Качество математического образования
статья

Проблема качества математического образования остаётся 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kachestvo_matematicheskogo_obrazovaniya.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

За последние десятилетия школа переживает новый период совершенствования математического образования. За это время в содержание математики вошли новые разделы, изменилось взаимное расположение некоторых тем. Быстрое развитие информационных технологий требует перестройки не только производственной сферы, но и системы образования, а также перестройки содержания обучения. Актуальность приобретает проблема овладения в школе не только системой знаний, умений и навыков, но и учебными действиями по их приобретению и применению, что позволяет учащемуся стать центральной фигурой учебного процесса. Все эти факты предполагают изменение приоритетов в выборе методов обучения.

Проблема качества математического образования остаётся приоритетной для каждой страны в силу высокого научного уровня подготовки по естественно-математическим дисциплинам в большинстве рабочих профессий, связанных с ростом высокотехнологических производств, развития экономических теорий. В связи с этим школа призвана обеспечить необходимые условия для развития мотивации учения. Развитие мотивации учения относится к числу наиболее актуальных и сложных проблем современной психопедагогики.

Мотив - направленность активности на предмет, внутренне психическое состояние человека, прямо связано с объективными характеристиками предмета, на который направлена активность. Если потребность характеризует готовность к деятельности, то наличие мотива придает активности новый, более действенный характер. В обучении мотивом является направленность учащихся на отдельные стороны учебного процесса. Следовательно сюда входит направленность ученика и на овладение знаниями, и на получение хорошей отметки, и на похвалу родителей, и на установление желаемых отношений со сверстниками. Другими словами, учебное поведение побуждается несколькими мотивами.

В настоящее время существуют различные технологии и стратегии обучения математике.

Определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое определение направлено на совокупность факторов или мотивов. Второе рассматривает как динамичное образование, как процесс, механизм.

И в том и в другом случае мотивация выступает как вторичное по отношению к мотиву образование, явление.

Средствами мотивации учебной деятельности в процессе изучения математически  выступают:

исторические экскурсы, в процессе которых раскрываются аспекты возникновения и развития идей, история борьбы за установление истинности ставших общепринятыми научных фактов.

С признанием актуальности вопроса о введении элементов историзма в преподавании математики появляются книги, содержащие подборку сведений из истории математики, которые следует давать как на уроках, так и во внеурочной работе на занятиях математических кружков. Причем сначала материал этих книг рекомендовался авторами для математических кружков. Г. П. Боев в «Беседах по истории математики» рекомендует темы 14 бесед и докладов, сопровождаемые краткими историко-биографическими сведениями об ученых, для математических кружков в 5-10 классах. Так, в 1953 году выходит книга В. Н. Молодшего «Элементы истории математики», в которой автор приводит перечень отдельных тем, историко-математические сведения из которых рекомендует сообщать учащимся во время уроков или на занятиях математического кружка 5-10 классов.

Для оказания конкретной помощи учителям в привлечении фактов из истории математики при изучении со школьниками программного материала, который может быть использован и на уроках и на внеклассных занятиях, в 80 -90-е годы выходят три книги Г. И. Глейзера, содержащие сведения по истории математики для школы. Эти книги состоят из коротких статей, связанных с определенными темами школьного курса математики.

В связи с проблемой гуманизации и гуманитаризации математического образования, использование историко-математического материала в процессе преподавания приобретает в настоящее время важное значение. Знакомство с историей развития математики, целесообразно осуществить в процессе изучения математических понятий и утверждений [12].

Функции исторического подхода в преподавании математики можно условно подразделить на четыре крупных блока: образовательный, развивающий, воспитательный и педагогический

Включение элементов истории математики в процесс обучения линии числа позволяет учащимся понять, что существует тесная взаимосвязь между математикой и общекультурными устремлениями эпохи, которые сами отражают непосредственно или опосредованно, преобладающие общественные и экономические условия, А иногда даже на основе изучения математических идей (как в древней Индии) появляется возможность получить представление о данных социально-экономического характера.

Как показывает практика, формальный перечень учителем нравственных норм, поступков и правил, требования неукоснительного их выполнения крайне редко дают положительный результат. Гораздо больший эффект достигается при ненавязчивом подсказывании, построенном на живом реальном материале. Исторические и биографические факты из жизни ученых-математиков, именами которых названы теоремы и задачи, могут внести существенную лепту в привитии школьникам правил и норм поведения.

Исторический материал, действуя на сознание, чувства и помыслы учеников, формирует их нравственные идеалы. Жизнь и деятельность многих ученых может служить примером трудолюбия, упорства и настойчивости в работе, научной принципиальности, мужества и патриотизма, любви к своей Родине, веры в собственные силы и содействовать воспитанию этих качеств у школьников.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что воспитательный блок включает в себя следующие аспекты:

общекультурная - история математики рассматривается как часть общемировой культуры, без овладения основами которой невозможно формирование личности;

нравственная - жизнь и деятельность многих ученых служит примером трудолюбия, упорства, настойчивости в работе, научной принципиальности, мужества, патриотизма и других качеств личности;

эстетическая - историко-математические сведения способствуют развитию чувства прекрасного в математике.

Таким образом, сущность исторического подхода в математическом образовании состоит в демонстрации и объяснении (на доступном для обучаемого уровне) всей динамики математического знания: от его истоков до перспектив развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Изучение зависимости между интеллектуальным развитием и успеваемостью учащихся как средство повышения качества математического образования"

Результаты  данной работы  в целом – это информация  об ученике в данный момент, некоторый статистический срез данных. Этот срез является  фиксацией ...

Статья по теме "Пути и средства повышения качества математического образования"

В школе процесс формирования у детей способностей приобретает целенаправленный и активный характер. Для успешного формирования у школьников как общих, так и специальных (математических) способностей н...

Основные подходы к повышению качества математического образования

Основные подходы к повышению качества математического образования....

Интеграция очного и дистанционного обучения как один из путей повышения качества математического образования

Дистанционная форма предусматривает: самостоятельную исследовательскую деятельность с использованием ресурсов Интернет; выполнение дополнительных заданий, способствующих усвоению...

Тезисы доклада «Профессиональный рост педагога как условие повышения качества математического образования»

Только саморазвивающийся учитель способен воспитать саморазвивающегося ученика и только конкурентоспособный учитель способен вырастить конкурентоспособную личность....

Внедрение эффективных педагогических технологий, как фактор повышения качества математического образования

Внедрение новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс требует не только адаптации ученика его психологической готовности к новым способам обучения, но и изменение отношения п...

Создание ресурсного центра качества математического образования «математическая вертикаль ХМАО-Югра»

Создание ресурсного центра качества математического образования «математическая вертикаль ХМАО-Югра»...