"Расширение зоны использования ИКТ в образовательном процессе"
материал

Рогова Людмила Игоревна

В ФГОС явно учитывается реальность и тенденции современного образования: ИКТ-технологии пронизывают буквально все сферы и структуры школы будущего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное образовательное учреждение

Ярцевская основная школа №5

Доклад

 

по теме:

«Расширение зоны использования ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ООО»

Подготовила:

учитель физической культуры

 Рогова Людмила Игоревна

2017г.

Расширение зоны использования ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ООО.

Переход российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты неразрывно связан с радикальным повышением уровня информатизации всей системы образования. Ведь современное информационное общество предъявляет к нему самые высокие требования.

В ФГОС явно учитывается реальность и тенденции современного образования: ИКТ- технологии пронизывают буквально все сферы и структуры школы будущего. Поэтому неслучайно в новых стандартах впервые в ряду основных метапредметных результатов освоения учащимся основной образовательной программы отмечается формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ–компетенции), как одной из важнейших компетенций, которую новая школа должна дать своим будущим выпускникам. Программа направлена на формирование и развитие ИКТ компетенций обучающихся на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет.

Из выше сказанного следует, что для реализации ФГОС современный учитель обязан  быть информационно грамотным. Что же такое информационная грамотность? Информационная грамотность – это:

 умение определять возможные источники информации и стратегию ее поиска, получать ее;

 умение анализировать полученную информацию, используя различного рода схемы, таблицы для фиксации результатов;

 умение оценивать информацию с точки зрения ее достоверности, точности, достаточности для решения проблемы (задачи);

 умение ощущать потребность в дополнительной информации, получать ее, если это возможно;

 умение использовать результаты процессов поиска, получения, анализа и оценки информации для принятия решений;

 умение создавать собственную базу знаний за счет значимой информации, необходимой для деятельности в самых разных областях;

 умение использовать современные технологии при работе с информацией;

 умение работать с информацией индивидуально и в группе.

 

Использование информационных технологий на уроке способствует активизации внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, творческих способностей и познавательных интересов. В свою очередь, познавательный интерес ребёнка и успешность обучения определяют его полноценное интеллектуальное и физическое развитие. Практический опыт свидетельствует, что педагог может добиваться серьёзных качественных результатов, работая с учащимися в современных условиях с использованием информационных технологий на своих уроках и во внеклассной деятельности.

За последние годы роль ИКТ в развитии общества чрезвычайно возросла. Интернет зарекомендовал себя как отличный и очень гибкий инструмент, позволяющий решать широкий спектр задач, где есть возможность самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Мультимидийные средства нового поколения объединяют в себе все преимущества компьютерных технологий, так как соответствуют тому уровню восприятия информации, которым обладает современное поколение учеников, выросших на телевидении, компьютерах, мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в визуальной информации и зрительной стимуляции. Использование в процессе обучения компьютерных средств позволяет заинтересовать школьника, выявить интерес, повысить умственные и развить творческие способности. Следует отметить, что в условиях неограниченного доступа к информации в выигрыше остается тот, кто способен оперативно находить, оценивать, отбирать информацию и использовать ее для решения своих проблем. Все большее использование компьютеров позволяет автоматизировать работу и труд учителя при создании методических пособий, тем более что представление различного рода электронных учебников, методических пособий на компьютере имеет ряд важных преимуществ.

Во-первых, это автоматизация как самого процесса создания таковых, так и хранения данных в любой необходимой форме.

Во-вторых, это работа с практически неограниченным объемом данных. Создание компьютерных технологий в обучении соседствует с изданием учебных пособий, отвечающих потребностям личности обучаемого.

Современные информационные и коммуникационные технологии позволяют сформировать образовательную среду, в которой возможно достижение важнейших целей образования.

Основными информационно-коммуникационными технологиями, которые используются в учебном процессе являются:

— офисные технологии — позволяют подготовить большинство учебных материалов в MS word, MS excel, MS power point и т.д.;

— сетевые технологии — позволяют использовать учебные материалы в рамках локальной сети учебного заведения, а также глобальной сети Интернет;

— телекоммуникационные технологии — теле-, видео- и почтовые конференции, чаты, форумы, электронная почта;

— специализированное программное обеспечение — обеспечивает электронный документооборот учебного заведения, различные контролирующие мероприятия, управление учебным заведением.

На сегодняшний день внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

1.   построение урока с применением программных мультимедиа средств: обучающих программ и презентаций, электронных учебников, видеороликов.

2.   осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов, применяя тестовые оболочки.

3.   организация и проведение лабораторных практикумов с виртуальными моделями. Многие явления, недоступные для изучения в классах из-за отсутствия оборудования, ограниченности времени либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте.

4.   обработка результатов эксперимента.

5.   разработка методических программных средств.

6.   использование ресурсов интернет.

7.    коммуникационные технологии: дистанционные олимпиады, дистанционное обучение, сетевое методическое объединение.

Одной из наиболее удачных форм применения информационных технологий на уроках является создание и использование мультимедийных презентаций.

Применение презентаций на уроках дают возможность учителю более подробно и наглядно излагать теоретический материал, что делает процесс образования наиболее эффективным. Этот вид работы может быть использован при изучении техники выполнения разучиваемых движений, так как с помощью наглядной картинки данное движение можно разбивать не только на этапы выполнения, но и более короткие фрагменты и создать правильное представление обучающихся о технике двигательных действий.

С помощью презентации также можно доступно объяснить правила спортивных игр, тактические действия игроков, красочно преподнести исторические события, биографии спортсменов. Сама презентация, являясь, конспектом урока может бать использована, как средство самообучения и самостоятельной работы. Наличие визуального ряда информации позволяет закрепить в памяти.

Создание флеш-презентаций и видеороликов с комплексами общеразвивающих упражнений (ОРУ) могут стать помощниками учителю. Детям интересно и занимательно выполнять ОРУ, не только в музыкальном сопровождении, но и визуальном. Такой материал может быть использован также учителями – предметниками при проведении утренней зарядки.

Одним из видов домашнего задания может быть создание презентации.

На уроках также возможно проведение тестирования теоретического материала как при проверке и закреплении знаний учащихся, так же и при подготовке к олимпиадам. Особенно удобна такая работа, если есть временно освобожденные учащиеся и учащиеся специальной медицинской группы. Применение тестирующих программ (MyTestXPro - система программ для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа их результатов) позволяет включать неограниченно большое количество разделов и вопросов, что позволяет варьировать тесты под непосредственные нужды и конкретных участников тестирования.

Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения. При использовании электронных презентаций выгодно сочетаются словесные методы обучения (рассказ, лекция) с наглядными (просмотр рисунков, схем, фотографий, географических карт), что позволяет учителю излагать урок в разных формах: в виде монолога (рассказ, объяснение, лекция, разъяснение приемов работы), беседы, дискуссии. Наибольшими возможностями обладает эвристическая беседа с постановкой проблемных вопросов.

Использование компьютера в учебном процессе дает возможность накопить в банке данных необходимый дидактический материал: варианты контрольных, экзаменационных, самостоятельных работ; подборку задач, упражнений и тестов в бланочном варианте.

Наличие в кабинете большого количества цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) дает возможность учителю использовать их на различных этапах обучения.

Использование новых информационных технологий в школе позволяет существенно повысить интерес детей к учебе, а следовательно, и улучшить качество знаний учащихся.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в образовательном процессе.

Материал для проведения семинаров, педсоветов....

Презентация "Использование ИКТ в образовательном процессе"

Презентацию можно использовать для проведения педсовета....

«Использование ИКТ в образовательном процессе»

В условиях динамично меняющегося мира, глобальной взаимозависимости и конкуренции, необходимости широкого использования и постоянного развития и усложнения технологий фундаментальное значение имеет ин...

Выступление на тему: "Использование ИКТ в образовательном процессе"

Использование информационных технологий в процессе преподавания математики дает то, что учебник дать не может; компьютер на уроке является средством, позволяющим обучающимся лучше познать самих себя, ...

Доклад на тему: "Расширение зоны использования ИКТ в образовательном процессе в условиях ведения ФГОС ООО"

Доклад на тему : "Расширение зоны использования ИКТ в образовательном процессе в условиях ведения ФГОС ООО"...

Расширение зоны использования ИКТ в образовательной деятельности на уроках математики в условиях реализации ФГОС ООО, ФГОС для обучающихся с ОВЗ

Расширение зоны использования ИКТ в образовательной деятельности на уроках математики в условиях реализации ФГОС  ООО, ФГОС для обучающихся с ОВЗ....