Система работы по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся по разделам русского языка. План работы со слабоуспевающими
методическая разработка

Перевозова Виктория Евгеньевна

Моя тема по самообразованию. Как помочь ученику? Как устранить пробелы в знаниях?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_po_samoobrazovaniyu.doc72.5 КБ
Файл plan_raboty_so_slabouspevayushchimi.docx15.96 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся по разделам русского языка

учителя русского языка МБОУ «Щетиновская СОШ»

Перевозовой Виктории Евгеньевны.

              Грамотность зависит не только от знания учеником правил правописания, но и от многих других факторов: насколько безошибочно слышит он звуковой состав слов; понимает их смысл, строение и связь с другими словами в предложении; много ли он читает;  насколько богат его активный словарь и развита связная речь. Поэтому, если ученик стал получать двойки за грамотность, надо прежде всего выяснить, чего недостаёт ему для хорошей успеваемости: или он пропустил материал нескольких уроков и вся беда его в незнании последних правил, или же ему «не даётся» грамотность, т.е. он регулярно учит правила, выполняет все другие задания, а необходимые навыки не формируются.

              Первое исправить легче, чем второе. Достаточно лишь вместе с родителями наладить дневной режим ученика, обеспечить добросовестное выполнение домашних заданий, или  достаточно индивидуальной консультации после уроков.

              Учёт пробелов такого плана можно отражать в специальной «Ведомости учёта  текущих пробелов», в которой отмечаются все изучаемые орфограммы и пунктограммы в данном классе (по четвертям, в течение учебного года) и  результаты проверки ЗУНов учащихся по каждой теме, включая отработку пропущенного по каким-то причинам или не усвоенного вовремя учебного материала.

              Гораздо сложнее обстоит дело, когда грамотность и по мнению ученика, и по мнению учителя «не даётся». Важным средством при этом является анализ типичных ошибок. Такой учёт поможет объективно рассказать о степени запущенности грамотности, о том, с какого класса началась эта запущенность. При опросе ученика можно установить характер его затруднения: то ли он не знает правил правописания, то ли он не может эти правила применять, то ли ему недостаёт общего языкового развития.

              Первый этап – это учёт ошибок,  являющихся типичными для всего класса, т.е. классный учёт ошибок, который отражается в «Тетради учёта ошибок …класса» (заполняется после проверки контрольных диктантов).

        Образец:

Дата_____________

Выполняли контр. работу_______уч-ся;  отсутствовали________уч-ся

На «5»:_____; на «4»:    ______; на «3»:______; на «2»:_____

Качество:__________%; абсолютная успеваемость:___________%;  

Вид орфограммы, пунктограммы

Слова, предложения, в которых допущены ошибки

Ф.И.уч-ся, допустивших ошибки на данное правило

Проверяемая безударная гласная в корне

Тя..жёлый

В.селье

Г.ристый

Иванов С.(!)

Петрова Ю.

              Чем хороши такие «Тетради»? Тем, что они очень полезны, просто необходимы для учителя русского языка. Типичной считается ошибка, если она трижды встретилась в работах учеников всего класса. Выписав ошибки из контрольной работы, сразу видишь, над какими разделами надо больше работать в классе. Значит, при всех видах работ в классе стараюсь больше всего уделять внимание этим правилам (объяснение слов, комментирование, графическое выделение, грамматические разборы и т.д.) Во-вторых, эти тетради хороши и для строго индивидуальной работы: в любую минуту урока ученику её можно дать для работы над своими ошибками у доски или на месте, ибо здесь собран материал по всем основным правилам правописания.

              Второй этап. Кроме общего, поклассного, учёта ошибок, существует индивидуальный учёт ошибок  (при проверке рабочих тетрадей ошибочное написание не исправляется учителем, а подчёркивается – ребёнок должен сам исправить, объяснить графически).  Здесь возможны проблемы, т.к. учащиеся не все выполняют работу над ошибками в своих тетрадях: не хотят, не владеют навыком проверки, не приучены с начальных классов работать над  ошибками.

              Установить характер ошибки – это ещё только начало работы, конечная же цель – такие ошибки изжить, избавиться от них.

              Форм работы по ликвидации запущенности в грамотности учащихся много, но в основе своей – это следующие:

  • комментированное письмо:

ученик должен не просто писать, а писать, постоянно рассуждая, причём рассуждая строго определённым образом. Например: чита..т – глагол с безударным личным окончанием, значит, ставлю глагол в неопределённую форму: читать, оканчивается на –ать, в исключениях нет – 1 спряжение – пишу Е.

решение орфографических задач по алгоритму (особенно эффективный способ работы для слабых учеников).

         Рассмотрим на примере правописания безударных падежных окончаний существительных.

                 На ветк..  сирен.. сидел воробей.

На ветк…                                                      сирен…

1) ветка (ж.р., 1 скл.)                                   1) сирень (ж.р, 3 скл.) – только И

2)на земле (П.п.)                                          

                                    Алгоритм «Правописание безударных падежных окончаний существительных: Е или И ?»:

1)Ставлю слово в начальную форму (Кто? Что?) Определяю склонение:

              1 скл.                                  2 скл.              3 скл.                       –ия, -ие, -ий

          И или   Е                                только Е                только И                  только И

2)проверяю словом с ударным

окончанием  «земля»

(по принципу единообразного написания

морфем)

             Навыки работы по алгоритму доводятся  до автоматизма.

              Если такую работу проводить постоянно, то не сразу, конечно, но ощутимый результат почувствуется.

              Главное достоинство занятий комментирования, в т.ч. и по алгоритму,  в том, что они позволяют формировать весь комплекс умений, развивают орфографическую зоркость, учат выбирать нужное правило и применять его.

*Работа над ошибками (используется «Тетрадь учёта ошибок_____класса», подчёркивание ошибочных написаний в рабочих тетрадях, работа со словарём).

              Третьим немаловажным условием успешной работы является

*разнообразие тренировочного материала (разной степени трудности).

Такой тренировочный материал есть и готовый, в виде «дидактического материала», но в большинстве своём – карточки, составленные и изготовленные самим учителем, учениками (по разделам, по темам).

              Существуют и  другие формы работы: организация взаимопомощи учащихся, помощи со стороны родителей, помощь учителя, самостоятельная работа учащихся дома по определённой учителем программе.

              При регулярной такой работе неуспевающих практически не должно быть. Нужно только при этом ещё и желание самого ученика (важный момент – мотивация успеха). В любом случае, главная роль в обучении принадлежит учителю, постоянно высокой оптимальности каждого урока. Качество урока во многом зависит и от того, как подготовлен кабинет к работе, что есть у учителя к данному уроку.

Как добиться наибольшей эффективности работы по ликвидации пробелов в знаниях?

Для этого продумываю систему учета индивидуальных пробелов в знаниях, место и время работы над пробелами, продумываю формы оперативного контроля за уровнем знаний и умений обучающихся при наличии полной и оперативной обратной связи.

Методы выявления пробелов в знаниях обучающихся.

*      Устный опрос, беседа.

*      Систематический анализ самостоятельных и контрольных работ.

*      Проведение интерактивных тестов.

*      Работа с карточками по определенным темам изученного.

*      Подробный анализ уроков – тренингов.

*      Систематический анализ мини – тренингов и блиц – опросов с учетом времени выполнения.

*      Анализ творческих работ.

Особенности выполнения анализа в данной системе.

Первичный анализ в виде таблиц по каждой работе с выделением общего качества выполнения работы и индивидуальных ошибок каждого обучающегося класса.

Составление карты индивидуального контроля

*      Составление карты индивидуального контроля, отражающей положительную или отрицательную динамику в обучении каждого обучающегося по литературе. В карте отмечены только задания, которые ученик выполнял самостоятельно. Есть система условных знаков. 

*          - словарный диктант

*          - самостоятельная работа(устные и письменные ответы)

*           - контрольная работа

*      Карта ведется с 5 класса по 8 класс.

Форма отчета

  по работе со слабоуспевающими обобучающимися

План индивидуальной работы со слабоуспевающими обучающимися

ФИО учителя_______________________________________

Фамилия Имя ученика (класс)________________________

 Предмет  __________________________________________

Пробелы в знаниях уч-ся (тема, проблема) ____________

 

 

Планируемые мероприятия.  Сроки их реализации.

Индивидуальные дополнительные  занятия.

Дифференцированные задания.

Дифференцированный контроль

Консультации для родителей

Создание ситуации успеха

Составление общего сводного графика контроля качества выполняемых работ обучающимися класса.

Работа по ликвидации выявленных пробелов и недостатков.

*      Наглядное отображение полученных результатов  на демонстрационных экранах.

*      Общие и индивидуальные консультации с родителями по теме: «Как помочь ребенку хорошо учиться».

*      Включение в уроки фронтального разбора особо трудных заданий.

*      Организация выполнения работы над ошибками устно и письменное с использованием справочного материала.

*      Подготовка дифференцированных индивидуальных заданий для некоторых обучающихся: карточки, доклады, сообщения и другие задания.

*      Разработка и проведение нестандартных уроков закрепления и обобщения изученного с обязательным присутствием родителей.

*      Использование дидактических игр по определенным темам.

*      Использование средств ТСО: просмотр фильмов,  предметных презентаций и т.д.

*       Проведение индивидуальных дополнительных занятий со слабыми обучающимися. При необходимости составление индивидуального плана работы с ребенком и выполнение его.

Организацию работы по ликвидации пробелов в знаниях подразделяю на этапы:

 

I этап. Выявление ошибок (тесты, устные и письменные задания)

На этом этапе анализируется правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах учащихся. Это позволяет учителю вовремя наметить меры по их преодолению и устранению.

 

 

Тетрадь учета ошибок(она может быть выполнена в электронном виде) cодержит список класса и мониторинг «справляемости» со всеми письменными работами. На каждого ученика заводится отдельная страница (или часть ее), куда заносится информация о конкретных ошибках, ведется учет усвоения знаний. Наглядно видно, у кого какие проблемы.

II этап. Фиксирование ошибок

Тетрадь учета ошибок (она может быть выполнена в электронном виде) cодержит список класса и мониторинг «справляемости» со всеми письменными работами. На каждого ученика заводится отдельная страница (или часть ее), куда заносится информация о конкретных ошибках, ведется учет усвоения знаний. Наглядно видно, у кого какие проблемы.

III этап. Анализ допущенных ошибок

Анализ допущенных ошибок выполняется после каждого вида работы устно или письменно, учителем или учеником — в зависимости от рода деятельности. Проводится количественный и качественный анализ. Тщательно проведенный анализ позволяет глубоко изучить пробелы и достижения отдельных учеников, выделить типичные ошибки и основные затруднения учащихся, изучить причины их появления и наметить пути их устранения.

IV этап. Планирование работы по устранению пробелов в знаниях

Эта работа строится на основании анализа, результаты которого доводятся до учеников.

•Учитель намечает, когда, кого, с какой целью спросить и какие для этого использовать средства.

•Работа над ошибками проводится после каждой письменной повторный зачет — после неудовлетворительной отметки.

•Осуществляется строгий контроль за тем, чтобы каждый ученик выполнил все контрольные и зачетные работы (даже если работы,пропустил).

V этап.

Устранение пробелов в знаниях

Анализ работы в классе.

•Выяснение мнения класса по поводу полученных результатов.

•Работа над ошибками, индивидуальная и фронтальная, с обязательной последующей письменной проверкой (до получения положительной отметки).

•Задания на повторение во время фронтального опроса и индивидуально (до получения положительной отметки).

Анализ работы в классе.

•Выяснение мнения класса по поводу полученных результатов.

•Работа над ошибками, индивидуальная и фронтальная, с обязательной последующей письменной проверкой (до получения положительной отметки).

•Задания на повторение во время фронтального опроса и индивидуально (до получения положительной отметки).

VI этап. Меры профилактики

Активная устная отработка основных ЗУН, регулярный разбор типичных ошибок.

•При объяснении нового материала предугадать ошибку и подобрать систему заданий на отработку правильного усвоения понятия. Акцентировать внимание на каждом элементе формулы, выполнение разнотипных заданий позволит свести ошибочность к минимуму.

•Подбор заданий, вызывающих интерес, формирующих устойчивое внимание.

•Прочному усвоению (а значит, отсутствию ошибок) способствуют правила, удобные для запоминания, четкие алгоритмы, следуя которым заведомо придешь к намеченной цели

Использование компьютерных технологий в преподавании любого предмета таит в себе неограниченные возможности. С помощью технологий можно решать такие педагогические задачи, как:

*      обучение в сотрудничестве

*       активизация познавательной деятельности

*       осуществление дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного подхода, разрешать проблемы разноуровневого и группового обучения и т.д.

*       компьютерные технологии предполагают обучение общению ребенка с компьютером, но одновременно и коррекции учителем процесса обучения.(выявление пробелов в знаниях).

Методика преподавания литературы с использованием компьютера как технического средства обучения, позволяет интенсифицировать процесс обучения:

v повысить темп урока;

v увеличить долю самостоятельной работы обучающихся;

v проверить усвоение теоретических знаний у всех обучающихся;

v углубить степень отработки практических умений и навыков;

v вести дифференцированную работу с каждым учеником;

v выявить пробелы в его грамотности;

ПРИЧИНЫ ПРОБЕЛОВ

*      пропуски занятий по болезни;

*      слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;

*      задержка психического развития. Часто  дети  с диагнозом  обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием  классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;

*      педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных  умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;

*      неблагополучная семья;

*      проблема «улицы».

Рекомендации по реализации дидактической модели 
«Урок ликвидации пробелов в знаниях и умениях»

Урок-ликвидация пробелов в знаниях требует серьезной предварительной работы преподавателя по анализу учебных проблем школьников. Учитель, помимо изучения проблем, которые он наблюдает при исследовании работы ученика по выполнению тестовых заданий он-лайн, должен пристально исследовать уровень освоения метапредметных навыков, а также наблюдать развитие творческо-исследовательского потенциала обучающихся. В связи с этим учитель при построении «урока-ликвидация пробелов в знаниях и умениях» должен обратить особое внимание на выполнение обучающимися заданий с открытыми ответами.

Цели:

*     ликвидация пробелов у обучающихся в обучении ЛИТЕРАТУРЕ;

*     создание условий для  успешного индивидуального развития ученика.

Задачи:

*     создать благоприятную атмосферу на уроке;

*     своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях;

*      изменить формы и методы учебной работы на уроках литературы, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный  субъект  деятельности. Использовать для этого ИКТ.

*      освободить обучающихся от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;

*      ориентировать  детей на ценности: человек, семья,  отечество, труд, знания, культура,  мир,  которые охватывают важнейшие стороны деятельности.

Инструкция для обучающихся по организации работы во время урока-ликвидации пробелов в знаниях включает в себя:

*      сообщение обучающимся цели предстоящей работы;

*      разъяснение формата работы обучающихся на уроке: индивидуальный режим, когда каждый обучающийся получает индивидуальное задание, либо распределение по группам для выполнения разноуровневых заданий также в индивидуальном режиме;

*      указание на материал Интернет-уроков, который целесообразно повторить перед началом работы;

*      рекомендации по организации учебной деятельности (количество времени на подготовительную работу, количество времени на выполнение тестовых заданий, количество времени на самоанализ деятельности);

*      критерии оценивания заданий с открытыми ответами

*      рекомендации по индивидуальной рефлексии и самооценке

*      рекомендации по составлению самостоятельно избранных обучающимся заданий

Весьма продуктивным элементом урока ликвидации пробелов в  знаниях является самостоятельное составление обучающимися  мини-контрольных для самих себя по материалам тестовых заданий Интернет-урока.

*      В завершающей части урока учитель, видя результаты выполненных заданий, полученные обучающимися в режиме он-лайн, должен немедленно выявить пробелы у каждого ученика, одновременно  порекомендовав им самостоятельно определить, какие разделы темы обучающимся освоены недостаточно.

*      Весьма продуктивным элементом урока ликвидации пробелов в  знаниях является самостоятельное составление обучающимися  мини-контрольных для самих себя по материалам тестовых заданий Интернет-урока.

*      В завершающей части урока учитель, видя результаты выполненных заданий, полученные обучающимися в режиме он-лайн, должен немедленно выявить пробелы у каждого ученика, одновременно  порекомендовав им самостоятельно определить, какие разделы темы обучающимся освоены недостаточно.

*      Применение  ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока - практикума, урока - виртуальной экскурсии. Организация таких экскурсий возможна на природу, в  музей, на родину писателя.

*      Всё чаще на уроках и во внеурочной деятельности использую презентационно-иллюстративный материал, который готовлю не только я, но и мои ученики. 

              Таким образом, задача индивидуальной работы – ликвидировать пробелы в знаниях учащихся, «слабых» вывести в «средние», а «средних»– в «сильные».

 В каждом классе есть ребята сильные, творческие, с которыми тоже необходимо заниматься индивидуально. Для них используются следующие виды работ: подбор материала к диктанту по указанной теме, подготовка материалов к сочинению, подготовка сообщений, докладов, разработка новой темы урока и объяснение её вместо учителя, заготовка карточек для раздаточного материала, роль консультантов. Во внеклассной работе – подготовка и проведение вечеров, выпуск лингвистических газет «Проба пера», участие в разных конкурсах (школьных, районных, областных, всероссийских), олимпиадах.

        Используемая литература:

1)журнал «Русский язык и литература» (для украинской школы), №3, 1991г.

статьи: «Психологические механизмы формирования грамотного письма»;

              «Память и грамотность»

2)приложение к газете  «Первое сентября»-«Русский язык», №35,1997г, №40, 1997г.; №3, 1998г. Статьи: «Как помочь ученикам писать без ошибок»

                          «Ошибка как языковое явление»

                          «Развитие орфографической грамотности»

3)журнал «Начальная школа», №2, 1994г, статья «Предупреждение и учёт ошибок в знаниях учащихся».



Предварительный просмотр:

План работы Перевозовой В.Е., учителя русского языка и литературы, со

слабоуспевающими детьми.

2019-2020 уч.год

Цель:

-ликвидация пробелов у учащихся в обучении русского языка;

-создание условий для  успешного индивидуального развития ученика.

 

Что  прежде всего нужно сделать в работе со слабоуспевающими?

 - создать благоприятную атмосферу на уроке;

 - своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов;

 - изменить формы и методы учебной работы на уроках русского языка, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный  субъект деятельности. Использовать для этого обучающие игры;

 - освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;

 - ориентировать  детей на ценности: человек, семья,  отечество, труд, знания, культура,  мир  которые охватывают важнейшие стороны деятельности;

- культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.

   

Мероприятия

Срок

1. Составить список слабоуспевающих учащихся по русскому языку и литературе. Информацию сдать завучу.

Сентябрь

2.   Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей.б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

3. Установление причин отставания  слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем,  встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.

Сентябрь-Октябрь

4. Встречи с родителями и  беседы с самим учеником

В течение учебного года.

5. Участие в обсуждение  вопросов работы  со слабыми учащимися  и обмен  опытом с коллегами (на педсовете,  Малых педсоветах, ШМО)

В течение учебного года.

6. Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на год.

Сентябрь, обновлять по мере необходимости.

7. Использовать дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока.

В течение учебного года.

8. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся  класса  при анализе тематического  учета знаний по предмету детей всего класса.

В течение учебного года.

9. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету.

В течение учебного года.

5. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

В течение учебного года.

6. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.

В течение учебного года.

 

 7. Ставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.

В течение учебного года.

 

9. Проводить дополнительные  (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих. Учить детей навыкам самостоятельной работы.

В течение учебного года.

        Учитель русского языка и литературы  Перевозова В.Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

система работы по ликвидации пробелов по русскому языку

В данной статье представлена сформировавшаяся в течение многолетней педагогической деятельности система работы по ликвидации пробелов  ...

План ликвидации пробелов в знаниях обучающихся 9 класса по русскому языку (2019/ 2020 учебный год)

В данной публикации представлен подробный ПЛАН ЛИКВИДАЦИИ ПРОБЕЛОВ В ЗНАНИЯХ  ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА, получивших неудовлетворительные отметки на пробном экзамене  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Включены в...

Организация работы по повторению материала и ликвидации пробелов в знаниях обучающихся на уроках химии

Организация работы по повторению материала и ликвидации пробелов в знаниях обучающихся на уроках химии...

Доклад по теме самообразования «Методы ликвидации пробелов в знаниях обучающихся»

Как найти подход, который позволит обучающимся усваивать программный материал и поверить в свои силы....

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПО ЛИКВИДАЦИИ ПРОБЕЛОВ В ЗНАНИЯХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Индивидуальный образовательный маршрут по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся...

Организация системы работы по предупреждению пробелов в знаниях обучающихся, учёт индивидуальных особенностей обучающихся в организации урока.

Приводится конкретизации понятий "неуспеваемость", "отставание", "пробелы в знаниях", их отличия и взаимосвязанность. Предложены педагогичнеские приёмы помощи обучающимся...

Индивидуальны план по ликвидации пробелов знаний (подготовка к ЕГЭ по русскому языку)

Индивидуальный план составлен для учащихся 11 классов по результатам пробного ЕГЭ по русскому языку для ликвидации пробелов заний...