Работа со слабоуспевающими учащимися ШМО биологии и химии МБОУ СОШ им.Ш.Ч.Сат с.Чаа-Холь
методическая разработка

Кужугет Нонна Чанчык-ооловна

Проблема работы со слабоуспевающими учащимися чрезвычайно актуальна для современного образования. К школе сейчас предъявляются сегодня высокие требования. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и во внеурочное время. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ работы

 МБОУ СОШ им.Ш.Ч.Сат с. Чаа-Холь по предупреждению неуспеваемости у учащихся и ликвидации затруднений при усвоении  программного материала

в 2014-2015 учебном году

     Проблема работы со слабоуспевающими учащимися чрезвычайно актуальна для современного образования. К школе сейчас предъявляются сегодня высокие требования. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и во внеурочное время.

Цели и задачи работы со слабоуспевающими детьми      

Цель:  Изучить систему работы учителя-предметника со слабоуспевающими учащимися.

Задачи: 
1. Изучить информационный банк учителя о результатах учебной деятельности учащихся, планирования и осуществления работы со слабоуспевающими учащимися на уроке и вне урока.
2. Определить уровень взаимодействия учителя-предметника с классными руководителями, родителями учащихся в решении задач по успешности обучения детей.
3. Оценить теоретическую подготовленность учителя по вопросу преодоления неуспеваемости учащихся.
4. Наметить управленческие решения по регулированию деятельности учителя со слабоуспевающими учащимися.

    В МБОУ СОШ им.Ш.Ч.Сат с. Чаа-Холь  имеются классы, в которых достаточно остро стоит вопрос успеваемости учащихся.

    В конце августа составляется план совместной деятельности по предупреждению неуспеваемости в предстоящем учебном году, включающий следующие пункты:

  • анализ работы по предупреждению неуспеваемости в прошедшем учебном году и результатов дополнительных занятий с учащимися;
  • ознакомление классных руководителей и учителей – предметников с планом работы по предупреждению неуспеваемости;
  • составление списка учащихся, особо нуждающихся в индивидуальной работе;
  • собеседование завуча с классными руководителями по заполнению Карты проблемного ученика;
  • выявление причин слабой успеваемости учащихся, уклонения их от учёбы путём проведения психологической диагностики, индивидуальных бесед с учащимися и их родителями;
  • организация индивидуальных психологических консультаций с учащимися дивиантного поведения (составляется список таких учащихся);
  • определение тематики совещаний при завуче (например, “Выстраивание взаимоотношений учителя с проблемным учеником на уроке”, “Методы поощрения и наказания учащихся”, “Формы и методы работы с часто болеющими учащимися”, “Некоторые рекомендации по работе с учащимися, нуждающимися в особом индивидуальном подходе и обучении”),
  • составление графика заслушивания на совещании при завуче классных руководителей о проведённой работе с проблемными учащимися по направлениям Карты проблемного ученика;

      Кроме этого, классные руководители еженедельно заполняют форму “Табель учёта пропущенных уроков ” и по понедельникам отчитываются завучу о количестве и причинах пропусков уроков учащимися класса за предыдущую неделю и о проделанной по следам пропусков работе. Этот же вопрос рассматривается на совещании при директоре.

      В рамках внутришкольного контроля проводится классно – обобщающий контроль , прежде всего тех, в которых  большое количество слабоуспевающих учащихся, посещение уроков и собеседование с преподавателями, имеющими большое количество “двоек” по предмету. По итогам каждой четверти завучем по УВР составляется сводная таблица, где учитываются  такие учащиеся школы и все предметы, по которым они слабо успевают. Классному руководителю нетрудно отследить успеваемость проблемных учащихся и вовремя принять меры.    Созданная система работы по предупреждению неуспеваемости  достаточно эффективна.

В 2014-2015 учебном году работа со слабоуспевающими  учащимися ведется по утвержденному плану.

Работа ведется по следующим  направлениям:

  1. Индивидуальная работа с учащимися имеющими затруднения в обучении
  2. Коррекционная работа психолога
  3. Работа учителя по предупреждению неуспеваемости школьников
  4. Совершенствование учебно-воспитательного процесса

Табель учёта пропущенных уроков    учащихся 9а класса за первую четверть.

Ф.И. ученика

Сентябрь

Октябрь

ноябрь

Итого

Причина пропусков

Что сделано

Беседа с учеником

Беседа с мамой

Карта проблемного ученика

1. Особенности учащихся общеобразовательных классов

  • низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития
  • отсутствие познавательного интереса
  • не сформированы элементарные организационные навыки
  • учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения
  • нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника
  • дети, в основном, из асоциальных семей
  • отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся
  • частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта

Некоторые рекомендации по работе с учащимися, нуждающимися в особом индивидуальном подходе и обучении.

  • Знать психическое развитие ребёнка:

- восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный)
- внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное)
- память (вербальная, невербальная)

  • Стремиться понять и принять каждого ребёнка
  • Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке
  • Проявлять

- разумную требовательность
- неиссякаемое терпение
- справедливую строгость
- веру в возможности ученика

  • Уметь встать на позиции ученика
  • НЕТ насмешливому тону!
  • Уметь вести непринуждённый диалог
  • Стремиться к внешней занимательности
  • Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план)
  • Учить работать со словарями и другим справочным материалом
  • В обучении применять

- опережающее обучение
- различные формы групповой работы
- взаимоопрос, самоконтроль
- конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения

  • При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию психических процессов)
  • Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!)
  • Применять частую смену видов деятельности на уроке
  • Многократно проговаривать и закреплять материал урока
  • Стремиться к алгоритмизации деятельности

Характеристика учащегося ______________________________

1.Состояние здоровья

2.Успеваемость за ________ четверть ( не успевал по предметам….)

3.Состояние успеваемости на ___________

4.Количество пропущенных уроков по неуважительной причине:

а) за __________ четверть

б) на _________

5.Готовность к урокам:

а) выполнение домашних заданий

б) наличие учебников, тетрадей, других школьных принадлежностей

6.Поведение на уроках и во внеурочное время

7.Характер взаимоотношений с другими учащимися класса

8.Участие в делах класса и школы

9.Вредные привычки

10.Контроль родителей за учёбой и поведением ученика:

а) проверка дневника

б) посещение родительских собраний

в) посещение школы по собственной инициативе

Карта проблемного ученика

Ф.И.О. , дата рождения

Домашний адрес

Мать:________________________________________________________________________

Ф.И.О., место работы

Отец:________________________________________________________________________

Ф.И.О., место работы

1. Уклонение от учёбы вследствие:

  • Неуспеваемости по большинству предметов
  • Отставания в интеллектуальном развитии
  • Отсутствия познавательных интересов
  • Ориентации на другие виды деятельности
  • Ошибки педагогов
  • Слабого здоровья
  • Отсутствия условий для воспитания и обучения в семье
  • Отсутствия контроля за учёбой со стороны родителей
  • Неблагополучных отношений со сверстниками
  • Нарушений в эмоциональной сфере (обидчивость, агрессивность, замкнутость)

2. Общественно – трудовая активность:

  • Отказ от общественных поручений
  • Пренебрежительное отношение к делам класса
  • Демонстративный отказ от участия в трудовых делах
  • Пренебрежительное отношение к имуществу школы его порча
  • Активное участие в делах класса
  • Активное участие в трудовых делах

3. Вредные привычки и негативные проявления

  • Употребление спиртного
  • Употребление психотропных и токсических веществ
  • Тяга к азартным играм (в т.ч. компьютерным)
  • Курение
  • Нездоровые сексуальные проявления
  • Употребление нецензурных слов
  • Склонность к воровству, бродяжничеству

4. Взаимоотношения с одноклассниками, другими учащимися

  • Грубость
  • Драки
  • Избиение слабых, младших по возрасту
  • Вымогательство
  • Ровные, бесконфликтные отношения

5. Отношение к учителям, взрослым

  • Грубость
  • Недисциплинированность на уроке
  • Уважительное отношение

6. Отношение к воспитательным мероприятиям

  • Равнодушное
  • Скептическое
  • Негативное
  • Агрессивное
  • Положительное, есть стремление к исправлению недостатков

7. Педагогическая реабилитация ребёнка. План индивидуально – профилактической работы.

1)Индивидуальная работа классного руководителя с учеником по преодолению неуспеваемости и коррекции поведения.

п/п

Что?

С какой целью?

Когда?

Результат

1.

Индивидуальные беседы

 

 

 

2.

Посещение уроков

 

 

 

3.

Дополнительные занятия по предметам

 

 

 

4.

Посещение учреждений дополнительного образования

 

 

 

2).Работа классного руководителя с родителями ученика

п/п

Что?

С какой целью?

Когда?

Результат

1.

Работа с дневником

 

 

 

2.

Индивидуальные беседы

 

 

 

3.

Посещение семьи

 

 

 

4.

Родительские собрания

 

 

 

5.

Внеклассные мероприятия

 

 

 

6.

Оказание материальной помощи из фонда всеобуча

 

 

 

3).Привлечение классным руководителем других специалистов для коррекции поведения и неуспеваемости ученика

п/п

Кто?

Что?

Когда?

Результат

1.

Психолог

 

 

 

2.

Социальный педагог

 

 

 

3.

Управление здравоохранения (школьные медики)

 

 

 

4.

Администрация школы

 

 

 

5.

Совет профилактики

 

 

 

6.

ОВД, прокуратура

 

 

 

7.

Педсовет школы

 

 

 

8.

КДН

 

 

 

9.

Управление по защите прав и интересов детей

 

 

 

10.

Управление социальной защиты населения

 

 

 

11.

Центр занятости населения (ремонтная бригада и т.п.)

 

 

 

Вопросы при наблюдении за неуспевающими учащимися на уроке 
До урока выяснить у классного руководителя, где сидят в классе неуспевающие ученики (для себя составить схему расположения неуспевающих учеников в учебном кабинете).
1. Выполнили ли неуспевающие домашнее задание? Каково качество выполнения? Как проверил это учитель?
2. Не наблюдается ли у неуспевающих некоторой замедленности понимания учебного материала? Каково его восприятие? Рассеянность и отвлекаемость внимания? Пассивность и инертность?
3. Как воспринимают темп ведения урока неуспевающие ученики?
4. Владеют ли неуспевающие ученики нравственными навыками учебной работы?
5. Каково участие неуспевающих в уроке (фронтально, индивидуально, опросы с места, самостоятельная письменная работа и оценка их деятельности учителем)?
6. Осуществляется ли на уроке индивидуальная помощь неуспевающим учащимся (какая, когда, как)?
7. Как неуспевающие усвоили материал урока (выяснить из беседы с неуспевающим после урока)?
8. Удалось ли учителю вызвать интерес к уроку у неуспевающих учащихся?
9. Знает ли учитель, как неуспевающие усвоили материал урока? Как он пытался выяснить это?
10. Какие меры принял учитель для подготовки неуспевающих к учебной работе, к усвоению нового (особенно трудного) учебного материала?
11. Педагогический такт учителя по отношению к неуспевающим учащимся.

         

  Вопросы для беседы с учителем-предметником   о неуспевающих учащихся


1. Назвать неуспевающих учащихся.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику каждого из них.
3. Каковы, по вашему мнению, причины неуспеваемости учащихся?
4. Имеется ли план работы с неуспевающими учащимися? Как этот план выполняется?
5. Оценивается ли учебная деятельность неуспевающих учащихся на уроке? Как часто учитель вызывает их на уроке? Если не спрашивает, то почему?
6. Как влияют индивидуальные занятия на качество знаний, поведение неуспевающих?
7. Какую из форм работы вы предпочитаете? Почему?
8. Как неуспевающие относятся к своим неудачам в учении, к успехам?
9. Возможно ли преодоление неуспеваемости данного ученика? Если нет, то почему? Если возможно, то что нужно сделать для преодоления неуспеваемости?
10. Как прививается ответственное отношение к учению?
11. Нуждаетесь ли вы в теоретической консультации по вопросам преодоления неуспеваемости? Какой именно?
12. Что вы читали по этим вопросам? В какой литературе нашли ответ на интересующий вас вопрос?
13. Кто может помочь нам создать благополучные условия для преодоления отставания ученика (классный руководитель, администрация, родители неуспевающих, родительский комитет класса, школы, общественные организации)?
14. Как привлекаются неуспевающие ученики к внеурочной деятельности по предмету?
15. Что вы делаете для предупреждения неуспеваемости?

                   Формы работы со слабоуспевающими учащимися

  • групповые занятия
  • индивидуальное консультирование учащихся;
  • работа по индивидуальным планам;
               
    Ожидаемые результаты

1. Формирование системы работы со слабоуспевающими учащимися;

2. Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа со слабоуспевающими учащимися (из опыта работы).

Рекомендации в работе со слабуспевающими учениками....

План работы со слабоуспевающими учащимися по биологии

План работы с учащимися, не освоившими учебный материал по биологии...

Работа со слабоуспевающими на уроках биологии

Презентация "работа со слабоуспевающими учениками на уроках биологии" была представлена на педагогическом совете....

План работы со слабоуспевающими учениками по биологии и химии

В последнее время психологи, педагоги и медики отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведение и обучения. Негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в ст...

План работы со слабоуспевающими учащимися по биологии.

Цели программы: выполнение Закона об образовании. Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.Задачи программы: выполнение целей и задач по реализации п...