Литературная дуэль
методическая разработка (7 класс)

Малыгина Татьяна Викторовна

В рамках проведения декадника по  русскому  языку и литературе среди учащихся 7 классов состоялась литературная дуэль "По страницам комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_duel.docx226.25 КБ

Предварительный просмотр:

        Внеклассное мероприятие в 7-х классах        

"Литературная дуэль "По страницам комедии "Ревизор"

Цель игры: осознание детьми непреходящего значения литературной классики на примере комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»; проверка в занимательной форме знания учащимися произведения Н.В.Гоголя; развитие памяти и внимания; воспитание любви к книге, чтению.

Оборудование:

Мультимедийная установка, портрет В.Н. Гоголя; иллюстрации к комедии; афиша, Презентация игры.        Карточки-жетоны в виде ассигнаций того времени.

Ход игры

 

Объявление открытия мероприятия

Добрый день, многоуважаемая публика! Сегодня мы с вами проводим внеклассное мероприятие «Литературную дуэль «По страницам комедии «Ревизор» среди команд семиклассников. Не сомневаюсь в том, что  никто из вас после прочтения комедии не остался равнодушным. Как известно, сюжет комедии, как указывал сам писатель, был дан ему А. С. Пушкиным.  

Пушкин рассказал Гоголю про случай, бывший в городе Устюжине Новгородской губернии, о каком-то проезжем господине, выдававшем себя за чиновника министерства и обобравшем всех городских жителей. Кроме того, Пушкин, сам будучи в Оренбурге, узнал, что о нем получена гр. В. А. Перовским секретная бумага, в которой Перовский предостерегался, чтоб был осторожен, так как история пугачевского бунта была только предлогом, а поездка Пушкина имела целью обревизовать секретно действия оренбургских чиновников.

Подобные случаи были распространены, тайная ревизия была обычным явлением.

Известны злоупотребления Пензенского губернатора Панчулидзева. К нему была назначена ревизия. Сенатор Сафронов, приехав неожиданно и остановившись в гостинице, поздно вечером вышел на улицу и приказал извозчику везти себя на набережную. Извозчик удивился и ответил, что в городе нет никакой набережной. Однако по документам набережная строилась уже два года и на нее истрачено уже много денег.

В служебной деятельности ревизоров и контролеров высшего органа инспекции Российской империи того времени — Правительствующего Сената сложилась такая практика, что сенаторы-ревизоры приглашали для инспектирования хорошо образованных молодых людей из различных сословий (разночинцев) или студентов, которые отправлялись с ревизией в самые отдаленные уголки России. Это было хорошо известно всему чиновному миру.

  «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем», — писал Гоголь и подчеркивал, что «Ревизор» является общественной комедией, что пьеса направлена против «целого множества злоупотреблений». В конце 1835 года Гоголь усиленно работал над комедией «Ревизор». Премьера «Ревизора» состоялась 19 апреля 1836года. Постановка имела успех колоссальный.

Разминка

                                          Вопросы командам по тексту комедии

  • Какой чин занимал Хлестаков на службе? (коллежский регистратор - низший чин в России)
  • Какой сон приснился городничему? (Две чёрные огромные крысы)
  • Кто из героев ломал стулья? (учитель истории)
  • Какое слово извратил Осип, называя героя «елистратишкой»? (регистратор)
  • Где висел охотничий арапник? (в суде)
  • Кого из героев, по словам Аммоса Фёдоровича, в детстве мамка ушибла, и с тех пор от него отдаёт немного водкой? (заседателя суда)
  • Какой смысл вкладывал Осип в слово «галантерейное обхождение» (галантный, любезный, вежливый)
  • Диалог – разговор двух или нескольких лиц.
  • Монолог – продолжительная речь одного лица.
  • Кульминация – самая напряженная точка в развитии действия.
  • Ремарка – пояснение автора к тексту пьесы, касающееся обстановки, поведения актеров и т.п.
  • Развязка – событие, завершающее действие.
  • Завязка – событие, с которого начинается действие.

А сейчас обратимся  к  комедии,  вспомним ее героев.

  1. Конкурс «По страницам «Ревизора»»               Мультимедийная презентация.  

Слайд 5 . Какое событие сильно испугало городничего и чиновников?

Слайд 6. Чей это портрет?

Слайд 7. Кто изображен на рисунке? Докажите.

Слайд 8, Какую должность занимает Артемий Филиппович?

Каково положение дел в подведомственном ему учреждении?

Слайд 9. Назовите фамилию судьи?  

Почему его считают вольнодумцем?

Слайд 10. Кто это? « Человек, напуганный частыми ревизовками и выговорами неизвестно за что, а потому боится, как огня, всяких посещений и трепещет, как лист, при вести о ревизоре, хотя и не знает сам, в чем грешен». (Лука Лукич Хлопов — смотритель училищ).

Слайд 11 . Назовите фамилии городских сплетников.

Слайд12. Как, по-вашему, должен быть одет Хлестаков?

Слайд 13. С какой целью городничий отправился в трактир?

Слайд 14. Что особенно поразило чиновников в повествовании Хлестакова о его петербургском житье-бытье?

Арбуз в 700 рублей; — суп в кастрюльке прямо из Парижа; — знакомство с Пушкиным; — обилие сочинений Хлестакова; — вист с посланниками и министром; — управление департаментом и т.д.

Слайд 15. Сколько денег попросил Хлестаков у Земляники?

Слайд 16. Какой момент комедии изображен на слайде?

Слайд 17. Кто сообщает городничему о том, что Хлестаков не ревизор?

Слайд 18.Как называется финальная сцена комедии? (Немая сцена. Они застыли в сатирических позах. О чем же думает каждый?)

2. Назови героев по репликам. (прочитать каждой команде вслух)

1. «Пусть каждый возьмёт в руки по улице… чёрт возьми, по улице!- по метле!..» (Городничий)

2. «Грешки грешкам – рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело».            (Аммос Фёдорович Ляпкин - Тяпкин, судья).

3.«Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать, от этого убыток казне».                             (Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий).

4..«Одно плохо: иной раз славно  наешься, а в другой  чуть не лопнешь с голоду, как теперь, например. А всё он виноват».       (Осип, слуга Хлестакова).

5. «Оно чем больше ломки, тем больше означает деятельность градоправителя» (Городничий)

3. Продолжи фразу:   Определить, кто произнёс эти фразы. ( по 1 представителю от каждой команды:  вытягивают задание/ выполняют на листочках)

«… И в ином случае много ума хуже, чем бы его совсем…» (не было, Городничий)

• Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам… (пренеприятное известие: к нам едет ревизор).

•  Все больные у нас, как мухи… (выздоравливают). А.Ф. Земляника

• Сегодня мне всю ночь снились какие-то… (две необыкновенные крысы).Городничий

• У меня легкость… (необыкновенная в мыслях, Хлестаков).

• Чему смеётесь?.. (Над собою смеётесь!)        Городничий

• Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же… (стулья ломать? От этого убыток казне).

• Я могу от любви… (свихнуть с ума). Хлестаков

4. ИГРА со зрителями (одновременно с  №3)

Географические названия в комедии «Ревизор».

1.Где находится город, в котором происходят события пьесы «Ревизор»?            

(Между Пензой и Саратовом).

2.Куда  была прописана подорожная Хлестакова?   (В Саратов).

2.В каком городе служил Хлестаков? (В Петербурге).

Кто кому пишет?

1. «Спешу тебя уведомить... что состояние моё было весьма печальное, но, уповая на милосердие Божие, за два солёные огурца особенно и полпорции икры рубль двадцать пять копеек...  «            (Городничий жене.) Слайд 18.

2.«Спешу уведомить тебя... какие со мной чудеса... Оригиналы страшные. От смеху ты бы умер...»  (Хлестаков Тряпичкину).

 

5. Письмо «Хлестакова В письме находятся карточки с цитатами, характеризующими героев картин устами Х.  Определить, кому даны характеристики (устно)

C:\РАБОТА ТАНЯ\ревизор для 7-х классов\объясните ситуацию\hlestakov.gif

(Оформление конверта письма Хлестакова)

6. Конкурс знатоков литературы, истории, жизни «Знаешь ли ты, что...»        

Состоит из 2-х этапов: В 1 этапе все члены команды стараются заработать баллы. 2 команды, набравшие наибольшее количество баллов, проходят в следующий тур «Капитанская дуэль»

  Кого и что так называли?  (Из истории)

1.Кого в России называли почтмейстером?

(Начальников почтовых контор. Почтмейстер ведал пересылкой почты и перевозкой пассажиров).

2.Кого в России называли частным приставом?

(Полицейского чиновника, в ведении которого находилась одна из частей города).

3.Какие заведения в царской России назывались богоугодными?

(Больницы, приюты, дома для престарелых. Они создавались частными лицами, чтобы «угодить Богу»).

4. Кого называли жандармом? Формирование в отделе полиции

5. Что такое ассигнации?     историч.название бумажных денег

6. Кого называют резонером? (человек, любящий вести пространные рассуждения нравоучительного характера)

7. Какой цвет называют палевым? (бледно-желтый)

8. Какой чин имел в виду Осип, называя Хлестакова «Елистратишка – коллежский регистратор, чиновник самого низшего, 14-го класса».

7. «Капитанская дуэль» Приглашаются капитаны. Каждый вытягивает карточку своему сопернику. За правильный ответ – 1 балл.    Поясните значение слова, написанного на карточке.

  1. Лабардан (свежепросоленная треска),
  2. вояжировка (путешествие).
  3. Вертопрах (легкомысленный, ветреный человек)
  4.  габерсуп (овсяный суп)
  5. Инкогнито (тайно)
  6. Амбре – благоухание.
  7. Щелкопер – презрительное название писателя, журналиста, враль, писака
  8. Арапник – длинный кнут, прикрепленный к короткой палке.
  9. Партикулярное платье – штатское, неформенное.
  10. Моветон – человек дурного тона.
  11. Жуировать – наслаждаться.

8. «Объясни ситуацию»        (на слайде)

9. Конкурс д/з «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» (Конкурс исценировок)

Ну, а теперь мы посмотрим, какую ситуацию выбрали вы для инсценирования.

                               

Подведение итогов

Слово учителя

На премьере «Ревизора» присутствовал Николай I, давший дорогу комедии. Он пробыл до окончания пьесы, от души смеялся, а выходя из ложи, сказал:

«Ну, пьеска! Всем досталось, а мне - более всех»

«Ревизор» был одобрительно встречен большинст¬вом зрителей, особенно демократически настроенной молодежью, которая сразу оценила ее общественную значимость.

Высшее дворянство и чиновничество было возму¬щено острой сатирой Гоголя. «Избранная» публика заявила, что это клеветническая пьеса, называла ее «фарсом», а автора — «бунтовщиком-зажигателем».

Но время все расставило по своим местам. Комедия Н. Гоголя - бессмертное творение, не потерявшее своей актуальности и в наши дни. А единственным положительным ее героем был и остается СМЕХ.

Слово жюри.   Поздравление победителей

Цитаты для оформления:

«Действие, произведенное ею, было большое и шумное. Все против меня. Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях. Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меняТеперь я вижу, что значит быть комическим писателем. Малейший призрак истины – и против тебя восстают, и не один человек, а целые сословия».                         Н.В.Гоголь

В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России…, все несправедливости…, и за одним разом посмеяться над всем.

           Н.В.Гоголь «Авторская исповедь»

 «Сегодня, 19 апреля, на Александринском театре в первый раз «Ревизор», оригинальная комедия в 5 действиях, сочинение Н. Гоголя. Пьеса весьма забавна, только нестерпимое ругательство на дворян, чиновников и купечество…»

Газета «Санкт-Петербургские   ведомости»

 за 19 апреля 1836 г.

C:\РАБОТА ТАНЯ\ревизор для 7-х классов\объясните ситуацию\0011-002-Pervaja-afisha.jpgC:\Users\Андрей\Desktop\rus_1802_25_pa15_f.jpg

(стилизованные жетоны за правильный ответ)        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы в 9-м классе "Литературная дуэль" по произведениям А.С.Пушкина

Викторина по произведениям А.С.Пушкина«Евгений Онегин», «Сказка о царе Салтане», Сказка о рыбаке и рыбке», «Бородинская годовщина», «Я помню чудное мгновенье», «Где наша роза?"...

Литературная дуэль: «Скажи мне,кто твой друг…»

ПРЕДМЕТЫ: русская литература; английский язык....

Литературная дуэль

Литературная дуэль на материале русской и английской литературы...

Литературная дуэль «За честь и достоинство книги. PRO и Contra» В 8 классах по произведениям писателей 19 века.

Литературная дуэль«За честь и достоинство книги. PRO и Contra»В 8 классах по произведениям писателей 19 века....

Литературная композиция «Пушкин. Последняя дуэль»

Погиб поэт... Что же послужило причиной дуэли? Что заставило Пушкина встать под дуло пистолета?...