Современные воспитательные технологии, их применение в работе воспитателя.
статья

Галсанова Ирина Юмжаповна

Воспитание - это не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить и совершая которые он гарантированно достигает успеха, а деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя ее цели, насыщая ценностями, подбирая методы и средства, сообразуя с имеющимися условиями, рефлексируя процесс этой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ «Новоселенгинская школа-интернат среднего общего образования»

Доклад на тему:

«Современные воспитательные технологии,

их применение в работе воспитателя»

                                                                                  Подготовила: воспитатель Галсанова И.Ю.

2019 г.

Современные воспитательные технологии,

их применение в работе воспитателя.

Воспитание - это не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить и совершая которые он гарантированно достигает успеха, а деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя ее цели, насыщая ценностями, подбирая методы и средства, сообразуя с имеющимися условиями, рефлексируя процесс этой деятельности.

Воспитательная технология – совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.

Воспитатель  прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность обучающихся своего класса. Современный воспитатель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые воспитательные технологии с ученическим коллективом.

Современные воспитательные технологии:

  • технология КТД И. П. Иванова;
  • технология здоровьесберегающая;
  • технология создания ситуации успеха;
  • технология индивидуального воспитания;
  • ситуативные технологии;
  • ИКТ-технологии;
  • АРТ-технология;
  • шоу-технологии;
  • технология учебной деловой игры.

Рассмотрим отдельные современные воспитательные технологии:    

1. Технология КТД  (коллективные творческие дела) Игорь Петрович Иванов.

Направленность КТД – стремление к общению, к познавательной активности. Результатом КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная.

        В технологии  различают шесть этапов:

- совместное решение о проведении дела;

- коллективное планирование;

- коллективная подготовка;

- проведение дела;

- коллективный анализ;

- решение о последействии.

Виды коллективных дел:

Трудовые КТД  («Трудовой десант»).

Интеллектуальные КТД  («Поле-чудес»).

Художественные КТД (изготовление поделок, оформление газет , «Коллаж» предполагает изучение темы или проблемы путем создания плакатов из найденных иллюстраций, цитат и других имеющихся средств).

Спортивные КТД («Спартакиада», организация игр на прогулке, эстафеты).

Экологические КТД (экскурсии в эколого-биологический центр).

2. Здоровьесберегающие технологии.

Это системный подход к обучению и воспитанию, направленный на  сохранение здоровья обучающихся: охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

3. Технология  создания ситуации успеха.

        Одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время классного часа и группы продленного дня, внеурочной деятельности. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления обучающихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

        Доброжелательная обстановка, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция  на желание ребёнка выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.

Примеры создания ситуации успеха.

Приветствие: используется яркий мяч, его бросают тому, кого приветствуют.

Рисунок:

Приглашается к доске один из участников. Ему предлагается нарисовать корову. Но прежде чем задание будет исполнено, всем присутствующим предлагается сказать (сделать) что-то такое, что бы помогло успеху художественной деятельности. «Не бойся, ничего страшного, если не получится…», «Вспомни, как выглядит корова», «Только на тебя вся надежда!». Разброс суждений самый различный. Приглашенный художник смело приступает к рисунку, остальные поддерживают его радостными поощрениями. Руководитель занятия предельно внимателен, фиксирует все реплики, советы, фразы. Рисунок получается, потому что была организована ситуация успеха. Производится оценка рисунка (эта деталь удалась, у коровы характер добрый…). Художник анализирует свое состоянии и называет те реплики, которые оказались для него сильной поддержкой. Сфера доброжелательности: - снятие страха («Ничего страшного…»), - скрытая инструкция («Ты же помнишь, что…»), - авансирование («У тебя все получится…»), - персональная исключительность («Только у тебя и может получиться…»), - усиление мотива («Нам это так нужно для…»), - педагогическое внушение («Приступай же!»), - высокая оценка детали («Вот эта часть у тебя замечательно…»).

 «Волшебный стул» (ребёнок сидит на стуле, а дети называют все его достоинства)

4. Технология индивидуального воспитания.

Индивидуальное воспитание – такая организация педагогического процесса, при которой:

1)      воспитатель взаимодействует лишь с одним ребенком (на уровне «личность – личность»);

2)      ребенок воспринимает воздействие только одной личности из всех окружающих его людей;

3)      ребенок самостоятельно взаимодействует лишь с педагогическим средством (книга, компьютер и т.п.)

5. Ситуативные технологии.

Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми. Воспитатель специально выстраивает технологию «ситуацию анализа очередной ссоры»:

1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;

2. даёт «пострадавшей стороне» понять, что он (классный руководитель, воспитатель ГПД) понимает его ситуацию;

3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;

4. обсуждает с детьми пути решения произошедшего.

Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях).

6. ИКТ – технологии.

        С целью  повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитания вводятся информационно-коммуникационные технологии.

Использование ИКТ в воспитательной работе:

- Поиск и сбор информации;

- Диагностика (психологическое тестирование, экспресс -диагностики);

- Данные для родителей (памятки, рекомендации, презентации для родительских собраний и пр.);

- Информация для классных часов;

- Виртуальный музей;

- Игры, конкурсы, викторины.

        Использование ИКТ в воспитательной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов.

Основные «плюсы» в использовании ИКТ: наглядность, доступность и относительно низкие затраты на оборудование.

7. Арт-технология.

Воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса.

Техника и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительная арт-педагогики, сказкотерапия, фотоколлаж другие. Все выше перечисленные техники и приемы  взаимосвязаны. Арт-технология основана на деятельностном подходе и соответствует стандартам нового образования.

8. Шоу-технологии.

Шоу имеет три особенности: деления участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал»), соревновательность на сцене, заготовленный организаторами сценарий.

В любом развёрнутом педагогическом действии есть три блока: подготовка-реализация-анализ итогов.

Реализация проекта, плана, проведение праздника основана на  использовании элементов соревновательности, импровизации или игры, приёмов создания общей эмоциональной атмосферы. Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов.

9. Технология деловой игры.

Цель проведения деловой игры – расширить представления учащихся о том или ином событии, получить новые знания в доступной ненавязчивой (игровой) форме, учить детей слушать и слышать друг друга, взаимодействовать и помогать друг другу.

           Задачи игр:

· научиться планировать ответы на заданные классом вопросы, вопросы педагога;

· развивать проективные умения у обучающихся;

· воспитывать ответственное отношение ко всем заданиям определенной деловой игры.

Для создания деловых игр важно знать признаки этой формы организации обучения:

· Имитация реальной жизненной ситуации.

· Распределение ролей между участниками.

· Различение интересов у участников игры.

· Привязка моделируемых в игре событий к определенным моментам времени.

· Наличие системы группового и индивидуального оценивания.

         Любая деловая игра включает следующие этапы:

I ориентировочный.

На ориентировочном этапе игры должны быть определены условия её проведения, объявлены участники, разработан план проведения, обозначены цели и задачи, распределены роли.

II исполнительный.

Исполнительный этап включает выполнения участниками различных заданий.

III итогово-оценочный.

Итогово - оценочный этап включает в себя выставление баллов после выполнения каждого задания и объявления результатов игры после её завершения.

Например: деловая игра «Семейный бюджет», деловая игра  «Путешествие в мир профессий».

В заключении следует отметить, что школа для очень многих детей  становится основной моделью социального мира, и от того, как будет построен процесс воспитания, зависит приобретение социального опыта детьми, основ человеческих взаимоотношений, умений и навыков обеспечения личной жизни и деятельности.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная работа - "Современные воспитательные технологии в области духовно-нравственного развития личности в 5-6 кл"

В "Программе патриотического воспитания граждан Российской Федерации" одной из решаемых задач является формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и по...

Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"

   Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса  - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...

«Современные воспитательные технологии, их применение в работе воспитателя» Педагогический совет №4 от 26.03.2019 г. «Эффективные технологии воспитательной деятельности, как средство реализации ФГОС ООО»

Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте дост...

Применение современных воспитательных технологий в учебно-тренировочном процессе

Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы является освоение педагогами продуктивных педагогических идей. Чтобы повысить качество деятельности всех субъектов воспитания, участник...

Консультация "Применение технологии "Педагогика сотрудничества" в работе воспитателя"

В консультации даны рассуждения на тему использования технологии "Педагогика сотрудничества" в работе воспитателя семейного центра....