Методические рекомендации по организации обучения лиц с ОВЗ.
материал

Полуэктова Людмила Николаевна

Методические рекомендации по организации обучения лиц с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации обучения лиц с ОВЗ

 

 

 Настоящие рекомендации разработаны в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ», а также  в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (Приказ № 1598 от 19.12.2014) и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ №1599 от 19.12.2014).  Рекомендации подготовлены в помощь руководителям и педагогическим работникам образовательных учреждений общего назначения и специальных (коррекционных) ОУ, в которых планируется обучение  различных групп детей с ОВЗ.  

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Среди важнейших прав и свобод граждан в современном обществе  важное место занимает право каждого на образование, которое гарантируется основными нормативным актами государства. Статья 43 Конституции Российской Федерации провозглашает право каждого на образование, обязательность, а также гарантию общедоступности и бесплатности основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.  В Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» части 5 статьи 5 «Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации» указано «В целях реализации права каждого человека наобразование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: 1) создаются необходимые условия для получения

2

 

без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальнойстепени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья». При этом образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность». Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ) — это дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. В неё входят дети с различными нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, интеллекта, расстройствами аутистического спектра, множественными нарушениями развития. В связи с этим были разработаны следующие стандарты образования детей с ОВЗ: 1) ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья; 2) ФГОС  образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

3

 

Согласно этим документам в любых ситуациях обучения дети с ОВЗ, получившие рекомендации к обучению по данным ФГОС от психологомедико-педагогической комиссии, могут обучаться по 4 вариантам программ.  Для детей, чьи особенности позволяют им учиться по одной ООП с детьми с сохранным потенциалом развития, рекомендован вариант А с особым подходом к организации только коррекционной работы.  Все остальные варианты предполагают существенную переработку содержания образования, и поэтому  реализуются через разработку АООП (варианты  B, C, D) и программ коррекционной работы.  Категория детей с ОВЗ Варианты  образовательных программ для обучения детей с ОВЗ Глухие дети A, B, C, D Слабослышащие и позднооглохшие дети A, B, C  Слепые дети A, B, C, D Слабовидящие дети A, B, C  Дети с тяжелыми нарушениями речи A, B, C  Дети с нарушениями опорнодвигательного аппарата A, B, C, D  Дети с ЗПР  A, B, C  Дети с УО C, D  Дети с расстройствами аутистического спектра  A, B, C, D  

 

Варианты образовательных программ B, C, D создаются с учетом особых образовательных потребностей обучающихся, и содержат дифференцированные требования к структуре, результатам освоения и условиям их реализации.  

4

 

При любом выборе варианта обучения необходимо следовать целеуказаниям, содержащимся во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ,ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью и методическим рекомендациям по организации обучения этих групп обучающихся, изложенных на официальном сайте http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/ Основным шагом при выборе варианта обучения является обращение в ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию) поскольку, как следует из пункта 1 части 3 ст. 44 Федерального закона № 273-ФЗ, выбор формы получения ребенком основного общего образования и формы обучения осуществляется родителями (законными представителями) с учетом рекомендаций ПМПК. Комиссия  готовит по результатам обследования рекомендации по оказанию детям психолого-медикопедагогической помощи и организации их обучения и воспитания. Обследование детей до окончания ими образовательных организаций, реализующих основные или адаптированные общеобразовательные программы, осуществляется в комиссии по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия родителей (законных представителей). В зависимости от рекомендации комиссии родители (законные представители) могут выбрать один из вариантов образовательных программ разработанных на основе ФГОС для детей с ОВЗ.  В настоящих методических рекомендациях мы остановимся на основных моментах создания условий для обучения всех категорий детей с ОВЗ согласно требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в системах коррекционного образования, в ситуации инклюзивного обучения и в условиях домашнего образования.

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВАРИАНТЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В соответствии с текстом статьи 34 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» обучающийсяимеет право на: «выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обученияпосле получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет» (пункт 1); «предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции» (пункт 2); «перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования» (пункт 15). При этом дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе с согласия

6

 

родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии». Как отмечалось выше, согласно ФГОС НОО для детей с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью существует четыре варианта образовательных Программ – A,B,C,D. Вариант А – уровень развития ребенка близок к возрастной норме. Среда обучения Нормально развивающиеся сверстники. Конечный результат усвоения содержания образования Сопоставим (на момент окончания школы) с результатом образования нормально развивающихся сверстников. Сроки обучения Совпадают со сроками обучения нормально развивающихся детей. Вид программы ООП и программа коррекционной работы и/или индивидуальный план. Требования к структуре ООП устанавливает действующий ФГОС. Требования к Программе коррекционной работы – ФГОС для детей с ОВЗ.

 

Вариант В – на начало обучения ребенка очевидны задержки развития. Среда обучения Сверстники со сходными проблемами развития в условиях специальной или общеобразовательной школы  Конечный результат усвоения содержания образования Сопоставим с результатом образования нормально развивающихся сверстников Сроки обучения Пролонгированы.  Вид программы Адаптированные образовательные программы ФГОС  для детей с ОВЗ задает единую структуру АООП, образовательные области и компоненты жизненной и академической компетенции.

 

7

 

Вариант С – выраженные нарушения развития. Среда обучения Совместно с другими обучающимися и в отдельных классах, образовательных организациях. Конечный результат усвоения содержания образования Образование по конечному результату несопоставимо  с образованием нормально развивающихся сверстников. Сроки обучения Пролонгированы.  Вид программы Адаптированные образовательные программы ФГОС  для детей с ОВЗ задает единую структуру АООП, образовательные области и компоненты жизненной и академической компетенции.           Вариант D – значительные, комплексные нарушения развития. Среда обучения Совместно с другими обучающимися и в отдельных классах, образовательных организациях, в условиях семейного воспитания Конечный результат усвоения содержания образования Уровень образования ориентирован на индивидуальные возможности обучающегося. Сроки обучения Пролонгированы.  Вид программы Индивидуальные специальные образовательные программы. ФГОС  для детей с ОВЗ задает структуру АООП на основе индивидуального плана, образовательные области и компоненты жизненной и академической компетенции. Программа может быть только индивидуальной.

 

Согласно закону об образовании дети с ОВЗ, опираясь на рекомендации ПМПК и выбор родителей, могут обучаться в  условиях:

8

 

 специального (коррекционного) образования;  инклюзивного образования детей с ОВЗ (в массовой школе в одном классе с нормальными детьми);  в классах коррекционно-развивающего обучения при массовых школах;  в системе надомного обучения  при массовых и специальных школах;  в условиях домашнего (семейного) образования.  Все системы обучения ориентируются в создании кадровых, материальных и содержательных условий на ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и на ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью.  Рассмотрим каждую из групп условий, создание которых необходимо для удовлетворения образовательных потребностей детей с ОВЗ, отдельно. Параллельно отметим, что детально данные вопросы рассмотрены в текстах ФГОС и Методических рекомендациях представленных на официальном сайте   http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/. ФГОС для разных групп обучающихся с ограниченными возможности здоровья формулирует дифференцированные требования к кадровому обеспечению реализации четырех вариантов образовательных Программ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации по организации домашнего обучения

рекомендации предназначены для заместителя директора курирующего домашнее обучение и для учителей ведущих данное обучение...

Методические рекомендации по организации обучения географии с широким привлечением краеведческого материала.

Методические рекомендации по организации обучения географии с широким привлечением краеведческого материала в виед экскурсионной деятельности. КАРСТОВЫЕ ЛАНДШАФТЫ И ИХ МЕСТО В ШКОЛЬНОМ КУРС...

Методические рекомендации по организации дифференцированного обучения слабовидящих учащихся

Наличие, с одной стороны, сложного характера патологических, психологических, физических особенностей детей с тяжёлыми нарушениями зрения, а с другой стороны, необходимость достижения уровня усвоения ...

Методические рекомендации по организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий

*Дистанционное обучение как новая форма обучения *Причины актуальности дистанционного вида обучения *Основные направления (модели) внедрения электронного дистанционного обучения в систему общего обр...

Методические рекомендации по организации обучения с применением дистанционных технологий

В рекомендациях отражена специфика работы педагога дополнительного образования с учащимися на платформе Вконтакте и даны ссылки на полезные ресурсы для создания видеороликов, презентаций, буклетов и р...

Статья "Методические рекомендации по организации обучения студентов специальности 53.02.01 Музыкальное образование с нарушением зрения на практических занятиях по междисциплинарному курсу "Основы дирижерской техники""

Статья из сборника НСГК под общей редакцией Н.П. Коробовой "Актуальные вопросы обшего и профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченеными возможностями здоровья", Нижневартовск....

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения «Формы дистанционного обучения английскому языку»

Дистанционное обучение - это взаимодействие учителя и учащихся на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) ...