Статья "Экранизации произведений как способ развития творческих способностей на уроках литературы у обучающихся средних и старших классов"
статья по литературе по теме

Ростовцева Елена Сергеевна

Статья "Экранизации произведений как способ развития творческих способностей на уроках литературы у обучающихся средних и старших классов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ

Е.С. Ростовцева,

Т.Ю. Березина

Филиал Омского государственного педагогического университета в г. Таре

Аннотация. В статье рассматривается актуальная тема отсутствия читательского интереса у обучающихся. Центральным вопросом работы является суть видеометода, его место и значение в методологической базе современного образования. Также представлен алгоритм применения видеометода на уроках литературы в средних и старших классах школы.

Ключевые слова: образовательный процесс, видеометод, экранизация, сравнительно-сопоставительная характеристика героев.

Одной из главных задач школы является обеспечение учащихся современными знаниями в области изучаемых дисциплин, а также на базе накопленных знаний и опыта формирования их мировоззрения. Эффективность выполнения такой задачи зависит от нескольких компонентов, в том числе: от личности учителя, личности ученика, технологии (методики) обучения. Совершенствование учебного процесса неразрывно связано с широким применением технических средств обучения при применении видео метода в образовательном процессе.

Как правило, использование технических средств, и в том числе презентаций, фильмов позволяет повысить эффективность учебно-воспитательного процесса, его качество и помогут учителю привнести эффект дополнительной наглядности в занятия, что будет способствовать усвоению школьниками материала быстрее и в большем объёме.

По данным учёных, более 95% информации поступает к нам через зрение и слух. Зрение и слух самые мощные и эффективные каналы передачи и приема информации. Чем разнообразнее будет представление информации, тем эффективнее будет процесс её усвоения. Тем выше будет заинтересованность учащихся [1, с. 154].

Видеометод — один из мощных источников воздействия на сознание и подсознание человека. Он может использоваться на всех этапах обучения и воспитания как многофункциональный метод. Максимально активизируя наглядно-чувственное восприятие, видео метод обеспечивает более лёгкое и прочное усвоение знаний в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности, существенно влияет на формирование мировоззрения, стимулирует развитие абстрактно-логического мышления, сокращает время на обучение и воспитание.

Интенсивное внедрение в образовательный процесс новых источников экранного преподнесения информации позволяет выделить видео метод в качестве отдельного метода обучения и воспитания. Обучающая и воспитывающая функции этого метода обуславливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов [2, с. 13].

В начале своей профессиональной деятельности я исследовала понятие и суть видеометода. Затем проследила, как изменяется с течением времени место данного метода в системе педагогических методов. А сейчас использую полученные сведения при подготовке и проведении учебных занятий с применением видеометода.

Практическая часть обобщает опыт работы трех школ различного уровня. В эксперименте принимают участие:

  • БОУ «Лицей» г. Калачинска Омской области (учитель высшей квалификационной категории Майер Е.Н., стаж работы 33 года);
  • федеральная школа ВДЦ «Океан» с условием временного детского коллектива, г. Владивосток, Приморский край (учитель I квалификационной категории Буренок Д.С., стаж работы 11 лет);
  • БОУ «Ложниковская СОШ» категории малокомплектной школы, Тарский район Омской области (учитель I квалификационной категории Ростовцева Е.С., стаж 4,5 года).

Для участия в эксперименте выбраны именно эти школы, поскольку в каждой из них я работала. Учителя, принимающие участие в эксперименте, являлись моими наставниками во время моей трудовой деятельности.  

В каждом параграфе описания данного научного исследования мы говорим о конкретных примерах применения видеометода на уроках. Поскольку уровни школ и детских коллективов различны, то и результаты, соответственно, получается неоднозначными.

Диссертация имеет приложение, которое состоит из двух частей:

1) технологические карты уроков с применением эпизодов экранизаций;

2) список рекомендуемых к просмотру экранизаций для 5-11 классов.

Видеометод предъявляет большие требования к организации учебно-воспитательного процесса, которая должна отличаться чёткостью, продуманность, целесообразностью. При подготовке к уроку или внеклассному мероприятию, на котором будут применяться технические средства обучения необходимо, прежде всего, ознакомиться с санитарно-гигиеническими требованиями к организации учебно-воспитательного процесса с использованием в нём электронной техники, и действующей школьной программой по профилю своей специальности, с имеющейся в кабинете аппаратурой и правилами её эксплуатации.

В условиях сельской школы сложно говорить о хорошем техническом оснащении кабинета. Однако благодаря тому, что школа малокомплектная, и обучающихся в классах не более десяти, возможно использование только ноутбука и колонок для хорошего восприятия звука. Прежде чем выйти с определенным материалом к обучающимся, мы внимательно изучаем экранизацию, осуществляем выборку определенных эпизодов, сопоставляем их с исходным текстом. Естественно, процесс подготовки к такому уроку весьма трудоемкий, но, по сути, разовый: в одной экранизации вы уже будете ориентироваться и при следующем использовании можно воспользоваться прошлыми заготовками.

Помимо экранизаций художественных произведений, на уроках используются и фрагменты документальных фильмов о биографии автора, к изучению произведений которого мы переходим. Так, к примеру, при работе с творчеством А.С. Пушкина к просмотру предлагаются фрагменты фильма «1814», раскрывающие лицейские годы автора и его круг общения.

Также разработан алгоритм применения видеометода на уроках литературы в 5-10 классах: 

  • переход к определенному произведению;
  • исследование экранизации данного произведения;
  • выбор эпизодов для демонстрации на уроке;
  • выбор моментов для обсуждения в группе и индивидуального анализа;
  • работа на уроке;
  • анализ полученных результатов;
  • создание сопоставительной характеристики героев произведения и персонажей экранизации;
  • подведение итогов.

В результате работы обучающиеся составляют сравнительно-сопоставительную характеристику героев произведения и персонажей экранизации, тем самым учатся сравнивать, формулировать свое мнение с опорой на текст, аргументированно доказывать свою точку зрения.

Например, при изучении комедии Д. Фонвизина «Недоросль» используется экранизация 1987 года. В начале урока преподносится теоретический материал, мотивирующий к просмотру экранизации: «Впервые комедия «Недоросль» была поставлена в 1782 году на сцене Вольного российского театра. С тех пор она ставилась несчетное количество раз. И не только на профессиональной сцене. Традиционно сцены из «Недоросля» инсценировали гимназические, школьные, ученические театры. Известно, например, что юный Николай Гоголь блестяще исполнял роль госпожи Простаковой в ученическом спектакле «Недоросль». Посмотрим, как, развивая традиции прошлого, вносят свою лепту в историю постановок великой комедии советские актеры» [3, с. 40]. Далее просматриваются три наиболее ярких эпизода, демонстрирующих материал первого действия. После каждого фрагмента файл останавливается, и обучающиеся обсуждают увиденное, сопоставляют с текстом комедии, характеризуют действующие лица и их исполнителей. В завершении работы с экранизацией на данном уроке обучающиеся заполняют сопоставительную таблицу образов персонажей комедии и актеров, сыгравших их. В конце учебного года каждому обучающемуся предлагается к заполнению анкета, которая позволяет понять изменения в восприятии литературных произведению и отследить рост положительной динамики. Так, последние результаты анкетирования обучающихся 8-10 классов (смены II «Приморский интеллект», III «Океанские подмостки», IV «Российский интеллект» 2018 года), представленные учителем школы ВДЦ «Океан» Буренок Д.С. дают очень четкое представление об изменении отношения к уроку литературы и к классическим произведениям в целом. Резкое возрастание познавательной мотивации прослеживается и после проведения промежуточного анкетирования в 7-10 классах БОУ «Лицей» г. Калачинска.

По мнению психологов, у большинства обучающихся всех возрастных групп преобладает «зрелищный» подход к посещению фильмов – взгляд на кинофильм как средство развлечения. Отсюда – поверхность его восприятия. Но потенциально все фильмы, предназначенные для детей и юношества, содержат возможность воспитательного воздействия. Однако беседы с обучающимися разных возрастных групп позволяют сделать заключение о том, что они не всё верно воспринимают: существенные моменты остаются либо не понятыми, либо неверно истолкованными. Вот почему просмотром всех видов кинофильмов надо управлять. От учителя, использующего видеометод, требуется развитое умение вводить обучающихся в круг изучаемых проблем, направляя их деятельность делать обобщающие выводы, оказывать индивидуальную помощь в процессе самостоятельной работы.

Список литературы, использованной для написания статьи.

  1. Педагогика. Учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2006. – 432с.
  2. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: в вопросах и ответах. – М.: Агентство «Социальный проект», 2007. – 32с.
  3. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 399 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование – как один из способов развития творческих способностей обучающихся на уроках математики в 5 – 9 классах

В современной педагогике выделяется три уровня реа­лизации исследовательского обучения:• педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, а само решение предстоит найти учащемуся сам...

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы как способ повышения качества образования

Речь в этой публикации идёт о преподавании литературы как одного из искусств, созвучного живописи, музыке, театру. Сейчас у учителя очень много опасных конкурентов: кино, телевидение, компьютеры...

Развитие творческих способностей на уроках литературы

В статье представлены различные виды работ, направленных на развитие творческих способностей учащихся (сочинение - миниатюра, синквейн, сочинение с использованием пословиц, поговорок, загадок)....

Презентация для выступления на педагогическом совете по теме "Развитие творческих способностей на уроках литературы"

Материал иллюстрирует некоторый анализ творческих заданий в современных учебниках литературы...

Развитие творческих способностей на уроках литературы в 5 классе

В статье " Развитие творческих способностей на уроках литературы в 5 классе" показываются различные способы развития творческих способностей учеников на уроке литературы в 5 классе. Это и работа над с...

Проблемный метод как способ развития творческих способностей на уроках литературы

В статье рассматривается применение проблемного метода изучения литературы как способ развития творческого потенциала учащихся....