Из опыта работы со слабоуспевающими учащимися на заочной форме обучения
статья по математике на тему

Из опыта работы с подростками заочной формы обучения 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы со слабоуспевающими учащимися

 на заочной форме обучения

Решетникова Т.В., учитель математики ЗФО

 МБОУ «СОШ № 12» г.Кемерово, Веденцова Н.А.,

учитель математики ОФО МБОУ «СОШ № 12» г.Кемерово.

 Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими обучающимися. Слабоуспевающими принято считать обучающихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют мотивация к обучению  Не секрет, что количество таких обучающихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория обучающихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима системная работа.

       Опыт работы с подростками заочной формы обучения особенно  ценен.

       Мы работаем по стандартной общеобразовательной программе с особой категорией учащихся. Учащиеся, поступающие на заочную форму обучения,  по различным причинам имеют слабую успеваемость по многим предметам.

           Т.к. к слабой успеваемости приводит целый ряд проблем, то для преодоления работа носит комплексный характер.  С вновь прибывшими проводится диагностическая работа педагогами, медиками, психологами.

             Учителя в первый месяц осуществляют педагогические наблюдения, работают с диагностическими картами, в результате чего составляется индивидуальный маршрут преодоления слабой успеваемости для каждого обучающегося, который реализуется в следующих организационных формах: уроки,  индивидуальные консультации, групповые занятия, самоподготовка.

Рассмотрим несколько практических аспектов работы на уроках с обучающимися, имеющими слабую подготовку.

     Актуализацию знаний предпочитаем проводить в форме  разминки. (Например: таблицу умножения можно повторить играя в мяч, при повторении определений – закончи предложение, вставь пропущенные слова, составь предложение из набора слов, т.к. слабоуспевающие дети, как правило, имеют маленький словарный запас и не всегда могут грамотно сформулировать предложение, воспроизвести определение, теорему.

При изучении нового материала предпочтительна фронтальная форма работы, где уделяем наглядности одну из главных ролей, т.к. у основной массы детей  ведущий канал восприятия – визуальный и наглядно-образное мышление все еще остается ведущим. На -ряду с традиционными видами наглядности (табл., учебники…) мы используем мультимедийные и компьютерные учебники, презентации, которые позволяют достигать более глубокого запоминания учебного материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия.

В процессе изучения нового материала концентрируем внимание слабоуспевающих учеников на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, обращаясь  к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала.

Дозирование материала приводит к  лучшему усвоению, исключает перегрузки.

       Так же, мы убедились в необходимости готовых опорных конспектов. Это позволяет сэкономить время, конкретизировать действия, выделить главное.

       В своей работе считаем важным создание ситуации успеха. Например,  при закреплении нового материала слабому ученику дается для решения первое, как правило самое простое задание, где отрабатывается выполнение по шаблону. Здесь также помогают дифференцированные задания, взаимообучение, групповая и индивидуальная работа. Для вовлечения слабоуспевающих в посильную самостоятельную работу используем карточки-консультации. Их применение позволяет привлечь необходимые теоретические сведения и образцы выполнения поэтапных действий при формировании умений на уровне обязательной подготовки.

      Одной из любимых форм проведения уроков является нетрадиционная: уроки путешествия, экскурсии, соревнования, игровые уроки на основе групповой работы и т. д. Такие уроки мы стараемся проводить  хотя бы раз  в четверть при обобщении и повторении материала. Они  требуют большой подготовки педагога, но результаты превосходят все ожидания. Эти уроки содержат в себе некую загадку, которая мотивирует детей к выполнению заданий в стремлении получить результат, узнать новую информацию. Для таких уроков можно брать любую интересную тему: космос, обитатели подводного мира,  леса Кузбасса, уроки можно приурочить к любой памятной дате и т. д.

В ходе игры класс делится на группы, которые проходят игровые этапы и выполняют определенные задания. Эти конкурсы - этапы может подготовить сам учитель, используя презентации, где формируются различные задания с использованием иллюстраций и текстов или привлечь сильных или слабых учеников.

Результаты выполнения заданий каждой группой желательно обсудить, а затем полученные баллы занести в таблицу. По итогам игры подсчитывается общее количество баллов и объявляется победившая группа.

   Выполнение домашнего задание является необходимым условием работы со слабоуспевающими обучающими.  Поэтому  домашнее задание  разноуровневое, с четкими инструкциями учителя по выполнению.

            Групповые занятия направлены на развитие познавательного интереса к предметам, помогают в подготовке учащихся к экзамену.

Индивидуальные занятия позволяют ликвидировать выявленные пробелы в знаниях, отработать и закрепить пройденный алгоритм.

    На таких занятиях мы так же используем мультимедийные учебники  как средство коррекции знаний учеников, здесь мы одновременно можем заниматься с несколькими учениками.

Например, изучив тему с помощью  традиционных приемов и средств или, используя в той или иной форме мультимедийный и компьютерный учебник, ученик получил неудовлетворительные результаты проверочной работы. Мы организуем дополнительные занятия для коррекции практических знаний и повышения оценки.

Важный вопрос при организации коррекционной работы состоит в том, чтобы она была целенаправленной, т.е. сконцентрированной на устранении конкретных пробелов в знаниях.

Системная работа со слабоуспевающими учениками дает свои результаты и позволяет подготовиться к сдаче ОГЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы по ПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции растениеводства МДК. 04.03Организация малого бизнеса для студентов заочной формы обучения Специальность

Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы  поПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции растениеводства МДК. 04.03Организация малого...

Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы по ПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции растениеводства МДК.04.02. Учет и анализ хозяйственной деятельности для студентов заочной формы обучения

Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы  по  ПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции растениеводстваМДК.04.02. Учет и анализ хо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Искусство (МХК)» в условиях реализации ФГОС среднего общего образования 10-12 классы очно-заочная, заочная формы обучения

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по предмету «Искусство (МХК)»  в условиях реализации ФГОС среднего общего образования 10-12 классы составлена на основе авторской программы Г.И.Даниловой....

Календарно-тематическое планирование по ИСКУССТВУ (МХК) 10-12 классы (очно-заочная форма обучения, заочная форма обучения) на 2020-2021 учебный год

Календарно-тематическое планирование по ИСКУССТВУ (МХК) 10-12 классы (очно-заочная форма обучения, заочная форма обучения) на 2020-2021 учебный год.Учебник: Искусство. 10 класс. Базовый уровень: учебн...

«Использование инновационных технологий в работе с учащимися очно-заочной формы обучения»

Использование инновационных технологий в работе с учащимися на дому.  ...

Из опыта организации учебного процесса в условиях заочной формы обучения в школе во время ограничительных мер по борьбе с распространением коронавируса

Необходимость продолжить учебный процесс в условиях заочной формы обучения способствовала расширению методических приёмов, позволяющих сделать так, чтобы учащиеся, оказавшиеся в непривычной для получе...

Особенности организации образовательного процесса с учащимися заочной формы обучения (из опыта работы школы при Посольстве России)

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 17) обеспечивает возможность получения учащимися образования в организациях, осуществляющих...