Работа со слабоуспевающими учащимися (из опыта работы).
статья по алгебре (5 класс) по теме

Крец Нина Александровна

Рекомендации в работе со слабуспевающими учениками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_so_slabouspevayushchimi.docx22.85 КБ

Предварительный просмотр:

         

 «Работа со слабоуспевающими учащимися»

(из опыта работы)

МОУ «СОШ №39»

Крец Н.А.


Работа со слабоуспевающими учащимися.

      Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Её решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний у учащихся, которые учитывали бы их реальные возможности.  

          Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили  проблему школьной неуспеваемости. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведённое время и в необходимом объёме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается.   По данным различных  исследований  затруднения в обучении испытывают от 15 до 40% учащиеся начальных классов общеобразовательной школы. Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создаёт трудности для нормального развития ребёнка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объёмом знаний в средних классах и на последующих этапах «выпадают» из процесса обучения.  

          При работе с неуспевающими школьниками необходимо искать виды знаний,  

максимально возбуждающие активность ребёнка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. В работе с ними важно найти такие пути, которые отвечали бы особенностям их развития и были бы для них доступны.            

          Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие её. У каждого отстающего ученика своя причина, это: отсутствие познавательных интересов, снижение ценности образования в обществе, перегрузка, дефекты здоровья школьников, низкое развитие интеллекта, нежелание учиться, плохая память, неприученность к постоянному труду и другие.

          Психологи делят неуспевающих учеников на три типа.

           Первый: низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учению.

           Второй: высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

            Третий: низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

            Я работаю в сельской школе. Проблем с отстающими учащимися возникает очень много, начиная с 5 класса. Хочу рассказать, как я работаю с такими детьми, и поделиться своим опытом.

          Поскольку неуспевающих учащихся много и мне одной не справиться со всеми, я разбиваю класс на пары: сильный-слабый (или учитель-ученик), т. е. самых полярных по своему уровню знаний. Проще говоря, слабоуспевающих учеников прикрепляю к сильным. В таких парах дети занимаются на уроках (в определённое время), после уроков, даже на переменах (особенно перед проверочными работами). Сильные дети тоже заинтересованы в этой деятельности, т. к. если слабый ученик получил положительную оценку, его «учитель» получает «5» или дополнительный балл.

          Одно из важных средств предупреждения и преодоления неуспеваемости -дифференцированное обучение. В этом большую помощь оказывают различные карточки, например, разноуровневые. Первый вариант рассчитан на слабоуспевающих учащихся. Главная задача детей, работающих по этому варианту, состоит в достижении обязательного уровня математической подготовки, определённого стандартом математического образования. Для многих заданий здесь даются указания, пошаговые инструкции.

            К разноуровневым работам относятся многовариативные самостоятельные работы, которые предполагают одно задание для всех. Ориентация на различную математическую подготовку осуществляется с помощью специальных указаний. Такую работу легче проверять в классе, т. к. все учащиеся  понимают,  о чем идёт речь, ощущают себя участниками выполнения деятельности, связанной с решением задачи.

           Есть ученики, которые «выключены» из учебного процесса. Они не воспринимают объяснение нового материала, не могут решить простейших примеров по новой и предыдущим темам. Таким детям помогают обучающие карточки. Обучающая карточка состоит из трёх блоков:

         1) опорная формула, которая выделена цветом;

         2) решенные примеры;

         3) реши сам.

        В своей работе применяю также карточки для коррекции знаний. Они содержат  правила, примеры, задания для самостоятельного решения. По ним работают сильные учащиеся со слабыми.

          Начиная с 7 класса, дети делают для себя справочный материал, в который записывают изученные формулы, некоторые таблицы. Обычно для этого разрезают тетрадь пополам или покупают блокнот. В первой половине записывают формулы

по алгебре, во второй - по геометрии. Слабоуспевающие учащиеся часто пользуются этим материалом.

        Все мы знаем, что в математике необходимо заучивать много формул и не всегда до конца понятных формулировок. Понимая трудности слабоуспевающих учащихся, применяю в своей работе разнообразные «методические уловки», шутки. Приведу примеры.

       При решении уравнений, когда из одной части переносим слагаемые в другую, дети забывают менять знаки. Поэтому с некоторыми учащимися рисуем «домики»  (квадратные скобки в левой части и в правой). В один «домик» собираем с переменными, в другой – числа, при этом, если «идём» в другой (иной) дом, меняем адрес, меняем знак, если остаемся дома – не меняем.

        При сложении положительных и отрицательных чисел помогает следующее:

положительные числа – доходы, отрицательные – долги. Деньги помогают считать.

        Раскрывать скобки помогают стишки.

                      Перед скобкой вижу плюс,

                      Ошибиться не боюсь.

                      Плюсик опускается,

                      Скобки опускаются,

                      Знаки не меняются.

                      Минус повстречается,

                      Будьте осторожными!

                      Минус опускается,

                      Скобки опускаются,

                      Знаки все меняются

                      На противоположные.

ИЛИ:

Слова «плюс» и «перепиши», «минус» и «меняй» начинаются с одной буквы.

           При изучении неравенств дети часто путают знаки больше, меньше и допускают ошибки при изображении на координатной прямой множества чисел, удовлетворяющих неравенству вида x>a, или х

          При изучении формул приведения меняется или не меняется исходная функция подскажут движения головы.

          Если в формуле присутствую т углы π/2 или 3π/2 – это углы вертикальной оси, киваем головой по вертикали и сами себе отвечаем: «ДА», если же присутствуют углы горизонтальной оси π или 2π, то киваем головой по горизонтали и получаем ответ: «НЕТ».

          При решении простейших тригонометрических неравенств вида sinX>a, cosX>a используют тригонометрический круг. При этом возникает затруднение при проведении хорд, параллельных осям координат. Помогает памяти следующее: при произношении слова синус ударная буква «и» вытягивает губы в горизонтальном направлении, значит, на круге надо провести горизонтальную хорду. Аналогично для косинуса, здесь ударная гласная «о» вытягивает губы в вертикальном направлении, значит, на круге надо провести вертикальную хорду.

          Много аналогичных подсказок есть у каждого учителя.

          В заключение хочу сказать, что неуспеваемость учащихся – это постоянная головная боль учителей. И наша задача, независимо от причины, по которой ученик является отстающим, помочь ему, прежде всего, на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы со слабоуспевающими учащимися

Рост числа неуспевающих и слабоуспевающих учеников - одна из главных проблем современной школы. Выделяют три основные причины неуспеваемости: физиологические проблемы (частые болезни, общая слабос...

Выступление на педсовете "Работа со слабоуспевающими учащимися"

Причины отставания учащихся. План работы с отстающими учащимися. Приёмы работы....

Работа со слабоуспевающими учащимися

материал содержит краткое описание и план работы со слабоуспевающими учащимися...

Работа со слабоуспевающими учениками. (из опыта работы).

Ничто так не радует и не вдохновляет учителя, как хороший конечный результат его работы. Несомненно, путь к нему долог и труден. Но необходим. Поэтому предметом особой гордости для словесника являются...

Из опыта работы со слабоуспевающими учащимися на заочной форме обучения

Из опыта работы с подростками заочной формы обучения...

Мастер-класс «Из опыта работы по подготовке учащихся к диагностическим работам по математике»

При подготовке учащихсяучителю необходимо:Øформировать у учащихся навыки самоконтроля;Øформировать умения проверять ответ на правдоподобие;Øсистематически отрабатывать вычислительные навыки;Øучить про...