Направления и функции деятельности концертмейстера-баяниста
статья

Беззубова Наталья Викторовна

В инновационный XXI век, когда компьютер стал основополагающим жизненным фактором, когда компьютерными технологиями владеет каждый ребёнок, начинаешь понимать, что мы теряем что-то очень важное. Самая высокая техника никогда не сможет заменить прелести звучания живого исполнения, непосредственного присутствия при рождении музыкальных звуков, возможности наблюдать, как эти звуки складываются в музыку, как выстраивается шаг за шагом, и начинает сверкать различными гранями тот или иной шедевр.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл napravleniya_i_funktsii_deyatelnosti_kontsertmeystera.docx47.11 КБ

Предварительный просмотр:

Направления и функции деятельности концертмейстера-баяниста.

В инновационный XXI век, когда компьютер стал основополагающим жизненным фактором, когда компьютерными технологиями владеет каждый ребёнок, начинаешь понимать, что мы теряем что-то очень важное. Самая высокая техника никогда не сможет заменить прелести звучания живого исполнения, непосредственного присутствия при рождении музыкальных звуков, возможности наблюдать, как эти звуки складываются в музыку, как выстраивается шаг за шагом, и начинает сверкать различными гранями тот или иной шедевр.

В настоящее время в области народно - музыкального искусства успешно работают тысячи специалистов - исполнителей, дирижеров, педагогов, методистов, артистов ансамблей и оркестров, концертмейстеров. Нельзя недооценивать роль концертмейстера в работе коллектива и солиста. Это глубоко ошибочная позиция. Солист и баянист в художественном смысле являются целостным музыкальным организмом. Концертмейстерское искусство требует высокого музыкального мастерства, художественной культуры и особого призвания, а с другой стороны это одна из тех профессий, где обязанности и способы действий не прописаны чётко, оставляя за специалистом право их широкого выбора. Концертмейстер должен на одном уровне с солистом виртуозно владеть инструментом, так как концертмейстерское искусство по своему художественному значению можно рассматривать как один из видов камерно-ансамблевого исполнительства, отличительной чертой которого является подчинение сопровождения сольной партии, создание оптимальных условий для наиболее полного выявления музыкальных образов и характера произведения.

В музыкальном обиходе подчас ставится знак равенства между понятиями «концертмейстер» и «аккомпаниатор». Каково же отличие между этими понятиями?

Под аккомпанементом принято понимать инструментальное сопровождение солиста (вокалиста, инструменталиста) или хора, т.е. аккомпанирование есть процесс исполнение партии сопровождения в ходе репетиционной подготовки и концертного выступления. Концертмейстерство же – это совместная творческая деятельность баяниста и солиста (или хора).

Такой состав представляет собой малые формы ансамбля. В этом качестве они очень перспективны и, при соответствующем профессиональном подходе к управлению ими, могут стать настоящими проводниками высокой музыкальной культуры в современном обществе.

Интерес представляет и сущность творческой  самореализации ансамблистов, а так же проявления индивидуальности в коллективе. У  О.Г. Дарвиной ценный вывод состоит в том, что «если речь идет о совместном музицировании, каждый должен осуществить и ощущать поддержку партнера, являясь его гармоничным дополнением».[1]

Многоэлементность всего комплекса вопросов ансамблевой деятельности определяет полифукциональность, многообразие видов и типов отношений, профессиональной составляющей, предполагающей наличие личностных свойств качеств музыкантов. Общеизвестно, что каждый известный музыкант, как правило, играет в ансамбле или аккомпанирует.

Ансамбль концертмейстера и солиста, по сути, однородное тело, являющееся составляющей взаимосвязанных сторон и граней единого художественного организма и что взаимопроникновение возможно только при наличии тесного творческого контакта (атмосфера). Многофункциональную составляющую ансамбля схематически можно представить следующим образом:

Выступление инструментального ансамбля можно оценивать не только с точки зрения технологии владения инструментами или адекватного звукового результата, не в меньшей мере качество исполнения зависит от психологической совместимости, влияющей на глубину переживаний или страсти, поведенческими характеристиками и даже внешней сценической привлекательности. Поиски механизмов воздействия на внутренние процессы общения, на систему «симпатий-антипатий», являет собой резерв музыкальной педагогики, в котором прогрессирование творческой личности станет, по мнению Д.Благого, - «тем успешнее, чем более четко, художественно возбуждающе и маняще вспыхнут ориентиры, на которые устремится все творческое развитие музыканта».[2]

О концертмейстерской деятельности музыканта можно поговорить в том случае, если он совместно с солистом подбирает репертуар для выступления, вырабатывает общую концепцию исполнения, работает над созданием единого художественного образа, является его помощником в разрешение тех или иных исполнительских проблем, изучении особенностей авторского языка, выявлении стилистических принадлежностей произведения и, наконец, режиссировании исполнительского процесса на эстраде.[3] Это качественно более высокий уровень ансамблевой работы, чем просто аккомпанирование.

Каковы же основные принципиальные положения, определяющие круг требований к искусству концертмейстера?

  1. Концертмейстеру высокой квалификации должны быть присущи следующие характеристики: развитость художественного мышления, богатство и разнообразие эмоциональной сферы, широта и многоэлементность всего комплекса музыкальной одаренности, способность проникновения в различные стилевые сферы, ориентированные в специфике многообразных художественных течений и направлений музыкального искусства, что практически не отличает его от музыканта любой другой специальности.

Концертмейстер – это художественно и интеллектуально развитый музыкант, широко эрудированный и чуткий к различным стилевым особенностям исполняемой инструментальной или вокальной музыки и как профессиональный исполнитель он «должен проникнуть в личность автора, сквозь его музыку прочесть его душу, душу его народа, его эпохи и передать все это слушателю. Целью исполнения должно быть раскрытие звукового образа произведения, а не выявление себя».[4]

  1.  К одному из важнейших параметров следует отнести владение всесторонне развитой и тщательно отшлифованной техникой. В процессе разучивание и исполнения тех или иных партий сопровождения концертмейстер встречается с множеством возможных фактурных комбинаций, которые должны быть практически освоены им на высоком профессиональном уровне. В противном случае, пробелы в технике могут сказаться на звуке – колористической стороне исполнения и на уровне интерпретации  произведения в целом.
  2. Органичное сочетание яркости и артистизма концертмейстера со способностью творчески слиться с партнером, должно являться первостепенным  качеством по своей значимости. В деятельности концертмейстера совершенно недопустимы такие ошибки, как: невыразительность, безынициативность исполнения партии сопровождения, так и стремление «подавить» партнера, поставить себя в центр исполнительского процесса, ибо именно эти качества характеризуют аккомпаниатора в упрощенном толковании этого слова.  «Соизмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль, технические приемы с индивидуальностью, стилем, приемами исполнения партнера» - таково, по мнению Л. Гаккеля, принципиально важное требование к концертмейстеру. Только выполнение этого требования «обеспечивает слаженность и стройность исполнения в целом».[5]
  3. Вышеуказанное предполагает еще одно важное направление в деятельности концертмейстера – руководство творческим процессом солиста на различных его фазах и стадиях, т.е. быть художественным лидером, педагогом.

Безусловно, чтобы выполнять лидирующие функции, концертмейстер должен обладать глубокими и широкими познаниями в сфере профессионального искусства.

Целесообразно выделить два основных направления в деятельности баяниста концертмейстера: педагогическое и исполнительское, каждое из которых может включать в себя несколько самостоятельных функций.

Педагогическая направленность деятельности концертмейстера проявляет в основном в учебных заведениях, в любительских коллективах. Важное значение приобретает специализация работы. Прохождение активной практики в исполнительских классах вуза должно помочь студенту в развитие таких специфических качеств, как вокальный слух, умение учитывать звучность того или иного инструмента, распределение штрихов (у струнных инструментов), возможность построения протяжной фразы, связанной с особенностями звукоизвлечения. В этом амплуа концертмейстер должен уметь не только разбираться в классификации певческих голосов, их тесситуре и диапазоне, значении  дыхания и цезур, дикции, в специфике звукоизвлечения, в технических и выразительных возможностях различных инструментов, но и определить причину интонационных погрешностей исполнителя и возможных позиционных отклонений, подать реплику в вокальном ансамбле, следить за ритмической четкостью исполнения партии солистом, добиваться художественной целостности исполняемых сочинений путем осмысления формы и содержания, постижения музыкального образа. Следует уделять огромное значение развитию такого важного качества, свойственного ансамблевой игре, как чуткость, которая позволяет концертмейстеру не только покорно следовать за партнером, но и предугадывать его намерения и воздействовать на них.

В педагогическом направлении деятельности концертмейстера следует выделить наиболее значимые функции:

  • обучающая;
  • воспитательная;
  • пропагандисткая.

Понятно, что без любой из этих составляющих, полноценная деятельность баяниста-концертмейстера невозможна.

Обучающая функция сводится к учету ряда специфических особенностей: ощущение дыхания, темпа и ритма, чувство ансамбля, характер и качество звучания, паузы, распределения штрихов, подбор репертуара.

        Одной из главных задач педагога концертмейстера является формирование ансамблевого мышления у обучающихся.

Воспитательная функция включает в себе приобщение певцов, танцоров, участников в хоровых коллективах, инструменталистов к искусству, развитие общекультурного уровня, эстетическое воспитание и т.д.

Пропагандистскую функцию концертмейстера обеспечивает распространение лучших образцов мировой музыкальной культуры и народного творчества.

Исполнительское направление деятельности концертмейстера предполагает, прежде всего, совершенную исполнительскую технику: безупречную беглость пальцев, легкость, непринужденность владения приемами игры, ритмичность и динамическое разнообразие, осмысленность исполнения.

Одной из самых важных функций концертмейстерского искусства является наличие активного внутреннего слуха, дающего возможность не только воспринимать мелодии и созвучие, но и позволяющего воспроизводить на инструменте внутренне звучащую музыку. Наиболее эффективными средствами развития активного внутреннего слуха является подбор по слуху и транспонирование.

К числу наиболее сложных  в музыкальном творчестве и, являющихся неотъемлемой функцией в деятельности концертмейстера, относятся навыки импровизации – это искусство изобретения и одновременного исполнения музыки. Импровизация, сочинение музыкальных оборотов, небольших пьес, т.е. то, что можно назвать музыкальным мышлением, является чрезвычайно действенным средством развития музыкального слуха.

Все вышеперечисленные функции взаимосвязаны и являются определяющими в развитии гармонически-слуховой ориентации на клавиатуре.

Специфика работы концертмейстера требует от него особого универсализма, мобильности, умения в случае необходимости переключиться на работу с учащимися различных специальностей. Концертмейстер должен питать особую, бескорыстную любовь к своей специальности, которая (за редким исключением) не приносит внешнего успеха – аплодисментов, цветов, почестей и званий. Он всегда остается «в тени», его работа растворяется в общем труде всего коллектива. «Концертмейстер – это призвание педагога, и труд его по своему предназначению сродни труду педагога».

Список литературы:

  1. Акимов Ю.Т. Класс баянного ансамбля в музыкальной школе // Баян и баянисты. – М., Советский композитор, 1970.
  2. Варламов Д.И. Онтология Искусства. – М.: Композитор, 2011.
  3. Дарвина О.Г. Исторический аспект формирования исполнительского стиля концертмейстера. – Самара, 2009.
  4. Липс Ф. Искусство игры на баяне. Москва, «Музыка» 1985
  5. Лузанов Ю.Н. Концертмейстерское искусство баяниста. – Самара, 2003
  6. Люблинский А.А. Теория и практика аккомпанемента: Методологические основы. – Л.: Музыка, 1972.
  7. Развитие концертмейстерских навыков у баянистов: Метод. Рекомендации/ Сост.: А.И. Рубан, Н.Г. Рубан. – Киев, 1987.
  8. Крючков Н.А. Искусство аккомпанемента как предмет обучения / Н.А. Крючков. – Л.: Музгиз, 1961.
  9. Стороженко А.М. Искусство ансамблевого исполнительства а народных инструментах. – Чернiвцi, «Мiсто», 2015.
  10. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога/ Е.М. Шендерович. – М.: Музыка, 1996.


[1] Дарвина О.Г. Исторический аспект формирования исполнительского стиля концертмейстера. – Самара, 2009.

[2] Стороженко А.М. Искусство ансамблевого исполнительства а народных инструментах. – Чернiвцi, «Мiсто», 2015.

[3] Лузанов Ю.Н. Концертмейстерское искусство баяниста. – Самара, 2003

[4] Люблинский А.А. Теория и практика аккомпанемента: Методологические основы. – Л.: Музыка, 1972

[5] Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога/ Е.М. Шендерович. – М.: Музыка, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль концертмейстера (баяниста) в работе с детским фольклорным ансамблем».

Этот материал представляет собой методические рекомендации для   работы концертмейстера с фольклорным ансамблем. В материале говорится    об  особенностях подбора аккомпанемента на...

Роль концертмейстера-баяниста в работе с детским народно - певческим коллективом

Методическое сообщение о роли концертмейстера-баяниста в фольклорном ансамбле и ансамбле русской песни как  основообразующей фигуры  детского народно-певческого коллектива....

Методическая разработка «Особенности применения основных средств выразительности в работе концертмейстера баяниста»

Достижению ансамблевого единства в значительной мере способствует визуальный контакт между баянистом и солистом (или первым голосом в ансамбле). Как известно, дирижёр воздействует на оркестр не только...

Методическая разработка «Роль концертмейстера – баяниста во взаимодействии с детьми»

Методическая разработка«Роль концертмейстера – баяниста во взаимодействии с детьми»...

Методическая разработка «Современные образовательные технологии в деятельности концертмейстера-баяниста»

Методическая разработка«Современные образовательные технологии в деятельности концертмейстера-баяниста»...

Презентация к методическому докладу на тему: «Специфика концертной деятельности концертмейстера-баяниста в классе сольного народного пения и фольклорного ансамбля»

В современном информационном пространстве компьютер стал одним из основополагающих жизненных факторов, компьютерные технологии проникли во все сферы деятельности социума, исключение не составляет и ра...