Влияние культурно-образовательного пространства гимназии на повышение культурного уровня выпускника.
статья по географии (11 класс) по теме

Яшина Татьяна Ивановна
Культурно-образовательное пространства гимназии обогощает духовный мир школьников. Нельзя не отметить
высокой роли географии в эстетическом воспитании  учащихся: в формировании восприятия прекрасного
 и развитии творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kulturologicheskiy_printsip_obucheniya_geografii.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние культурно-образовательного пространства гимназии на повышение культурного уровня выпускников.

 Из опыта работы учителя географии высшей категории

Гимназии № 65 г. Ульяновска

Яшиной Татьяны Ивановны.

Во главу угла современного образования должны ставиться интересы каждого конкретного человека, личности. Задача школы – обеспечить такие условия учебно-воспитательного процесса, чтобы выпускник школы мог стать самостоятельным субъектом общественной жизни, способного принимать осознанные решения по многогранным жизненным вопросам. Важная роль в такого рода подготовке гармоничной личности принадлежит культурологии.

Многокультурное образование начинается с учителя, оно зависит от его понимания мира прекрасного и умения донести чувства, переживания, понимания мира ребенка, отличной самооценки. Оно требует от учителя осознания того, что каждый ученик является уникальным продуктом многих культур, центром их пересечения. Он должен быть чувствительным к культурным характеристикам своих учеников.

Включение культурологических сюжетов во все существующие школьные предметы более эффективно решают задачи повышения культурного уровня личности, нежели изучения отдельного предмета – культурология. Так считает И. Бестужев-Лада. А В.С. Преображенский подчеркивал уникальные возможности географии: «В этом предмете с особой силой развиваются совместно и образное восприятие и логическое мышление».

География – предмет, который формирует культуру поведения, экологическую культуру, физическую и, конечно, географическую, политическую, духовную и музыкальную.

Наиболее благодатные темы «Население России и мира». Раздел охватывает изучение народных промыслов, обычаев, традиций, религий, архитектуры. Неподдельный интерес вызывает изучение топонимики, способствуя расширению кругозора учащихся. Региональный компонент способствует формированию чувства патриотизма, гордости за свой край, за свой народ.

На семинарах в 9-х и 10-х классах есть возможность уделить культуре народов больше внимания. Совершаем путешествия по «Золотому кольцу России», знакомясь с уникальными объектами материальной и духовной культуры Российских народов. Знание культурных объектов, их истории побуждают мысль о сохранении уникумов для будущих поколений. Сейчас же актуально звучит высказывание, что «для непрерывного роста национальной культуры каждый народ должен оберегать её корни в первоначальной природе. Ни музеи, ни книги не могут заменить национального музея свободной природы». Познание ценности природы, как великого вдохновителя на создание прекрасного, продолжаю в 10-х классах при изучении зарубежных стран. Выполняя групповые задания при решении географических задач, учащиеся разрабатывают туристические маршруты самых разных направлений:

- деловые маршруты

- научные

- религиозные

- общекультурные

- оздоровительные

Это повышает культурный уровень, активизирует мыслительную деятельность, а также заставляет более глубоко познать традиции, обычаи народов изучаемой страны.

Главная задача учителя – заинтересовать учеников своим предметом, заинтересовать настолько, чтобы они сами захотели изучить нужный материал. А это возможно, только если выработан устойчивый интерес к предмету.

Поддерживать интерес можно используя разнообразные способы передачи знаний. Я часто использую отрывки из художественных произведений, которые ярко описывают условия жизни, быта людей разных стран, природу и природные явления. Неоднократная волна миграций разбросала русских по миру. Многие  россияне жили и творили за рубежом. Я пытаюсь дать представление о культуре других народов их глазами. Изучение стран Азии обязательно связываю с жизнью И. Бродского в Турции. Он много писал о схожем менталитете русских и турок.

Писатель и дипломат Константин Леонтьев (1831-1891 гг.) поражался близостью взглядов русских и турок на мироустройство, и в то же время теплотой, неожиданной добротой в, казалось бы, формальном общении.

Художественные образы формируют географические представления о природе, жизни, хозяйственной деятельности людей.

Волей судьбы русский и американский поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе Иосиф Бродский (1940-1996 гг.) посвятил Стамбулу одно из лучших эссе - «Путешествие в Стамбул». Стамбул оказался для великого поэта, наряду с Венецией и Петербургом, тем городом, в котором он смог почувствовать дух места.

Изучая Италию, невозможно не упомянуть Бориса Пастернака:

Я был разбужен спозаранку

Щелчком оконного стекла

Размокшей каменной баранкой

В воде Венеция плыла

Или

«… Боже ты мой, господи! Вечером с

непривычки можно умереть. Едешь ты на гондоле…

Тепло, тихо, звезды… Лошадей в Венеции нет,

и потому тишина здесь,

как в поле. Русскому человеку бедному и

приниженному здесь, в мире красоты,

богатства и свободы, не трудно сойти

с ума…»

                                                                                 Антон Чехов

Как не сказать, что старые венецианские гостиницы помнят Чайковского (утверждают, что именно там он написал Четвертую симфонию), влюбленную пару Анну Ахматову и Николая Гумилева, Ивана Бунина, Владимира Ходасевича, Осипа Мандельштама.

Особый разговор о русских во Франции.

Культурологические знания носят междисциплинарный характер. Я остановилась лишь на некоторых моментах культурологического аспекта в географии, в которых отражено влияние природы на творчество выдающихся литераторов, музыкантов, художников. Я решаю сразу несколько задач.  Упоминая о литературных произведениях, обращаю внимание на описание природы, быта населения, обычаев и традиций, природных явлений. Заставляю посмотреть на окружающий мир глазами великих людей, прославивших Россию, создавших мощный культурный пласт. Соприкасаясь с прекрасным, человек непроизвольно обогащает свой духовный мир.

На своих уроках я широко использую репродукции картин великих художников, где запечатлены уголки природы. Неизгладимый след в душе ребенка оставляет прослушивание фонограмм: морского прибоя, пение птиц в лесу и т.д.

Музыка, слово, краски пробуждают у детей яркие представления, развивают их творческие способности и духовные силы. Дети сочиняют стихи и пишут прекрасные домашние сочинения по теме «Времена года» (6 класс).

Особая роль в формировании высокого уровня культуры принадлежит среде, в которой находится ученик. Наша гимназия располагает богатым культурно-образовательным пространством : высоко  художественное оформление  холла, прекрасный актовый зал,4 музея и конечно, традиции гимназии- все это направленно на реализацию программ, совершенствующих культурный уровень наших выпускников

Неотъемлемой частью изучения географии является посещение музея – краеведческого, художественного, этнографического. К посещению музея необходимо подготовить учащихся, чтобы они смогли воспринять язык музея, понять скрытый смысл окружающих вещей. В нашей школе можно успешно реализовывать культурологические задачи через имеющиеся музеи и лектории. Неизгладимые впечатления оставляет в душе детей посещение музея «История школы №65», музей Никаса Сафронова, в котором проходят встречи с известным художником, проходят беседы об искусстве, встречи с интересными людьми, музей «Народной тряпичной куклы».

Культура и география – неотъемлемые части формирования творческой личности. При правильной организации уроков, где переплетены музыка и краски, слово и игра становятся источником эстетического наслаждения красотой природы – в душах детей рождаются прекрасные порывы к творчеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план повышения профессионального уровня за межаттестационный период учителя татарского языка и литературы МБОУ «Гимназия №126» Гилязиевой Альбины Николаевны

В течение межаттестационного периода продолжать внедрять (применять, использовать, апробировать, изучать) современные технологии, методики для организации учебно-познавательной деятельности,...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период учителя истории и обществознания МБОУ «Гимназия пгт Б.Сабы Сабинского муниципального района РТ» Шамсутдиновой Ларисы Икрамовны

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период учителя истории и обществознания МБОУ «Гимназия пгт Б.Сабы Сабинского муниципального района РТ»Шамсутдиновой Ла...

Программа 2017-2022 г.г. "Игримский Клуб "Зелёный Попугай". Развитие коммуникабельности, творческих способностей, воспитание социально-ответственной личности и повышение культурного уровня учащихся через клубную работу"

Программа  2017-2022 г.г. "Игримский Клуб "Зелёный Попугай". Развитие коммуникабельности, творческих способностей, воспитание социально-ответственной личности и повышение культурно...

Диссертация "Гимназия в структуре культурно-воспитательного пространства малого города"

Исследование содержит теоретическое обоснование и описывает практическую реализацию  эффективного функционирования и системного развития воспитательной деятельности гимназии в структуре культурно...

Диссертация "Гимназия в структуре культурно-воспитательного пространства малого города"

Исследование содержит теоретическое обоснование и описывает практическую реализацию  эффективного функционирования и системного развития воспитательной деятельности гимназии в структуре культурно...

Обновление воспитательной системы с ориентацией на создание единого культурно-воспитательного пространства гимназии в малом городе

Для понимания сущности гимназического образования в условиях малого города мы обращаемся к анализу многолетнего  целостного процесса развития воспитательной системы гимназии.Мы исходим из того, ч...