Доклад "Использование мнемотехники в работе с детьми с ТНР"
методическая разработка

Пшеничная Ольга Николаевна

Приёмы мнемотехники помогают  в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи. С их помощью дошколятам легче составлять предложения, пересказывать небольшие тексты, заучивать стихи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ispolzovanie_mnemotehniki.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Использование мнемотехники

 в развитии речи

детей с ТНР

Подготовила учитель-логопед

Пшеничная Ольга Николаевна

        Кантемировка, 2018

         Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

         Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании одного из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. У детей важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы и схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники.

       «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету", - писал К. Д. Ушинский.

Приёмы мнемотехники в своей работе применяют многие известные педагоги, только каждый называет их по-своему. У Воробьёвой В. К. это сенсорно-графические схемы, у Ткаченко Т. А. – предметно-схематические модели, у Глухова В. П. – блоки-квадраты, у Большевой Т. В. – коллаж, у Ефименковой Л. Н. – схема составления рассказа.

        Одна из самых многочисленных категорий детей, посещающих логопедические группы, и наш Центр в том числе, – это дети с заключением ОНР (ТНР).  Такие дети плохо усваивают навыки словоизменения и словообразования, словарный запас у них отстает от нормы как по качественным, так и по количественным показателям, страдает связная речь. Зачастую она малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая без специального обучения имеет тенденцию к снижению, что в свою очередь накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. При относительно сохранной смысловой и логической памяти у детей снижена слухоречевая память, страдает процесс запоминания. Дети забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Нарушения слухоречевой памяти обусловлены расстройствами произвольного внимания, недостаточной его устойчивостью и ограниченными возможностями его распределения; расстройствами восприятия речевой информации, что, в свою очередь, связано с неврологической симптоматикой. Успешность обучения таких детей во многом зависит от уровня овладения ими связной речью.

         В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Объём зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ТНР практически не отличаются от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания. При развитии речи таких детей вполне обосновано использование мнемотехники.

         У детей с речевой патологией мы можем развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники. Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает текста. Приём символизации — это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например в стихах. Особенность методики — применение не изображения предметов, а символов. Она значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Мнемотехника помогает развивать: ‒ ассоциативное мышление ‒ зрительную и слуховую память ‒ зрительное и слуховое внимание ‒ воображение

       Мнемотехнику можно использовать в работе с детьми от младшего до старшего дошкольного возраста. Работа происходит в несколько этапов. Первый  этап  - это знакомство с символами (работа с мнемоквадратами).

Второй этап – чтение простых схем из 2-4 символов (мнемодорожки). Третий этап – работа с мнемотаблицами.

       На этапе знакомства с мнемоквадратом, (символом) мы предлагаем детям картинки, понятные для их восприятия, которые постепенно заменяем их схемами, контурными изображениями предметов. Старшие дошкольники с удовольствием включаются в работу над поиском символов к определенным словам. В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет (елочка – зеленый треугольник, мышь – серый круг). На последующих этапах дети выбирают заместители без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики: злой, добрый, трусливый и т. п. Для младших детей мы используем цветные и яркие схемы, в дальнейшем схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

        Второй этап можно назвать работой с мнемодорожками. То есть с простыми схемами из 2-4 символов, обозначающими простые предложения из 2-4 слов без предлогов и союзов.  Дети учатся «читать» их. Например: при описании предметов предлагаются детям символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот прием хорошо подходит для работы  по описанию предметов, для работы над загадками.

При заучивании стихов можно выкладывать мнемодорожки из мнемоквадратов. На более позднем этапе дети сами рисуют образы для кодирования стихотворения.

       На третьем этапе начинается работа с мнемотаблицами.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Работа по мнемотаблицам состоит из трех этапов:

  1.  Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  2.  Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
  3. После перекодирования идет пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью педагога, в старших – самостоятельно.

Глядя на схемы, ребенок может легко воспроизвести текстовую информацию.

Мнемотаблицы могут быть:

  1. »Предметные (таблицы, в которых изображены определенные предметы/персонажи).
  2. Предметно-схематические (таблицы, в которых есть определенные предметы/персонажи, а также схематическое изображение предметов/персонажей).
  3. Схематические (таблицы, в которых предметы/персонажи изображены схематически).

Запоминание и воспроизведение признаков предмета происходит в нарастающем порядке (цвет, форма, величина, количество, пространственное расположение объектов и их частей).

  • Установление связей между предметами на картинке (если они объединены в сюжет, то воспринимаются целостно и воспроизводятся точно).
  • Связь запоминаемого материала с личным опытом ребенка (незнакомую информацию дети уподобляют знакомой и воспроизводят неполно и неточно, называя только знакомые элементы).
  • Побуждение ребенка к речевой и мыслительной активности (перечисление объектов вслух увеличивает объем воспроизведения, установление связей – повышает точность).

       В результате использования мнемотаблиц у детей расширяется круг знаний; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость.

        Использование мнемотехники полезно при разучивании стихотворений. Подбираем «рисуемое» стихотворение, кодируем его при помощи символов, выразительно читаем и по ходу чтения изображаем текст, затем вместе с детьми повторяем стихотворение с опорой на таблицу. После этого дети по памяти, используя графическое изображение, сами воспроизводят стихотворение. Сначала педагог предлагает готовый план (схему), а по мере обучения дети создают свои схемы.

           Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию  речи  позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Мнемосхемы очень эффективны при развитии речевого творчества детей. Они способствуют обогащению словарного запаса, удобны при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании загадок и  заучивании стихов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Описание приемов работы с мнемотаблицами на занятиях по развитию связной речи с целью совершенствования монологической речи у дошкольников. Раскрываются основные понятия мнемотехники....

Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Презентация "Использование  приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми дошкольного возраста", представленная на конкурс "Педагог года 2015"...

Мнемотехника (искусство запоминания) в работе с детьми с ФФН.

Опыт работы по использованию мнемотехники...

«Использование приемов мнемотехники в работе с детьми ОВЗ»

Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования искусственных ассоциаций....

"Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР"

Методическая разработка из опыта работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (онр).Может быть интересна воспитателям как логопедических групп, так и восп...

Использование мнемотехники в работе с детьми с ОВЗ.

Используемые приёмы мнемотехники с детьми разного возраста....

Мнемотехника в логопедической работе с детьми с ОВЗ

Презентация материала по применению приёмов мнемотехники в работе логопеда с детьми с ОВЗ...