«Формирование познавательных УУД на уроках географии в 5-7 классах».
учебно-методический материал
Выступление на заседании РМО учителей географии и ШМО учителей естественно- географического цикла
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_poznavatelnyh_uud_na_urokah_geografii_v_5.docx | 25.49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование познавательных УУД на уроках географии
в 5-7 классах».
Выступление на заседании РМО учителей географии и ШМО учителей естественно- географического цикла МБОУ СШ №2 г. Демидова
Формирование УУД считается сегодня одним из приоритетных
направлений современного образования. Стандарты, которые действовали в
прежнее время, делали акцент на предметном содержании процесса
обучения. Основой образования был объем навыков, умений, знаний,
который должен освоить ребенок. Современная практика показывает, что
требования, выставляемые к уровню подготовки по конкретным предметам,
не гарантируют успешной социализации обучающегося после завершения
школы. Ключевое значение приобретают надпредметные умения самостоятельно организовывать собственную деятельность
.На процесс развития познавательных УУД при изучении географии влияет ряд условий: содержание знаний, последовательность курсов географии, учебное время, отведенное программой, особенности средств обучения, с которыми работают школьники.
На уроках географии необходимо усложнять характер деятельности учащихся от класса к классу с различными источниками географической информации. Также необходимо усложнение практических работ по ступеням обучения на основе аналитико-синтетической деятельности учащихся, развитие практических умений и навыков, методов обучения, причем усложнение деятельности должно идти на основе этапов познания.
Источники знаний по-разному передают географическую информацию,
что также влияет на формирование познавательных УУД. Поэтому важно
познакомить учащихся с познавательными особенностями каждого источника.
Наибольшее внимание в курсах географии отводится изучению карты – ее сущности, математической основе, условным знакам и другим способам передачи географической информации. Умения читать карту очень разнообразны. К ним относятся умение найти на карте изучаемые объекты и явления, умение развернуто описать их, найти различные, как пространственные, так и причинные связи, умение характеризовать природный или экономический объект, явление.
Основным источником информации для школьников остается
учебник. Специфика работы с учебником географии заключается в
одновременном привлечении обширного методического аппарата учебника
(текст, иллюстрации, статистические таблицы, схемы, диаграммы и т.д.) и
других источников географической информации.
Характерная черта современной методики обучения географии –
широкое использование типовых планов описания или характеристики
природных или социально-экономических объектов и явлений. Чаще всего
типовые планы применяют при чтении карт различного содержания. Однако
такие планы полезны и при работе с текстом учебника, описания содержания
видеофрагментов, картин и т.д.
Также учитель знакомит школьников с другими источниками географической информации: энциклопедии, периодические издания, образовательные сайты Интернет, кинофильмы, статистические материалы, графики, художественная литература и т.д.
Познакомив учащихся с различными источниками географической информации, умение работать с которыми является общеучебными(информационными) познавательными УУД, мы начинаем формировать другие виды познавательных УУД.
Познавательные УУД, кроме общеучебных, включают в себя логические, знаково-символические действия, формулирование и решение проблемы. Для современного ученика крайне важно умение ориентироваться в потоке информации, которую он получает в ходе обучения.
Для эффективного приобретения знаний необходимо переработать и усвоить материал, выполнить поиск недостающих сведений, осмыслить тексты. Обучающийся должен уметь выбирать наиболее результативные методы решения задач с учетом конкретных условий, контролировать и оценивать процесс и итоги своей деятельности, осуществлять рефлексию приемов и обстоятельств действий, а также формулировать, ставить проблемы.
Формирование познавательных УУД на уроках осуществляется путем подбора заданий, для которых правильные результаты решений нельзя найти в готовом виде в учебнике. Вместе с этим в иллюстрациях и текстах присутствуют подсказки, воспользовавшись которыми, обучающийся может верно решить задачу. Сегодня учителю необходима работа по подбору и составлению этих задания, так как с их помощью формулируются и
совершенствуются познавательные УУД.
При регулярном использовании заданий, направленных на формирование познавательных УУД отмечается интенсивный профессиональный рост преподавателя. Такая педагогическая работа обеспечивает формирование у детей способности к совершенствованию и саморазвитию посредством получения нового опыта. Соответственно, налицо прогресс в учебных действиях самих обучающихся. Совершенствование умения получать знания, в свою очередь, выступает в качестве ключевой компетенции ученика в рамках реализации ФГОС.
Далее представлены разработанные типовые задания для
формирования познавательных УУД на уроках географии в 5-7 классах.
Типовые задания для формирования познавательных УУД в 5 классе.
Задание «Сделай открытие»
Обучающимся необходимо подготовить рассказ о великом географическом
открытии от лица первооткрывателя.
Задание «Слушай и будь внимателен!»
Обучающимся предлагается послушать стишки и найти ошибки в них. «Солнце за день устаёт,
На ночь спать оно идёт.
На полянку, за лесок,
Ровно-ровно на восток, (на запад)
Шесть океанов на планете.
Согласны с этим все ли, дети? (Четыре)
Край снегов, морозов, вьюг называем словом юг. (Север)
Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Смысловое чтение
Знаково-символические
Задание «Жизнь на Земле»
Была бы возможна жизнь на Земле, если бы она двигалась по орбите Венеры? Обоснуйте свою точку зрения.
моделирование
географических ситуаций
Логические
Задание «Две карты»
Обучающимся дается задание сравнить две карты и задается вопрос: В чем состоит различие карты составленной Птолемеем и современной картой?
Задание «Помоги найти ответ»
Обучающимся предлагается прочитать текст и ответить на вопрос. Ребята пошли на экскурсию. Неподалеку
стояли одиноко стоящие деревья. По ним они начали определять стороны
горизонта. Вдруг учительница спросила, возможно ли по этим же одиноким деревьям, определить преобладающие направление ветра в данной местности если возможно, то, каким образом?
Сравнение двух карт, выделение общих признаков и различий
Построение логической цепочки рассуждений
Постановка и решение проблем
Задание «Помоги безграмотному»
На слайде показано фото ребят и отдельно стоящего мальчика. Учитель объясняет, что этот мальчик заблудился. У него есть листок, на котором написано, как ему дойти до дома. Но беда в том, что он не умеет читать. Могут ли ребята как то ему помочь?
На листочке написан текст «Сынок, тебе нужно идти прямо по тропинке через лиственный лес, на краю леса ты увидишь небольшое озеро, обойди его и пройди мимо оврага и ты увидишь наш дом. Дети должны предложить пути решения, и попробовать зарисовать содержание этого текста.
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Типовые задания для формирования познавательных УУД в 6 классе.
Задание «Наблюдение за погодой» Обучающимся предлагается провести наблюдение за погодой в течения недели. Данные записывать в дневник. Затем проанализировав данные, выявить какой тип погоды преобладал в данной местности.
Задание «Узнай тему урока» Обучающимся читается текст из
книги М.Ф. Мори: «Есть река в океане: она не высыхает во время сильных засух и не разливается во время самого большого половодья. Берегами ее и руслом служат слои холодной воды, между которыми быстро струится ее теплые синие воды. Нигде на земном шаре нет столь величественного потока. Он быстрее Амазонки, стремительнее Миссисипи, и масса обеих рек, взятых вместе, не составит тысячной доли объема воды, который несет он»?
Обучающимся необходимо высказать свои мысли по прочитанную, сформулировать цель урока и попытаться назвать тему.
Проведение наблюдения, выведение следствий
Самостоятельное
определение темы урока, самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели
Знаково-символические
Задание «Сможешь ли ты выжить?» Обучающимся предлагается ситуация: Вы попали в джунгли. Несмотря на довольно влажный климат, в джунглях человек может погибнуть от потери влаги. Вопрос водообеспечения – один из важнейших. Как ты его будешь решать?
Задание «Остановка» Обучающимся задается вопрос: Какие
последствия для природы Земли вызовет остановка ее вращения вокруг своей оси?
Моделирование географических ситуаций
Моделирование географических ситуаций
Логические
Задание «Объясни инопланетянину» Учитель предлагает обучающимся
представить ситуацию, что на Землю прилетели инопланетяне. Они знают известно лишь минимальное количество наших слов. Объясни им кратко и точно, что такое: Река, озеро, ледник.
Задание «Выдвини гипотезу» Школьникам задается вопрос: Какую
одежду носят зимой? После перечисляются ответы: куртка, пуховик,
шуба. Что служит «шубой» для планеты Земля? Ведь земля проносится в космосе, где господствует леденящий холод.
Подведение под понятие
Выдвижение гипотез и их обоснование
Постановка и решение проблем
Задание «Чья вина?» Обучающимся предлагается посмотреть
видеоролик «Прогноз погода» Учитель спрашивает. Всегда ли метеорологи говорят правду? Могут ли они ошибаться? Затем вместе с детьми формулирует проблемный вопрос: «Почему метеорологи всегда виноваты?
Ученики, рассуждая и приводя примеры из жизни, приходят к выводу об изменчивости погоды.
Формулирование проблемы.
Самостоятельное создание способов решения проблем
творческого и поискового характера.
Типовые задания для формирования познавательных УУД в 7 классе
Задание «Интересные факты» Учащимся необходимо изучить
историю заселения материка и ответить на вопрос: Почему южные районы Северной Америки были описаны ещё в 20 веке до н.э.
Задание «Крупнейшие реки Евразии» Учащимся необходимо
составить таблицу «5 крупнейших рек Евразии». Используя данные таблиц в
учебнике «Крупнейшие реки Евразии по длине» и диаграммы
«крупнейшие реки Евразии по площади водосборного бассейна.
Поиск и выделение необходимой информации, применение методов
информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных
средств.
Структурирование знаний
Знаково-символические
Задание «Я на острове в Северном Ледовитом океане» Обучающимся предлагается написать рассказ: Что я вижу? Что меня окружает? Что я
чувствую? Как я одет? А также нужно описать климат, рельеф, почвы, растительный и животный мир.
Преобразование модели с целью выявления общих законов.
Логические
Задание «Животные в Африке» Обучающимся предлагается прочитать предложения и вставить пропущенные слова, при этом можно использовать карту или учебник.
В пустыне Сахара можно встретить верблюдов, _______,__________, ________ и гиен. В зоне саванн - страусов,________ и _____________. А
также жирафов, антилопу гну и
______________.В экваториальных влажных лесах обитают _________, ___________,_________, окапи, гориллы и муха цеце. В переменно-влажных лесах живут леопарды и _____________.
Задание «Горы и равнины Южной Америки» Обучающимся задаются вопросы:
Какие типы рельефа вы знаете.
Сравните рельеф восточной и западной Южной Америки. Назовите причины различия? Затем им предлагается заполнить таблицу:
сравнительная характеристика форм рельефа Южной Америки.
Пункты таблицы:
1-происхождение (Геологическое строение)
2-Средние высоты
3- полезные ископаемые
4- климат
5-страны
синтез, самостоятельное достраивание с восполнением
недостающих компонентов
Сравнение, классификация объектов по выделенным
признакам.
Постановка и решение проблем
Задание «Самое сухое место на Земле» Школьникам задается вопрос в
начале урока: Почему на самом влажном материке мира находится самое сухое место на земле пустыня Атакама?
Самостоятельное создание способов решения проблем
творческого и поискового характера.
Им необходимо при ответе на вопрос сформулировать тему
урока и решить проблему. Подобное задание «Животный
мир Австралии» Почему на самом маленьком материке мира такое разнообразие эндемиков?
Формулирование проблемы. Самостоятельное создание
способов решения проблем творческого и поискового
характера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние игровых методов на формирование познавательного интереса на уроках географии
Систематическое решение познавательных разнотипных задач – средство достижения развития творческих способностей учащихся. Использование в учебном процессе игровых методов позволяет ре...
"Формирование познавательных УУД на уроках географии"
Сегодня общество перед системой школьного образования поставило ряд задач, решение которых носит перспективный и прогностический характер. Это означает, что образовательные результаты, которые достигн...
«Формирование познавательных УУД на уроках географии»
Мастер-класс...
Формирование познавательных УУД на уроках географии через использование элементов технологии критического мышления
Обобщение собственного опыта по применению технологии критического мышления на уроках географии 6-11 классов, которое бы позволило создать основу для перехода на стандарты второго поколения. Материал ...
Презентация выступления "Формирование познавательного интереса на уроках географии. Мотивация учащихся к изучению географии в условиях реализации ФГОС". .
Выступление на заседании методического объединения учителей географии....
Формирование познавательного интереса на уроках географии.Мотивация учащихся к изучению географии в условиях реализации ФГОС.
Приемы и методы формирования познавательного интереса на уроках географии....
Использование технологии проблемного обучения при формировании познавательных УУД на уроках географии
Характеристика познавательных УУД и применение их при проведении уроков географии...