Исследовательский метод обучения на уроках математики
методическая разработка по теме

Кузьмина Любовь Юрьевна

Исследовательская работа - одна из форм постановки и решения проблемной задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskiy_metod.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский метод обучения на уроках математики

   Современные изменения, происходящие в обществе, требуют от каждого выпускника школы новых качеств. Прежде всего, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Задачи по формированию этих качеств возлагаются в первую очередь на школу. В течение последних лет в процессе реформирования системы образования все более распространяются инновационные методы обучения и педагогические технологии, направленные на развитие творческой, инициативной личности.

  Положены новые принципы, дающие возможность обучающимся достичь следующих результатов в направлении личностного развития: инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Выпускник школы должен проявить гибкость мышления, способность нешаблонно решать разнообразные практические и теоретические задачи, обладать высоким уровнем развития логического мышления.

 Это требует широкого введения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, способных не только снизить учебные перегрузки учеников, но и дать им навык самообразования на основе знания о системе наук.

 К таким технологиям может быть отнесена и технология исследовательской деятельности школьников. Когда учащиеся ставятся в ситуацию “первооткрывателей”, добывающих новые для них научные знания. Это возможно при такой организации учебного процесса, при котором для школьников создаются педагогические ситуации, требующие от них активного интеллектуально поиска, всесторонней логической оценки учебных задач, принятия обоснованного и взвешенного решения.

 Исследовательская деятельность выступает как форма организации учебного процесса, направленная на получение новых знаний. Прежде всего, конечно, речь идет о том, что при включении исследовательской деятельности в урок развиваются исследовательские способности всех учащихся, у них формируется исследовательская компетентность.

 Учителем ставится исследовательская задача. Характеризуется она тем, что содержание учебного материала усваивается учащимся в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций. Этот метод предполагает использование цепи последовательных приемов:

  • создание проблемной ситуации;
  • организация коллективного обсуждения возможных подходов к ее разрешению;
  • выбор рационального способа решения проблемы;
  • обобщение полученных результатов;
  • формирование выводов.

 Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. К ней учащихся необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы “не мыслям надобно учить, а учить мыслить”.

 Исследование может быть организованно на всех этапах обучения. Учитель выступает как организатор формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которой у учащихся формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции.

  Традиционный урок – учебная ситуация, где учитель даёт знания, формирует умения и навыки. Учитель – как выразитель, «транслятор», который должен внедрить знания, добиться усвоения и безоговорочного принятия и использования их.  Исследовательская работа на уроке не просто создаёт педагогом благожелательную, творческую обстановку, а постоянно обращается к субъективному опыту ребёнка.

    Если на традиционном уроке учитель основное внимание уделяет фронтальным методам работы. При применении исследовательской деятельности: учитель – координатор, организатор самостоятельной работы.

 При  реализации исследовательского метода у обучающихся формируются такие элементы творческой деятельности, как: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; выявление новой функции и структуры объекта; самостоятельное комбинирование из известных способов деятельности нового; альтернативный подход к поиску решения проблемы. Указанные процедуры творческой деятельности проявляются при решении задач, предполагающих поиск нестереотипного способа решения.

Сравним структуру типовой и проблемной задачи.

Типовая задача

Проблемная задача

Условие содержит всю необходимую для решения задачи информацию об исходных данных и о том, что требуется получить в результате.

  • Условие задачи вызывает необходимость в получении такого результата, при котором возникает познавательная потребность в новой информации или способе действия.
  • Наличие неизвестного.

Существует чёткий алгоритм решения задач.

Типового решения не существует или оно неизвестно ученику.

Наличие у ученика знаний, позволяющих классифицировать задачу (отнести её к тому или иному конкретному виду типовых задач, и реализовать алгоритм её решения).

Наличие у ученика возможностей (ресурсов) для выполнения задания, анализа действий для открытия неизвестного («надо открывать неизвестное и я это могу»).

Ученик исполняет роль машины (решает задачу «заложенной в него» программы)

Ученик проявляется как личность, его действия зависят в первую очередь от его мотивов, способностей.

     Исследовательский метод способствует достижению оптимальных результатов обучения при построении в рамках учебного предмета системы задач, при пропедевтической подготовке к их решению, обеспечении психологического климата, благоприятствующего творчеству. Однако исследовательский метод не охватывает весь процесс обучения. Обучающийся не может и не должен усваивать весь объём знаний только путём личного исследования и открытия, новых для себя законов, правил и т. д., поскольку самостоятельное исследование требует больше времени, чем восприятие объяснения педагога или материала учебника. Для практической реализации исследовательского метода в обучении должна быть разработана система задач, которая должна включать основные типы проблем, обусловленных содержанием учебного предмета, курса.  Система задач должна включать важные и доступные для обучающихся методы науки и рационализаторской деятельности. При затруднениях в выполнении исследовательских заданий обучающимся оказывается помощь, но так, чтобы проблемность задачи сохранялась. Например, введением дополнительных данных сужают поле поиска решения, дают сходную, но более лёгкую задачу, членят трудную задачу на 2-3 подзадачи и т. д. Все подобные виды помощи в решении задач преобразуют исследовательский метод в эвристический метод (частично-поисковый). Самостоятельное решение задач предполагает формирование у обучающихся таких поисковых навыков, как соотнесение данных условия задачи и каждого шага поиска между собой и с вопросом задачи, доказательность каждого суждения и операции, проверка полноты и достаточности доказательства и решения, соотнесение результата решения с вопросом задачи. Важную роль в применении исследовательского метода играет индивидуализация обучения путём регулирования сложности и типов задач.

Исследовательский метод не является универсальным методом обучения. В младших и средних классах школы в деятельность учащихся могут включаться лишь отдельные элементы исследований. Это является подготовкой для применения в старших классах исследовательского метода в более развитой и сложной форме. Но и на этом этапе обучения этот метод может применяться лишь для изучения отдельных тем, вопросов. Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, управляемых учителем, их самостоятельной познавательной деятельности, необходимо организовать эти поиски, развивать познавательную деятельность учащихся, что, несомненно, более сложно и требует методической подготовки более высокого уровня, чем объяснение изложенного в школьном учебнике материала и требование его заучивания учащимися.

Таким образом, привлечение учащихся к исследовательской деятельности позволяет вооружить их методами познания, сформировать познавательную самостоятельность, в результате чего ученики, получая новые знания и овладевая конкретными умениями, учатся оценивать себя, осмысливать мир и себя в этом мире.

Литература.

  1. Андреева Н.Д. Методические и теоретические основы формирования биологического образования на старшей ступени общеобразовательной школы. Естественное образование, теория, методика, 2005 г.
  2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе,-М; Просвещение, 1985 г.
  3. Бутузов И. Д. Учителю о современном учебном процессе. Новгород, 1984 г.
  4. Зимняя И.А. Педагогическая психология; учебник для ВУЗов. М., издательская корпорация “Логос”, 1999 г.
  5. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 4. Научно-практическое пособие для учителей, методистов, ИПК. Ростов на Дону. “Учитель”, 2007 г.
  6. Никишина Е.В. Организация самостоятельной учебно-исследовательской деятельности в разделе “Человек и его здоровье”. Гуманитарные технологии в биологическом и экологическом образовании”., 2007 г.
  7. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростков в пространство культуры. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Под ред. А.С.Обухова, М., 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский метод обучения на уроке физики

Методическая разработка содержит цель исследовательского метода обучения, рекомендации по его применению, листы -задания и самоподготовки по теме "Действие жидкости на погруженное в нее тело." Система...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ ФИЗИКЕ

Важнейшая проблема, волнующая всех учителей, перед образованием на всех его звеньях стоит задача существенного повышения качества и эффективности урока. Снижение уровня знаний учащихся в значительной ...

Исследовательский метод обучения на уроках биологии и экологии

Основная деятельность  на первом этапе принадлежит учителю, я являюсь помощником, соратником в поисках истины, приобщаю учеников к предмету.Второй этап является продолжением первого. Только на эт...

Метапредметные связи и исследовательский метод обучения на уроках истории в рамках ФГОС второго поколения

Статья описывает использование образовательной технологии фокус-групп...

Доклад - "Исследовательский метод обучения на уроках географии"

Выступление на ШМО учителей естественно - географического цикла...