Развитие мотивации на уроках информатики как средство повышения уровня обученности учащихся
статья

Карманова Татьяна Александровна

В свете новых требований, который выдвигает новый ФГОС к уровню обученности воспитанников, процесс обучения должен привести к формированию результатов: личностных, метапредметных, предметных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_motivatsii.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области Верх-Алеусская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н.В.Некрасова

Развитие мотивации на уроках информатики как средство повышения уровня обученности учащихся

Подготовила: учитель информатики

Карманова Татьяна Александровна

 

2021г


Развитие мотивации на уроках информатики как средство повышения уровня обученности учащихся.

В свете новых требований, которые выдвигает новый ФГОС к уровню обученности воспитанников, процесс обучения должен привести к формированию результатов:

  • личностных, включающих в себя готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию.
  • мета предметных,включающих освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные), овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и меж предметными понятиями.
  • предметных, включающих освоение обучающимися учебных предметов, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Новые стандарты требуют, чтобы обучение носило деятельностный характер.

Формы и методы ведения урока должны способствовать тому, чтобы ученикстал активным участником учебного процесса. Совместная работа учителя и ученика на уроке должна сделать этот урок интерактивным.

Ученик в процессе обучения должен стать субъектом учения, т.е. иметь потребность и желание познать учебный материал и применить его на практике. Эту задачу невозможно выполнить без создания соответствующеймотивации. Собственно говоря, с создания мотивации должно начинаться изучение любого нового материала.

Для повышения мотивации необходимо:

  • обеспечить у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности через дифференциацию обучения;
  • использовать все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников, активизировать самостоятельное мышление;
  • организоватьатмосферу сотрудничествана уроке, взаимопомощьи позитивное отношение к предмету в целом;
  • осуществлять индивидуальный подход ккаждому ученику, мотивировать, опираясь на его личные мотивы.

И, конечно, развитие устойчивой мотивации к учению, о которой много говорят и пишут, - на практике достичь достаточно сложно.

Многие годы мотивом для изучения информатики, в первую очередь, выступал интерес к компьютеру. Это было чем-то новыми неизведанным, и привлекало внимание детей. Компьютер таил в себе много новых возможностей. Он мог быть другом и помощником, был способен развлечь и связать со всем миром. Однако с каждым днем для большинства детей компьютер становится чем-то обычным и, соответственно, у них теряется интерес к предмету «информатика».

Какие же методы и приемы формирования мотивации на уроках информатики можно применить? Постараемся разобраться в этом вопросе и найти ответы.

  1. Обращениек жизненному опыту ребенка.

При изучении нового материалаучитель опирается на жизненный опыт самих детей. Например, изучая тему «Классификация. Основание классификации» в качестве примера можно использовать деление учащихся в школе по классам. Детям нетрудно понять, как распределяются все учащиеся по классам в школе; что берется за основание такого распределения объектов. При изучении темы «База данных. СУБД» можно в качестве практической работы взять создание телефонной книги. Детям это знакомо –у всех есть мобильные телефоны.

Таким образом, обращение к опыту детей - это не только прием для создания мотивации. Более важно то, чтоучащиеся видят применение получаемых ими знаний в практической деятельности.

  1. Использование занимательного материала.

Использование на уроках игр, головоломок, кроссвордов, ребусов способствует развитию познавательного интереса к предмету и формирует устойчивую мотивацию. Так при изучении темы «Кодирование информации» знакомим детей с шифрованием ис различными шифрами. Для домашней или самостоятельной работы детям даю задание: придумать самим свой шифр. Дети с интересом выполняют такую работу. В дальнейшем можно предложить проектно-исследовательскую работу под общим названием «Криптография – наука о тайнописи». Темы для проектов могут быть разные: например, «История появления криптографии»,«Ребус – тоже криптография?» и др.

Большой интерес у детей вызывает на уроках использование в качестве занимательного материала пословиц и поговорок на компьютерный лад.

Например, игра«Узнай пословицу»

  1. Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу тебе, кто ты (Скажи мне, кто твой друг и я скажу тебе, кто ты)
  2. Компьютер памятью не испортишь. (Кашу маслом не испортишь);
  3. НеWindowsом единым жив компьютер. (Не хлебом единым жив человек);
  4. Бит байт бережет (Копейка рубль бережет)
  5. Вирусов бояться – в Интернет не ходить. (Волков бояться – в лес не ходить);
  1. Проектно-исследовательская деятельность.

О методе проектов в настоящее время сказано уже много, и педагоги успешно применяют его на своих уроках.

Бесспорно, создание проекта - процесс сложный, но он побуждает детей к поиску ответов на вопросы. В подобной работе с интересом участвуют все учащиеся. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать уучеников логическое мышление, формирует обще учебные умения и навыки.В процессе демонстрации своих проектов учащиеся приобретаютопыт публичных выступлений,который, безусловно, пригодится им в дальнейшем. Вовлечение учащегося в творческую работу, развивает у него умение самостоятельно собирать информационно - иллюстративный материал, проявить свое творчество,а самое главное – у него появляется удовлетворение от результатов своего труда и чувство уверенности в своих силах и способностях.

Для обеспечения устойчивой мотивации учебной деятельности, используем проекты на всех ступенях обучения информатике, начиная с мини-проектов в среднем звене, додолгосрочных проектов в старшем звене.

Не будем также забывать омеж предметной связи, которую можно увидеть в методе проектов. Например, 5 класс, Природоведение: тема «Вода – основа жизни». Учащимся задаётся мини-проект-исследование «Сколько воды потребляет ваша семья?». Временной промежуток для исследования берется небольшой 7-10 дней. Еще пример: на уроках географии изучая климат, учащиеся с помощью наблюдений, составляют таблицу, а полученные знания потеме «Табличный процессорExcel» помогают учащимся создавать диаграммы, и наглядно увидеть изменения погоды.

Таким образом,ребята ощущают себя в роли настоящих исследователей, и актуальность в получении знаний по изучаемым темам очевидна, не говоря уже о практической ценности такой работы.

Важным мотивом для учащихся среднего звена при изучении таких тем, как «Компьютерная графика и анимация», «Создание презентаций», является выполнение проектов по созданию демонстрационных материалов к урокам по другим предметам, а также в начальной школе. Лучшие проекты становятся дидактическим материалом с сохранением авторства. В качестве экспертов выступают учащиесяи педагоги.

Это поднимает самооценку учеников, их личностную значимость, что очень важно для детейв подростковом возрасте.

В заключении нельзя не сказать и ещё об одном факторе формирования положительной мотивации, без которого всё описанное выше может просто не сработать. Это атмосфера доброжелательности на уроке. Уделить внимание каждому ученику, похвалить его за каждый новый, пусть даже незначительный результат – вот что поможет создать на уроке такую атмосферу – атмосферу доброжелательности и сотрудничества. Именно так и надо стараться проводить свои уроки. И это еще один шаг, может быть, самый главный на пути формирования положительной мотивации учения.