниках длительное время доминировала традиционная установка на политическую историю, что приводило к тому, что роль личностей, общественных институтов, социокультурные факторы и повседневность человеческой жизни «уходили в тень». Историко-культурный стандарт предполагает наряду с преподаванием политической истории, в большей степени показывать влияние исторических реалий на судьбы обычных людей.  

2. Изучение культуры и культурного взаимодействия народов России/СССР на уроках истории: способствует формированию у школьников представлений об общей исторической судьбе нашей Родины. Также учащиеся должны усвоить, что производство духовных и культурных ценностей не менее важная задача, чем другие виды человеческой деятельности.  

3. Региональный компонент: история страны через историю регионов: необходимо усилить акцент на многонациональном и поликонфессиональном составе населения страны как важнейшей особенности отечественной истории.  

 4. Выработка сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, процессам и явлениям – важнейшая задача преподавания истории в школе.  

5. Использование учебника, как навигатора: в условиях развития средств коммуникации, учебник должен не только давать информацию и предлагать интерпретации, но и побуждать школьников самостоятельно рассуждать, анализировать исторические тексты, делать выводы, искать дополнительный материал. учитель должен способствовать овладению учениками исследовательскими приемами, развитию их критического мышления, обучая анализу текстов, способам поиска и отбора информации, сопоставлению разных точек зрения, различению фактов и их интерпретаций.  

  В методологическом плане учителю целесообразно использовать следующие подходы – научный, многофакторный, многоуровневый, культурологический, антропологический. При этом важнейшим подходом является показ на уроках роли и места человека в истории.

 В 2019 - 2020 учебном году в преподавании учебного предмета «История» обращаем внимание на следующие особенности. В соответствии с ФГОС ООО в учебный план образовательной организации основной школы в условиях ФГОС входит предметная область «Общественно-научные предметы», включающая учебные предметы «История России. Всеобщая история», «Обществознание», «География».

 Целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современной ситуации и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а современного образа России. Современный подход к преподаванию и изучению истории предполагает единство знаний, ценностных отношений и познавательной деятельности школьников. Основные задачи изучения истории в школе определены в ФГОС основного общего и среднего общего образования. В Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории отражены базовые принципы школьного исторического образования. Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников. Выработка сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, процессам и явлениям - важнейшая задача преподавания истории в школе. 

    Структурно предмет «История» включает учебные курсы по «Всеобщей истории» и «Истории России».  Планируемые предметные результаты представлены в виде общего перечня для курсов истории России и всеобщей истории. Это объясняется тем, что при разработке планируемых результатов за основу принята структура познавательной деятельности школьников.

   Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования также проводится по учебному предмету «История» на основании приказа Министерства просвещения РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 года № 189/1513 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования.

    В 2019 - 2020 учебном году с целью приведения в соответствие тексту ФГОС основного общего образования рекомендуется записывать наименование единого учебного предмета «История России. Всеобщая история» в учебных планах, классных журналах, аттестатах об основном общем образовании. Как и в предыдущие годы для единого учебного предмета «История России. Всеобщая история» составляется одна рабочая программа, одно календарно-тематическое планирование, в классных журналах отводится общая страница и по итогам четверти и года выставляется одна отметка.

Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох - от прослеживания хода наиболее значительных общественных процессов до описания поворотных, драматических событий и их участников. Важная мировоззренческая задача курса «История России» заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.

    При планировании учебного процесса учитель может сам определить оптимальную для конкретной педагогической ситуации последовательность рассмотрения отдельных тем и сюжетов. При этом необходимо учитывать такие характеристики, заложенные в ФГОС, как многофакторный подход к содержанию истории - обеспечение баланса между различными областями исторического знания; направленность на органическое единство рассмотрения отечественной и зарубежной истории при приоритете изучения истории России. Изучение истории России и зарубежной истории целесообразно организовывать по следующим параметрам:

- прямое сравнение России и других стран;  

- хронологическая синхронизация изучения событий в России и в мире;  

- анализ конкретных событий в истории России и их влияния на мировую историю.

Распределение часов, предназначенных на изучение курсов всеобщей истории и истории России с V по IX классы, осуществляется педагогом в соответствии со стандартами, основной образовательной программой, рабочей программой и содержанием УМК.

Синхронизация курсов всеобщей истории и истории России в 5 – 9 классах


Всеобщая история

История России

5 класс

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

Первобытность.

Древний Восток

Античный мир. Древняя Греция.

Древний Рим.

Народы и государства на территории нашей страны в древности

6 класс

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. VI-XV вв.

Раннее Средневековье Зрелое. Средневековье Страны Востока в Средние века Государства доколумбовой Америки.

ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ.VIII -XV вв.

Восточная Европа в середине I тыс. н.э.

Образование государства Русь Русь в конце X - начале XII в. Культурное пространство Русь в середине XII - начале XIII в. Русские земли в середине XIII - XIV в. Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII-XV вв.

Культурное пространство Формирование единого Русского государства в XV веке Культурное пространство Региональный компонент

7 класс

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVI-XVII вв. От абсолютизма к парламентаризму. Первые буржуазные революции Европа в конце XV — начале XVII в.

РОССИЯ В XVI - XVII ВЕКАХ: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ

Россия в XVI веке Смута в России Россия в XVII веке Культурное пространство Региональный компонент

8 класс

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVI-XVII

Эпоха Просвещения.

Эпоха Промышленного переворота

Великая французская революция

РОССИЯ В КОНЦЕ XVII - XVIII ВЕКАХ: ОТ ЦАРСТВА К ИМПЕРИИ

Россия в эпоху преобразований Петра I

После Петра Великого: эпоха

«дворцовых переворотов»

Россия в 1760-х - 1790- гг. Правление

Екатерины II и Павла I

Культурное пространство Российской

империи в XVIII в.

Народы России в XVIII в.

Россия при Павле I

Региональный компонент

9 класс

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.XIX в. Мир к началу XX в. Новейшая история. Становление и расцвет индустриального общества. До начала Первой мировой войны

Страны Европы и Северной Америки в первой половине XIX в.

Страны Европы и Северной Америки во второй половине XIX в.

Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце XIX в Страны Азии в XIX в. _ Война за независимость в Латинской Америке Народы Африки в Новое время Развитие культуры в XIX в. Международные отношения в XIX в.

Мир в 1900—1914 гг.

IV. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

Россия на пути к реформам (1801-186П

Александровская эпоха: государственный либерализм Отечественная война 1812 г. Николаевское самодержавие: государственный консерватизм Крепостнический социум. Деревня и город

Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Пространство империи: этнокультурный облик страныФормирование гражданского правосознания. Основные течения общественной мысли

Россия в эпоху реформ Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация «Народное самодержавие» Александра III

Пореформенный социум. Сельское хозяйство и промышленность Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Этнокультурный облик империи Формирование гражданского общества и основные направления общественных движений Кризис империи в начале XX века Первая российская революция 1905-1907 гг. Начало парламентаризма Общество и власть после революции «Серебряный век» российской культуры

Региональный компонент

В 2019-2020 учебном году идет завершение преподавания курса школьной истории по концентрической структуре – 10 и 11 классы.

10 класс – с древнейших времен до нач. ХХ века.

11 класс - нач. ХХ – нач. ХХ1 века

2. Организация оценивания планируемых результатов, обучающихся по учебному предмету «История»

   Важнейшей составной частью ФГОС второго поколения являются требования к результатам освоения основных образовательных программ (личностным, метапредметным, предметным) и системе оценивания. Требования к результатам образования делят на два типа: требования к результатам, не подлежащим формализованному итоговому контролю и аттестации, и требования к результатам, подлежащим проверке и аттестации. Планируемые результаты освоения учебных программ приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу учебной программы. Достижение планируемых результатов, отнесенных к блоку «Выпускник научится», выносятся на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе обучения (с помощью накопленной оценки или портфолио достижений), так и в конце обучения, в том числе в форме государственной итоговой аттестации. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием возможности перехода на следующую ступень обучения. В блоках «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Оценка достижения этих целей ведется преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Невыполнение обучающихся заданий, с помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов данного блока, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения.  Полнота итоговой оценки планируемых результатов обеспечивается двумя процедурами:  1) формированием накопленной оценки, складывающейся из текущего и промежуточного контроля; 2) демонстрацией интегрального результата изучения курса в ходе выполнения итоговой работы. Это позволяет также оценить динамику образовательных достижений обучающихся. Оценка достижения планируемых результатов в рамках накопительной системы может осуществляться по результатам выполнения заданий на уроках, по результатам выполнения самостоятельных творческих работ и домашних заданий. Задания для итоговой оценки должны включать:  1) текст задания; 2) описание правильно выполненного задания; 3) критерии достижения планируемого результата на базовом и повышенном уровне достижения.

Итоговая работа осуществляется в конце изучения курса «История» выпускниками основной школы и может проводится как в письменной, так и устной форме (в виде письменной итоговой работы), по экзаменнационным билетам, в форме защиты индивидуального проекта, ОГЭ, ЕГЭ и т.д.). Федеральный государственный стандарт общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования (оценка личностных, метапредметных и предметных результатов основного общего образования). Необходимо учитывать, что оценка успешности освоения содержания всех учебных предметов проводится на основе системнодеятельностного подхода (то есть проверяется способность обучающихся к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач). Необходимо реализовывать уровневый подход к определению планируемых результатов, инструментария и представлению данных об итогах обучения, определять тенденции развития системы образования.

3. Обзор действующих учебно-методических комплектов, обеспечивающих преподавание учебного предмета «История»

 Согласно статье 8, части 1, пункта 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочию органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций субъектов Российской Федерации учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ.  При этом выбор учебников и учебных пособий относится к компетенции образовательного учреждения в соответствии со статьей 18 части 4 и пункта 9, статье 28 части 3 Федерального закона.  

   В связи со значительным сокращением количества наименований учебников в Федеральном перечне учебников, выбор учебников осуществляется с учетом информации об исключении и включении учебников в Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 253 (далее - ФП); в соответствии с приказами Минобрнауки России от 08.06.2015 года № 576; приказом Минобрнауки России от 26.01.2016 № 38; приказом Минобрнауки России от 29.12.2016 № 1677; приказом Минобрнауки России от 08.06.2017 № 535; приказом Минобрнауки России от 05.07.2017 № 629; приказом Минобрнауки России от 20.06.2017  № 581 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г № 253»; приказом Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями).. :http://минобрнауки.рф/документы (далее - ФП) и с целью сохранения преемственности в обучении школьников, при организации работы по выбору учебников, необходимо тщательно провести анализ взаимозаменяемости учебно-методических линий для предотвращения возможных проблем при реализации стандарта, продумать возможность по бесконфликтному замещению данных предметных линий альтернативными учебниками. При выборе учебников актуальным остается вопрос о соблюдении преемственности внутри предметных линий по истории России и всеобщей истории на ступенях основного общего образования (V-IX классы) и среднего общего образования (X-XI классы). Предпочтительно работать по одной содержательной линии учебников, чтобы сохранить преемственность дидактических единиц, методологических и методических подходов.

 В настоящее время в Федеральный перечень учебников входят только учебники по истории России, соответствующие ИКС и линейной системе преподавания следующих издательств: «Просвещение», «Русское слово», Корпорации «Российский учебник».  

4. Рекомендации по изучению преподавания предмета «История» на основе анализа мониторинговых исследований (НИКО, ВПР и ГИА)

   В настоящее время на в Российской Федерации создана разноаспектная система оценки качества образования, состоящая из следующих процедур:   ОГЭ;  ЕГЭ;  национальные исследования оценки качества образования (НИКО);  Всероссийские проверочные работы (ВПР);  международные исследования (TIMSS, PISA и др.); исследования профессиональных компетенций учителей;  общероссийская оценка по модели PISA. Особое внимание следует проект «Общероссийская оценка по модели PISA», который направлен на построение методологии и критериев оценки

качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества по модели ПИЗА. Координатор проведения исследования является Рособрнадзор. Разработчиками мониторинга станут специалисты организации экономического сотрудничества и развития при экспертном участии представителей России. Основными задачами, решаемыми с помощью методологии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся (далее – Методология), являются: развитие и совершенствование механизмов и процедур оценки качества подготовки обучающихся с учетом современных вызовов; развитие различных форм оценки системы образования с точки зрения ее направленности на индивидуальное развитие обучающихся; развитие механизмов управления качеством образования,  Повышение заинтересованности всех участников образовательных отношений в совершенствовании образовательной деятельности и улучшении его результатов. Образцы проверочных работ расположены на сайте ФИОКО https://fioco.ru/obraztsi_i_opisaniya_proverochnyh_rabot_2019. Одним из базовых требований к содержанию образования является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности. Понятие грамотность в концепции исследований PISA сведено к функциональной грамотности. Исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Основы функциональной грамотности учащихся в процессе изучения истории закладываются на основе преемственности и целостности изложения исторического материала. Становление общей картины всемирной истории и основ функциональной грамотности в таком случае выступают задачами исторической пропедевтики и связываются с развитием личности и социализацией учащихся старшей школы. Овладение функциональной грамотностью на уроках истории складывается из нескольких составляющих: 1. Процесс овладения исторической грамотностью: учащиеся определяют временные рамки изучаемого периода, соотносят даты с веками, показывают на карте территориальное пространство изучаемого события, дают характеристику понятийному аппарату, анализируют роль личности в истории. 2. Процесс обучения - усвоение исторических знаний происходит поэтапно, «от простого к сложному», от материала 5 класса к темам 9 класса. Затем расширение полученных знаний в 10-11 классе путем циклического повторения курса. На протяжении всего процесса обучения используются интерактивные методы обучения: «мозговой штурм», работа в малых группах, творческие задания, интерактивная лекция, урок-экскурсия и др. Средства формирования функциональной грамотности на уроках истории:  пересказы - предоставление учащемуся возможности, монологически грамотно изъясняя свои мысли, «примерить на себя» те или иные исторические сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события, расширить их воспитательный диапазон, создавая тем самым соответствующую эмоциональную среду для усвоения базовых ценностей;  познавательные игры, викторины, уроки-дебаты, которые развивают навыки сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой зрения в дискуссиях;  исторические диктанты и эссе с их последующей коррекцией со стороны учителя, что формирует письменную грамотность учащихся;  изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что позволяет учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на этические ценности, которые выработало человечество за всю свою историю;  чтение вариативных источников, что позволяет учащимся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений, пристально присматриваться к текстам и авторским позициям. Таким образом, учащиеся делают этический выбор, с одной стороны примеряя на себя исторические роли, а с другой - входя в круг тех, кто эти роли оценивает.  исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, социологических опросов, проектов (учащиеся используют информацию, полученную в беседах с родственниками, с ветеранами войны и труда, из справочной литературы, обогащая себя новыми знаниями, очередной раз убеждаясь в том, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя не забывали). Обращаем особое внимание на мониторинги сформированности метапредметных достижений обучающихся. Их проведение направлено на оценку сформированности содержания образования, а не на оценку знаний отдельных предметов. Циклограмма систематизирует организацию проведения оценочных процедур всех уровней образования, в том числе и школьного. Рекомендуем педагогам до начала учебного года провести анализ результатов ГИА поможет увидеть преемственность уровней требований к выпускникам основной и средней школы. Для организации этой работы необходимо использовать в работе: 1. Методическое письмо федерального уровня «Об использовании результатов единого государственного экзамена в преподавании «Истории» в средней школе». (текст размещен на сайте ФИПИ www.fipi.org). Задача учителя не подготовить обучающихся только к итоговой аттестации и каким-то другим проверочным процедурам, а организовать освоение в полной мере той образовательной программы, которая реализуется в образовательной организации, и на каждом этапе ее освоения каждым обучающимся проводить оценку объективно, принимая соответствующие меры, которые будут способствовать корректировке индивидуальных учебных планов и обеспечивать постепенное достижение достаточно высоких результатов у каждого ученика. Результаты оценочных процедур, в части достижений, учащихся рекомендуем использовать для коррекции методов и форм обучения.  

Организация оценивания уровня подготовки обучающихся  по учебному  предмету  «История»

 Пересмотр целевых установок и приоритетов в определении образовательных результатов влечёт за собой возникновение новых подходов к оцениванию качества учебных достижений обучающихся.

  Вектор современного подхода к обучению – его практическая деятельностная направленность, ориентация не только на усвоение знания, но и на способность его применения на практике. При этом новые формы оценивания  «настраиваются» не на репродуцированную учеником информацию, а на созданный им самостоятельный продукт, в идеале имеющий прикладную ценность.  Одним из основных требований к инновационной оценочной деятельности является овладение школьником оценочными умениями (рефлексией), что позволяет ему быть подлинным субъектом оценочной деятельности и овладеть соответствующими действиями самостоятельно, без вмешательства учителя. Оценка себя как субъекта деятельности есть, по существу, определение человеком своих возможностей реального (или планируемого) включения в тот или иной вид деятельности. В инновационном обучении используются различные способы оценивания:

 Оценка деятельности учащихся в проекте (в  ФГОС ООО и ФГОС СОШ одно из важнейших мест занимает выполнение учащимися учебного проекта);

 Оценка умения работать с различными поисковыми системами;

  Оценка умения работать с информацией;

  Оценка умения представлять информацию;  

 Самооценка учащегося – рефлексия.  

Таким образом, в современных условиях от учителя требуется использование инновационных способов оценивания достижений обучающихся, предоставление учащимся возможности для проявления необходимых умений и ключевых компетенций. Оценка  достижения  предметных  и  метапредметных  результатов  освоения  основной  образовательной  программы  основного  общего  образования включает в себя две составляющие:   - результаты  промежуточной  аттестации  обучающихся,  отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении  предметных  и метапредметных  результатов  освоения  основной  образовательной программы по отдельной части или всему объему учебного  предмета,  курса,  дисциплины  (модуля)  программы  основного  общего образования; - результаты  итоговой  аттестации  (государственной  итоговой  аттестации),  характеризующие  уровень  освоения  обучающимися  основной образовательной программы основного общего образования.   Промежуточная  аттестация  обучающихся  проводится  в  формах,  определенных  в  порядке,  установленном  организацией,  осуществляющей образовательную деятельность.  Итоговая  аттестация  (государственная  итоговая  аттестация) представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися  основной  образовательной  программы  основного  общего  образования. Итоговая  аттестация  (государственная  итоговая  аттестация)  проводится  на  основе  принципов  объективности  и  независимости  оценки  качества подготовки обучающихся. Предметом итоговой оценки является достижение предметных  и  метапредметных  результатов  освоения  основной  образовательной программы основного общего образования. При оценивании метапредметных результатов освоения обучающимися основной  образовательной  программы  основного  общего  образования должны  учитываться  сформированность  умений  выполнения  проектной деятельности  и  способность  к  решению  учебно-практических  и  учебно-познавательных задач.  

Результаты  итоговой  аттестации  (государственной  итоговой  аттестации) выпускников, характеризующие уровень освоения предметных и метапредметных  результатов  основной  образовательной  программы основного  общего  образования,  используются  для  принятия  решения  о переводе  обучающихся  на  следующий  уровень  общего  образования  или  на  уровень среднего профессионального образования.

Каждый учитель истории, начиная с 5 класса должен работать над формированием и развитием у обучающихся выше названных умений и способов действий, предлагать школьникам выполнение заданий аналогичных заданиям ЕГЭ, ОГЭ, ВПР и НИКО. Задача учителя не подготовить обучающихся только к итоговой аттестации и каким-то другим проверочным процедурам, а организовать освоение в полной мере той образовательной программы, которая реализуется в образовательной организации, и на каждом этапе ее освоения каждым обучающимся проводить оценку объективно, принимая соответствующие меры, которые будут способствовать корректировке индивидуальных учебных планов и обеспечивать постепенное достижение достаточно высоких результатов у каждого ученика. Как показывает практика, разработчики контрольно-измерительных материалов из ФИПИ идут по пути их усложнения и возможности проверять не только заученные факты, но и умение работать с содержательным материалом.  

Организация внеурочной деятельности по истории и обществознанию в рамках ФГОС

   Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ основного общего образования. Внеурочная деятельность школьников определяет комплекс различных занятий учащихся воспитательной направленности, отличных от урочных форм обучения, осуществляемых на базе школы и за её пределами в рамках вариативной части базового плана, направленных на достижение новых образовательных результатов, в первую очередь, личностных и метапредметных. Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы, продолжительность занятий внеурочной деятельности по направлениям соответствующим предметной области, и их количество в неделю определяется локальными документами. Школа может использовать возможности образовательных организаций дополнительного образования, культуры и спорта учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, методическими службами.  

  Формы организации образовательной деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими:  

1) поисковая и исследовательская, творческая деятельность обучающихся (школьные научные общества, клубы, кружки и т.п.);  

 2) факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета, что дает большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской, творческой деятельности обучающихся;  

3) образовательные экспедиции (путешествия): походы, поездки, экскурсии;  

4) участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях (в том числе дистанционных), предметных неделях, интеллектуальных марафонах, и др. предполагает достижение определенных образовательных результатов в рамках данных мероприятий;

5) волонтерская и общественно-полезная деятельность, социальная практика, военно-патриотические объединения, сетевые сообщества.  

 Формы подведения итогов: выставки, фестивали, соревнования, конференции, круглые столы, встречи, акции, игры и т.п.  

Объем часов внеурочной деятельности определяется образовательной программой, которая утверждается образовательной организацией с учетом запросов семей, интересов обучающихся и возможностей общеобразовательной организации. В зависимости от конкретных условий реализации основной общеобразовательной программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования. Рекомендуемая минимальная численность обучающихся в группе при проведении занятий внеурочной деятельности составляет 8-10 человек.

Участие во внеурочной деятельности является для обучающихся обязательным. Внеурочная деятельность осуществляется посредством реализации рабочих программ внеурочной деятельности. При реализации рабочих программ внеурочной деятельности рекомендуется использовать формы, носящие исследовательский, творческий характер. Формы реализации внеурочной деятельности образовательная организация определяет СА мостоятельно. Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и самостоятельность обучающихся; сочетать индивидуальную и групповую работу; обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность (в т.ч. экспедиции, практики), экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и др.), походы, деловые игры и пр.   Программы внеурочной деятельности школьников могут быть разработаны образовательной организацией самостоятельно (авторские) или на основе переработки примерных программ курсов Использование программ внеурочной деятельности предполагает: - внутреннее рецензирование - согласование программ на школьных методических объединениях, рассмотрение программы внеурочной деятельности на методическом совете и утверждение руководителем образовательной организации; внутреннее рецензирование проводят учителя школы высшей квалификационной категории; внешнее рецензирование, если программа авторская. Рабочие программы внеурочной деятельности могут быть построены по модульному принципу и реализовываться с применением сетевой формы, электронного обучения, а также с использованием дистанционных образовательных технологий.  Рабочие программы внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья разрабатываются и реализуются в соответствии с требованиями ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Информационные ресурсы интернета

1. Официальный сайт Министерства образования и науки РФ http://минобрнауки.рф 

2. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки http://obrnadzor.gov.ru 

3. Официальный сайт ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» http://www.fipi.ru 

4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru 

5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://schoolcollection.edu.ru 

6. Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников» http://www.researcher.ru 

7. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/ 

8. Сайт издательства «Макмиллан» http://www.macmillan.ru/

 9. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru 

10. Сайт общественной экспертиза нормативных документов в области образования http://edu.crowdexpert.ru 

11. Государственный реестр примерных основных образовательных программ http://fgosreestr.ru 

12. Федеральный перечень учебников http://фпу.рф/ 

Официальные сайты (порталы) издательств учебной и методической литературы 1. Издательство «Просвещение» http://www.prosv.ru/,

2. Издательство «Вентана-Граф» http://www.vgf.ru/,

3. Издательство «Дрофа» http://www.drofa.ru/,

4. Издательство «Мнемозина» http://www.mnemozina.ru/,

 5. Издательство «Академия» http://www.academia-moscow.ru/ 

6. Издательство «Владос» http://www.vlados.ru 

7. Издательство «Вита-Пресс» http://www.vita-press.ru 

8. Издательство «Русское Слово» http://www.russkoe-slovo.ru/

 9. Издательство «Первое сентября» http://1september.ru 

10. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории http://rushistory.org/?page_id=1800

11. Концепция преподавания обществознания в Российской Федерации. Утверждена на коллегии  Министерства Просвещения  России  24.12.2018 г.   https://docs.edu.gov.ru/document/9906056a57059c4266eaa78bff1f0bbe 

12. Всероссийская общественная организация. Ассоциация учителей истории и обществознания http://school.historians.ru/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое письмо об особенностях преподавания учебных предметов в 2019-2020 учебном году

Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 04 июня 2019 года, № 1213/5886...

План подготовки обучающихся 9 классов к ГИА по предмету информатика в 2019-2020 учебном году

Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательность в отслеживании результатов учеников по всем темам и в своевременной коррекции уровня усвоения учебного материала....

Рабочая программа по предмету "Литература" на 2019-2020 учебный год для 5 класса вариант 1.2

Программа предназначена для обучающихся 5 класса с наручениями слуха...

Учебный график 3 уровень 2019 - 2020 учебный год.

Учебный график по дополнительной общеобразовательной программе "Дизайн - студия "Акварель" на 2019 - 2020 учебный год (3 уровень (школьники))....