Сообщение : "Воспитательный процесс и роль педагога в его организации"
материал

Ермилова Валентина Борисовна

Процесс воспитания имеет высокую эффективность тогда, когда педагогом ставится определенная цель воспитания. Педагог должен контролировать не только ход этого процесса, но и становление личности каждого воспитанника, становление его нравственных качеств, самовоспитания и саморазвития .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vosp_protsess_i_rol_pedagoga_v_ego_organizatsii.docx12.08 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Московской области  для детей-сирот и детей, оставшихся без   попечения родителей «Преображение»  

Сообщение :

«Воспитательный процесс и роль педагога в его организации»

                                                Составила :  воспитатель Ермилова В.Б.              

Воспитание является очень важным звеном в педагогическом процессе и представляет собой целенаправленное формирование личности. Оно имеет совокупность взаимных действий самого педагога  с его воспитанниками.

Воспитание - непрерывный процесс.  Одно мероприятие, каким бы ярким оно ни было, не способно сильно повлиять на поведение воспитуемого. Если же процесс воспитания не регулярен и идет от случая к случаю, то воспитателю приходится заново закреплять то, что уже осваивалось воспитанником, а затем забылось. В той части, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание. Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности; это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу

Процесс воспитания имеет высокую эффективность тогда, когда педагогом  ставится определенная цель воспитания. Эффективность будет намного больше в том случае, если данная цель воспитания, преследуемая педагогом, будет ясна и понятна самому воспитаннику, который согласиться ее принять.

Воспитанники в воспитательном процессе подвергаются воздействию различных влияний, накапливая как положительный так и отрицательный опыт, который в последствии вновь подлежит корректировке. Многофакторность дает пояснение такому моменту, как неоднозначность результатов воспитания.

Большую роль в процессе воспитания играет педагог. В его задачи входит грамотно построить систему духовного воспитания и обучения воспитанников,  правильно и логично организовать этот процесс.

Педагог должен контролировать не только ход этого процесса, но и становление личности каждого воспитанника, становление его нравственных качеств, самовоспитания и саморазвития . Для достижения этих целей педагог сам должен представлять собой пример, содержать в себе необходимые нравственно-волевые свойства, объективность, чуткость к воспитанникам, ответственность, любовь к детям. Педагог обязан иметь не только научную подготовку, но и должен обладать педагогическим талантом.

Роль личности педагога является важнейшим фактором, влияющим на эффективность воспитательного процесса. К. Д. Ушинский отмечал, что «личность педагога-это плодотворный луч солнца незаменимый ничем», действительно, с этими словами трудно не согласиться.

           Детей нельзя обязать «воспитываться». Свободная воля воспитанника проявляется, если воспитатели опираются на интерес, романтику, чувство долга, стремление к самодеятельности и творчеству. - коллективистская направленность. В содержании воспитательной работы предстоит преодолеть отношение к коллективу как к сугубо дисциплинарному средству, способному лишь подавлять личность, а не возвышать ее духовные, нравственные силы. Особая роль в воспитательном процессе возлагается на педагога, его особенности организовывать свое взаимодействие с воспитуемыми. Характер этого взаимодействия определяется качеством осуществления педагогом относительно самостоятельной внешне проявляющейся организаторской деятельности. Организаторская деятельность, будучи отнесенной к отдельному человеку, есть не что иное, как система взаимосвязанных действий (технологий), направленных на объединение групп людей для достижения общей цели. Организаторская деятельность занимает в структуре целостной деятельности педагога особое место. Воспитательная работа, отмечал А. С. Макаренко , есть прежде всего работа организатора.

На сегодняшний день резко стал возрастать интерес к личности педагога, а именно к его мастерству, профессионализму, индивидуально-психологическим особенностям. Ведь педагог-это не просто профессия, а работа по сотворению личности человека.

И все-таки, основу педагогического долга составляет любовь к детям. Это и является основополагающим качеством, предпосылкой самосовершенствования. Дополнительным, но относительно стабильным требованием является общительность, доброжелательность, интеллигентность, эмоционально-волевые качества и другие.

 В воспитательной работе следует выделить три группы функций:

1) связана с воздействием педагога на воспитанника

2) связана с созданием воспитывающей атмосферы

3) направлена на коррекцию влияния различных субъектов социальных отношений ребёнка

Мы отражаем поведение того человека в окружении которого мы находимся. А воспитанники тем более, они являются подрастающим поколением, и пока у них ещё не выработался свой чёткий характер, они будут формировать его, посредством копирования. Именно личность воспитателя влияет на успешность педагогической деятельности, и те или иные его свойства будут повышать или понижать воспитательное влияние.

Для непрерывного повышения уровня воспитательно-образовательного процесса  предлагается проводить диагностику педагогической деятельности. Психологами была проведена такая  диагностика  тех педагогов, у воспитанников  которых  наблюдалась средняя и низкая дисциплина . Для эксперимента свои кандидатуры предложили два педагога, которые сталкивались с проблемами.  

Так же было проведено тестирование среди воспитанников  и многие на вопрос «бывают ли у вас  неприятности и от кого они исходят?» отмечали педагогов  и на вопрос «Бывают ли у вас конфликты с педагогом?» давали положительный ответ.

 На основании полученных результатов было выявлено, что проявление такой дисциплины связано в большей степени с личностью педагога. Педагоги  выявили свои ошибки и сделали для себя рекомендации для коррекции и самопознания.

Заключение              Таким образом одним из важнейших факторов влияющих на процесс воспитания является личность педагога. Педагогическая профессия относится к группе профессий предметом которых является человек.

Каждый педагог должен стремиться к яркости, эмоциональности, общительности, интеллегентности, разнообразию видов работ,содержательности занятий. Каждый воспитатель  должен понимать важность роли своей личности в воспитательном процессе каждого ребёнка.

Проблема диагностики педагогической деятельности педагогов чрезвычайно актуальна, иммет большое значение как для совершенствования воспитательно-образовательного процесса, так и для повышения уровня квалификации педагогов. Главная ценность проведения диагностики состоит в том, что она способствует выявлению недостатков и помогает наметить конкретные пути к их решению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль куратора в организации учебно – воспитательного процесса по индивидуальным учебным планам в старшей школе.

Выступление на окружном семинаре из опыта работы куратором в 10 классе по индивидуальным учебным планам с компьютерной презентацией....

Особенности воспитательного процесса и роль культуры в дополнительном образовании детей

С увеличением темпаа жизни и развитием компьютерных технологий и под влиянием средств массовой информации у части детей формируется клиповое сознание и неспособность к самостоятельному и глубокому вос...

Усиление роли семьи в воспитании детей и привлечение родителей к организации учебно-воспитательного процесса

В материале идет речь о совместной деятельности семьи и школы в достижении нового качества образования, обеспечивающего «подготовку разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традиц...

Внеклассная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся

Внеклассная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся...

Статья "Роль педагога организатора в учебно-воспитательном процессе"

Современные изменения в образовательно-воспитательной политике государства привели к уходу массовых детских идеологических организации из стен школ и внешкольных учреждений, способствовали бурному раз...

Роль личности педагога в воспитательном процессе

Педагогическая деятельность - это такой вид деятельности, на итог которой оказывает воздействие характер отношений между ее участниками. Успешное решение сложных и ответственных задач обучения и воспи...