Этика общения педагога с родителями
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Давлетова Равиля Амировна

Статья рассказывает о важных аспектах взаимного общения педагогов и родителей - участников образователшьного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_etika_obshcheniya_pedagoga_s_roditelyami.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

Этика общения педагога с родителями.

Воспитание ребёнка в семье, тем более приёмного, непростая задача. Его воспитание должно стать профессиональным делом. На первый взгляд может показаться, что воспитание детей, помещенных в замещающую семью ничем не отличается от воспитания родных. Действительно, задачи воспитания и родных и приемных детей одинаковы, особенно если приемные дети - маленькие. Однако есть и особые моменты, которые нужно знать и учитывать  замещающим родителям. Им понадобится умение помочь приемным детям войти в семью, а это очень не просто – создать условия для адаптации так, чтобы дети почувствовали себя полноправными членами нового общества

Установлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. В тоже время семья не может обеспечить в полном объеме воспитание активной, творческой, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности, которой необходимы интеллектуальные, культурные, духовные ценности.

Школа может создать творческий союз с семьей и существенно повлиять на воспитание подрастающего поколения, поскольку у педагогов  и родителей главная точка соприкосновения, главная ценность – это дети. То есть, родители станут связующим звеном между детьми и школой и без их помощи, поддержки, понимания, терпения школа будет бессильна. Но контакт взаимодействия семьи и школы не может возникнуть стихийно, сам по себе. И семья, и школа должны целенаправленно создавать такой альянс.

Установление позитивных отношений с родителями

Что же можно сделать для того, чтобы как можно больше родителей стали настоящими партнерами школы в деле воспитания детей?

  • Поднимать авторитет семьи;
  • Воспринимать ошибки в воспитании, как создание новых возможностей для развития;
  • Учитывать интересы родителей;
  • Опираться на жизненный опыт родителей;
  • Не концентрироваться на недостатках в семейном воспитании;
  • Верить, что любая семья имеет сильные стороны.

Среди других факторов, способствующих привлечению родителей к участию в обучении детей, выделяют информацию об успехах детей, уровень заинтересованности учителей в успехах учащихся, позитивный, комфортный психологический климат  в школе и усилия всех педагогических работников школы (не только отдельных учителей) развивать работу с родителями. Нужно изучать запрос родителей, в результате которого учителя и администрация школ могут понять, все ли они делают для привлечения родителей в школьное сообщество:

Факторы, препятствующие эффективной организации работы с родителями:

  1. ожидание быстрого и легкого успеха (желание быстро найти легкие ответы на трудные вопросы);
  2. отсутствие опыта группового взаимодействия;
  3. закрытость родителей;
  4. завышенные ожидания от взаимодействия с учителем.

Другая трудность в организации работы с родителями заключается в том,  что родители – взрослые люди, которые имеют свои взгляды, закрепленные стереотипы, например, такие как: “я и так все знаю” - отрицание возможности приобретения нового опыта; “чему вы можете меня научить, я старше вас” - демонстрация превосходства возраста; “вы учитель, вы и занимайтесь с ребенком” - долженствование и др.

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания - наукой о нравственности  -этикой. Без знания теории морали сегодня не может быть полноценной профессиональная подготовка учителя.  Успешно решать сложные задачи, поставленные реформой общеобразовательной  и профессиональной школы, может лишь тот учитель, который олицетворяет собой образец  высоконравственной личности.

         Настоящий педагог – всегда гуманист, он ориентирован на отношение к другим людям « не как к средству, а только как к цели» ( И.Кант) , и учит этому своих воспитанников и подопечных. Он должен  быть строг и демократичен одновременно.  Естественно, что даже у самого лучшего  учителя могут быть ошибки, промахи, – он же живой человек, но из любой ситуации он находит справедливый, благожелательный  выход, никогда не проявляя высокомерия и мстительности. Настоящий воспитатель учит добру, причем делает это как словесно, так и личным примером.

Задумайтесь, учитель прежде чем начать преподавать несколько лет обучается в университете, получает профессиональные навыки. А ведь  искусство быть классным руководителем не изучается, поэтому в школах, лицеях, гимназиях найти классного руководителя - профессионала гораздо сложнее, чем учителя предметника. Не существует и никакого института, который бы обучал тому, как быть хорошими родителями.

Главное же – в том, что нет взаимодействия родителя и учителя. А проблемы ученика, будь то плохая успеваемость или нарушение дисциплины, остаются нерешенными.

Родители должны видеть перед собой классного руководителя, который пытается найти ответы даже на самые трудные вопросы, любящий их детей, такими, какие они есть, готового сделать всё, чтобы школа стала для них вторым домом.

В связи с этим мы считаем,  что одним из шагов  к успеху в работе с родителями является открытие в образовательных учреждениях. Школы классных руководителей, где основными  формами работы станут: мастер-классы, психологические тренинги, творческие мастерские… Заместители директоров должны «зажечь» своих коллег желанием учиться:  в 21 веке нельзя работать по-старому, надо искать новые формы сотрудничества с родителями.

Каждый классный руководитель должен чётко сформулировать задачи и направления взаимодействия с  родителями. Но они будут достигнуты только в том случае, если в их успешной реализации будут заинтересованы обе стороны.

Очень важно показать родителям свою заинтересованность и доброжелательность по отношению к их ребенку. Согласитесь, что добрые, хорошие начала существуют в любом ребенке, даже в самом отчаянном нарушителе школьной дисциплины и заядлом двоечнике. Ведь недисциплинированно часто ведут себя активные, инициативные и самостоятельные ребята, склонные к лидерству. Низкую же успеваемость проявляют зачастую либо те, кто имеет развитые интересы вне школы, либо те, у которых плохо организовано обучение.

Когда родитель видит дружелюбные глаза учителя и чувствует, что тот по-настоящему заботится о благополучии его ребенка, он перестает прибегать к "психологической защите" и готов к сотрудничеству.

Поэтому: верьте в силу воспитания, не отказывайте ребенку в вашем заботливом профессиональном внимании, доверяйте ему, любите его! Мы вместе против проблемы, а не против друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Этика общения в семье"

Блок "Семьеведение". ОЗОЖ. 9 класс...

Презентация по теме "Этика общения учителя с учащимися"

Это материал о правильном отношении учителя и учащегося, чего сегодня так не хватает в нашем обществе....

Этика общения с родителями

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями»....

Семинар - практикум для педагогов на тему: «Практикум общения педагогов с родителями»

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.Любая с...

Мастер-класс для педагогов и родителей " Большая роскошь и мастерство общения"

Ведущий: Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня мы проведем для Вас мастер-класс, который будет посвящён развитию коммуникативных навыков. Для начала я предлагаю познакомиться! Упражнение «Знак...

Буклет для педагогов "Правила общения педагога с родителями"

Рассмотрены вопросы установления контакта и доверительного отношения между педагогом и родителями....