Из опыта организации учебного процесса в условиях заочной формы обучения в школе во время ограничительных мер по борьбе с распространением коронавируса
статья по литературе (8, 9, 10, 11 класс)

Соловьёва Ирина Касимовна

Необходимость продолжить учебный процесс в условиях заочной формы обучения способствовала расширению методических приёмов, позволяющих сделать так, чтобы учащиеся, оказавшиеся в непривычной для получения знаний ситуации, с одной стороны, не прерывали образовательный процесс, с другой стороны, получили возможность освоить материал самостоятельно и в тех формах, которые не были актуальны при традиционной форме обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта организации учебного процесса

в условиях заочной формы обучения в школе

во время ограничительных мер по борьбе с распространением коронавируса

Необходимость продолжить учебный процесс в условиях заочной формы обучения способствовала расширению методических приёмов, позволяющих сделать так, чтобы учащиеся, оказавшиеся в непривычной для получения знаний ситуации, с одной стороны, не прерывали образовательный процесс, с другой стороны, получили возможность освоить материал самостоятельно и в тех формах, которые не были актуальны при традиционной форме обучения.

Последние события показали, как важно уметь ученикам самостоятельно получать информацию, перерабатывать ее,  выбирать из большого потока информации именно нужные по конкретной теме материалы, самостоятельно в течение дня и недели распределять учебную нагрузку, грамотно составлять режим дня и следовать ему, следить за своим здоровьем, находить различные способы решения возникающих проблем.

На мой взгляд, важно попытаться снять психологическое напряжение ещё накануне периода заочного обучения. Мысли, которые важно озвучить детям, должны настроить на положительный исход предстоящих испытаний. Так, мы говорим о том, что главное – здоровье, поэтому важно посидеть дома, ограничить контакты. Навыки самостоятельной работы с учебниками уже сформированы. Даже если нет связи, учебники остаются с детьми, можно брать и изучать темы дальше. Что получится – хорошо, что не получится – надо отметить себе, чтобы спросить учителя при первой возможности. Учителя всё равно после выхода на очное обучение снова объяснят материал, чтобы все всё освоили. Важно вместе с учениками просмотреть следующие темы в учебниках и проговорить, с чем они справятся, и поэтому должны сделать те или иные задания, а с чем пока лучше не работать, потому что тема трудная, и к ней лучше обратиться на традиционных уроках.

Таким образом, ученики уходят на вынужденное заочное обучение с мыслью о том, что учёба для них не прекращается, есть стратегия работы, понятно, что необходимо сделать хотя бы минимально, есть понимание, что период заочной учёбы имеет временные ограничения, и всё вернётся в более-менее привычное состояние.

Кроме того, своих учеников обучаю технике «7способов решения проблемы». Суть её заключается в том, что для выхода из любой ситуации можно использовать не менее семи приёмов. Например, если ученик не знает, что было задано на уроке, то выяснить это можно разными способами:

- прочитать в ученическом чате;

- позвонить другу;

- написать в мессенджере учителю;

- спросить у классного руководителя;

- предположить, что было задано, и сделать какое-то количество заданий наугад;

- самому придумать творческое задание по теме;

- сходить к однокласснику, который живёт недалеко, и спросить у него лично;

- обратиться за помощью к родителям и так далее.

Если есть возможность передавать информацию в интернете, например, во ВКонтакте, то мы с учениками каждого класса создаём свой чат для оперативного обмена информацией, где учитель может комментировать домашние задания, а дети имеют возможность задавать уточняющие вопросы. Не все и не всегда могут и будут смотреть домашнее задание в Электронном Журнале, но во ВКонтакте ребята заходят регулярно.

Что касается самих заданий, которые, как показала практика, ребята выполняют охотно и хорошо, то в старших классах неожиданно понравилось задание читать выразительно изучаемые стихотворения или отрывки из прозы и драматических произведений. Это требует значительной работы над текстом: отрывок или стихотворение надо выбрать, а значит, прочитать значительно больше, чем позже будет воспроизведено. Надо продумать элементы выразительности, послушать, если есть такая возможность, актёрское чтение этого текста, чтобы собственное прочтение максимально передавало не только замысел автора, но и своё восприятие фрагмента текста или целого стихотворения. Кроме того, опыт показал, что многие ребята, которые в классе годами стеснялись показать свои способности, раскрылись именно при выполнении таких заданий.

Если говорить о литературе, то время вынужденного нахождения дома очень хорошо можно использовать для работы с учебником. Материалы о писателях, об их произведениях есть возможность изучить не спеша. Можно попросить просто законспектировать, и это будет довольно подробная работа. А можно предложить сделать выписки: зафиксировать только интересные конкретному ученику мысли: что-то новое, термины, даты, факты. Следующий шаг – дополнить свои записи материалами на эту тему из других источников: книг с сопроводительными статьями, справочников, документальных фильмов, статей из интернета.

Хорошо зарекомендовала себя словарная работа. Даже в сопроводительных статьях об авторах и их произведениях встречается много непонятных ребятам слов. Они выписывают их при знакомстве с текстом, оставляя место для толкования. Затем работают со словарями, чаще из интернета, записывают значения и перечитывают или просматривают изучаемые страницы заново, уже понимая значения трудных слов. Признаются, что после выполнения словарной работы понимать текст стало проще, он наполнился деталями, смыслами, эмоциями.

Прочтение изучаемых произведений можно дополнить просмотром их экранизаций. Конечно, мы проговариваем, что фильм не есть просто визуализация книги, но возможность разглядеть благодаря фильму эпоху, героев, быт, место действия позволяют понять и полюбить литературных героев, произведение, творчество автора. У детей возникает желание обсудить как произведение, так и фильм по нему, задать вопросы, высказать своё мнение. И здесь можно попросить написать отзыв на просмотренный фильм. А чтобы с этим заданием справиться, надо знать и сам текст.

Конечно, в связи с ограничительными мерами приходится перестраивать учебный материал, выбирать альтернативные методы работы, оставлять для очной работы трудные для самостоятельного освоения темы, но в то же время на «заочке» есть возможность погрузиться в учебный процесс более основательно, остаться наедине со своими мыслями, дать время и место прочувствовать задумку автора, работу актёров, режиссёра, оператора, костюмера, услышать свои ощущения о прочитанном  и увиденном.

Важно получить обратную связь от детей, когда обучение вернётся в привычный режим. И это нужно не только для того, чтобы выяснить, что получилось, а что нет, но и для того, чтобы узнать, как дети справились с самостоятельной организацией своей работы. Какие плюсы и минусы они ощутили во время заочного обучения? Какого характера трудности испытали? Удалось ли их преодолеть, каким способом? Какого типа задания понравилось делать и почему? Что не получилось и по каким причинам? Какой опыт самостоятельной работы ребята считают важным?

Такой диалог поможет выявить слабые места в организации учебного процесса в таких непричных условиях, подскажет пути преодоления каких-то затруднений. Ребята почувствуют, что трудности были не только у них, и это снизит градус напряжённости. А опыт одних поможет в следующий раз преодолеть такие же проблемы другим.

И подобная беседа важна не только ученикам, но и самому учителю, потому что мы учимся жить в таких условиях вместе. К сожалению, временный переход на заочное и дистанционное обучение не исключён в дальнейшем, поэтому нам тоже стоит анализировать полученный опыт и придумывать новые методические приёмы работы на «заочке» и дистанте.

Соловьева Ирина Касимовна, МКОУ «Кунашакская СОШ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по изучению дисциплины Информационные технологии в профессиональной деятельности

Организация самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по изучению дисциплины Информационные технологии в профессиональной деятельности...

Урок, как основная форма организации учебного процесса в условиях дифференцированного подхода к обучению.

Урок, как основная форма организации учебного процесса в условиях дифференцированного подхода к обучению....

Календарно-тематическое планирование по ИСКУССТВУ (МХК) 10-12 классы (очно-заочная форма обучения, заочная форма обучения) на 2020-2021 учебный год

Календарно-тематическое планирование по ИСКУССТВУ (МХК) 10-12 классы (очно-заочная форма обучения, заочная форма обучения) на 2020-2021 учебный год.Учебник: Искусство. 10 класс. Базовый уровень: учебн...

Опыт организации учебного процесса в дистанционной форме в общеобразовательной школе

В этой статье представлен мой личный  опыт организации учебного процесса в дистанционной форме в общеобразовательной школе....

Организация учебного процесса в период дистанционного обучения. Из опыта работы. Учитель истории, обществознания Андуганова А.Э.

В данной статье хочу поделиться опытом организации учебного процесса при дистационном обучении. Ознакомить с интересным ресурсом,который может стать помощником для учителя....

Организация учебного процесса на уроке: формы и методы(методический семинар, 2020г)

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) во главу угла ставит развитие личности ребенка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и...

Особенности организации образовательного процесса с учащимися заочной формы обучения (из опыта работы школы при Посольстве России)

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 17) обеспечивает возможность получения учащимися образования в организациях, осуществляющих...