Сообщение " Межпредметные связи на уроках труда"
учебно-методический материал

Буровцева Е.Б.

Сообщение " Межпредметные связи на уроках труда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сообщение на М/О19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение

на М/О учителей старшей школы

 на тему:

«Межпредметные связи

на уроках трудового обучения»

Автор: Буровцева Е.Б.,

учитель дефектолог

ГКОУ «Школа № 2124.

 Центр развития и коррекции»

Москва 2019 г.

1 Значение межпредметных связей в образовательном процессе.

Цель межпредметных связей состоит в обучении учащихся умениям самостоятельно применять знания из разных предметов при решении новых вопросов и задач. Межпредметные связи осуществляются для того, чтобы один учебный предмет служил инструментом для решения задач, стоящих перед другим учебным предметом.

         Каждый учебный предмет, вносит свой вклад в развитие личности и индивидуальности школьника, в формирование его мировоззрения, взглядов, убеждений. Если взять математику и естественнонаучные дисциплины, то они призваны раскрыть перед учащимися современную научную картину мира.

 Но в природе и обществе нет изолированных процессов. Нельзя понимать мир по отдельным независимым законам.

 В реальном мире все взаимосвязано, а в учебных предметах изучаются с разных сторон. Закономерно возникает проблема интеграции, взаимных межпредметных связей в образовании. В чем сущность этой категории обучения? В научно-педагогической литературе и исследованиях пока понятие интеграции анализируется неоднозначно.

Таким образом, существование межпредметных связей обусловлено наличием трех признаков: смысловым соотношением, наличием способа реализации и указанием направления этих связей.

 К.Д. Ушинский дал психолого-педагогическое обоснование мировоззренческой роли межпредметных связей. Актуальной и перспективной явилась его идея о связи между предметами на основе ведущих идей и общих понятий.  Идею интеграции в обучении К.Д. Ушинский считал одной из важнейших в формировании целостных и системных знаний. Его оценка значимости межпредметных связей в обучении оказала большое влияние на педагогов второй половины XIX – начала XX веков.

 Межпредметные связи повышают научный уровень обучения, отражая естественные взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира, раскрывая его материальное единство. При этом развиваются диалектическое и системное мышление учащихся, гибкость ума, умение переносить и обобщать знания из разных предметов . Без этих интеллектуальных способностей невозможны и творческое отношение человека к труду, решение на практике сложных задач.

 Таким образом в учебной деятельности учащихся реализация межпредметных связей служит дидактическим условием ее активизации, систематизации знаний, формирования самостоятельности мышления и познавательного интереса.

2 Использование межпредметных связей на уроках трудового обучения.

 Каждый урок труда называют уроком хорошего настроения, уроком творческого вдохновения и радости, уроком, на котором открываются секреты мастерства.

 Интерес к этим урокам стимулирует у детей развитие волевых качеств, мыслительных операций, побуждает детей к творческому самовыражению.

 Важнейшей особенностью этих уроков является связь с другими предметами, такими как математика, биология, история, чтение, русский язык, информатика.

 Кроме того, необходимы вычислительные навыки, чтобы правильно выполнить расчеты, сравнить периметр фигур и их площадь. Таким образом, прослеживается тесная связь с уроком математики.

 При анализе образца большое внимание уделяется используемым материалам, их происхождению (например, истории возникновения бумаги, использовании предками приёмов работы, их личный опыт), происхождению необходимых для работы предметов (ножниц, наперстка, рубанка, лопаты и др.). То есть труд тесно связан с историей.

         Уроки труда способствуют обогащению словарного запаса ребенка, т.к  ему приходится запоминать новые слова (штамб, столоны, ландшафт и др.)

         Часто дети стремятся помочь друг другу, показывают, как легче выполнить задание, ищут разные способы выполнения. Следовательно, под влиянием мотивации достижения успехов у детей в процессе работы формируются и совершенствуются такие личностные качества как самостоятельность и трудолюбие, которые оказывают своеобразное влияние на развитие активности и инициативы, самоконтроля, адекватной самооценки, влияющих на статусное положение ребенка в группе сверстников.

Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Сельскохозяйственный труд» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов , и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика.  Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

 Занятия детей на уроках труда продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. В результате именно здесь закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчество.

Технология по своей сути является комплексным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами.

 Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели), выполнение расчетов, сравнение, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами,  числами.

 Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкции, изготовление изделии на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.

 Биология – разнообразие растений, их строение, использование, животный мир, природоохранительная работа и многое другое.

 

 Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки).

 Чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.

Информатика  - использование знаний, полученных на уроках  информатики очень удачно активизирует деятельность уч-ся  при выполнении практических заданий.

Итак, умелое и своевременное использование межпредметных связей на уроках трудового обучения пробуждает у учащихся интерес к изучаемому материалу, помогает им осознать и лучше запомнить пройденное.

Список литературы.

1. Колпакова Г.И. Межпредметные связи – одна из форм активизации учебно-воспитательного процесса // Начальная школа. – 1989. – №10–11.  

2.Кошмина И.В. Межпредметные связи в начальной школе. М.: Владос, 2003

3.Лаврушина А.А. Обучение технологии через творческое проектирование // Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона: Тезисы III региональной научно-практической конференции. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2004. –

4.Махмутов М.И. Современный урок. Вопросы теории – М, 2002. –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение "Использование межпредметных связей на уроках физики"

Реализация межпредметных связей на уроках физики...

Использование межпредметных связей на уроках сельскохозяйственного труда в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

Одним из условий решения задач совершенствования процесса обучения в специальной(коррекционной) школе является формирование знаний на межпредметной основе. Реализация межпредметных связей на уроках се...

Межпредметные связи на уроках физики. Связь физики и биологии.

Физика является одной из фундаментальных наук. Для развитии физики не требуется никаких других дисциплин, однако в то же время она может входить в контакт с биологией, химией, географией, астрономией ...

Технологическая карта урока английского языка. Through the Looking Glass (В Зазеркалье) Межпредметные связи с уроком Литературы. 6 класс

Технологическая карта урока Предмет Английский языкУМК «Английский в фокусе» (Ваулина Ю., Эванс В.) Тема: Extensive Reading. Across the Curriculum: Literature. Through the L...

Презентация к уроку "Тематическое рисование в пятом классе: Городская фантазия". К межпредметным связям на уроках ИЗО, МХК и русского языка.

Данный материал позволяет: • пробудить интерес к архитектуре и городскому пространству в целом через творчество;• познакомиться учащимся с известными видами городов и отдельных зданий...

Урок "Межпредметная связь на уроках ИЗО и географии при подготовке к ОГЭ в 8 классе"

Идея урока: При подготовке учащихся к ОГЭ по географии в 9х классах есть раздел тем для повторения характеристики природных условий и особенностей нашей страны. Многим ученикам  дается с трудом в...