Педагогические технологии
статья

Галсанова Ирина Юмжаповна

Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:

- по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);

- по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);

- по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);

- по функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);

- по подходу к ребёнку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Педагогические технологии17.43 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические технологии

Воспитателя

 ГБОУ «Новоселенгинская школа-интернат среднего общего образования» Галсановой Ирины Юмжаповны.

Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:

- по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);

- по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);

- по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);

- по функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);

- по подходу к ребёнку.

В своей работе я использую следующие воспитательные технологии:

- диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты);

- технологию «коллаж»;

- коллективное творческое дело;

- шоу - технологии;

- групповую проблемную работу (разработку проектов);

- тренинг общения;

- «информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды);

- здоровьесберегающие технологии.

Диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты)

1. Дебаты - интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды суждения.

2. Дискуссия - обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы с целью их разрешения.

3. Диспут (научная полемика) - форма сотрудничества, используемая для изучения двух точек зрения по какой-либо проблеме с целью установления истины.

Используются в основном в старшей школе.

4. «Мозговой штурм» («Мозговая атака»)

Сбор большого числа идей, решений проблемы в результате обсуждения.

Обязательные условия:

1. Закрепление эксперта (пишет)

2. Назначение «кукушки» (засекает)

3. Ограничение времени (10—15 минут)

«Круглый стол» Это одна из форм проведения дебатов.

5. «Коммуникативное письмо»

(Письменные работы учащихся, их взгляд на ситуацию, вопрос. Часто «крик души», реакция на только что произошедшее)

Незаконченное предложение

«У кассы магазина плакала девочка, потерявшая деньги. У меня не было денег, чтобы помочь. Я...»

Контраргументы

«Я не хочу быть повторением кого-либо, я индивидуальность»

Ранжирование

(Что такое хорошо, а что такое плохо)

Технология «коллаж»

Предполагает изучение темы или проблемы путем создания плакатов из найденных иллюстраций, цитат и других имеющихся средств.

Реализуется в группах.

Предусматривает презентацию.

Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела)

Технология коллективного творческого воспитания была разработана и внедрена И.П. Ивановым и его сподвижниками.

Организация творческого воспитания — это организация определённого образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения, общение, самодеятельные способы организации всех начинаний.

В любом воспитательном мероприятии выполняются четыре психологически необходимых этапа деятельности: целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов.

Коллективное творческое дело - КТД - коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели. Коллективное - потому, что это товарищеское, межличностное общение воспитателей и воспитанников. Творческое - потому, что его надо делать не по шаблону, а по — новому, лучше, чем было.

«Всё творчески, иначе зачем?». Дело - потому, что его результат — общая польза и радость. «Дело, а не мероприятие!»

Это эффективный метод воспитания и развития учащихся, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях.

Постулаты КТД:

- коллективное творчество;

- единое дело и добровольное участие в нём;

- свобода выбора форм деятельности;

- содружество взрослых и детей;

- развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.

Виды коллективных дел:

Трудовые КТД («Трудовой десант»)

Интеллектуальные КТД («Брейн - ринг»)

Художественные КТД (художественно-эстетическое творчество)

Спортивные КТД («Спартакиада»)

Экологический КТД (забота о живой природе).

Шоу-технологии.

Игровые мероприятия с делением участников на три группы:

«Сцена» «Зал» «Ведущий»

Три особенности:

- деление участников на выступающих и зрителей;

- соревнование на сцене;

- заготовленный организаторами сценарий.

Групповая проблемная работа — это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель — разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами и даже взрослыми.

Воспитатель специально выстраивает технологию "ситуации анализа очередной ссоры":

1.Задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего.

2. Даёт "пострадавшей стороне" понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию.

3. Выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора.

4. Обсуждает с детьми пути решения произошедшего.

Тренинг общения - форма педагогической работы, имеющей цель - создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях).

Можно ли усмотреть в тренингах общения ещё какие-либо педагогические аспекты? Конечно, да. Для разных ребят в силу разных причин, кроме позитивного опыта общения, могут быть и другие следствия: изменение отношений друг с другом, изменение отношений с педагогом, закрепление или развитие каких-либо личностных образований. Но это - не планируемые как цель эффекты.

«Информационное зеркало»

Опыт активного отношения к публичной графической информации.

Психологические основания

1. Включение внимания.

2. Поддержание внимания.

3. Понимание информации.

4. Отношение.

5. Действие в отношении информации.

Технологическая цепочка

1. Создание установки на будущую информацию.

2. Появление информации.

3. Открытие обратной связи.

4. Действие с информацией.

Здоровьесберегающие технологии:

- это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерба здоровью учащихся;

- создание благоприятного психологического климата на уроке и во внеурочной деятельности детей;

- охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя, воспитателя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Современный французский ученый Легуве так определил науку воспитания: «Воспитание — это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал  составлен на основе лекций  Горбич Ольги  Ивановны,кандидата  педагогических наук, доцента...

Мои педагогические технологии. Из опыта применения современных педагогических технологий преподавателя МОУ ДОД "Ногинская детская художественная школа Пак Л.П.

Многие опытные  педагоги с большим стажем работы, имеющие собственные методические разработки с изумлением находят аналогичные методы, приемы и техники, когда знакомятся с публикациями своих колл...

Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы

В статье дан анализ современных педагогических  технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...

Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»

Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в  образовании как средства развития  интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...

Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»

Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи:        - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)

Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...