Использование личностного подхода в развитии системы методического обеспечения
статья

Кузьмина Анна Олеговна

В статье рассматривается актуальная проблема методического сопровождения учителя. Сегодня мы особенно остро нуждаемся в грамотно выстроенной методической работе, способной помочь учителю в работе. Традиционной унифицированной форме взаимодействия методиста и учителя приходит на помощь личностный подход. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование личностного подхода в развитии системы методического обеспечения

Мало кому нравятся советы,

и меньше всех их любят те,

кто больше в них нуждается.

Филипп Честерфилд

Наше общество вступило в такую стадию своего развития, когда запаса образования (общего и профессионального) для абсолютного большинства людей не хватает на весь период их трудовой жизни, что и обуславливает смену ориентации целей и содержания образования на саморазвитие личности, способной к активной жизненной позиции и побуждает обратиться к осмыслению идеи непрерывного образования. Формируется естественное мотивационное поле для профессиональной конкуренции.

Традиционная методическая работа выступает как часть системы непрерывного профессионального образования специалистов, связанная с его назначением в рамках целого. Авторский коллектив под руководством Чураковой Р.Г. определил методическую работу в образовательных учреждениях Российской Федерации как часть системы непрерывного образования преподавателей.  А.П. Ситник называет «методической работой ... все формы и виды повышения квалификации учителей и воспитателей в межкурсовой период».

  • решении современных социально-значимых задач сформировано понимание, что в современной образовательной ситуации недостаточно только внедрять эффективные наработки, апробировать значимый педагогический опыт, необходимо создавать условия для поддержки «точек роста», совместного проектирования актуальных и востребованных

материалов. Усиление роли метапредметности, необходимости формирования универсальных учебных действий требует объединения усилий методистов, педагогов, сопровождающих различные предметные области и работающих по реализации содержания, имеющегося в этих областях.

Исследование показало, что основным недостатком в методической работе является обеспечение репродуктивного воспроизведения опыта, а не его творческое развитие. При этом значительную роль играет субъективный фактор, зависящий от позиции тех, кто знакомит педагогов с данным опытом или результатами научных исследований.

Методическое обеспечение любого педагогического процесса представляет совокупность средств, правил, выбор которых позволяет педагогу решать поставленные перед ними задачи. Оно включает в себя различные варианты содержания педагогической деятельности, формы и методы, обеспечивающие достижение поставленных педагогом целей по отношению к конкретному ребенку и группе обучающихся.

Целью методического обеспечения образовательного процесса в муниципальном учреждении является создание условий для постоянного совершенствования педагогической деятельности, приведение его в соответствие с современными достижениями науки и практики, стимулирование инновационной деятельности педагогов.

Основными задачами, реализация которых позволит сделать методическое обеспечение соответствующее современным требованиям, являются:

  • создание условий для доступности научно-педагогической информации каждому педагогу в соответствии с его профессиональными потребностями;

  • трансформация передового опыта деятельности педагогов учреждения;

  • разработка мониторинга, позволяющего отслеживать эффективность методического обеспечения образовательного процесса;

  • формирование  атмосферы  творчества  и  поиска  в педагогических   и

детских коллективах.

Основными направлениями деятельности методической службы являются: аналитическая, информационная, организационно – методическая, консультационная.

Эти «традиционные» направления не теряют свою актуальность в решении задач современной образовательной политики и на муниципальном уровне, и на уровне образовательного учреждения.

Система методической работы по сопровождению профессионально-личностного роста педагога в условиях Новой школы отражает данные направления через различные виды деятельности (рис.1)

Рис.1. Система методической работы по сопровождению профессионально-личностного роста педагога в условиях Новой школы

  • качестве основной идеи, способной решить проблемы методического сопровождения является личностный подход.

Суть этой идеи заключается в отказе от унификации педагогической

помощи каждому педагогу и его замену на индивидуально ориентированный, предполагающий переход на методическое обеспечение, ориентированное на профессиональные потребности каждого педагога, создание условий для реализации индивидуальной траектории его творческого роста.

Такой подход не исключает участия педагогов в традиционных формах повышения квалификации. Однако это участие должно быть основано на

выборе педагогом адекватных форм профессионального самосовершенствования.

Индивидуально ориентированный подход к повышению профессионализма педагогов осуществляется, если реализуются следующие принципы.

Принцип «зоны ближайшего развития». При этом «зона ближайшего профессионального развития» для каждого педагога сугубо индивидуальна. Реализация данного принципа предполагает: изучение профессиональных трудностей, выявление проблем в деятельности педагога; актуализацию необходимых для профессионального роста знаний и умений (оказание помощи педагогу в осознании своих профессиональных трудностей и проблем); определение индивидуальных задач повышения педагогической квалификации; составление программы профессионального роста педагога;

систематическую оценку решения поставленных задач и реализации программы, их корректировку.

Принцип сочетания индивидуальных и групповых форм изучения новых педагогических технологий предполагает, что каждый педагог, выбирая свою форму изучения новых педагогических технологий, может объединиться с другими педагогами или включиться в работу специально организованных групп по изучению педагогической теории и практики.

Реализация данного принципа предусматривает: изучение профессиональных проблем, интересов, потребностей педагогов; определение востребованной тематики методической работы и соответственно различных групповых форм повышения квалификации; предоставление возможности каждому педагогу выбирать свои способы и формы повышения мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах, на курсах и в других формах методической работы; возможность самому педагогу предложить индивидуальную форму повышения квалификации.

Принцип стимулирования творческого роста педагогов.

Реализация данного принципа предполагает: систематическое отслеживание результатов деятельности, объективную оценку профессионального роста педагогов и педагогических коллективов; оказание в определении тех сфер деятельности, где можно достичь успеха, проявить свои сильные стороны, показать образец решения проблемы для других своих коллег; определение системы средств, побуждающих каждого к поиску и творчеству, с учетом особенностей педагогов, их возможностей; разработку положений о коллективных и индивидуальных конкурсах, смотрах по результатам инновационной, творческой деятельности педагогов; поддержку, поощрение инициативы педагогов в постановке и решении профессиональных проблем, целенаправленно занимающихся самообразованием.

Содержание и формы методического обеспечения профессионального роста педагогов должны определяться с учетом названных выше функций и принципов.

Адекватной перечисленным принципам может стать такая комплексная форма организации методического обеспечения, как модерация.

помощью модерации делается попытка решить проблемы образовательной организации и педагога, используя индивидуальный профессиональный опыт участников процесса повышения квалификации педагога. Одной из главных педагогических задач при этом является анализ, осмысление, освоение передового педагогического опыта и его неформальный перенос на уровень образовательной организации. Модерация как комплексная форма повышения профессионального

мастерства педагогов связана с другими формами методической работы, не исключает, а обогащает их. Она должна органично вписаться в систему методической работы образовательной организации.

Эффективной формой методической работы в образовательной организации являются временные и постоянные проблемные группы, которые создаются для решения конкретной проблемы. Могут формироваться проблемные группы при подготовке педагогических советов, творческих отчетов, конференций.

Целесообразно создание на базе образовательной организации школы передового опыта, которые позволят выявить и распространить опыт, современные и востребованные идеи среди педагогов и коллективов учреждений.

Формами работы такой школы могут быть специально организованные стажировки в учреждениях, у конкретных педагогов, встречи с опытными педагогами, мероприятия, уроки, проводимые высококвалифицированными специалистами.

Индивидуально-ориентированный  подход  предполагает  использование

индивидуальных форм повышения профессионализма педагогов: консультирование со специалистами, опытными педагогами, наставничество, подготовка, проведение и анализ открытых мероприятий, самообразование.

Необходимо продумать стимулирование самообразования педагогов, участие их в инновационной деятельности, повысить престиж творчески работающих педагогов. Этому могут способствовать присвоения званий, различные конкурсы, доплаты, выделение премий за лучшие публикации, методический материал, представленный в методический кабинет, выступление на конференции, открытые мероприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультисенсорного подхода в развитии речи детей с нарушением слуха.

В предложенном материале дается описание системы работы с детьми с нарушением слуха и речи младшего дошкольного возраста с использованием мультисенсорного подхода....

Методическое обеспечение процесса развития личностной рефлексии через поисковое чтение.

Чтение – самый эффективный инструмент познания. Как всяким инструментом им необходимо уметь пользоваться. Сначала вдумчиво и последовательно овладеть элементарной техникой чтения, а затем техникой пои...

Методическая разработка «Использование личностно-ориентированного подхода для повышения мотивации и развития творческих способностей воспитанников в т\о «ВИА»

Методическая разработка«Использование личностно-ориентированного подхода для повышения мотивации и развития творческих способностей воспитанников в т\о «ВИА»...

Методическая разработка «Использование личностно-ориентированного подхода для повышения мотивации и развития творческих способностей воспитанников в т\о «Вокально-инструментальный ансамбль»

Методическая разработка«Использование личностно-ориентированного подхода для повышения мотивации и развития творческих способностей воспитанников в т\о «Вокально-инструментальный ансамбль...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ».

материал полезен с точки зрения предотвращения скуки на уроке, и вовлечение школьников в процесс обучения....