Доклад - "Исследовательский метод обучения на уроках географии"
учебно-методический материал

Дроздова Зинаида Владимировна

Выступление на ШМО учителей естественно - географического цикла

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskiy_metod_obucheniya.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский метод обучения на уроках географии

В условиях современного развивающегося общества все большее значение приобретает формирование исторически нового типа личности, обладающей духовной, нравственной, интеллектуальной и методологической культурой, нестандартным мышлением, устойчивой системой ценностных ориентаций на познание и самопознание, творческую самореализацию, саморазвитие. Такой социальный заказ ведет к гуманизации образования, которую на теоретическом уровне можно рассматривать как творческую интеграцию личностно ориентированного, исследовательского и культурологического подходов. Лишь в этом качестве образование может обеспечивать переход к новому типу цивилизации - цивилизации интеллекта, творчества и культуры, являясь предпосылкой развития общества, признающего самоценность образованной, культурной, творческой, а значит, конкурентоспособной личности - как важнейшего национального достояния.

По данным ЮНЕСКО, девять десятых ученых всех времен и народов, совершивших важные открытия, - жители двадцатого столетия. Предшествующие тысячелетия, вся многовековая история человечества - от Аристотеля до Сеченова - дала лишь одну десятую великих первооткрывателей. За последние пятнадцать лет сделано столько же научных открытий, сколько за всю предшествующую историю науки! Количество изобретений и открытий удваивается каждые десять лет. Школьникам начала XXI века предстоит совершить еще более удивительные открытия.

В настоящее время исследовательский метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. В основу его положен собственный творческий, исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний, преподносимых педагогом.

Исследовательская практика ребенка - это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. В его фундаменте - исследовательское поведение. Оно позволяет трансформировать обучение в самообучение, запускает механизм саморазвития.

С целью определения результативности учебно-исследовательской деятельности школьников автором систематически оценивается мотивация учеников к приобретению знаний (автор методики Е. П. Ильин), а также проводится «Изучение познавательной потребности» (по методике В. С. Юркевича). Результаты свидетельствует, что уже к седьмому классу мои ученики приобретают желание и навык задавать вопросы, решать задачи на сообразительность, много читать дополнительной литературы. По оценкам психолога, в девятом классе 76 % моих учеников показывают выраженную познавательную потребность в изучении географии. Ребята проявляют желание работать не только на уроках, но и во внеурочное время.

Применение на уроках географии (начиная с шестого класса) основ исследовательского обучения позволяет развивать у учащихся следующие умения и навыки: наблюдать (измерять, фиксировать) знакомые и незнакомые явления природы, «считывать» географическую информацию, сравнивать собственные наблюдения с другими источниками информации, пользоваться измерительными приборами, находить необходимую информацию в различных источниках, описывать и составлять карты, объяснять, систематизировать, классифицировать, устанавливать связи между различными факторами и явлениями, формировать предложения к более эффективному решению задач, прогнозировать, уметь формулировать гипотезу и т. д. Развиваются коммуникативные навыки. Систематическая работа позволяет развить в учениках такие приемы умственной деятельности как анализ и синтез, абстрагирование и конкретизацию, сравнение и обобщение, владение формами географического прогнозирования, моделирования, аргументации, доказательности.

Главным результатом систематической работы являются успехи школьников в основной учебной деятельности (рост качественной успеваемости), а также победы моих учеников на олимпиадах и научно-практических конференциях разных уровней.

И все-таки на всех этапах исследовательского обучения, основной ожидаемый результат - развитие психики ребенка. Речь идет как об интеллектуальном и творческом развитии, так и развитии психосоциальной сферы школьника. Этот результат не так нагляден, как бы нам хотелось, а потому всегда возникает соблазн подменить его другим, важным, но все же второстепенным результатом. Для педагога главный результат не просто детально проработанная тема, подготовленное ребенком сообщение. Педагогический результат - это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, это новые особенности психики ребенка, отличающие истинного творца от простого исполнителя.