Транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности.
статья

Нестерова Ирина Владимировна

Транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности. Участие в работе методических объединений, семинаров, стажировочных площадок, конференций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА

В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Внедрение робототехники в условия Дошкольной Образовательной Организации обусловлено социальной ситуацией в российском обществе.

С одной стороны, нарастающая информатизация всех сфер деятельности, ставят перед образованием, в том числе, перед детским садом проблему формирования у детей качеств, присущих успешной самодостаточной и конкурентно способной личности. 

С  другой стороны, современные технологии настолько стремительно входят в нашу повседневную жизнь, что с компьютером и любой другой компьютерной игрушкой справляется даже  дошкольник.  Современные дети легко управляются с телевизором и электронными программами, но строят из конструктора, как их сверстники прошлых лет.

Какие же они, современные дошкольники:

По данным последних исследований Российских психологов, выявлено, что:

- у современных детей резко снижены фантазия и творческая активность;

- подрастающее поколение обладает клиповым сознанием, которое оформлено рекламой и современными роликами;

- дети нацелены на получение быстрого готового результата нажатием одной кнопки.

Можно ли исправить сложившуюся ситуацию? 

Вполне, если дать ребенку возможность совершать, хотя бы маленькое, но открытие в занимательной деятельности. В этом дошкольным педагогам, детям и родителям помогает робототехника.

С позиции обще Российских тенденций дошкольного образования, образовательная робототехника –

- инструмент развития образования в четком соответствии с требованиями Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Дошкольного Образования;

- инновационная педагогическая технология, развивающая техническое мышление и техническую изобретательность, психологические процессы, интеллект, творчество, коммуникабельность, предпосылки учебной деятельности в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями;

- технология, позволяющая осуществлять пропедевтическую работу по ранней профессиональной ориентации воспитанников в сфере инженерных профессий.

Развитие детей с использованием робототехнического оборудования – это и обучение в процессе игры, и техническое творчество одновременно.

Первым шагом в приобщении дошкольников к техническому творчеству внутри нашего педагогического коллектива стала реализация инновационного проекта «Образовательная робототехника».

Цель работы педагогов Детского сада: апробировать образовательную модель на основе использования современного оборудования по лего - конструированию и робототехнике.

Для достижения цели был поставлен ряд задач.

В содержании проекта выделяем три этапа освоения детьми робототехнической деятельности.

Первый и второй этапы носят подготовительный характер. Третий этап – основной.

        

На 1-ом этапе дошкольники  знакомятся  с основными деталями конструктора LEGO DUPLO, способами  скрепления кирпичиков. В средней группе  дети впервые знакомятся с мелким конструктором LEGO DАСТА.

На 2-ом этапе в образовательную деятельность  включаются упражнения по освоению программы LEGO Digital Designer, где старшие дошкольники  не только закрепляют приобретенные навыки конструирования объемных моделей, но и знакомятся с уникальными возможностями моделирования 3D построек, что способствует формированию навыков компьютерной грамотности.

На 3-ем этапе – дети знакомятся с конструктором  серии Образование (LEGO Education). В процессе занимательной игры с конструктором дошкольники получают  максимум информации о современной науке и технике и осваивают ее.

Освоение навыков робото – конструирования дошкольников происходит в  три стадии, представленные на слайде.   

Моя творческая инициатива: включение робототехники в мою логопедическую работу с дошкольниками.

Перспективное планирование логопедической деятельности осуществляется с опорой на образовательную программу детского сада, коррекционные программы по устранению речевого недоразвития воспитанников в условиях дошкольного логопедического пункта с использованием материалов программы «Ребенок и весь мир», содержание которой позволяет реализовывать цели и задачи образовательной робототехники:

- в соответствии с требованиями ФГОС;

-  в рамках лексических тем и проектной деятельности;

- в тесной взаимосвязи с работой воспитателей и других специалистов детского сада в рамках единой лексической темы и проектной деятельности.

Материалы и продукты легоконструкторов и робототехники позволяют осуществлять коррекционную работу по всем направлениям речевого развития:

  1. На материале легоконструкторов LEGO DАСТА,  LEGO Education уточняю представления детей о составе ряда, осуществляю подготовку  к звуковому и языковому анализу, к обучению грамоте. Робототехника основана на моделировании, которое позволяет  ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слог, слово, предложение).
  2. Автоматизацию звукопроизношения осуществляю в ходе робото-конструирования моделей на отрабатываемый звук.  
  3. Элементы лего-конструирования и робототехники использую для активизации словаря ребенка по любой из лексических тем. На наглядной модели, визуальном образе, технической игрушке, сюжетной постройке обогащаю и активизирую словарь существительных, глаголов, прилагательных, наречий, антонимов. У детей с Общим Недоразвитием Речи накопление словаря лучше всего происходит через увиденное и осязаемое, т.е. с использованием зрительного и тактильного анализаторов.
  4. Работаю над формированием грамматической составляющей речи: отрабатываю навыки словоизменения и словообразования, использования предлогов в играх с робото-моделями и сюжетными декорациями из лего.
  5. С использованием «Лего» работа над пересказом, рассказом, диалогом стала более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объемному образу декораций из конструктора, помогает ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным.

Собранные робото-модели обыгрываются в интересных историях- логосказках. 

Таким образом, использование конструкторов LEGO DАСТА, LEGO Education,  в коррекционной работе  положительно влияет  на:

  – развитие мелкой моторики;

– развитие психических процессов;

развитие речи.

Это позволяет  рассматривать конструирование с использованием конструкторов LEGO DАСТА, LEGO Education, как одно из эффективных средств в логопедической работе,  а так же в работе воспитателей по развитию речи дошкольников.

 Практика показывает: только совместные усилия  педагогов и семьи  делают  воспитательно-образовательную работу  более эффективной.

Как привлечь родителей  к робототехнике?

С помощью совместной деятельности.

С этой целью была организована студия «ЛЕГО-град для взрослых и ребят».  Работа в студии проходит по трем представленным этапам.

В процессе  успешного внедрения  робототехники  в образовательную  работу детского сада ожидаются  результаты образовательной деятельности:

  1. Создание  в детском саду  новых  условий обучения и развития дошкольников через организацию образовательного процесса с использованием лего-конструирования и робототехники.
  2. Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО по образовательной робототехнике

3. Обогащение  развивающей  предметно-пространственной среды.

4. Реализация преемственности дошкольного и начального образования.

5. Выраженная активность родителей по приобщению дошкольников к техническому творчеству.

ИТАК, за РОБОТОТЕХНИКОЙ большое будущее. Она актуальна для меня как педагога, нашего коллектива, дошкольного образования нашего города, области, для государства, нуждающегося в высококвалифицированных инженерных кадрах, творческих личностях, успешно ориентированных в современном техногенном мире.



Предварительный просмотр:

Тема: «Взаимодействие учителя-дефектолога и учителя-логопеда

 в основной образовательной интегрированной деятельности

 с детьми с задержкой психического развития».

Интегрированную образовательную и совместную деятельность с детьми мы организуем в форме сюжетных путешествий,  игр, викторин, исследований, опытных  лабораторий, берем на себя роли сказочных героев.

Итоговые интегрированные занятия мы организуем в соответствие с сезонностью, по лексическим темам. Работа по активизации словаря, совершенствованию грамматических средств языка предшествует проведение опытно – экспериментальной работы  и пронизывает всю образовательную деятельность с детьми. 

Хотим обратить ваше внимание, что в данной группе детей, объединенных общим Ds,  выделяются  дети с комплексными нарушениями. В настоящее время у нас есть дети с аутизмом, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с синдромом Дауна, умственной отсталостью и дети, которые в результате коррекционной работы дают положительную динамику, снимаем диагноз и по окончании дошкольного периода смогут обучаться в общеобразовательных учреждениях. «Проигрование» лексических тем  мотивирует неговорящих детей к речевой активности.  

Дети по своей натуре – любознательные, любопытные исследователи, открывающие для себя окружающий мир. Опытно-экспериментальная работа – это одна из составляющих образовательной деятельности. То, что ребёнок «пропустил» через свои руки», усваивается более прочно и надолго. И чем больше различных анализаторов задействовано, когда ребёнок одновременно слышит, видит и делает сам, тем успешнее будет результат.  И мы стремимся к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований, но и делали свои маленькие открытия.

В рамках действующего в данной группе проекта по теме «Свойства и состояния воды» мы провели опыт, в ходе которого дети расширяют представления о 3–х основных состояниях воды и наблюдают за переходом воды из одного состояния в другое.

Использование интерактивных игр в развитии связной речи дополняет традиционные формы работы, расширяет возможности оформления наглядного материала и его восприятия воспитанниками с ОВЗ.  

Опытно-исследовательская  деятельность не исключена в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра. Вызвать таких детей на общение достаточно сложная задача, аутизм – нарушение контактности ребенка с окружающим миром. Задания, предлагаемые детям, не требуют от них больших усилий, точных движений, речевого взаимодействия. Ведь общение с такими детьми возможно и без вербального контакта.

В логопедической работе по коррекции системного недоразвития речи воспитанников с расстройствами аутистического спектра большое внимание уделяем развитию эмоциональной сферы, над которой также работает психолог, дефектолог и подключаются родители. На начальном этапе работа направлена на смягчения эмоционального дискомфорта ребенка с ОВЗ и установление с ним контакта. Для каждого ребенка определяются доступные ребенку речевые навыки. Обращенная к ребенку речь выстраивается в максимально функциональном ключе. Мы отрабатываем реакции оживления и слежения, формируем зрительно-моторный комплекс;  развиваем способность дифференцировать людей и неодушевленные предметы, эмоционально реагировать на ситуацию; понимать эмоции другого человека и адекватно реагировать на них.  

Таким образом, только тесное взаимодействие всех специалистов позволяет создать оптимальные условия для развития детей с ОВЗ и  социализировать их в обществе.



Предварительный просмотр:

МБДОУ ДС № 37 Г. КУЗНЕЦКА

Сообщение из опыта работы на тему:

«Организация и функционирование центра стимулирования, развития и коррекции звукопроизношения»

в рамках методического объединения учителей – логопедов на тему:

«Критерии к организации предметно-развивающей среды

кабинета учителя-логопеда».

Выполнила:

учитель-логопед

МБДОУ ДС № 37

Нестерова И.В.

08 февраля 2018 г.

«Не угаснет интерес к познанию мира и образованию

 как личной стратегии саморазвития»

Центр стимулирования, развития и коррекции звукопроизношения находится в совместном кабинете двух педагогов: учителя-логопеда дошкольного логопедического пункта и педагога – психолога МБДОУ ДС № 37.

Цент звукопроизношения включает в себя оборудование и материал, направленный подготовку артикуляционного аппарата к постановке звуков, собственно работу над постановкой звуков, на автоматизацию, дифференциацию и введение звуков в речь.

Как и у каждого логопеда, цент звукопроизношения начинается с рабочей зоны, представленной зеркалом и мебельным комплексом, речевым материалом по автоматизации звуков; дидактическими пособиями.

Центр звукопроизношения включает оборудование и материал:

- на автоматизацию изолированного звука. Это игрушки и картинки на звукоподражание (самолёт, грузовик, тигр и тигренок, змейка, жук, и др.); лабиринты; «звуковые волны»;

- на автоматизацию звука в слогах. С этой целью используются карточки – «ходилки», «кинезиологические   конфетки» - «ходилки»;

- на автоматизацию звука в словах используются наборы игрушек и картинок на каждый звук, интерактивные игры, логопедические пособия и игры;

- на автоматизацию звука в словосочетаниях, в предложениях, тексте. Для этого используются интерактивные и аудио игры и упражнения; книга – фланелеграф, коврограф, магнитная доска  с  набором картинок на разные звуки и сюжетные рассказы.

предусмотрено обеспечение щадящего зрительного режима: используется приём смены зрительной рабочей дистанции, суть которого – в регулярном изменении удалённости объекта восприятия. Наиболее традиционным в этом отношении является размещение демонстрационного материала на доске  («дальнее зрение»), а раздаточного на столе («ближнее зрение»), формирование тесной взаимосвязи и широкого взаимодействия анализаторных систем организма, создание условий для переключения с зрительного на слуховое и тактильное внимание. Для этого разработаны специальные дополнительные средства: наглядные и тактильные опоры, двигательные и зрительные модели, разного вида схемы, упражнения и др.

- на автоматизацию в загадках, стихах, пословицах и поговорках. Используются логопособия, детская литература, картотека с речевым и иллюстративным материалом.

- на введение звука в самостоятельную (свободную) речь. Используется игровой материал для режиссерских игр; атрибуты, маски, настольные фигурки, куклы би-ба-бо для театрализованной деятельности, наборы сюжетных картинок, картинок с незаконченным сюжетом.

- на дифференциацию звуков используется игровой и иллюстративный материал, интерактивные игры, аудиозаписи, книга - фланелеграф.

Среда центра стимулирования, развития и  коррекции звукопроизношения является трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной для детей, что обеспечивает комплексное решение речевых задач.

Доступность. Безопасность.

1. Материал для игр расположен на нижних полках в доступном месте; дидактические пособия легко снимаются и переносятся во время игр.

2. Наполнение  центра звукопроизношения начинается с начала учебного года в соответствии с методикой знакомства дошкольников с новой игрушкой или дидактическим пособием. То есть те пособия, которые есть в центре, хорошо знакомы ребенку и он знает, что с этим материалом делать, как с ним играть, имеет возможность осознанного выбора, т.е. ориентируясь не только на красивую коробочку. А зная содержание предстоящей ему деятельности.

Если работа ведется с подгруппой детей, то в центре я располагаю материал, рассчитанный на определенное количество детей.

3. Наполняемость центра звукопроизношения постоянно меняется в зависимости от потребностей и возможностей ребенка: 

 - в зависимости от возраста детей, уровня их развития, задач обучения;

- речевой материал регулярно обновляется в соответствии с этапом работы;

- в зависимости от структуры и механизмов речевого и психического нарушения воспитанника.

Т.е. при специально организованной логопедической деятельности используется тот материал, который способствует решению поставленной цели. Материал, который может отвлекать ребенка, быть посторонним ярким раздражителем, тем самым в данный момент нести не развивающую функцию, а  наоборот навредить ребенку, убирается в центр хранения материала.

Центр стимулирования, развития и коррекции речи  может иметь достаточно насыщенное наполнение. Подобный «выставочный» вариант предметно-развивающей среды используется при организации совместной  деятельности логопеда с детьми на этапе введения звука в самостоятельную речь, когда ребенок способен ориентировать в разнообразии материала и использовать его по назначению. Также в работе с родителями и педагогами ДОО в целях консультирования, информирования и обучения их коррекционно-логопедическим приемам на материале дидактических пособий. Тогда я дополняю центр имеющимся материалом и заимствую дополнительную мебель в группе ДС.

Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. Например, Бабочка – шнуровка, используется не только для развития мелкой моторики, а также  в работе по развитию ориентировке в пространстве и дифференциации звуков. Даются задания: «Расположи картинки со звуком Ль на верхнем правом крыле, картинки со звуком Л на верхнем левом крыле бабочки, картинки со звуком Р на нижнем левом крыле, картинки со звуком РЬ на нижнем правом крыле и т.д.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности

Таблица с перечнем мероприятий и форм распространения собственного педагогического опыта аттестуемого, заверенная директором МБОУ СОШ №105 г.о. Самара....

Пункт 9. Транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности

Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности...

Форма 17. 5. Транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности

Документы, подтверждающие мою деятельность  по обобщению и распространению опыта работы...