Особенности организации образовательного процесса с учащимися заочной формы обучения (из опыта работы школы при Посольстве России)
консультация

Елена Игоревна Попова

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 17) обеспечивает возможность получения учащимися образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в заочной форме.  Следует отметить, что заочная форма обучения накладывают огромную ответственность и на учащегося, и его родителей, и на педагогический коллектив школы. Деятельность школьной администрации и педагогического коллектива направлена на разъяснение приоритетности очной формы обучения перед всеми другими и создание организационно-педагогических условий для наиболее эффективного процесса обучения учащихся. 

В статье рассматриваются особенности организации образовательного процесса с учащимися заочной формы обучения , среди которых наиболее важными выступают вопросы грамотной организации самостоятельной работы учащихся по изучению учебных программ по предметам учебного плана; своевременного педагогического сопровождения учащихся; чёткой организации промежуточной аттестации учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_organizatsii_obrazovatelnogo_protsessa_v_zfo.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации образовательного процесса

с учащимися заочной формы обучения

(из опыта работы школы при Посольстве России)

Попова Елена Игоревна,

учитель, заместитель директора

школа при Посольстве России в Сербии

Попов Олег Леонидович,

учитель

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 17) обеспечивает возможность получения учащимися образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в заочной форме. Данная форма востребована в семьях, работающих в российских загранучреждениях за пределами Российской Федерации, при которых нет специализированных структурных образовательных подразделений, и дети зачисляются для получения образования в заочной форме в школы при дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, представительствах Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях.

Следует отметить, что заочная форма обучения накладывают огромную ответственность и на учащегося, и его родителей, и на педагогический коллектив школы. Как доказывает практика проведения мониторинга отслеживания образовательных результатов учащихся этой формы обучения, учащимся и их родителям требуется поддержка со стороны педагогов, чтобы в полной мере осознать степень нагрузки, которая ожидает детей. Учебный материал, предусмотренный программами обучения, достаточно объемный, универсальные учебные действия у детей могут требовать дополнительного развития. Часто дети дополнительно посещают иностранные учебные заведения, и несовпадение содержания обучения в местных и российской школах ведет к перегрузкам и затрудняет достижение учащимися результатов освоения образовательных программ.

Деятельность школьной администрации и педагогического коллектива направлена на разъяснение приоритетности очной формы обучения перед всеми другими и создание организационно-педагогических условий для наиболее эффективного процесса обучения учащихся.

Наиболее важными выступают вопросы:

  • грамотной организации самостоятельной работы учащихся по изучению учебных программ по предметам учебного плана;
  • своевременного педагогического сопровождения учащихся;
  • чёткой организации промежуточной аттестации учащихся.

Для организации самостоятельной работы учащихся по изучению учебных программ по предметам учебного плана учителями-предметниками составляются календарно-тематические планирования с указанием необходимого для изучения содержания по предметам, составляется перечень рекомендуемых для выполнения упражнений, разрабатываются тексты промежуточных зачётных работ. Для размещения такой информации используется сервис Дневник.ру: удобно, понятно, надёжно.

Педагогическое сопровождение учащихся заочной формы обучения обеспечивается проведением консультаций по всем предметам во всех классах согласно составляемому и утверждаемому расписанию. Такие консультации проводятся с помощью Интернет-ресурсов, доступных для использования в странах пребывания. Они регулярны и очень востребованы.

Более подробно рассмотрим организацию промежуточной аттестации учащихся заочной формы обучения. Удалённость проживания таких детей от школы влияет на её периодичность, формы и организацию.

Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета образовательной программы, учащимися заочной формы обучения сопровождается их аттестацией. Аттестация предусматривает текущую аттестацию и промежуточную аттестацию.

Текущий контроль успеваемости учащихся заочной формы обучения осуществляется в учебные периоды в соответствии с утверждённым календарным графиком на текущий учебный год. Текущий контроль успеваемости учащихся заочной формы обучения предполагает оценивание работ учащихся по каждому учебному предмету учебного плана, выполненных ими самостоятельно (дистанционный компонент аттестации) и в периоды промежуточной аттестации (четвертной или полугодовой), проводимых согласно календарному графику и расписанию (очный компонент аттестации).

Текущий контроль осуществляется педагогическим работником, реализующим соответствующую часть образовательной программы, по предметам и расписанию, утверждённым на текущий учебный год для учащихся заочной формы обучения.  

Формами текущего контроля выступают:

  • письменный контроль: тестовые задания, эссе, контрольная работа, словарный диктант, диктант с грамматическим заданием, математический диктант, изложение, сочинение, контрольное списывание и другие;
  • устный контроль: чтение, аудирование, устный ответ, диалоговые формы, устный монолог, доклад и другие;
  • комбинированный контроль[1]: учебный проект, творческие работы и др.

Фиксация результатов текущего контроля осуществляется по балльной системе с выставлением отметок «2», «3», «4», «5» в электронном журнале. Текущий контроль успеваемости учащихся первого класса осуществляется без выставления отметок.

Дистанционный компонент текущего контроля содержит не менее трёх видов работ за четверть в 1-9 классах и шести видов работ за полугодие в 10-11 классах.

Промежуточная аттестация подразделяется на:

  • четвертную (в 1-9 классах) и полугодовую (в 10-11 классах) промежуточную аттестацию, которая проводится по каждому учебному предмету учебного плана по итогам четверти (полугодия);
  • годовую промежуточную аттестацию, которая проводится по каждому учебному предмету учебного плана по итогам учебного года.

Учащиеся в исключительных случаях имеют право на прохождение промежуточной четвертной, полугодовой, годовой аттестации досрочно. Заявления от родителей учащихся и сопроводительные документы принимаются и рассматриваются администрацией школы в индивидуальном порядке.

Фиксация результатов промежуточной полугодовой и годовой аттестации осуществляется с выставлением отметок «2», «3», «4», «5».

Отметка за четвертную, полугодовую промежуточную аттестацию выставляется по всем предметам учебного плана на основании не менее трёх текущих отметок в зачётный период (дистанционный компонент аттестации) и результатов выполнения работы в период промежуточной аттестации (очный компонент аттестации).

Неудовлетворительная отметка за четвертную, полугодовую промежуточную аттестацию по каждому учебному предмету учебного плана считается академической задолженностью по данному предмету. При невозможности выставления отметки за полугодовую промежуточную аттестацию (например, при отсутствии текущих отметок) программа по данному предмету (предметам) считается учащимся не пройденной. Такое состояние также считается наличием академической задолженности. Ликвидация академической задолженности за четверть и/или полугодие  не предусматривается. При наличии академической задолженности за предыдущий отчётный период учащийся имеет право продолжать обучение в последующие учебные периоды текущего учебного года.

Отметки за годовую промежуточную аттестацию определяются как среднее арифметическое отметок за четвертные (полугодовые) промежуточные аттестации и выставляются  целыми числами в соответствии с правилами математического округления.

Форма и порядок контроля успеваемости учащихся заочной формы обучения в период промежуточной аттестации (четвертной или полугодовой), проводимых согласно календарному графику и расписанию, определяется распоряжением директора.

Учащиеся проходят промежуточную аттестацию (четвертную или полугодовую) в очной форме, если иное не указано в распоряжении директора.

Учащиеся, освоившие в полном объёме соответствующую часть образовательной программы, переводятся в следующий класс решением педагогического совета школы.

Неудовлетворительные результаты промежуточной годовой аттестации по одному или нескольким учебным предметам учебного плана или непрохождение промежуточной годовой аттестации признаются академической задолженностью по этому/этим предметам. 

Учащиеся, не прошедшие промежуточную годовую аттестацию по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность в годовой промежуточной аттестации, переводятся в следующий класс с академической задолженностью по данным предметам. Учащиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в годовой промежуточной аттестации. Школа создает условия учащемуся для ликвидации академической задолженности в годовой промежуточной аттестации и осуществляет контроль ее ликвидации. Сроки и порядок ликвидации задолженности определяется педагогическим советом школы и утверждается распоряжением директора.

По итогам освоения программ основного общего и среднего общего образования проводится государственная итоговая аттестация. Порядок, сроки, формы проведения Государственной итоговой аттестации осуществляются в школе в соответствии с федеральными законодательными актами, регламентирующими данную процедуру.


[1] Данная форма контроля может быть использована по предметам МХК, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности учащимися во внеурочное время. Из опыта работы.

В данном выступлении обобщен мой опыт  работы с учащимися во внеурочное время: работа в научном обществе учащихся, организация экскурсий, участие в научно-практических конференциях, работе школьн...

Возможности технологического компонента основной образовательной программы в реализации ФГОС НОО (из опыта работы школы)

В статье представлен перечень технологий,применяемых в начальной школе. Дана характеристика и методические возможности технологическому компоненту основной образовательной программы ФГОС НОО....

Организация образовательного процесса заочной формы обучения в вечерней (сменной) школе на современном этапе

Организация педагогических условий образовательного процесса заочной формы обучения в вечерней (сменной) школе на современном этапе  позволяет расширить представление о возможных путях реализации...

«Педагогические технологии развития УУД у учащихся второй ступени обучения ( из опыта работы учителя математики)»

Содержанием деятельности учителя в работе с учащимся в формировании личностных УУД...

Формирование математической грамотности на уроках математики и во внеурочное время с использованием активных форм обучения( из опыта работы )

В 2018 году девятиклассники нашей школы приняли участие в международном исследовании PISA. Наш опыт участия оказался успешным. Учащиеся показали достаточно высокий уровень компетенций по трем нап...

Из опыта организации учебного процесса в условиях заочной формы обучения в школе во время ограничительных мер по борьбе с распространением коронавируса

Необходимость продолжить учебный процесс в условиях заочной формы обучения способствовала расширению методических приёмов, позволяющих сделать так, чтобы учащиеся, оказавшиеся в непривычной для получе...

Организация учебного процесса в период дистанционного обучения. Из опыта работы. Учитель истории, обществознания Андуганова А.Э.

В данной статье хочу поделиться опытом организации учебного процесса при дистационном обучении. Ознакомить с интересным ресурсом,который может стать помощником для учителя....