Главные вкладки

    Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования «Занятия декоративно-прикладным творчеством как инструмент для приобщения к народной культуре»
    учебно-методический материал

    Моисеенкова Галина Петровна

    Выступление на методическом объединении

     педагогов дополнительного образования

    «Занятия декоративно-прикладным творчеством

     как инструмент для приобщения к народной культуре»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatiya_dekorativno-prikladnym_tvorchestvom.docx18.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    Выступление на методическом объединении

     педагогов дополнительного образования

    «Занятия декоративно-прикладным творчеством

     как инструмент для приобщения к народной культуре»

    Педагог дополнительного образования  МБУДО ЦДТ

    Моисеенкова Галина Петровна,

    творческое объединение «Вязание»

    Сейчас в России наблюдается подъем интереса к народной культуре. Не только к русской, но и к культурам малых народов, живущих в нашей стране (народы Поволжья, Сибири и пр.) Изучаются разнообразные стороны не совсем еще утерянного народного быта (для ответа на вопрос «какие мы?»), проявляется высокий интерес к русской истории. По всей России проводятся фестивали, семинары, выставки, посвященные народной культуре. Старшее поколение пытается сохранить те крупицы народного богатства, которые еще остались.

    Но важно не только сохранить их в настоящем, но и передать в будущее. Нужно чтобы молодое поколение не просто узнали, но и восприняли, присвоили и полюбили свою культуру. Если не думать об этом, то тогда какой смысл в изучении и сохранении?

     Как, это не печально, но на сегодняшний день культура народа чужда и неизвестна большинству народа. Это притом, что у многих наших современников дедушки и бабушки были носителями этой культуры. К сожалению, современные дети зачастую даже не подозревают, насколько красив, богат, удивителен, самобытен, интересен мир традиционной русской культуры.

    Поскольку сегодня остро встает вопрос о возрождении и развитии духовной культуры общества, образовательная система не должна оставаться в стороне от этого процесса. Но школьная программа не может заменить или компенсировать практические занятия, «желания творить и создавать». Большой потенциал и перспективы развития в этой сфере деятельности имеет дополнительное образование.

    На мой взгляд, задача педагога дополнительного образования, приобщение обучающихся  к народной культуры. Важно, чтобы дети присвоили культуру себе. В своих понятиях дети должны перейти от «у них когда-то было, они когда-то умели» к «у нас когда-то было, мы когда-то умели». Как это сделать, как привлечь детей, если зачастую даже родители не ориентируют и не оказывают поддержки?

    Здесь на первый план выступает проблема мотивации обучающихся. Декоративно-прикладное творчество является прекрасным инструментом для мотивации обучающихся. Поэтому целесообразно начинать знакомство с народной культурой с занятий декоративно-прикладным творчеством. Главная «зацепка», инструмент мотивации - это получить «вещичку», сделанную своими руками.

    В этом смысле народные ремесла предоставляют большой простор для фантазии и выбора. На основе традиции можно работать практически с любыми материалами.

    С эстетической точки зрения существует большое разнообразие самобытных стилей и направлений, локальных традиций. Кроме того, есть что изучать. При соприкосновении с традицией, в прикладной деятельности неизбежно появляется культурологический аспект. Занятия детей приобретают иное качественное наполнение, появляется познавательная функция. Через это и надо вводить детей в народную культуру. Даже минимальная польза от прикладного творчества на основе традиции - это эстетическое влияние на ребенка-исполнителя.

    Само изделие как продукт, результат деятельности, обладает важными свойствами. Как ни странно, рукоделие сегодня становится актуальным, как это было в прошлом. Но причины этого изменились. Можно сказать, что раньше рукоделием занимались «по бедности», из-за дефицита, недостатка вещей. Сегодня картина совершенно иная: переизбыток, казалось бы большой ассортимент товаров. Но качество, эстетическая сторона оставляют желать лучшего.

    Как правило, при творческом подходе вещь, сделанная своими руками, получается индивидуальной, нестандартной, особенной, неповторимой. Мы делаем то, что нельзя купить, то, чего нет ни у кого, кроме нас. В этом изделии частичка нашего сердца, это выражение нашей индивидуальности, это наше творчество. Индивидуальность очень важна в эпоху стандартов, глобализации и стремления культуры к упрощению потребностей человека. Для подростка это важно в период идентификации, самоопределения.

    Кроме того, овладев дополнительными способностями, он получает опору во внешней среде. Это оценка со стороны сверстников и компетентных взрослых. Этому может способствовать участие детей в фестивалях, конкурсах, выставках муниципального, регионального, Всероссийского и Международного уровня.

    Приобщение к ручному труду важно и с другой точки зрения. В силу прогресса, ручной труд уходит из нашей жизни. Массовый поток и легкая доступность вещей формирует потребителя. Научиться уважать людей труда, бережно относиться к рукотворному, к старинным традициям мастеров можно только через свой собственный труд.

    Кроме того, занятия прикладным видом творчества на основе народной культуры может повлиять на самоопределение ребенка в будущем. Это может перерасти в профессию, или стать увлечением, что тоже немаловажно.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Авторская образовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного твочества "Мастерская чудес"

    Настоящая программа  предполагает трехгодичное обучение учащихся с I-VIII классы. Один год обучения – это изучение одного вида декоративно-прикладного искусства. Первый год посвящен бумагопластик...

    Программа дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству "Своими руками"

    Кружок «Своими руками» являясь прикладным, направлен на овладение обучающимися основными приемами и техникой реконструкции и создания новых образов. А также предлагается освоить технологию изготовлени...

    Образовательная программа дополнительного образования детей «Декоративно-прикладное творчество»

    Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного твор...

    Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

    В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

    Духовно-нравственное воспитание личности учащихся на занятиях декоративно-прикладного творчества в рамках изучения темы:"Русские народные куклы"

    Духовно-нравственное воспитание личности учащихся на занятиях декоративно-прикладного творчества в рамках изучения  темы:"Русские народные куклы"...

    Образовательная программа дополнительного образования детей «Декоративно-прикладное искусство» творческого объединения "Своими руками"

    Образовательная программа дополнительного образования детей «Декоративно-прикладное искусство» творческого объединения "Своими руками" 7-11 лет, на 3 года...

    Современные образовательные технологии в практике педагога дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству

    В докладе дается обзор современнных педагогических технологий, внедренных в практику работы педагога дополнительного образования...