Главные вкладки

    Реализация стратегий смыслового чтения на уроках в основной школе.
    консультация

    Евдокимова Евгения Владимировна
    ...осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей, понимание и адекватная оценка языка СМИ.
     

     

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Реализация стратегий смыслового чтения на уроках в основной школе. Евдокимова Е.В. Учитель русского языка и литературы

    Слайд 2

    Смысловое чтение – это … осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей, понимание и адекватная оценка языка СМИ.

    Слайд 3

    … а как это выглядит в общем?

    Слайд 4

    Виды смыслового чтения: Ознакомительное; Поисковое; Изучающее; Рефлексивное; Усваивающее; выразительное;

    Слайд 5

    Ознакомительное чтение: Определять главную тему, цель и назначение текста; Формулировать тезис; Выбирать из текста или придумывать заголовок; Предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку или с опорой на предыдущий опыт;

    Слайд 6

    Ознакомительное чтение: Объяснять порядок частей в тексте; Сопоставлять текстовые и внетекстовые компоненты: соответствие между частью текста и его идеей, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы.

    Слайд 7

    Поисковое (просмотровое) чтение: пробегать текст глазами; определять основные компоненты текста; Сопоставлять формы выражения информации в вопросе и в самом тексте; находить необходимую единицу информации в тексте.

    Слайд 8

    Изучающее чтение: Ставить перед собой цель чтения; Различать темы и подтемы текста; Выделять главную и избыточную информацию; Прогнозировать последовательность изложения идей текста; Сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации; Выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

    Слайд 9

    Изучающее чтение: Формировать систему аргументов для обоснования позиции; Понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им; Анализировать своё душевное состояние в процессе чтения; Уметь структурировать текст; Уметь преобразовывать текст в виде формул, графиков, диаграмм, таблиц, планов, тезисов…

    Слайд 10

    Изучающее чтение: Уметь интерпретировать текст (сравнивать, сопоставлять, обнаруживать доводы, делать выводы, выводить заключение); Уметь выделять имплицитную информацию (сопоставление иллюстративного материала с информацией текста); Уметь логически запоминать учебную информацию.

    Слайд 11

    Рефлексивное чтение: Связывать информацию со знаниями из других источников; Оценивать утверждения; Находить доводы в защиту своей точки зрения; Подвергать сомнению достоверность информации; Оценивать форму текста, мастерство исполнения текста.

    Слайд 12

    Усваивающее чтение: Умение отвечать на контрольные вопросы; реферативный пересказ; аннотирование; комментирование; составление сводных таблиц; составление рефератов и докладов по нескольким источникам.

    Слайд 13

    Выразительное чтение: Знания о тексте, его устройстве, особенностях; Применение на практике всех видов чтения текста; Использование всех видов интонаций при чтении текста.

    Слайд 14

    Понимание текста- вычитывание разных видов текстовой информации Фактуальная информация; Подтекстовая информация; Концептуальная информация.

    Слайд 15

    Этапы работы с текстом: 1 этап – предкоммуникативная фаза – приём антиципации ( предположение, предвосхищение содержания текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации).

    Слайд 16

    Этапы работы с текстом: 2 этап - коммуникативная фаза - организация диалога с автором – медленное чтение с карандашом, аналитическая беседа.

    Слайд 17

    Этапы работы с текстом: 3 этап: посткоммуникативная фаза - размышления над текстом после чтения, готовность к использованию содержания текстов для достижения собственных целей.

    Слайд 18

    Приёмы работы с текстом: Нахождение ключевых, важных слов; Работа воображения по воссозданию картин; Постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них; Приём прогнозирования; Деление текста на логические части; Реципация; Определение основной идеи.

    Слайд 19

    Стратегии смыслового чтения – что это…? Под стратегиями смыслового чтения понимают комбинации приёмов , которые используются для восприятия текстовой информации и её переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

    Слайд 20

    Стратегии предтекстовые: Антиципация Ориентиры предвосхищения Рассечение вопросов Алфавит Представь проблему по заголовку и предложи пути ее решения Мозговой штурм Стратегии текстовые: Чтение с остановками Чтение в кружок Чтение с пометами Прочти вслух и выскажись Театр у микрофона Взаимовопросы и ответы Мозаика Экскурсия по книге «Идеал» Стратегии работы с текстом

    Слайд 21

    Виды стратегий чтения учебных текстов. Таблица «Плюс – минус –интересно» Таблица «Знаю – хочу узнать –узнал» Таблица «Верные утверждения –неверные утверждения» Стратегия «обзор-вопрос-чтение- повторение-вывод/резюме) «Сводная таблица»; «Таблица-синтез»; Чтение в парах «Мозаика»

    Слайд 22

    «Ромашка Блума» … Учимся задавать вопросы разных типов: - простые : Кто? Что делал? Где, когда, при каких обстоятельствах это происходило? - уточняющие : Если я правильно понял, то…? - объясняющие – о причинах и следствиях: Почему? Зачем? Что из этого получилось? - вопросы-предположения : Что бы изменилось, если бы…? - оценочные : Почему это хорошо, а то плохо? Правильно ли поступил..? - вопросы на выявление эмоционального отношения : Понравился ли вам…? - вопросы, требующие постановки себя на место героя: Как бы ты поступил..?

    Слайд 23

    Синквейн- это… стихотворение, состоящее из пяти строк. Пишется по определённым правилам. Составление синквейна требует от ученика умения находить важное, делать выводы и выражать это в кратких заключениях

    Слайд 24

    Виды стратегий чтения учебных текстов. Синквейн.

    Слайд 25

    ( По рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник») Жилин. Решительный, смелый. Мастерит, обдумывает, рвется на свободу. Настоящий герой! Такими земля держится. Победитель.

    Слайд 26

    ( По рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник») Костылин. Ленивый, трусливый. Спит, боится, скучает. Антипод герою. С таким в разведку ни ногой! Предатель.

    Слайд 27

    ( По рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник») Дина. Добрая, ласковая. Присматривается, кормит, помогает. В дружбе – сила! Помощница.

    Слайд 28

    Кластер – это… – это графический систематизатор , который показывает несколько различных типов связей между объектами и явлениями. Кластер охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию в виде заголовков смысловых блоков.

    Слайд 29

    Пример кластера:

    Слайд 30

    «Концептуальная таблица» Прием “Концептуальная таблица” используется, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким вопросам. В зависимости от цели, поставленной учителем, таблица может заполняться учащимися на уроке или дома, постепенно или вся целиком как результат обобщения. Затем может быть проведено обсуждение правильности заполненного материала, уточнение, дополнение, исправление; сравнение.

    Слайд 31

    Инсерт – это… Инсерт. – это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков: «!» – Я это знал. «+» – Новое для меня. «-» – Вызывает сомнение. «?» – Вопрос.

    Слайд 32

    «Толстые» и «тонкие» вопросы. « Толстый »: Объясните почему….? Почему вы думаете….?Предположите, что будет если…?В чём различие…?Почему вы считаете….? « Тонкий » Как? Что? Когда? Зачем? Почему? Может ли…7 Будет ли…?

    Слайд 33

    «Бортовой журнал» - это…

    Слайд 34

    «Двойной дневник» - это… Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из темы?

    Слайд 35

    «Зигзаг» - это… Прием «Зигзаг» основан на следующем принципе: члены рабочей группы становятся экспертами по определенным вопросам изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по-своему фрагменту, члены группы поочередно учат друг друга. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме. Перед тем как эксперты излагают изученный ими материал членам рабочей группы, они встречаются в экспертной группе, которая состоит из членов различных рабочих групп, которым «поручены» одинаковые фрагменты. Изучив фрагмент, члены экспертной группы обсуждают и планируют эффективные способы передачи информации членам своих рабочих групп.

    Слайд 36

    Виды стратегий чтения учебных текстов. «Критические дискуссионные группы»; «Перекрёстная дискуссия»; «Тесты по тексту»; «Концептуальная таблица»;

    Слайд 37

    Виды стратегий чтения учебных текстов. «Магнит»; «Пузыри»; «Пирамида фактов»; «Список»

    Слайд 38

    «Фишбоун» - это… Слово «Фишбон» дословно переводится как «рыбная кость» . В учебном процессе этот приём позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», «рыбий скелет» (отсюда и название). Эту «кость», «скелет» можно расположить вертикально или горизонталлно

    Слайд 39

    «Фишбоун» - это… В голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы . На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние – для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме. Важным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер. Технология работы с приёмом «фишбоун» может проводиться индивидуально, парно и по группам. Она подходит для работы в классе и может быть предложена в качестве домашнего задания. «Фишбоун» - это мини - исследовательская работа с текстом, дающая возможность формировать учебные умения.

    Слайд 40

    «РАФТ» - это… Роль________________ Адресат______________ Форма________________ Текст__________________ «Кавказский пленник»-5 класс Дина-Жилин-письмо-------------- «Уроки французского» Я—Лидия Михайловна---письмо,телеграмма…. Пересказ событий от лица разных героев.

    Слайд 41

    «Узелки на память» - это… составление схем опор по произведению, по биографической справке Название__________________ Автор________________________ Герои произведения___________ Время и место действия____________ Сюжет: Начало событий_____________________ Поворотный пункт событий_______________ Проблема_________________ ____________ Решение проблемы__________________________

    Слайд 42

    Аналитик Цветные поля Составь задание Отстроченная отгадка Драмогерменевтика Развернутая оценка Таксономия Блума Роман с продолжением Феномен Коллекционер Реклама Живые вещи Вершина Встреча с героем Предмет как проблема и др. Техники активно-продуктивного чтения Аналитик Цветные поля Составь задание Отстроченная отгадка Драмогерменевтика Развернутая оценка Таксономия Блума Роман с продолжением Феномен Коллекционер Реклама Живые вещи Вершина Встреча с героем Предмет как проблема и др.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Стратегии смыслового чтения на уроках гуманитарного цикла

    В статье рассматриваются вопросы работы с текстом до чтения, во время чтения и после чтения...

    Стратегии смыслового чтения на уроках русского языка и литературы

    Обучение смысловому чтению в  5-6 классе на уроках русского языка ( практические примеры)...

    Методическое занятие для преподавателей ОД "Русский язык и литература" - Использование стратегий смыслового чтения на уроках

    Материалы методического занятия для перподавтелей русского языка и литературы по использованию стратегий смыслового чтения на уроках....

    Использование стратегий смыслового чтения на уроках.

    Используя материал данной статьи, можно  выбирать наиболее рациональные  виды чтения для усвоения  учащимися нового материала, формировать у учащихся интерес  к чтению путем...

    Стратегия смыслового чтения на уроках истории

    Работа по изучению уровня обученности смысловому чтению и внедрению стратегии смыслового чтения у обучающихся 8 класса...

    Использование стратегий смыслового чтения на уроках литературы

    В статье приводятся конкретные примеры использования стратегий смыслового чтения на уроках литературы....

    Мастер-класс «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом(7-9 классы) Занятие 1-2.»

    laquo;Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом. Занятие 1-2.»Программа мастер-класса адресована учителям русского языка и...