Культурно-образовательное пространство музея как образовательный ресурс для системы СПО.
статья (11 класс)

Козловских Екатерина Валерьевна
В работе рассматривается  актуальность социокультурных функций музея в образовательном процессе ссуза и обогащение его образовательной среды посредствам активного взаимодействия с ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzey_kak_obrazovatelnaya_sreda.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Культурно-образовательное пространство музея как образовательный ресурс для системы СПО.

Ключевые слова: образовательные возможности музея, образовательный процесс ссуза, музейная педагогика, культурно-образовательное пространство музея, компоненты музейного пространства, культурно-образовательное музее, активные формы обучения, педагогика высшей школы, интеграционные процессы образования.

Современная культурная и образовательная политика российского государства ориентирована на духовное возрождение общества, ее важной составляющей является тенденция гуманизации и гуманитаризации образования. Актуальными становятся вопросы целенаправленного воспитания культурной личности, обладающей не только определенным уровнем знаний, но и освоившей культурные формы, нормы, ценности и социальный опыт поколений.

Музей как символ культуры и как образовательное учреждение играет важную роль в воспитании молодых людей. Имея своей целью сохранение и трансляцию материальных свидетельств опыта творческой деятельности, культурных эталонов, музей, создав уникальное художественно-временное пространство, «погружает» воспитуемого в культуру прошлого. При грамотном использовании своего потенциала музеям удается сохранять актуальность для современности, они становятся источником образования, развития и творческого подхода к будущему. Находясь в этом уникальном пространстве, можно не только испытать эмоциональный подъем, но и, прикоснувшись к минувшим эпохам, почувствовать свое место в культурном потоке, чего не могут дать другие образовательные институты. Музейные предметы могут оказывать разнообразное воздействие на личность, а именно, удивлять, устрашать, заинтересовывать, веселить, вызывать сочувствие, познавательный интерес, желания, например, сохранить, запомнить и т. д.

Таким образом, налицо их воспитательный потенциал, который может быть использован педагогом в образовательном процессе.

Музеи играют важную и значительную роль в формировании личности. Это находит свое выражение в следующем:

- во-первых, они, являясь центром хранения историко-культурного наследия, способствуют формированию у подрастающего поколения интереса и любви к национальной истории, литературе, искусству, чувства общности, эмоционального тяготения к своей этнокультурной, социальной и религиозной среде, ее обычаям, взглядам, традициям;

- во-вторых, они содействуют профилактике и преодолению духовного кризиса общества, сохраняя и транслируя в форме музейных предметов духовное наследие общества;

- в-третьих, они выводят индивид из жестких границ социума в мир общечеловеческих ценностей, в мир культуры, и способствуют эстетическому развитию населения;

- в-четвертых, образовательная среда музея не только расширяет кругозор и дает определенные знания молодежи, но и является местом, где создаются условия для самообучения и саморазвития личности, способствуя формированию убеждений и личного опыта в отношении истории и культуры.

Формирование культурного опыта общества происходит через участие в социальных процессах; требует осознанных усилий, специально организованной деятельности, а Музей - идеальная среда.

В этой связи неслучайно известный отечественный педагог С.Т.Шацкий, определяя место культуры в социальном становлении детей и подростков, отводил музею важную роль. В частности, выявляя недостатки условий детской жизни, которые вытекают из неблагоприятных условий жизни города, большое значение уделял культурно-воспитательной работе с ними. Он исходил из того, что на формирование личности ребенка влияют две силы. Первая - это сила культуры, находящая свое выражение в школах, картинных галереях, театрах, концертах. Вторая - это сила невежества, необразованности, темноты, тормозящая работу первой и, в противоположность ей, действующая всюду, днем и ночью. Изолировать ребенка от «уродливых проявлений общества», привить ко «всему хорошему, что может дать культурная жизнь», С.Т.Шацкий считает, может труд, детское творчество, созидающая деятельность и соответствующая среда. Однако, мало дать ребенку работу, нужно знакомить с прошлым трудом людей. А более глубокое соприкосновение и связь с прошлым и настоящим дает посещение музеев и картинных галерей. Следовательно, для С.Т.Шацкого музеи играют, прежде всего «огромное общеобразовательное значение».


Успешность процесса формирования музейной культуры, культурного опыта в социально-культурной среде музея, предполагает специально организованную деятельность. Это использование наряду с традиционными различных форм, методов работы с музейной аудиторией (экскурсии, лекции, музейные занятия, праздники, встречи с интересными людьми и т.д.). Традиционно рассматриваемая как форма, дополняющая обучение подрастающего поколения, экскурсия, тем не менее, является наиболее эффективным средством социокультурного становления личности, способствуя социальному воспитанию. Но, тогда экскурсия должна быть организована как событие, а ее главная цель - социально-педагогическая, предполагающая формирование социальной компетентности, нравственного саморазвития. Так, поскольку значительная часть экскурсии строится на объяснение и показе, то важно активное включение в этот процесс участников экскурсии, чтобы она не превратилась в лекцию или бессознательное созерцание. Немаловажно, чтобы появилась собственная оценка события или явления на основе уже сформированных ценностных ориентации, убеждений. В этом поможет специально подготовленный музейный педагог, который не только информирован о содержание экспозиции, но способен наладить диалог в пространстве музея, заставить активно участвовать в восприятие, анализировать, делать личный выбор, собственно этим он и отличается от экскурсовода. Рассматривая экскурсию как форму воспитания,  выделим несколько характеризующих ее функций:

- Социально-информационную, включающую те изменения в социальной грамотности, которые происходят у подростков после участия в экскурсии;

- Социально-мобильную, отражающую изменения в уровне готовности подростков к социальному выбору;

- Социально-коррекционную, отражающую изменения в готовности подростков к самосовершенствованию в отношениях с окружающими.

В-четвертых, музейная культура предполагает воспитание ряда важных качеств личности музейными средствами:

- Развитие нравственной культуры;

- Воспитание исторического и национального самосознания;

- Формирование эстетической культуры (художественное воспитание);

- Становление духовности личности.

Интересной стала и практика проведения интерактивных форм экскурсионной деятельности (виртуальные экскурсии).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально - педагогический проект « Построение целостного культурно - образовательного пространства школы на основе казачьей этнокультуры

Программа развития  общего и дополнительного образования на основе историко-культурных традиций казачества на 2011-2014 гг. Данная программа  рассматривает развитие общего и ...

Влияние культурно-образовательного пространства гимназии на повышение культурного уровня выпускника.

Культурно-образовательное пространства гимназии обогощает духовный мир школьников. Нельзя не отметить высокой роли географии в эстетическом воспитании учащихся: в формировании восприятия прекрасного...

физическое воспитание в формировании культурно-образовательного пространства общеобразовательной школы

Образование все более начинает осознаваться как сложный культурный процесс, как личностно-ориентированная культурная деятельность. Система образования рассматривается как система условий для личностно...

Моделирование культурно- образовательного пространства развития сельского школьника

Красной  нитью в моей статье   проходит мысль,  что  сама жизнь  диктует выработку  нетрадиционных методов и форм  взаимодействия учителей, родителей и детей.На уров...

Использование музейного пространства и реализация культурно-образовательных программ музеев во внеурочной деятельности учащихся с ОВЗ

Статья содержит информацию о современных музеях г. Санкт-Петербурга, способах использования музейного пространства школьников с ОВЗ. Практическая часть статьи содержит методическую разработку и матери...