Использование технологии проблемного обучения для формирования УУД обучающихся на уроках обществознания
проект по обществознанию (7 класс) по теме

Целый ряд обучающих технологий (игровые технологии, проектная деятельность, проблемное обучение и др.) направлен на модернизацию традиционной системы. Технология проблемного обучения ориентирована на авторизацию и интенсификацию учебной деятельности учащихся. Во все времена педагоги мечтали об активном, мотивированном ученике, изобретали способы эффективного педагогического воздействия на него для достижения этой высокой цели. Все обучающие технологии  активизируют и интенсифицируют деятельность учащихся, но в технологии проблемного обучения эти два условия рассматриваются как главная концептуальная  идея и показатель эффективности одновременно.

Проблемное обучение – технология организации учебного процесса с помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. В проблемном обучении процесс усвоения знаний идет как процесс решения проблемных задач, сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон, т.е. ученик овладевает универсальными учебными действиями. Данная технология  пригодна для использования на всех предметах и на всех ступенях обучения, именно поэтому предметом моего проектирования является технология проблемного обучения.

Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания, поэтому данная работа может быть полезна и другим учителям школы, осваивающим вышеперечисленные технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование  технологии проблемного обучения для формирования УУД обучающихся на уроках обществознания

Каждая проблема имеет решение.

Единственная трудность заключается в том, чтобы его найти.

 Эвви Неф, амер. журналист

Краткая аннотация проекта

Целый ряд обучающих технологий (игровые технологии, проектная деятельность, проблемное обучение и др.) направлен на модернизацию традиционной системы. Технология проблемного обучения ориентирована на авторизацию и интенсификацию учебной деятельности учащихся. Во все времена педагоги мечтали об активном, мотивированном ученике, изобретали способы эффективного педагогического воздействия на него для достижения этой высокой цели. Все обучающие технологии  активизируют и интенсифицируют деятельность учащихся, но в технологии проблемного обучения эти два условия рассматриваются как главная концептуальная  идея и показатель эффективности одновременно.

Проблемное обучение – технология организации учебного процесса с помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. В проблемном обучении процесс усвоения знаний идет как процесс решения проблемных задач, сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон, т.е. ученик овладевает универсальными учебными действиями. Данная технология  пригодна для использования на всех предметах и на всех ступенях обучения, именно поэтому предметом моего проектирования является технология проблемного обучения.

Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания, поэтому данная работа может быть полезна и другим учителям школы, осваивающим вышеперечисленные технологии.

Обоснование необходимости проекта

Обществознание сегодня является одним из востребованных предметов, большинство учащихся выбирает его как предмет по выбору для поступления в высшие учебные заведения (в 2011 году сдавали экзамен - 50%,  в 2012 году - 77% , в 2013 году – 60% выпускников нашей школы). Также специфика предмета такова, что он, на мой взгляд, в наибольшей степени способствует социализации школьников, именно в рамках курса учащиеся получают знания экономического, правового характера. Поэтому важно, чтобы знания, полученные в процессе изучения предмета, были полными. Но при изучении большого количества программного материала на репродуктивном уровне невозможно достичь больших результатов, заучивание и «натаскивание» не дают высоких баллов на ЕГЭ. Теряется интерес к предмету, снижается качество обучения.  Как  решить данное противоречие? Есть ли выход? Да, но для этого необходимо менять ход учебного процесса, ученик должен стать участником образовательной  деятельности. Сегодня педагогу важно уметь создать на уроке атмосферу, способствующую формированию таких качеств, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Также  нельзя забывать о том, что для ученика важно не только овладеть определенным объемом знаний, а еще необходимо научить его постоянно эти знания пополнять. Школа должна научить ребенка добывать информацию, перерабатывать ее. Технология проблемного обучения позволяет эффективно решать эти задачи, поскольку в основе такого обучения лежит доминирующая продуктивная деятельность. Но около 60% педагогов школы считают, что для овладения данной технологией требуется время и методическая помощь. Такие уроки вызывают восторг у учащихся. По мнению большинства учеников нашей школы, «они дают возможность осознать противоречие, сформулировать вопрос, находить пути решения  самостоятельно; уроки интересны, и на таких уроках невозможно «скучать». Такие технологии востребованы родителями, они говорят на родительских собраниях о необходимости формирования у детей способности применять знания в различных ситуациях и решать жизненные проблемы.

Сравнивая проблемный и традиционный уроки и, исходя из многолетнего опыта, я могу сказать, что разница в учебной деятельности дает большую разницу в результатах:

-проблемное обучение решает проблемы, связанные с формированием УУД обучающихся;

-обеспечивает развитие способностей для жизни в современном обществе и творческую самореализацию;

-обучающиеся переживают ситуацию успеха, испытывают радость творчества;

-осознают свои возможности, становятся более уверенными, компетентными и способными максимально реализовать свой потенциал.

В современном мире проблемный подход в психологии рассматривается как ведущий (хотя и неисчерпывающий) принцип развивающего обучения.

Необходимость внедрения проблемной технологии в образовательный процесс  продиктован также введением ФГОС НОО и подготовкой к введению ФГОС ООО,  так как принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение  не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими  универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Все вышеперечисленные доводы привели меня к созданию данного педагогического проекта.

Цель педагогического проекта:

Раскрытие возможностей проблемного обучения для успешного формирования УУД учащихся.

Задачи:

- изучить новые образовательные стандарты в контексте преподавания обществознания;

- изучить особенности технологии проблемного обучения;

- разработать методы диагностики сформированности УУД;

- составить методические рекомендации для учителей;

-разработать банк методических и дидактических материалов (проблемных заданий для обучающихся, планов – конспектов проблемных уроков).

Основное содержание проекта

В ходе реализации проекта будет рассматриваться идея внедрения технологии проблемного обучения, способствующая формированию УУД учащихся на уроках обществознания, а в последующем  на других предметах.

Данный проект направлен на решение ряда проблем:

- какой урок можно считать проблемным (какие этапы, особенности);

- какие УУД формируются в ходе проблемного урока;

- какие приемы, задания можно использовать?

М.И.Махмутов считает, что проблемное обучение -  это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности. Выделяются следующие признаки технологии проблемного обучения:

- проблемное преподнесение учебного материала;

- наличие логически взаимосвязанных проблемных заданий, ситуаций;

- высокий уровень проблемной мотивации;

-высокая активность учащихся и интенсификация их учебной деятельности;

- личностный подход к обучению учащихся с целью усиления у них мотивации на поиск решения проблемного задания.

Итак, можно сделать вывод, что технология проблемного обучения может применяться при изучении любых тем курса, независимо от выбранной учителем программы. Но, если быть конкретным, я выбрала линию учебников и программу БоголюбоваЛ.Н. и элементы технологии применяю давно. Но проблемное обучение достигает желаемого результата, если оно спланировано как технология и, как правило, оно используется при изучении нового материала.

Основой формирования универсальных действий является урок. Я проанализировала этапы проблемного урока и формулируемые на этих этапах универсальные учебные действия:

№ этапа

Название этапа

Действия учителя и учащихся

Формируемые УУД

1

Постановка учебной проблемы

а)организацион

ный момент

        Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Предлагаю проблемную ситуацию, направляю учащихся на понимание проблемы, пробуждаю интерес у учащегося и потребность удовлетворить этот интерес (с удивлением, с затруднением).

        Исходя из содержания урока, иногда предлагаю на выбор две или несколько проблем, из которых для решения учащиеся выбирают только одну.

Регулятивные: саморегуляция в учебной и познавательной деятельности

2

б)актуализация знаний

Предлагаю повторить изученный материал. Актуализируем освоенные детьми знания по курсу обществознания для решения обозначенной проблемы, определяем, что известно, выявляем затруднения каждого обучающегося.

Познаватель

ные (логические): анализ, синтез, сравнение, обобщение

3

в)возникновение проблемной ситуации

Формулируем то, что неизвестно для решения данной проблемы, т. е. что конкретно следует изучить.

        

Познаватель

ные: умение строить высказывание, формулировка проблемы, поиск информации.

4

г)постановка проблемы (целеполагание)

Обсуждение «затруднений», проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, формулирование темы урока

Регулятивные: целеполагание, планирование

5

Поиск решения открытие субъективного нового знания

Принимаю гипотезы. Определяем путь выхода из затруднения. Проверяем гипотезы. Оказываю ребенку дозированную помощь, задавая наводящие вопросы, чтобы учащиеся послабее могли сориентироваться в сути задания, смогли соотнести усвоенный и новый материал. Побуждаю учащихся к высказыванию различных точек зрения, пытаюсь столкнуть мнения, подвожу  на рассмотрение социального явления с различных сторон, сравнивая, сопоставляя, обобщая информацию.

Регулятивные: выбирать наиболее эффективный способ, прилагать волевые усилия

Познавательные (логические)

Коммуникативные: учитывать и координиро-

вать отличные от собственной, позиции других людей.

6

Выражение решения

Подвожу учащихся к выводам, к выделению закономерностей.

Познаватель-

ные:Общеучеб-

ные: моделирование

Логические

7

Реализация продукта

Учащиеся выделяют, проговаривают новое знание, которое может быть в виде определения, правила, закономерности, составляют таблицы, схемы и т. д.

Познаватель-

ные:Общеуче

ные: моделирование

Логические

8

Применение знаний на практике

полученные знания закрепляются при помощи заданий, в которых новое знание используется вместе с ранее полученным.

Личностные: самоопределение, смыслообразование,

Регулятивные: взаимо- и самоконтроль, взаимо- и самооценока

9

Итог урока. Формирующее оценивание.

Осознание учащимся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Подводятся итоги урока, организуется устная или письменная рефлексия (краткие вопросы на понимание, самоконтроль, оценка значимости изученной темы; короткое эссе для домашнего задания).

Личностные: адекватная самооценка

Таким образом, результатом обучения с помощью проблемного обучения является развитие УУД:

-    личностные действия: самоопределение, нравственно – этическая ориентация;

- регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка;

-  познавательные универсальные действия: общеучебные универсальные (умение строить высказывание, формулировка проблемы, рефлексия деятельности, поиск информации, смысловое чтение, моделирование), логические универсальные действия (анализ, синтез, сравнение, установление причинно – следственных связей);

-  коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, умение выражать свои мысли.

Практика показывает, что приемы и методы создания проблемных ситуаций разные.  В своей работе я остановилась на нескольких приемах.

1. Создание проблемной ситуации на основе предварительных заданий. Например, урок обществознания в 7 классе по теме «Реклама – двигатель торговли». Я прошу учеников побеседовать с продавцами или просто понаблюдать, какие товары при одинаковых потребительских качествах пользуются большим спросом. Урок начинается с обсуждения ситуации. Оказалось, что быстрее раскупаются товары, которые рекламируются по телевизору, хотя они стоят дороже,  чем аналогичное, но без рекламы. Почему так? Ответы разные, но выход к теме обеспечен. Восприятие материала становится более целенаправленным.

2. Создание проблемных ситуаций при решении ситуативных задач. Учащиеся проходят все этапы от выдвижения гипотезы до практической проверки. 9 класс тема «Трудовое законодательство». Ситуация такова, что в летнее время подростки нашей школы решили подработать, один пошел устраиваться на работу на ферму,  другой почтальоном, третий – помощником продавца. Первых двух на работу не взяли, а третий устроился. В чем причина? Выдвинутые гипотезы сверяются трудовым кодексом.

3. Использование жизненного опыта. Урок в 7 классе по теме «Производство, затраты, разделение труда» начинаю с разговора о том, что в школе 20 учителей и все они ведут разные предметы. Зачем это нужно? Задание дает возможность подвести учащихся к осознанию необходимости данного общественного явления.

4. Создание проблемной ситуации при моделировании деловых игр. 9 класс тема «Выборы». Учащиеся сталкиваются с проблемой нехватки знаний. Класс делится на группы и каждая из них готовит резюме на кандидата в президенты, депутата в государственную думу, в законодательное собрание края, главы поселения, но они не знают, какой ценз установлен для кандидатов. Когда учитель сообщает, что их кандидат не может быть зарегистрирован избирательной комиссией дети в недоумении, почему? Выдвижение версий подводит к выделению критериев, факты могут быть сообщены учителем или найдены в источниках.

5. Цепь проблемных вопросов для решения одной, более сложной. Например, урок в 8 классе, тема «Что такое экономика?» учащиеся затрудняются определить, как в процессе развития исторически менялась трудовая деятельность человека. Примерными, конкретизирующими вопросами могут быть следующие: «Как вы считаете, что является главным фактором, двигателем эволюции человека?», «Почему этот фактор всегда динамично развивается?», «Объясните, каково значение в эволюции человека необходимость  удовлетворения физических потребностей?»  и т.д.

6. Проблемные ситуации с недостающими данными.

7.Ситуации, возникающие при незнании способа решения задачи.

Разнообразные приемы исключают возможность «работы по шаблону», требуют гибкости и мастерства от педагога. Необходимым условием проблемного обучения является учет психологических и индивидуальных особенностей учащихся. Эффективность проблемной ситуации достигается только в том случае, если задача оказывается не только мотивированной, но и по силам ребенку. Слишком трудное задание могут осилить только сильные ученики, а слабые приобретут знание уже в готовом виде.

Ресурсное обеспечение проекта

Медиаресурсы:

-    Интернет – как источник необходимой информации;

- программное обеспечение – как средство структурирования, оформления и систематизации информации.

Материально – технические:

-   учебный кабинет;

-   ноутбуки, проектор, экран.

Кадровые:

-   педагоги образовательного учреждения.

Партнеры

- Учащиеся;

- учителя;

-родители.

Целевая аудитория

        Проект направлен:

-  на детей среднего и старшего школьного возраста, на формирование у них УУД.

-  на педагогов, работающих по технологии проблемного обучения.

- на развитие сотрудничества с родителями и общественностью в деле формирования УУД учащихся.

План реализации проекта

Этапы проекта

Основное содержание работы

Сроки выполнения

Подготовительный

Изучение концептуальных основ новых образовательных стандартов в контексте преподавания обществознания

Весна 2014 год

Прохождение курсов повышения квалификации

Весна 2014

Анкетирование для выявления потребности субъектов образовательного процесса и степени их готовности реализовать педагогический проект

Март 2014

Информирование участников образовательного процесса о проекте, его потенциале и пользе на заседаниях МО и педагогическом совете

Апрель 2014

Стартовый мониторинг контрольных классов

Апрель 2014

Корректировка рабочих программ по предмету

Апрель 2014

Основной этап

Структурирование собранного необходимого информационного материала

В течение 2014 г.

Освоение технологии проблемного обучения

2014-2015гг.

Моделирование заданий. Разработка банка дидактических и методических материалов по использованию технологии проблемного обучения

2014-2016гг.

Апробация проблемных уроков

В течение 2015 года

Создание методических рекомендаций для учителей по проектированию проблемных уроков

Сентябрь 2014 г.

Разработка критериев диагностики сформированности УУД

Сентябрь- октябрь 2014 г.

Проведение промежуточного мониторинга эффективности внедрения проекта

Май 2015 г.

Аналитичес-

кий

Проведение итоговой диагностики по выявлению преимущества применения технологии проблемного обучения

Май 2016 г.

Обобщение опыта работы на РМО историков

Апрель 2016 г.

Ожидаемые результаты

        Прямые:

- овладение концептуальными основами и современными подходами ФГОС в контексте преподавания обществознания;

- освоение технологии проблемного обучения;

- систематизация информационных источников по теме проекта;

- создан банк методических и дидактических материалов (методические рекомендации для учителей, сценарии проблемных уроков и т.д.);

        Косвенные:

- изменение отношения детей к образованию, повышение познавательного интереса к предмету и повышение мотивации к обучению в целом;

- повышение качества обученности по предмету;

- повышение уровня сформированности УУД;

- повышение профессионального уровня педагога, а в результате изменения качества и содержания урока;

- вовлечение социума, родителей в образовательный процесс;

- увеличение количества выпускников,  сдающих ЕГЭ и ГИА по предмету, и повышение баллов.

Критерии эффективности проекта

- наличие  банка  дидактических  и методических  материалов  по  использованию  технологии проблемного  обучения по курсу обществознания,  доступных для  широкого  круга  педагогов;

- повышение  показателей  учащихся  по  предмету ( качества  обучения, рост  количества  победителей  на  олимпиадах  и в конкурсах, рост  доли  выпускников  школы, поступающих  в  учебные  заведения по  результатам  ЕГЭ, по обществознанию);

- успешность  в  деятельности (активность всех  участников  образовательного  процесса, удовлетворенность  результатами  труда);

- благоприятный  психологический  климат  на уроке;

- разработка заданий в тестовой форме  для оценки сформированности УУД.

Риски реализации проекта

Возможные риски

Пути их минимизации

На  проведение проблемного урока требуется больше времени, чем на стандартный  урок

Разумное  чередование традиционных и проблемных уроков

Значительное возрастание нагрузки на учителя в связи с необходимостью подготовки проблемных заданий

Создание банка методических материалов с проблемными заданиями

Трудность включения в работу слабых учеников

Дифференциация заданий по степени сложности

Снижение качественного показателя на ЕГЭ в случае ориентации заданий на фактический материал (на простое воспроизводство), а не на разрешение каких-то проблем

При  выдвижении гипотез, поиске решений приводить в качестве примеров фактический материал

Перспективы развития проекта

Реализация проекта планируется в течение  трех лет: 2014-2016 гг. На основе данного проекта предполагается

- участие в различных методических конкурсах;

- обобщение педагогического опыта «Использование технологии проблемного обучения для формирования УУД обучающихся на уроках обществознания»;

- публикация и распространение опыта;

- углубление работы с одаренными детьми по подготовке к предметной олимпиаде, выход на региональный и краевые уровни;

- организация в школе творческой группы учителей, применяющих технологию проблемного обучения;

- мастер-классы перед молодыми учителями района с презентацией данной технологии.

Литература

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. М., Просвещение, 2011.
  2. Махмутов  М.И. Организация проблемного обучения в школе.

М., 1977.

          3. Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с                          учениками. М.,2002.

           4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., «Народное образование», 1998.

           5. Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания, М. «Русское слово», 2012.


        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды творческих заданий, направленных на формирование УУД на уроках обществознания в 6 классе

В данной статье мы приводим примеры творческих заданий,  направленных на формирование различных видов УУД, которые могут быть использованы учителем на уроках обществознания в 6 классе....

Проект"Формирование УУД на уроках обществознания при использовании проектной технологии"

В названной работе автор определяет проблему исследования, которая заключается в  формировании универсальных учебных действий на уроках обществознания. Автор раскрывает перспектиты использования ...

Проект"Формирование УУД на уроках обществознания при использовании проектной технологии"

Данная работа содержит информацию об основных задачах по формированию УУД на уроках обществознания при использовании проектной технологии. Автор предлагает основные задачи и пути их решения, предполаг...

Формирование УУД на уроках обществознания в 6 классе

Описание вариантов организации работы с детьми на уроках обществознания при помощи разного рода заданий ,классифицированных в соответствии с видами УУД...

Проблемное обучение и формирование УУД обучающихся на уроках обществознания

Материал знакомит с методическими особенностями данной технологии, вариантами ее использования на уроках, результатами применения....

Статья по обществознанию на тему: "Формирование понятий на уроках обществознания".

Данная статья посвящена проблеме формирования понятий у учащихся на уроках обществознания в рамках реализации ФГОС. Также в статье рассмотрены разнообразные формы работы, дающие возможность более эффе...

Возможности технологии французской мастерской при формировании УУД на уроках обществознания.

Урок по теме "Молодежь" в 11 классе, с использованием технологии французская мастерская....