Проблемный метод как способ развития творческих способностей на уроках литературы
статья по литературе

Мальцева Татьяна Валерьевна

В статье рассматривается применение проблемного метода изучения литературы как способ развития творческого потенциала учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

Т.В. Мальцева,

 учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 182                                     с углубленным изучением

литературы и математики г.Новосибирска

Метод проблемного обучения как способ организации творческой деятельности на уроках литературы

Аннотация: В данной  статье  представлен опыт работы по  формированию исследовательских умений и навыков у обучающихся  в процессе учебной деятельности. Рассматривается применение метода проблемного обучения с целью развития творческих способностей  и формирования коммуникативных компетентностей в процессе изучения литературы. В статье описаны некоторые варианты  применения для активизации  учебно-познавательной деятельности, сделаны выводы.

Ключевые слова: активизация познавательной деятельности,   компетентность, творческие способности, мотивация обучения, творческая личность.

Современная система образования ориентируется на подготовку молодого поколения к реальной жизни, чтобы быть востребованным на рынке труда. Выпускнику средней школы необходимо обладать оригинальностью мышления, уметь самостоятельно получать и анализировать знания в ходе творческой исследовательской деятельности.

Метод проблемного обучения позволяет мне организовать процесс овладения способами  творческой деятельности, обеспечивает творческое усвоение знаний. Сущность проблемности как закономерности познания, определение её роли в обучении и введение в дидактику понятия «принцип проблемности», «стратегия проблематизации» (Савенков А.И.) открыли новые возможности для развития творческой одарённости учащихся.
Метод проблемного изложения, на мой взгляд, знакомит учащихся не только с найденными решениями научно-познавательных или практических проблем, областью и способами их применения, но и с логикой, подчас противоречивой. Проблемный метод обучения прежде всего обеспечивает особое построение учебного предмета, содержания изучаемого материала. Учебный предмет «литература» рассматривается в данной системе как «метатекст», как единое целое, имеющее проблемное содержание, наличие которого – залог ориентации на смыслотворчество. Считаю, что, прежде чем смысл в тексте смогут увидеть дети, его должен увидеть учитель. «Цепочка» проблем, когда одна проблема порождает следующую, или «пучок» проблем позволяет ребёнку видеть мир многогранно. Например, мы обращаемся к «цепочке» проблем программы по литературе 6 класса. От центральной проблемы «Может ли искусство, красота преобразить человека?» мы идем к размышлениям над проблемой «Какие качества человека прославляет древнерусское искусство?», которая, в свою очередь, позволяет осмыслить проблему «Каков он, гений земли русской?» и в конечном итоге, сосредоточить внимание на проблеме «Какие качества русской души открывают нам произведения искусства? В чем загадка, тайна русской души?».

Опыт работы в данном направлении показал мне, что осознание характера затруднения, недостаточности имеющихся знаний раскрывает пути его преодоления, состоящих в поиске новых знаний, а поиск - компонент процесса творческого мышления. Без такого осознания не возникает потребности в поиске, а, следовательно, нет и творческого мышления. Педагогическая практика позволила мне сделать вывод о том, что не всякая проблемная ситуация порождает процесс творческого мышления. Он не возникает, в частности, когда поиск путей разрешения проблемной ситуации непосилен для учащихся на данном этапе обучения в связи с их неподготовленностью к необходимой деятельности. В таком случае ученик начинает фантазировать или находить новые, но неверные пути для решения проблемы. Считаю чрезвычайно важным это учесть, чтобы не включать в учебный процесс непосильных задач, способствующих не развитию самостоятельного мышления, а отвращению от него и ослаблению веры в свои силы.

Многозначность художественного произведения приводит к вариативности читательских трактовок текста и способствует возникновению проблемных ситуаций

В связи с этим использую следующие организационные формы занятий по литературе в рамках проблемного обучения:

- урок-дискуссия;

- урок-исследование;

- урок-практикум;

- урок-семинар;

- урок-интервью;

            - творческие работы учащихся.

 Дискуссией (лат. discusso - исследование, рассмотрение, разбор) называется такой публичный спор, целью которого являются выяснение и сопоставления разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу

     Дискуссия в педагогическом процессе - это обмен мнениями по вопросам в соответствии с более или менее определенными правилами проведения и с участием всех или только некоторых присутствующих на занятии.

Одной из наиболее интересных форм организации семинарских занятий и в то же время одной из самых сложных считается диспут.

Диспут - (от латинского глагола disputare «рассуждать, спорить») - публичный спор на научную или общественно важную тему.

В своей практике я неоднократно применяла эту форму работы, и сейчас подробнее остановлюсь на ней.

Дидактические возможности урока-диспута:

- Активизация познавательной деятельности

- Формирование мировоззрения, развитие личностных качеств (в том числе профессионально значимых) на основе нравственного потенциала русской классики

- Умение выслушать точку зрения оппонента, т.е. развитие коммуникативных умений

- Умение аргументировать свою точку зрения

Проблематика уроков-диспутов

На уроке «Души живые и мертвые?» (По поэме Н.В. Гоголя

«Мертвые души») задаю следующие проблемные вопросы:

- Что убивает душу человека? Какую душу можно назвать мертвой, а какую живой?

- Способен ли человек избежать гибели души? КАК?

- Считает ли Гоголь возможным возрождение своих героев?

- Видит ли писатель вокруг себя «живые души»?

- Гоголь предлагает путь нравственного возрождения человека под воздействием искусства. Как вы относитесь к этой идее?

 Приоритет на подобных уроках отдается осознанному усвоению знаний. Опора на мотивационную сферу позволяет удерживать внимание к данному предмету, развивая не только интеллектуальные, но и личностные качества учащихся. Поэтому именно за проблемным обучением, на мой взгляд, будущее современного образования.
             Можно согласиться с мнением многих ученых о том, что ценностные ориентации личности актуализируются в процессе поисковой практики, в сотворческой деятельности. Поэтому при формулировке проблемы учитываю актуальные для учащихся вопросы, то есть те, на которые они хотели бы найти ответ. Таким образом, проблемный метод, ориентированный на формирование и развитие способности к творческой деятельности и потребности в ней, напрямую влияет на развитие творческого мышления учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение как способ развития творческого мышления на уроках математики в 5-9 классах

Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с загадки, проблемы. Чтобы у  школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любо...

Развитие творческих способностей на уроках литературы

В статье представлены различные виды работ, направленных на развитие творческих способностей учащихся (сочинение - миниатюра, синквейн, сочинение с использованием пословиц, поговорок, загадок)....

Презентация для выступления на педагогическом совете по теме "Развитие творческих способностей на уроках литературы"

Материал иллюстрирует некоторый анализ творческих заданий в современных учебниках литературы...

«Проектный метод как способ развития творческих способностей учащихся на уроках английского языка»

Поликультурное образование современного  школьника включает изучение английского языка, как важного предмета, необходимого для успешной социализации в современном многоязычном мире. Английский яз...

Проблемное обучение как способ развития творческого мышления на уроках математики в 5х классах.

В работе "Проблемное обучение как способ развития творческого мышления на уроках математики в 5х классах" описывается значимость проблемного обучения в контексте ФГОС. Показаны этапы и функц...

Статья "Экранизации произведений как способ развития творческих способностей на уроках литературы у обучающихся средних и старших классов"

Статья "Экранизации произведений как способ развития творческих способностей на уроках литературы у обучающихся средних и старших классов"...