«Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы»
материал

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokladmo.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19»

ДОКЛАД

на тему:

«Развитие творческих способностей учащихся

на уроках литературы»

                                                Подготовила: Субанакова Н.Ю.

учитель русского языка и литературы

Проблема развития творческих способностей у учащихся  составляет основу процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития.

Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности. Именно сегодня перед образовательным процессом ставится задача воспитания творческой личности.

Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях.

Задача учителя при этом состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка. То есть раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.

Не секрет, что для различных учащихся характерна различная степень творческой активности. Есть несколько уровней (по Е.В. Коротаевой):

1. Нулевой уровень. Учащимся не свойственны агрессия или демонстративный отказ от учебной деятельности. Как правило, они пассивны, с трудом включаются в творческую работу, ожидая привычного давления со стороны учителя. Занимаясь с этой группой ребят, следует учесть, что они медленно включаются в работу: творческая активность возрастает постепенно. Не предлагать им заданий, требующих быстрого перехода от одного вида деятельности к другому. Иногда разрешать таким учащимся выполнять лишь часть творческого задания. Деятельность учителя в классе с преобладанием учащихся нулевого уровня направлена на создание особой эмоциональной атмосферы уроков, настраивающей на включение школьников в учебный процесс. Тогда рождается цепочка: состояние комфортности, открытости - отсутствие страха - чувство уверенности - ожидание встречи с данным педагогом - ожидание уроков, которые ведет учитель. Так создаются предпосылки для перехода на более высокий уровень развития творческой активности.

2. Относительно-активный уровень творческой активности. Для учащихся этого уровня характерна заинтересованность только в определенной творческой ситуации, связанной с интересной темой (содержанием) урока или необычными приемами. Таким образом, включение в деятельность связано с эмоциональной привлекательностью, но не подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями. Такие ученики с желанием приступают к выполнению творческого задания, но при затруднении теряют к нему интерес. Эпизодически они могут удивлять быстрым правильным ответом, но это не становится системой. В этой ситуации «удержать» внимание учащихся помогут вопросы, которые задают сами дети. Можно ввести правило: в конце урока ученики должны задавать не менее 5 вопросов по теме урока. Это несложное задание помогает школьникам вычленять главное и «включаться» в тему на протяжении всего урока.

3. Исполнительно-активный уровень. Ребят этой группы характеризует умение соподчинять эмоциональные, интеллектуальные и волевые усилия определенной учебной цели. Они достаточно осознают учебную задачу, с желанием включаются в творческую деятельность, зачастую предлагают оригинальные пути решения и работают преимущественно сами. В эту группу входят и те, кто мыслит озарениями. Эти учащиеся начинают скучать, если задание простое, постепенно привыкают ограничивать себя рамками и отвыкают искать нестандартные решения. Вот почему проблема активизации творческой деятельности таких учащихся достаточно актуальна. Можно применять все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации. На ребят этого уровня, например, можно возложить роль «наблюдателей», которые следят за темпом урока, или роль «мудрецов», которые подводят итог занятию.

4. Творческий уровень. Ребята этого уровня умеют и любят работать творчески, без давления со стороны учителя. Удовлетворение получают не от достижения цели, а от самого процесса. Их активность не нуждается в стимулирующих приемах.

Поэтому главное здесь - вовлечь в творческую деятельность не только учащихся 4 группы, а помочь всем ученикам открыть в себе способности, о которых они раньше и не подозревали. Все приемы должны быть направлены на развитие у ребят самой потребности в творческой деятельности, стремления к самоактуализации через различные виды творчества.

Именно уроки литературы имеют возможность в полной мере раскрывать творческий потенциал учащихся. Литературное развитие школьника необходимо осуществлять творчески. В.А. Сухомлинский говорил о том, что любовь к творчеству не может быть воспитана без творческой деятельности.

Уроки литературы требуют атмосферы творчества, так как постижение литературного искусства немыслимо без личностного включения учащегося, без творческой направленности. Уроки такой направленности позволяют развить творческие способности, создавая нечто новое, преображенное.

 Уроки литературы представляют широкий спектр для развития творческих способностей у учащихся посредством различного рода пересказов, сочинения сказок, а также стихотворений, рассказов, театрализации, драматизации, различных литературных игр.

Перечислим некоторые из заданий, которые развивают творческую активность учащихся: головоломки, кроссворды, ребусы, викторины. Данные задания можно выполнять в рамках любого типа урока. Также вышеперечисленные виды деятельности позволяют учащимся раскрыть свой творческий потенциал, активировать свои способности, развивать самостоятельность, инициативу, творческое воображение и мышление, активно включаться в процесс коммуникации. Особенность данных заданий состоит в том, что они позволяют активизировать учащихся, повысить их мотивацию, интерес к изучаемому предмету, которым может стать какой-либо литературный жанр, определенное литературное произведение, образ изучаемого героя.

Можно выделить следующие способы активизации творческой деятельности: дискуссия, исследовательский метод, проблемное изложение знаний, создание творческих работ учащимися, создание учителем атмосферы коллективной творческой деятельности на уроке. Данные способы также можно применять в рамках уроков литературы.

Необходимо  внедрять в работу учащихся на уроках литературы написание различных видов сочинений, изложений; конструирование, в которое входит построение предложений на различные тематики, словесное рисование учащихся в рамках изучаемого произведения, составление планов по изучаемому произведению, которые могут иметь нестандартный вид; анализ литературных произведений, целью которых является доказательство какого-либо предположения учащегося, а также выражению эмоций по обсуждаемой проблеме, также такой вид работы направлен на развитие речи школьника; придумывание альтернативных концовок рассказа; издание газет или журналов на определенную тематику, где будут содержаться какие-либо заметки, рисунки по мотивам произведений, стихотворения или рассказы собственного сочинения; инсценирование и драматизация.

       Включать в программу обучения разделы, которые позволили бы учащимся демонстрировать их творческие способности, проводить проверку усвоения материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность применить и продемонстрировать их творческий потенциал. Предлагать ребятам вообразить себя в роли персонажа и попросить рассказать о себе, написать другую концовку рассказа и т.д. Вопросы, задания содержат такие формулировки:

- представьте, что...;

- сочините;

- изобретите;

- предложите гипотезу;

- порассуждайте.

В работе можно использовать следующие методы для развития творческих способностей учащихся:

- эвристический;

- проблемный;

- модельный.

Именно эти методы обучения позволяют педагогу предоставить учащимся больше самостоятельности и творческого поиска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы как способ повышения качества образования

Речь в этой публикации идёт о преподавании литературы как одного из искусств, созвучного живописи, музыке, театру. Сейчас у учителя очень много опасных конкурентов: кино, телевидение, компьютеры...

Развитие творческих способностей на уроках литературы

В статье представлены различные виды работ, направленных на развитие творческих способностей учащихся (сочинение - миниатюра, синквейн, сочинение с использованием пословиц, поговорок, загадок)....

Презентация для выступления на педагогическом совете по теме "Развитие творческих способностей на уроках литературы"

Материал иллюстрирует некоторый анализ творческих заданий в современных учебниках литературы...

Развитие творческих способностей на уроках литературы в 5 классе

В статье " Развитие творческих способностей на уроках литературы в 5 классе" показываются различные способы развития творческих способностей учеников на уроке литературы в 5 классе. Это и работа над с...

Обобщение педагогического опыта работы по теме:" Развитие творческих способностей учащихсяна уроке математики"

Данный опыт обобщен на заседании  МО учителей математики, информатики и физики МБОУ СОШ № 1 а. Понежукая.Актуальность выбора данной темы диктуется потребностями практики. При помощи специальной с...

Статья "Экранизации произведений как способ развития творческих способностей на уроках литературы у обучающихся средних и старших классов"

Статья "Экранизации произведений как способ развития творческих способностей на уроках литературы у обучающихся средних и старших классов"...