Использование технологии проблемного обучения при формировании познавательных УУД на уроках географии
методическая разработка по географии на тему

Казымова Людмила Николаевна

Характеристика познавательных УУД и применение их при проведении уроков географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon технология181.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Дубны Московской области»

«Использование технологии проблемного обучения при формировании познавательных УУД на уроках географии»

                       Выполнила:

Казымова Людмила Николаевна

учитель географии МБОУшк.№2

2017г.

                                                   Оглавление:

Введение........................................................................................................ 3

Глава 1.Формирование познавательных УУД на уроках географии .....  5

   Характеристика познавательных УУД ..........................................................  5

    Развитие познавательных УУД на уроках географии ............................  8

Глава 2. Проблемное обучение - как условие формирования УУД ....... 15

   2.1.  Характеристика методов проблемного обучения ...............................  17

     1. Метод проблемизации .............................................................................  18

     2. Самостоятельное выдвижение гипотез по решению проблемы .........   19

     3. Метод уяснения готового знания из печатного источника .................   19

     4. Методы проблемного обсуждения ........................................................   19

   2.2. Типология проблемных заданий ..........................................................   20

Глава 3. Характеристика приёмов и форм проблемного обучения, применение их на уроках географии ..........................................................  24

Заключение ................................................................................................ 34

Список литературы ................................................................................... 35

Введение

        Одной из важнейших задач педагогической науки является активизация учебного процесса. Цель образовательного процесса сегодня - научить школьников самостоятельно приобретать новые знания, развивать умения ставить и самостоятельно решать новые проблемы.

        Отличительной особенностью ФГОС ООО является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми обучающийся должен овладеть к концу обучения.

        Сформированность качественно новых образовательных результатов возможна лишь при системном включении обучающихся в самостоятельную учебно–познавательную деятельность. Очевидно, что реализовывать новые цели образования невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт целеполагания, достижения поставленных целей, рефлексивной самоорганизации и самооценки, опыт коммуникативного воздействия, поэтому для развития личности обучающихся, формирования у них деятельностных способностей необходимо включать их в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

        Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра Стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимаются «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия».

        Метапредметные результаты в свою очередь подразделяются на познавательные, регулятивные и коммуникативные.

        В данной работе нами рассматривается формирование познавательных УУД на уроках географии с помощью технологии проблемного обучения.

        Технология проблемного обучения является одной из самых необходимых для формирования познавательных УУД.

        Значительный вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения внесли Н. А. Менчинская, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Т. В. Кудрявцев, Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин, И. С. Якиманская и др.

Объект: познавательные УУД по географии

Предмет: технология проблемного обучения как способ формирования познавательных УУД на уроках географии.

Цель работы:

Определение роли применения технологии проблемного обучения в формировании познавательных УУД учащихся

Задачи работы:

1. Дать характеристику познавательных УУД;

2. Рассмотреть особенности формирования познавательных УУД на разных этапах урока географии;

3. Изучить особенности применения проблемного обучения

4.Определить возможности проблемного подхода в формировании познавательных УУД на уроках географии

Глава 1.Формирование познавательных УУД на уроках географии

Характеристика познавательных УУД

 Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Состав познавательных УУД

Виды УУД

Состав действий

Знаково-символические (информационные)

  • Выделение и формулирование познавательной цели,
  • Поиск необходимой информации,
  • Применение методов информационного поиска,
  • Моделирование,
  • Умение структурировать знания;
  • Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
  • Контроль и оценка процесса и результата деятельности;
  • Составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения.

Логические

  • Анализ объектов в целях выделения признаков (существенных, несущественных);
  • Синтез, как соединение целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
  • Выбор критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • Установление причинно-следственных связей;
  • Построение логической цепочки рассуждений, доказательство;
  • Выдвижение гипотез и их обоснование.

Исследовательские

  • Поиск и сбор информации, ее систематизация, тезирование, осмысление и интерпретация;
  • Выдвижение гипотезы;
  • Видение проблемы;
  • Определение объекта и предмета исследования;
  • Проведение наблюдений, эксперимента, практической работы;
  • Обработка данных эксперимента, интерпретация результатов, проверка гипотез, формулирование ведущих положений исследования;
  • Подготовка доклада или отчета, участие в научной дискуссии;

Постановка и решение проблем

  • Формулирование проблемы, выдвижение гипотезы;
  • Создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

            Познавательные универсальные учебные действия выступают важнейшим компонентом содержания предмета «География».

УУД

Результаты развития УУД

Значение для географического образования школьника

Познавательные (знаково-символические и логические)

Формирование географического мышления как особого способа познания и понимания географического пространства

Овладение научными географическими понятиями; формирование умения пользоваться географической картой, современными информационными технологиями;

Умение анализировать информацию из различных источников, классифицировать ее и группировать;

Умение наблюдать и исследовать местность, ориентироваться в пространстве;

Составлять описания и характеристики, сравнивать.

Познавательные (постановка и решение проблем)

Формирование поискового стиля мышления

Овладение умением выявлять проблемы и ставить вопросы, конструировать различные способы их решения.

            При формировании познавательных УУД используются следующие географические методы: метод наблюдения, метод географического описания, историко-географический метод, сравнительно-географический метод, картографический и статистический методы.

Развитие познавательных УУД на уроках географии

           На процесс развития познавательных УУД при изучении географии влияет ряд условий: содержание знаний, последовательность курсов географии, учебное время, отведенное программой, особенности средств обучения, с которыми работают школьники.

           В работах методистов-географов развито положение о необходимости усложнения характера деятельности учащихся от класса к классу с различными источниками географической информации. Высказываются положения о связи практической деятельности учащихся с приемами умственной деятельности. Предлагается усложнение практических работ по ступеням обучения на основе аналитико-синтетической деятельности учащихся, развитие практических умений и навыков, методов обучения. Причем усложнение деятельности должно идти на основе этапов познания. Так, например, вначале предлагается наблюдение, отбор фактического материала, затем анализ фактов и явлений, поиск и объяснение причин отдельных явлений, далее установление причинно-следственных связей между рядом явлений, сравнение, необходимое для обобщающих выводов.

Источники знаний по-разному передают географическую информацию, что также влияет на формирование познавательных УУД. Поэтому важно познакомить учащихся с познавательными особенностями каждого источника. Наибольшее внимание в курсах географии отводится изучению карты – ее сущности, математической основе, условным знакам и другим способам передачи географической информации. Умения читать карту очень разнообразны. К ним относятся умение найти на карте изучаемые объекты и явления, умение развернуто описать их, найти различные, как пространственные, так и причинные связи, умение характеризовать природный или экономический объект, явление.

        Основным источником информации для школьников остается учебник. Специфика работы с учебником географии заключается в одновременном привлечении обширного методического аппарата учебника (текст, иллюстрации, статистические таблицы, схемы, диаграммы и т.д.) и других источников географической информации.

Виды работ с методическим аппаратом учебника географии, формирующих познавательные УУД.

  • Составить план параграфа и изложить текст по плану.
  • Подобрать текст к иллюстрации или иллюстрацию к тексту. (Найдите в тексте параграфа описание внешних черт основных рас человечества, изображенных на иллюстрациях)
  • Найти в тексте причины и следствия, черты сходства и различий.
  • Привести доказательства из текста карты, иллюстрации, статистической таблицы. (Найдите в тексте параграфа причину, почему вулканы и зоны землетрясений располагаются по границам литосферных плит, как показано на карте).

                     Характерная черта современной методики обучения географии – широкое использование типовых планов описания или характеристики природных или социально-экономических объектов и явлений. Чаще всего типовые планы применяют при чтении карт различного содержания.

                Также учитель знакомит школьников с другими источниками географической информации: энциклопедии, периодические издания, образовательные сайты Интернет, кинофильмы, статистические материалы, графики, художественная литература и т.д.

                Познакомив учащихся с различными источниками географической информации, умение работать с которыми является информационными познавательными УУД, мы начинаем формировать логические и исследовательские УУД.

Умение давать определения понятиям.

                 Понятия в школьной географии – это единицы усвоения, наиболее важная часть содержания дисциплины. Умение давать определения понятиям – это логическая операция, которая направлена на раскрытие сущности понятия либо на установление значения термина.

  • Прочитайте определения понятия «гранит»:
  1. Это широко распространенная в земле горная порода;
  2. Это глубинная кристаллическая порода серого или розовато-серого цвета;
  3. Это глубинная магматическая горная порода, имеющая зернистое строение;
  4. Магматическая горная порода.

         Какое из приведенных определений верное? Объясните в чем неточность остальных определений.

  • Прочитайте определение понятия:

Параллель – это линия, с помощью которой можно определить направления запад и восток.

Полное ли это определение? Назовите, какие признаки понятия «параллель» в этом определении не указаны. «Отредактируйте» данное определение.

  • Прочитайте и объясните, в чем ошибочность определения:

Магматическая горная порода – это застывшая магма.

  • Прочитайте определение:

Вулканический кратер – это чашеобразное углубление на суше, на глубине которого находится одно или несколько жерл, через которые на земную поверхность поступают лава и другие продукты вулканической деятельности.

Проанализируйте: верно ли это определение и можно ли сформулировать его короче.

Умение классифицировать.

                      Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы. Один из главных признаков классификации – указание на принцип деления. Давая школьникам задания на классификацию, мы развиваем у них способность к комбинаторике. Чем больше вариантов деления на группы понятий и явлений, тем выше продуктивность мышления. А данное качество очень важно в творческой деятельности.

  • Проведите классификацию: Яна, Байкал, Кавказ, Памир, Кама, Селигер, Енисей, Онежское, Яблоновый, Сихотэ-Алинь, Уральские.

(Ученики должны выделить из списка реки, озера, горы, хребты)

  • Найдите лишнее слово из списка, объясните выбор:

Верхнее, Мичиган, Эри, Виннипег, Гурон, Онтарио.

(Озеро Виннипег не входит в систему Великих озер Северной Америки)

Умение сравнивать.

«….сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение…» К.Д.Ушинский.

 Для того чтобы сравнивать объекты или явления необходимо понимать сущность сравнения, знать не только фактический материал, но и причинно-следственные связи, географические закономерности, уметь выбрать нужные источники информации.

  • Сравните Уральские и Кавказские горы. Объясните причины их сходства или различия.
  • Сравните ресурсообеспеченность стран мира.
  • Дайте сравнительную характеристику двух стран Европы.

На первых этапах учащимся предлагаются признаки для сравнения (сначала 1-2, далее количество признаков можно увеличить), затем учащиеся самостоятельно определяют признаки для сравнения.

Умение моделировать.

Модель – это искусственно или мысленно построенная конструкция, отображающая объективную реальность так, что изучение этой модели дает на новую дополнительную информацию об объекте. Самым распространенным в географии видом моделирования является картографирование.

Чаще всего моделирование сочетается с проектной деятельностью.

  •    Определение оптимального места для размещения пищевого комбината.
  • Составление памятки туристу для посещения Австралии.
  • Составление экскурсионного тура по городам  Центральной России.

Умение наблюдать.

                   Это вид восприятия, характеризующийся целью, соответствующей познавательной задаче.  Государственным стандартом предусмотрены наблюдения за объектами гидросферы, за погодой, за растительным и животным миром, за природными компонентами и географическими объектами. Значение наблюдение заключается в том, что они помогают учащимся выделять главное в окружающих их предметах и явлениях, выделять существенные признаки предметов и явлений путем сравнения и сопоставления, выделять существующие взаимосвязи.

  • Провести наблюдение за погодой в течение месяца, оформить результаты в виде календаря погоды. По данным наблюдений описать погоду.
  • Напишите заметки о вашем летнем путешествии и укажите как можно больше географических  подробностей и объектов.

Умение делать выводы и умозаключения.

      Умозаключение – это форма мышления, посредством которой на основе имеющихся знаний выводится новое знание. Выделяются три вида умозаключений: индукция (от частного к общему), дедукция и умозаключение по аналогии.

  •     Определите, что общего между этими фактами:
  1. Реки текут в море;
  2. Круговорот воды в природе;
  3. Крупнейшие животные нашей планеты обитают в море;
  4. На дне океана откладываются осадочные горные породы;
  5. Планеты вращаются вокруг Солнца.

(Все явления основаны на законе всемирного тяготения)

  •     Приведите географический аналог реки Миссисипи  в России.

Это может быть река Волга, т.к. течет с севера на юг, является символом государства, имеет похожую речную систему  и т.д.

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Усвоение причинно-следственных связей является условием умственного развития школьников. Это умение позволяет не только объяснить процессы и явления, но и прогнозировать будущее. Задания на усвоение связей начинаются со слова объяснить, причем в одних случаях необходимо объяснить причины того или иного явления (образования атмосферных осадков, демографического кризиса), а в других – влияние одного объекта на другие (влияние оледенения на природу материка, влияние близости океана на климат территории).

  • Почему западные склоны Уральских гор получают больше осадков, чем восточные?
  • Определите причинно-следственные связи, отражая причину и следствия:
  1. Образование ветра
  2. Разница атмосферного давления
  3. Географическая широта местности
  4. Различие в нагревании земной поверхности

Интерактивные формы обучения географии в формировании познавательных УУД.

              Интерактивные методы обучения реализуются во взаимодействии педагога и учащихся. К наиболее популярным методам относятся: ролевые и деловые игры, учебные дискуссии, проекты, мозговой штурм, кейс-метод, решение и составление различных занимательных задач, проблемные ситуации и другие.

Проблемный подход к обучению предполагает обязательное формирование у школьников интеллектуальных умений: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей, научного прогнозирования, т.е. включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразно правильного решения.

  • Растения и животные выполняют двойную роль в жизни человека. Но если биологические ресурсы приносят кроме пользы еще и вред, то стоит ли их охранять.
  • Вы - фермер. Вам предлагают для освоения большой участок земли, изображенный на плане. Вы решили, прежде всего, ознакомиться с этим участком по плану и только после этого принять предложение. Итак, пригоден ли этот участок для развития здесь сельского хозяйства?

            Занимательные задачи непосредственно вызывают интерес и познавательную активность у учащихся. В некоторых задачах заложена проблема, чтоб решить другие задачи необходимо установить межпредметные связи. Решение этих задач активизирует мыслительную деятельность.

Глава 2. Проблемное обучение - как условие формирования УУД

Технология проблемного обучения может быть полностью реализована только при условии знания учителем основных теоретических вопросов и умении их применять на практике. Только тогда возможно достижение основной цели проблемного обучения: развитие интеллектуального потенциала учащихся, их способностей к творческому мышлению, расширение знаний по предмету.

        Что же такое проблемное обучение? По И.Я. Лернеру, это «такое обучение, при котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала». Из этого определения следует 2 вывода:

  • проблемное обучение предполагает самостоятельное полное или  частичное решение посильных для учащихся проблем;
  • для решения этих проблем учащимся необходимо создавать ситуацию, побуждающую их к решению проблем.

        При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он доводит в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факторы и организует (проблемные ситуации) их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы. В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение. Помимо определения понятия «проблема» необходимо определить понятие «проблемная ситуация». «Проблемная ситуация характеризует отношение ученика к возникшей преграде в практической или интеллектуальной сфере деятельности».

 1. Создание проблемных ситуаций

Здесь могут быть любые задания, в которых учащийся осознает цель, но не знает способов ее достижения. Он оказывается в положении исследователя, вырабатывает мышление свободное от шаблона, выдвигает новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходит к познанию действительности. Пример задания: Какие климатообразующие факторы определяют климат Европы? Покажите схематически.

 На самом деле проблемная ситуация всегда возникает на фоне осознанных затруднений и побудительного мотива к решению проблемы. Без этих условий проблемной ситуации нет. Необходимо осознать существование противоречия и захотеть его преодолеть.        

В проблемном обучении применяют основные 3 метода:

  1. Проблемное изложение.
  2. Частично-поисковый;
  3. Исследовательский.

Применение этих методов эффективно тогда, когда учитель ставит задачу: на базе уже имеющихся знаний и умений сформировать качественно новые способы деятельности – умение школьников самостоятельно формулировать и решать обнаруженные или поставленные проблемы, умение предлагать гипотезы и способы их проверки, планировать эксперименты.

Проблемные методы способствуют развитию мышления учащихся таким образом, чтобы они самостоятельно и оперативно ориентировались в учебном материале, оценивали его значимость, сложность, сферу применимости полученных знаний в отношениях с другими знаниями. Методы проблемного обучения способствуют развитию творческих способностей каждого учащегося на его индивидуальном уровне.

2.1 Характеристика методов проблемного обучения и применение их на уроках географии

Рассмотрим 2 типа классификации методов проблемного обучения.

1 классификация

Проблемное изложение (лекция, рассказ). Учитель подаёт информацию в необычной форме, акценты расставляет так, чтобы активизировать у учащихся процесс мышления. Информация учителя создаёт почву для самостоятельных рассуждений ребят над услышанным, возникновение сомнений.
Учитель формулирует проблему исследования, поставленную учёными, излагает гипотезы, которые были выдвинуты исследователями, намечает способы их проверки.

Частично – поисковый (эвристическая беседа) Беседа – диалог между учителем и учеником. Логика вопросов и ответов, неожиданный поворот мысли активизирует познавательную деятельность и самостоятельность учащихся.
Черты:
1. Целевая направленность беседы на решение новой для учащихся проблемы.
2. Логическая взаимосвязь вопросов учителя и ответов учащихся, представляющих собой поэтапные шаги решения проблемы.
3. Проблемный характер большей части вопросов, включённых в беседу.
4. Самостоятельность учащихся в поиске ответов на вопросы.
5. Доказательное целостное решение проблемы, поставленной в начале беседы.

Исследовательский метод

Обеспечивает усвоение опыта творческой деятельности. Призван научить самостоятельному овладению способами поиска знаний. Функция учителя при использовании этого метода заключается, прежде всего, в конструировании и постановке перед учащимися проблемных заданий, а деятельность учащихся состоит в восприятии, осмыслении и решении проблемы в целом.

2 классификация

1. Метод проблемизации

Проблемные задания имеют, как правило, личностно-развивающий характер и естественно возникают из опыта и потребностей самих учеников. Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную и для всего класса, учитель получает возможность “растормозить” механизм его мышления. Включение учащихся в ходе проблемного занятия в формулирование проблемы, выдвижение гипотез по ее решению – углубляет интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины:

факт –> гипотеза –> теория –>знание (истина).

Задача учителя – направить изучение учебного материала путем ухода от прямого, однозначного ответа на вопросы учеников, от подмены их познавательного опыта своим.

2. Самостоятельное выдвижение гипотез по решению проблемы

На этапе выдвижения гипотез необходимо, чтобы учащиеся научились предлагать свои варианты решений, первоначально анализировать их, отбирать наиболее адекватные, учиться видеть пути их доказательства. Активизация механизма мышления на этом этапе происходит при применении приема размышление вслух, при использовании активизирующих вопросов.

Создание ситуации, в которой ученик как бы идет на один, два шага впереди учителя. Учитель, подготовив логикой своего доказательства какой-либо вывод, отдает права его “открытия” классу.

3. Метод уяснения готового знания из печатного источника

Учащимся предлагаются тексты из газет, журналов, книг, словарей и т.д. по определенной теме и вопросы к ним. По этим материалам организуется работа по группам, парам или индивидуальная, а затем проходит коллективное обсуждение вопросов.

4. Методы проблемного обсуждения

Эти методы предполагают сочетание устного изложения материала учителем и постановку проблемных вопросов, выявляющих личностное отношение учеников к поставленному вопросу, его жизненный опыт, знания, полученные вне школы.

Один и тот же вопрос можно раскрыть, используя разные методы проблемного обучения. В классах, где большую часть составляют ученики, имеющие глубокие прочные знания по предмету, использую чаще всего частично – поисковый и исследовательский метод. Проблемные ситуации, возникающие в учебной деятельности, в сильных классах вызывают состояние эмоционального подъёма, активности, повышение интереса к обучению.

В классах, где большую часть составляют слабые ученики, применение проблемных вопросов и ситуаций в большей степени вызывает состояние неудовлетворённости, напряжения, отрицательного отношения к уроку. Но нельзя отказываться от применения проблемных вопросов и ситуаций в слабых классах, т. к. среди таких учеников есть ребята, которые имеют прочные знания по предмету и проявляют к нему интерес. В данной ситуации необходимо применять дифференцированный подход к обучению – разноуровневые вопросы, в том числе проблемные.

А для того чтобы с первых уроков пробудить интерес учеников к географии как науке и сформировать позитивное отношение к данному предмету необходимо применять проблемное обучение начиная с начального курса: «География, 5 класс». Большинство школьников, пришедших из начальной школы в среднее звено, не умеют грамотно и полно излагать материал, поэтому одной из задач проблемного обучения является формирование умений и навыков активного речевого общения.

2.2. Типология проблемных заданий:

В обучении географии используется несколько видов проблемных или творческих заданий.

1.Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи (или вопроса). Так, в начальном курсе физической географии учащиеся усваивают, что температура воздуха с высотой понижается. Работая со схемой, на которой изображена межгорная котловина дети видят, что температура воздуха в межгорной котловине ниже, чем на вершине горы. Возникает противоречие. Решение данной проблемы возможно разными методами.

2. Задания на установление многозначных причинно-следственных связей. Особенности объектов и процессов, изучаемых географией обычно обусловлены комплексом причин и порождают комплекс следствий. Поэтому этот вид заданий наиболее широко распространен в обучении. Если при этом учащиеся должны самостоятельно отобрать и применить по-разному широкий круг знаний. В том числе и из других учебных предметов, задание приобретает проблемный характер, например «Какие изменения, наступают в природе в средней полосе России после рубки леса?» (Назовите не менее 8-9 следствий).

3. Задания, требующие понимания диалектических противоречий. Умение оперировать ими. В логике такие ситуации называются антиномиями или ситуациями противоположных суждений, например: «Большая территория России – достоинство или недостаток». Особенность этих заданий состоит в том, что они требуют рассуждения по принципу «и то и другое одновременно» (а не одно вместо другого), т.е. нужно рекомендовать школьникам не отбрасывать ни одно из утверждений, попытаться обосновать оба.

4.Задания, в основе которых лежит высказывание, утверждение или образное выражение, например, высказывание Н.Н. Баранского «Карта – альфа и омега географии», климатолога Воейкова «Реки – продукт климата», Океанические течения – отопительная система Земли.

5.Задания-парадоксы, например:

«Хотя реки в Средней Азии – источник жизни, поселения около них возникают редко, только у переправы. Нуждаясь в воде, население, тем не менее, уходило от нее в пустыню, куда тянуло за собой воду по каналам. Как объяснить этот факт?»

6. Задания с заведомо ложным содержанием.

Содержание задания содержит изначально неправильную информацию, например, на испанском языке говорит 400 млн. чел. Как все эти люди умещаются на площади небольшой Испании?

Примерные проблемные задания

6 класс

Почему во время грозы необходимо закрывать окно, ведь шаровая молния способна проходить сквозь стены?

Почему карта – «альфа и омега географии»?

Почему горная порода красный гранит имеет разные оттенки?

Ученики активизируют внимание и познавательную деятельность: большинство учащихся выдвигает предположение. В случае, если дети дают много неверных ответов можно начать задавать наводящие вопросы, но не давать готового ответа.

А что вообще происходит во время грозы? И т.д.

Дети могут не знать букв греческого алфавита, поэтому в случае первичного  затруднения им даётся соотнесение с русским алфавитом.

У детей формируются понятие «горная порода», «минерал», в ходе проблемного изучения они рассматривают горные породы, входящие в состав гранита?

Соотношение всех ли минералов в одинаковой степени влияет на цвет и оттенок?

7 класс

Почему океанические течения называют «отопительной» системой планеты?

Необходимо активизировать внимание учащихся на карте, далее может последовать вопрос об особенностях циркуляции течений, их отклонении», о том как вообще устроена любая отопительная система, как она функционирует

8 класс

Почему в Восточной Сибири деревья долгое время стоят заснеженными? Почему этого нет у нас?

Дети называют причину – отсутствие ветра, но главное раскрыть этот вопрос до конца – А почему в Восточной Сибири безветрие?

9 класс

Почему молочное скотоводство приурочено к северным районам, а мясное – к южным?

Если учащиеся не дают верных предположений – им нужно задать наводящий вопрос, относительно кормов животных.

10-11 класс

Большая доля в экономике Фолклендских (Мальдивских) островов составляет определённый  вид деятельности . Его возникновение и развитие связано с Шотландией?

Определите, что это за вид хозяйственной деятельности и почему именно Шотландия «виновна» в его появлении?

Нужно, во-первых, обратить внимание на политическую карту Мира (Фолклендские острова – это территория Аргентины и Шотландии),  далее – какие занятия в Шотландии являются традиционными? Затем учащиеся могут прийти к ответу (разведение овец).

Глава 3. Характеристика приёмов и форм проблемного обучения и применение их на уроках географии

        Большую роль играет отбор приёмов учебной работы связанных с умственной деятельностью. На уроках географии часто применяю такие приёмы учебной деятельности как анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно – следственных связей, чтение карты, схемы, работа с различными наглядными пособиями. Это весьма эффективные пути в познании явлений природы и их сущности.

        Так как в географии карта – это второй учебник, то, владея умениями работать с ней, можно получить много информации. Так, готовясь к изучению темы «Климат Африки», планирование урока начинается с формирования ряда приёмов чтения климатической карты. Главный из их – составление по карте характеристики климата любой территории: климатического пояса, области, части материка.

        Этот сложный приём состоит из ряда более частных: определение средней температуры января и июля по изотермам, годовое количество осадков – по окраске. Умение работать с климатическими картами на первом уроке закрепляются при изучении климата других материков. После приобретения этих умений ребятам можно предложить проблемные вопросы и ситуации.

В процессе решения проблемных вопросов и заданий знания учащихся становятся более глубокими, осознанными, прочными.  Основными формами организации проблемного обучения являются: фронтальная, индивидуальная и коллективная.

        Суть фронтальной формы работы состоит в том, что применяются разные формы изложения – рассказ, объяснение, беседа. К числу перспективных направлений в совершении этой формы организации учебной деятельности относится более широкое применение проблемного изложения и эвристической беседы. Раскрытие вопроса из урока «Природные зоны Евразии» с использованием эвристической беседы:

«У древесных растений лесов в год образуется одно годовое кольцо, а на саксауле за один год образуется несколько годовых колец. Объясните это явление». Возникает столкновение уже имеющихся знаний с новым фактом и у школьников возникает интеллектуальное затруднение, то есть  возникает проблемная ситуация.

Система вопросов логически связанных между собой помогает ученикам найти верный ответ,  решить проблему.

Учитель:

– В какой сезон года происходит интенсивный рост деревьев? (летом; в тёплый сезон года, благоприятный для роста деревьев).

– Когда происходит интенсивный рост у саксаула? (тоже в благоприятное для роста растения время).

– Какое время в пустыни благоприятно для роста деревьев? (время дождей).

– Почему у саксаула за год образуется несколько колец? (после каждого продолжительного дождя ствол саксаула приобретает одно кольцо).

        Коллективная работа наиболее удачно осуществляется при работе в группах, когда предлагаются одинаковые проблемные задания, допускающие неоднозначные решения. Завершается работа дискуссией. Примером проблемного задания группам может быть выбор оптимального размещения предприятия (химического, металлургического, целлюлозно-бумажного) или ТЭЦ. Каждая группа может рассматривать эту проблему с разных точек зрения: эколога, градостроителя, производственника, врача.

        Сложной задачей стоящей перед учителем является: научить учеников самостоятельно находить проблему в тексте учебника и самостоятельно её формулировать. Конечно, не все вопросы, составленные учащимися, равнозначны. И не все из них имеют проблемный характер. Для составления таких вопросов ученик должен иметь глубокие знания по той теме, с которой он работает, а также владеть методикой составления проблемных вопросов и ситуаций. Поэтому только единицы учащихся овладевают данными умениями.

        Большинство школьников, пришедших из начальной школы в среднее звено, не умеют грамотно и полно излагать материал, поэтому одной из задач проблемного обучения является формирование умений и навыков активного речевого общения.

        Проблемные уроки дают возможность каждому ученику отстаивать свою точку зрения, принимать решения.

1. Можно ли утверждать, что человечество вступило на путь превращения нашей Земли в «планету-город»? 
2. Существует ли взаимосвязь между уровнем экономического развития и наличием крупных городов? 
3. Урбанизация – благо или зло для планеты? 
4. Как можно прокормить все увеличивающееся население Земли? 
5. Процесс урбанизации носит стихийный характер или им можно управлять? 

        Проблемные задания имеют, как правило, личностно-развивающий характер и естественно возникают из опыта и потребностей самих учеников. Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную и для всего класса, учитель получает возможность “растормозить” механизм его мышления.

  1. На  какой параллели нашей страны больше всего учеников, на  какой меньше? Почему?
  2. Почему в помещениях батареи расположены внизу, а форточки наверху?
  3. Почему белые медведи не едят пингвинов?
  4. Из чего состоят облака?  - А что тяжелее: воздух или вода?А почему же облака плавают по воздуху и не падают?
  5. Откуда в тундре такое обилие воды, если сумма годового количества осадков мене 300 мм в год, меньше чем в пустынях  Прикаспия?

            Использование проблемных вопросов углубляет интерес  у учащихся к самостоятельному процессу познания, открытия истины.

Отличительной особенностью проблемной технологии  является ориентация на диалогические способы общения, умение выслушать и понять друг друга.

        Уроки-диалоги – это занятия, которые строятся на неожиданных для учащихся вопросах в отличие от семинаров, когда они известны за две-три недели.  Диалог - это всегда обмен взглядами, чувствами между двумя и более учащимися, когда встречается свое «Я» и отношение к чему-то, после чего уточняется автономное «Я».

        Основными особенностями диалога являются: проблемность, присущая географическому содержанию, ставшему предметом диалога, значимость для ученика проблемной ситуации, интерес к содержанию, а также к процессу диалога и субъектам общения, незавершенность диалога как способа реализации потребностей учащихся, готовность школьника к обмену ценностями и его ориентировки в системе многообразных ценностей . 
        Диалоги, как правило, на уроках возникают между учителем и классом, когда дети обсуждают какой-либо спорный вопрос, проблему с целью нахождения способа ее решения.

        Систематическое применение методов, приёмов и форм проблемного обучения способствует усвоению способов самостоятельной деятельности, развитию познавательных и творческих способностей, формированию умений и навыков активного речевого общения, а также способствует росту мотивации к изучению географии, как предмета, важного и необходимого для дальнейшего обучения и приобретения профессии.

        Развитие у ребят вкуса к творческому поиску, преодолению препятствий на пути к решению проблемы, целеустремлённости, самостоятельности возможно только при условии творческой деятельности самого учителя. Изучение и применение методов проблемного обучения позволяют освоить методику данного вопроса и повысить свой профессиональный уровень.

Проектное обучение как форму контекстного обучения следует выбирать прежде всего для решения следующих педагогических задач:

  • формирование у учащихся целостного представления о профессиональной деятельности и ее динамике;
  • приобретение проблемно-профессионального и социального опыта, в том числе и принятие индивидуальных и коллективных решений;
  • развитие теоретического и практического мышления в профессиональной сфере;

Таким образом, не любое содержание профессиональной деятельности подходит для моделирования, а лишь то, которое содержит в себе проблемность и не может быть усвоено индивидуально.

Изучение  проблемы  утилизации  отходов  гор. Дубны   (урок-диалог).          
        Урок-диалог, как правило, возникает на неожиданных для учащихся вопросах между учителем и классом. Основными особенностями диалога являются: проблемность,  когда дети обсуждают проблему с целью нахождения способа ее решения, при этом класс делится на группы. В 8-ом классе, изучая социально-экономические особенности Родного Подмосковья рассматриваются экологические проблемы по утилизации отходов на примере города Дубны.

Цель: Проблемные вопросы для учащихся:

1. Причины увеличения объема отходов  

2. Отходы и их классификация

3. Основные способы утилизации ТБО (твёрдые бытовые отходы)

4. Анализ способов утилизации ТБО

5. Новые технологии.

По мере изучения проблемы учащиеся исследуют деятельность человека как экономического, так и экологического факторов, выявляют реальные противоречия между обществом и природой. 

Проблемы, задачи экономического развития Республики Крым  (урок-семинар).

Постановка проблемы: В связи с экономическими блокадами, предпринимаемыми  Украиной, Крым решает четыре важнейшие проблемы: водоснабжение,  газоснабжение, энергоснабжение и строительство моста через Керченский пролив. Сдвиги в отраслевой и территориальной структуре хозяйства Крыма на современном этапе.

Цель:    Сформировать общее представление об экономической блокаде Крыма со стороны Украины, международных экономических отношениях. Установление причинно-следственных связей.  

Оборудование: карточки-задания, карты атласа, политическая карта Европы, и территориально - административная карта  РФ, дополнительная литература, учебники, ресурсы Интернет.

Учащиеся делятся на группы, и самостоятельно выбирают интересующие их вопросы.

1 группа – экономические вопросы, связанные с водоснабжением, физико - географическое положение полуострова Крым и зависимость водоснабжения от Северо - Крымского канала.

2 группа – экономические вопросы, связанные с газоснабжением,  имеются ли собственные топливные ресурсы на полуострове и  роль «Черноморнефтегаз»,  как осуществляется газоснабжение территории.

3 группа – экономические вопросы, связанные с энергоснабжением, В 2015 году из-за подрыва ЛЭП в Херсонской области Украины, Крым остался без электроэнергии. Роль РФ в  обеспечении Республики Крым электроэнергией.

4 группа – экономические вопросы, связанные со строительством моста через Керченский пролив.  Стратегическое значение строительства  моста на полуостров Крым из России. Главным строительным объектом в России на ближайшие годы станет транспортный переезд через Керченский пролив в Республику Крым.

Группы учащихся состоят из 5-6  человек, и каждый участник выбирает только один вопрос и составляет письменный доклад. После проверки его учителем, в группах выбираются докладчики. В их задачу входит на основе работ своих товарищей написать общий доклад по теме.

В результате данного проекта  учащиеся получают знания об экономических проблемах Крыма; продолжают формировать умение работать с дополнительной литературой, картами различного содержания, слушать собеседника и отстаивать свою точку зрения, работать в группе, обмениваться информацией и делать выводы.

Взаимосвязь возгорания  торфяников с аномальным  температурным  режимом    погоды  в 2010 году (урок- исследование).

 Функция учителя при использовании исследовательского метода заключается, прежде всего, в  конструировании и постановке перед учащимися проблемных заданий (или в отборе этих заданий из методической литературы), а деятельность учащихся состоит в восприятии, осмыслении и решении проблемы в целом.

 Постановка проблемы: Летом 2010 года  население Москвы и  Московской  области  страдало  от  аномальной  жары  и  сопутствующего  ей  смога  от  пожаров  на  торфяных  месторождениях. Жара и засуха способствовали масштабным пожарам. Установление причинно-следственных связей.

Цель:   Изучить проблему  аномальных  погодных  условий  летом  2010 года и  взаимосвязь возгорания  торфяников от погодных условий. Установить  зависимость  заболеваний  населения  от смога, сопутствующего пожарам.

Оборудование: карточки-задания, атлас Московской области, территориально - административная карта  РФ, дополнительная литература, учебники, ресурсы Интернет.

В результате изучения проблемы учащиеся представляют проект, в котором делают выводы и предлагают  основные  пути  дальнейшего  использования  полностью  или  частично    выработанных  торфяников: 

-  возобновить в стране  торфоразработки ;  

-  превращение  выработанных  торфяников в  сельскохозяйственные  угодья;  

-  организовать лесопосадки;

-  заполнение выработанных торфяников водой  с  превращением их  в  озёра  и  болота.

На этапе разработки и составления данного проекта были реализованы  следующие  психолого-педагогические принципы:

1) принцип моделирования содержания профессиональной   деятельности, при разработке торфяных месторождений, конкретных условий производства;

2) принцип совместной деятельности участников в условиях взаимодействия  производственных функций специалистов при аномальных климатических условиях;

3) принцип диалогического общения и взаимодействия партнеров как необходимое условие решения учебных задач, подготовка и защита проекта.

Основные проблемы и  тенденции развития алмазодобывающей промышленности республики Саха  (Якутия)  (урок-семинар).

Постановка проблемы:

Основные проблемы и тенденции развития алмазодобывающей промышленности

Цель: Активизация познавательной деятельности, дальнейшее формирование умений работы с разнообразными источниками информации, знакомство с алмазодобывающей промышленностью Республики Саха (Якутия) и выявление проблем, связанных с алмазодобывающей отраслью. Установление причинно-следственных связей.

Оборудование: карточки-задания, карты атласа, территориально - административная карта  РФ, дополнительная литература, учебники, ресурсы Интернет.

Учащиеся делятся на группы, и самостоятельно выбирают интересующие их вопросы.

1 группа -  история  открытия  и   развития  алмазодобывающей промышленности Якутии;

2 группа - сокращение добычи открытым способом в традиционных районах   алмазодобывающих  предприятий,  реконструкция рудников и переход на подземную добычу.

3 группа - возможное увеличение экспорта алмазов за счет гранильных предприятий,  деятельности Гохрана, создания СП по производству бриллиантов.

Группы учащихся состоят из 5-6  человек, и каждый участник выбирает только один вопрос и составляет письменный доклад. После проверки его учителем, в группах выбираются докладчики. В их задачу входит на основе работ своих товарищей разработать общий проект по теме.

В результате исследования, можно сделать выводы о том, что:

- использование на уроках географии проектных технологий является важным методом для стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности школьников ;

- в данной работе доказана методологическая ценность применения  проблемного обучения на уроках географии, заключающаяся в том, что участие в проекте формирует у обучающегося ряд психических новообразований.

Заключение

Pазвитие познавательных способностей учащихся – цель деятельности учителя, а применение различных приемов активизации является средством достижения этой цели. Понимание этого важно для работы учителя. Поэтому, заботясь о развитии учащегося, необходимо чаще использовать активные методы обучения.

        Развитие универсальных учебных действий методом проблемного обучения обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности на уроках географии. А для этого необходимо научиться добывать знания.

        В заключение хочется отметить, что формирование универсальных учебных действий возможно на уроках географии при использовании различных современных педагогических технологий учитывая, что современные педагогические технологии направлены на формирование разных метапредметных универсальных учебных действий, а технология проблемного обучения как нельзя лучше подходит для формирования различных познавательных УУД.

Данная технология способствует формированию и знаково-символических, и логических познавательных УУД.

Основной целью и функцией проблемного обучения является развитие у учащихся практических навыков использования знаний и повышение уровня освоения учебного материала. Значительно больший эффект проблемного обучения в этой сфере, нежели у традиционного обучения, достигается за счет психологических особенностей процесса усвоения знаний;

В проблемном обучении применяют основные 3 метода: проблемное изложение; частично-поисковый и исследовательский.

Считаю, что поставленные задачи работы выполнены, а цель достигнута.

Список литературы

1.    Федеральный государственный образовательный стандарт. Глоссарий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=230. – Загл. с экрана.
2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. – М., 2008.

3.   Андреева Е.Ю. Проблемное обучение в географии // География в школе,  

      1999, № 7.

4. Буланова М. В. «Педагогические технологии»,  М., 2004

5. Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. «Теория обучения», М., 2003

6. Лептина И., Семенова Н. Применение эффективных технологий обучения // Учитель. - 2003.

7. Лернер, Г.И. Проблемное обучение на уроках  географии/ Г.И. Лернер // Первое    сентября. Биология. – 2004. - № 39. – С. 26 – 31.

8.   Махмутов М.М., Мошкина Н.Г. Технология проблемно-развивающего обучения

9. Михеева Ю.В. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий. Статья. Учительская газета, 2012 .

10.   Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней

      школе. –М.: Просвещение, 1991.

11. Подласый  И. П., «Педагогика», М., 1999

12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М., 1998.

13. Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе. – М.Астрель,      2007.

14. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М, Народное образование, 1996 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение актуального педагогического опыта по теме "Использование технологии проблемного обучения на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся "

Актуальный педогогический опыт расскрывать роль технологии проблемного обучения в современном образовательном процессе....

Презентация на тему "Использование технологии проблемного обучения для развития познавательной активности обучающихся."

«Использование технологии проблемного обучения через создание и решение экологических ситуаций как средство повышения познавательной активности обучающихся»» Галич Ольга Григорьевна,педагог допол...

Использование технологии проблемного обучения для формирования УУД обучающихся на уроках обществознания

Целый ряд обучающих технологий (игровые технологии, проектная деятельность, проблемное обучение и др.) направлен на модернизацию традиционной системы. Технология проблемного обучения ориентирована на ...

Использование технологий проблемного обучения для формирования у обучающихся мотивации к изучению литературы

Создание проблемной ситуации науроках литературы в старших классах, пошаговое разрешение ее .Формирование у учащихся:•Логического мышления;•Познавательной потребности;•Развитие творческих способностей...

Инновационный проект "Использование технологии проблемного обучения для формирования УУД на уроках географии"

Раскрывается эффективность применения данной технологии для формирования УУД, так как в жизнь системы образования нашей страны прочно вошел Федеральный государственный образовательный стандрат - ФГОС....

Специфика использования методов проблемного обучения в формировании познавательных базовых учебных действий у обучающихся с ОВЗ

АКТУАЛЬНОСТЬ:   наиболее кардинальным изменением современного образования является смена образовательной парадигмы: от авторитарно-репродуктивной к развивающей, гуманистической,  личнос...

Использование технологий проблемного обучения и личностно-ориентированного подхода на уроке литературы как предмета,формирующего личность человека (По повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка")

Цели: 1.Формирование представления у обучающихся о категориях добра и зла;о месте человека в мире и его ответственности ха этот мир.2.Развитие чувства милосердия и сострадания , неприятие ...