«Ситуация успеха на уроке»
учебно-методическое пособие

Туаева Тамара Гивиевна

Внеклассная и внеурочная работа по иностранному языку с целью поддержания мотивации учения школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_pedsovet.doc192.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия №45 имени Жоржа Дюмезиля

http://g45.uo15.ru/wp-content/uploads/2015/01/logo_45_1_2001.png

Внеклассная и внеурочная работа по иностранному языку с целью поддержания мотивации учения школьника.

«Ситуация успеха на уроке»

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/11/116/945/116945197_4945204_Vsemirnii_den_ylibki_i_ceni_v_sanatorii_Kislovodska_na_2014_i_2015_godi.jpg

Докладчик:

Туаева Тамара Гивиевна,

учитель иностранных языков

Владикавказ 2017


В концепции учебного предмета «иностранный язык» получивший практически повсеместную поддержку, в качестве главной цели обучение выделено коммуникативная цель.

Выдающийся чешский ученый – энциклопедист, более известный как основоположник педагогики Я.А. Коменский считал, что каждый язык изучать не путем правил, а на «практике». Что, в общем-то находит свое отражение как в современной системе общего образования, в частности нормативных документах о государственном стандарте образования, так и в современных методиках обучения ИЯ, в частности, в современных УМК.

Иначе говоря, перед учителями ставится основная задача, организация практического владения иностранными языками, но это невозможно без активной речемыслительной деятельности учащихся. Активность в обучении не принадлежит к врожденным чертам личности, она формируется в процессе познавательной деятельности и характеризуется стремлением к познанию, умственным напряжениям.

В своей работе я стараюсь использовать такие виды и методы работы, которые бы обеспечивали достижение практической, воспитательной, образовательной и развивающей цели и реализовывали содержание обучения.

Принимая во внимание практическую цель обучения иностранному языку – учить ему как средству общения, ведущим методическим принципом следует назвать принцип коммуникативной направленности, то есть обучение должно строится таким образом, чтобы вовлекать учащихся в устную (аудирование, говорение) и письменную (чтение, письмо) коммуникацию и учебный процесс предлагается строить интегрировано – параллельно развивать все виды речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо – исходя из их взаимосвязи.

Очень важным моментом деятельности учителя является создание каждому из своих учеников ситуации успеха, возможности пережить радость от достигнутого результата, дать детям почувствовать веру в себя. Естественно, что для осуществления этой цели необходимы доброжелательные взаимоотнощения между учителем и учащимся.

Хочу поделиться своим опытом обучения немецкому языку как второму иностранному и в качестве примера рассказать об отдельных методических приемах и видах упражнений, которые я использую на уроках с целью способствовать дальнейшему продвижению учащихся в их учебно-познавательной коммуникативной деятельности. Что, в свою очередь обеспечивает создание ситуации успеха на уроке.

Структура и содержание УМК «Итак, немецкий!», по кторым работает наша школа позволяет мне использовать дополнительный учебный материал в процессе обучения. Так, мной был использован аутентичный текст А. Lindgren ”April, April” к части D по теме «Праздники Германии». Практическая цель- развитие умения понимать содержание прочитанного т.е. подробное чтение. В этой связи мне представляется целесообразным использовать на данном уроке различные приемы оперирования с текстом на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапе, навыкам и умениям построения гипотезы (механизм прогнозирования), дифференциации, реконструирования, трансформации и конструирования языковых единиц в решении определенной учебной задачи (пересказа текста, его использования в устном монологическом высказывании, диалоге, письменном сообщении), что позволяет обучаемым овладеть навыками и умениями работы с текстом и подготовки речевых высказываний различного типа.

На уроке по теме «Мои увлечения и интересы» мной были использован в качестве обучающего материала учебный текст для аудирования: диалог-беседа по телефону. Данный текст отвечает всем функциональным требованиям учебного плана. Цель данного урока - развитие навыков диалогической речи в рамках изучаемой темы. Работа с диалогом – образцом была построена так, чтобы учащиеся овладели образцовыми высказываниями на языке, оперировали языковыми материалом в диалогической речи, выполняли различные трансформации с текстом диалога, а также умели составлять диалог по образцу.

Так, например, при изучении темы "Die Familie" знакомство с немецкой семьей начинается на основе текста для аудирования, который выполняет все функции учебного текста, конечный результат работы, над которым является - показать на определенном уровне умения и навыки общения в рамках изученной темы и по аналогии показать рассказать о своей семье. Т.е. цель данного урока – развитие навыков как монологической так и диалогической речи. Все этапы работы по данной теме, от исходного материала – аудиотекста до конечного продукта – монологического высказывания о своей семье, изложены мной в развернутом плане открытого урока по теме «Семья». Учебный текст – письмо я использовала как основу для обучения всем видам речевой деятельности и аспектам языка (фонетике, лексике, грамматике). На этапе аудирования я использовала упражнения на преодоление фонетических трудностей восприятия. На этапе обучения чтению я использовала такие виды чтения как ознакомительное чтение и изучающее чтение. Обучающим было предложено выполнить ряд упражнений с текстом которые соответствуют данным видам чтения

На предтекстовом этапе, это – упражнения на понимание лексико-тематической основы текста, упражнения на узнавание слова по семантическому признаку, упражнения на различные грамматических явлений.

На текстовом этапе, это – упражнения на свертывание текста, упражнения на цитирование, упражнения на реконструкцию текста, упражнения на обобщение материала.

На послетекстовом этапе, это – упражнения на выявление темы текста, упражнения на передачу сюжета.

Обучение монологической речи осуществлялось также в процессе работы с данным текстом, на ситуативной основе. Учащимся было предложено подготовить развернутое монологическое высказывание по теме: «Моя семья» с использованием текстового материала.

Можно сказать, что на уроке все начинается с текста и кончается текстом, в том числе работа с языковым материалом.

На базе текста отрабатывается также техника чтения.

Работа над грамматическим материалом на своих уроках я строю на индуктивной основе (один из принципов интенсивного метода обучения второму ИЯ): от практических примеров к правилам. Новые грамматические явления вводятся, так же как и новая лексика, в коммуникативно-значимых высказываниях, текстах, т. е. в условиях их естественного функционирования в устной и письменной речи. Обучение грамматическому материалу осуществляется с учетом реальных ситуаций использования немецкого языка для решения коммуникативных задач и особенностей функционирования грамматического явления.

Так, например, при изучении темы «распорядок дня», для первичного закрепления грамматического материала (возвратные глаголы, Es ist … Uhr) я использовала ряд упражнений нацеленных на создание ориентировочной основы грамматического действия для последующего формирования навыка в различных ситуациях общения, таких как:

  1. Привлечение воображаемых действий (жестов, пантомимы) для передачи значения того или иного явления.
  2. Использование различных средств изобразительной наглядности, в которых моделируются фрагменты действительности, служащие предметом высказываний.
  3. Создание иноязычного контекста путем ссылки на реальные события, отношения, факты, реалии (из жизни обучаемых).
  4. Использование переводных языковых средств семантизации грамматических структур в виде сравнения, объяснения, перевода – толкования.

С целью тренировки грамматического материала для формирования навыка относительно точного воспроизведения учебного явления я использовала имитационные, подстановочные, трансформационные упражнения.

Контроль грамматических навыков я выделила в отдельный этап и использовала специальные контролирующие упражнения объединенные в общий текст, который прилагается к развернутому плану открытого урока по теме «Распорядок дня».

Разнообразные типы текстов, рисунки, цветные фотографии, пейзажи, праздники Германии, продуманная система упражнений и поэтапное введение сложных грамматических конструкций, современные методики обучения и приемы работы, доброжелательные взаимоотношения между учителем и учащимися на уроке содействуют к созданию ситуации успеха на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Создание ситуации успеха на уроке"

Презентация к педагогическому совету "Создание ситуации успеха на уроке"...

Как создать ситуацию успеха на уроке английского языка

Игра является неотъемлемой частью обучения английскому языку детей младшего школьного возраста...

«Создание ситуации успеха на уроках математики»

Если ученик в школе не научился сам ничего...

Создание ситуации успеха на уроке английского языка

Ситуация успеха- очень важный фактор стимуляции общения на уроке. Суть ситуации успеха в том, чтобы на деле воплощать веру в возможность решения тех задач, которые ставятся на уроке. Принцип...

Презентация к методическому совету по теме "Ситуация успеха на уроке"

Презентация к методическому совету по теме "Ситуация успеха на уроке", с рекомендациями для учителей и родителей....

Создание ситуации успеха на уроке географии

Творческий отчёт по теме: " Создание ситуации успеха на уроке географии-один из способов формирования и повышения учебной мотивации....

методическая разработка к урокам физики 7- 11 класс "Создание ситуации успеха на уроке физики"

Современный урок – это урок активного участия ученика в освоении новых знаний. Активность учащегося должна иметь мощную мотивацию, основанную на внутренней потребности к познанию нового. Одной из движ...