Организация учебного процесса на уроке: формы и методы(методический семинар, 2020г)
материал

Маслакова Марина Владимировна

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) во главу угла ставит развитие личности ребенка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Но теперь изменились требования к проведению урока, предложена другая классификация уроков. Специфика системно-деятельностного подхода предполагает и другую структуру урока, которая отличается от привычной, классической схемы. Рассмотрим, какие типы уроков по ФГОС предложены в методике, в чем их предназначение и какие виды и формы предлагают нам новые требования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

23 декабря 2020года

Методический семинар для молодых специалистов и вновь прибывших педагогов «Организация учебного процесса на уроке: формы и методы»

СЛАЙД 1

Добрый день, уважаемые коллеги

СЛАЙД 2

 «Подавляющее множество детей подаёт добрые надежды; если всё это с возрастом угасает, ясно, что повинна в этом не природа, а воспитание»

Квинтилиан Марк Фабий,

римский оратор

Каждый из нас знает, как трудно сохранить познавательный интерес ребенка, развить в нём желание учиться и трудиться. Становясь партнёрами в процессе обучения, ученик и учитель вместе решают эти сложные образовательные и воспитательные задачи. Поэтому приходится выбирать формы и методы организации учебного процесса, обеспечивающие сближение целей учителя и ученика. Это приводит к поиску новых технологий обучения и контроля.

СЛАЙД 3

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) во главу угла ставит развитие личности ребенка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Но теперь изменились требования к проведению урока, предложена другая классификация уроков. Специфика системно-деятельностного подхода предполагает и другую структуру урока, которая отличается от привычной, классической схемы. Рассмотрим, какие типы уроков по ФГОС предложены в методике, в чем их предназначение и какие виды и формы предлагают нам новые требования. 

Требования к современному уроку по ФГОС

  • Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
  • В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
  • Осуществляется практический, деятельностный подход.
  • Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
  • Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.

СЛАЙД 4

Цели:

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

СЛАЙД 5

Цели:

Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.

Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.

СЛАЙД 6

Цели:

Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

СЛАЙД 7

Цели:

Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.

Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.

СЛАЙД 8

О том насколько важна точная и ёмкая формулировка темы урока, знают многие учителя, однако, далеко не всегда мы уделяем должное внимание этой проблеме. Для большинства школьников в названии урока нет ничего, кроме скучного и сухого разнообразия. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. И в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это неполучение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Исходя из выше сказанного, предпочтительно тему урока дети должны обозначить сами, но учитель всеми возможными способами должен подвести ребёнка к правильным домыслам.

СЛАЙД 9

Организационный момент (этап)

Начало урока с пословицы, поговорки, относящейся к теме урока.

Начало урока с высказывания выдающихся людей, относящегося к теме урока. Начало урока с эпиграфа к уроку.

Начало урока с постановки учебной задачи посредством проблемного вопроса.

Создания проблемной ситуации.

СЛАЙД 10

Тема «Применение свойств неравенств с одной переменной».

     В квадратном уравнении, написанном на доске, во время перемены кто-то стёр одно число:

                                .

     Учитель не стал восстанавливать исходное уравнение и, поставил на свободное место букву  и, уравнение стало выглядеть так:

                                .

     Ребятам было предложено самим найти значение . Чтобы это стало возможным, учитель сообщил два следующих факта:

  • число натуральное;
  • уравнение имеет два различных корня.

     Вопросами о том, каковы коэффициенты и свободный член этого уравнения, от чего зависит количество корней квадратного уравнения , учитель подвёл учащихся к необходимости сначала составить дискриминант

, а затем рассмотреть неравенство >0. Решить само неравенство уже не составило труда:  -8m>-9,  m<.

     Значит, единственно возможное значение m – это 1.

     Таким образом, перед уроком на доске было записано:

                                  .

СЛАЙД 11

Алгебра, 7 класс, тема «Формулы сокращённого умножения».

     Учитель рассказывает: «Вчера по телевизору я смотрела передачу с участием экстрасенса, который произвёл на меня огромное впечатление. Я научилась быстро выполнять в уме операции над числами. Хотите я продемонстрирую свои способности?» Получив утвердительный ответ, учитель предлагает посоревноваться с ним в вычислениях.

     І тур. Учитель просит кого – нибудь из ребят назвать два   последовательных натуральных числа. Пусть школьник назовёт 129 и 130. Теперь учитель и класс вычисляют на скорость 1302 – 1292. Победителем, причём мгновенно, выходит учитель.

     ІІ тур. Вновь учитель обращается к одному из учеников и просит того назвать любые два числа. Пусть ученик назвал  1,43 и 2,51. Теперь класс и учитель соревнуются при вычислении значения выражения:

                                 

     Понятно, что учитель, пользуясь формулами сокращённого умножения, легко побеждает в соревновании. Изменяя задания, неизменно побеждая, учитель, в конце концов, добьётся от ребят фразы типа: «Вы что-то знаете!»

«Да, я действительно что-то знаю,- заявляет учитель. – Вы также узнаете это что-то на сегодняшнем уроке и сможете быстро выполнять такие вычисления».

СЛАЙД 12

Некоторые приемы  целеполагания


Тема-вопрос
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Работа над понятием


Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока " Иррациональные числа". Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы урока «Прямоугольник».

Подводящий диалог


На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Домысливание
Предлагается тема урока и слова "помощники":
Повторим
Изучим
Узнаем
Проверим
С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.

Проблема предыдущего урока
В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.
литературного или музыкального  героя  к другому и т. д.

 Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия
Именно такой подход к целеполаганию является  эффективным и современным.

СЛАЙД 13

Актуализация знаний: его задача — подготовить учеников к работе, восприятию нового материала, напомнить детям ранее изученные темы, актуализировать их умения и навыки. На этом этапе учитель направляет работу учащихся таким образом, чтобы они вспомнили (актуализировали) необходимые знания, умения и навыки для восприятия (открытия) новой информации. Также на этапе актуализации знаний контролируются задания, которые вызывают затруднения у учеников.

Для достижения поставленных задач учителю необходимо ориентироваться на некоторые условия:

  • выбранные учебные задания должны обеспечить те способы работы, которые потребуются детям при восприятии нового материала;
  • подбирается примерно 2-3 задания, чтобы внимание детей не рассеивалось;
  • актуализация знаний проводится в течение 5-7 минут — этого времени вполне достаточно для достижения дидактических задач этого этапа урока.

Этап актуализации знаний включает в себя следующие составляющие.

  • Моделирование учебно-проблемной ситуации, которая подводит детей к вопросам, предстоящим к изучению.
  • Формулирование основной учебной задачи, которую предстоит решить на уроке.
  • Планирование учебной деятельности на урок, самоанализ и самоконтроль.

СЛАЙД 13

Как провести актуализацию знаний на уроке?

СЛАЙД 14

Корзина идей. По своему содержанию "Корзина идей" похожа на такие известные приемы, как "Мозговая атака" и "Кластер". В каждом случае предполагаются разные формы работы — и индивидуальная, и групповая, и каждый из приемов позволяет высказывать любые суждения — без их оценивания и анализа.

СЛАЙД 15

Но, к примеру, кластер помогает лучше увидеть логические цепочки, в то время

СЛАЙД 16

 как "Корзина идей" всего лишь определяет "поле интересов". Если хотите, это "облако тегов", которые будут обсуждаться и анализироваться в процессе урока.

СЛАЙД 17

Да-нет/Верю – не верю

Задание 19 ОГЭ. Анализ геометрических утверждений

СЛАЙД 18

Мы привыкли к чёрно-белым квадратикам QR-кодов в рекламе, которая хочет отправить нас на какой-нибудь сайт за дальнейшей информацией, и в разной другой печатной продукции, пытающейся связать бумагу и интернет. Но, как оказалось, это не единственное их применение.

СЛАЙД 19

Plickers использует планшет или телефон учителя для того, чтобы считывать QR-коды с карточек учеников.

СЛАЙД 20

Карточка у каждого ученика своя, её можно поворачивать, что даёт четыре разных варианта ответа.

СЛАЙД 21

В приложении создается список класса, и с его помощью можно узнать, как именно каждый ученик отвечал на вопросы.

Plickers строит диаграммы ответов и позволяет сразу узнать, какая часть класса поняла изучаемый материал, а кому нужна дополнительная помощь

Во-первых, приложение можно использовать для получения мгновенной реакции. Приложение мгновенно отобразит статистику класса, и, исходя из этого, вы мы сможете или двинуться дальше, или остановиться на непонятой теме.

Во-вторых, это даёт возможность узнать о прогрессе всего класса, а не нескольких его представителей, как бывает, когда обзорный опрос ведётся устно.

Плюс Plickers  в том, что оно не меняет учебный процесс. Для его использования не нужен компьютерный класс или любая другая техника для учеников – только учительский планшет. И в то же время самим ученикам становится интереснее учиться, потому что появляется элемент игры.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация учебного процесса на уроке: формы и методы

Слайд 2

«Подавляющее множество детей подаёт добрые надежды; если всё это с возрастом угасает, ясно, что повинна в этом не природа, а воспитание» Квинтилиан Марк Фабий, римский оратор

Слайд 3

Типы уроков по ФГОС Урок открытия новых знаний Урок рефлексии Урок систематизации знаний Урок развивающего контроля

Слайд 4

Урок открытия новых знаний Мотивационный этап. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания. Первичное закрепление нового знания. Самостоятельная работа и проверка по эталону. Включение в систему знаний и умений. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Слайд 5

Урок рефлексии Мотивационный этап. Актуализация знаний и осуществление первичного действия. Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения. Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии). Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы. Обобщение выявленных затруднений. Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу. Включение в систему знаний и умений. Осуществление рефлексии.

Слайд 6

Урок систематизации знаний Самоопределение. Актуализация знаний и фиксирование затруднений. Постановка учебной задачи, целей урока. Составление плана, стратегии по разрешению затруднения. Реализация выбранного проекта. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. Этап рефлексии деятельности.

Слайд 7

Урок развивающего контроля Мотивационный этап. Актуализация знаний и осуществление пробного действия. Фиксирование локальных затруднений. Создание плана по решению проблемы. Реализация на практике выбранного плана. Обобщение видов затруднений. Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца. Решение задач творческого уровня. Рефлексия деятельности.

Слайд 8

Из опыта работы Маслакова Марина Владимировна, учитель математики

Слайд 9

Организационный этап Фантастическая добавка Рифмованное начало урока Эмоциональное вхождение в урок Начало урока с элементами театрализации Анализ своего настроения, настроение одноклассника

Слайд 10

2 - 3х + ….=0

Слайд 12

Приемы целепологания Тема-вопрос Работа над понятием Подводящий диалог Домысливание Проблема предыдущего урока

Слайд 13

Актуализация знаний Моделирование учебно-проблемной ситуации, которая подводит детей к вопросам, предстоящим к изучению. Формулирование основной учебной задачи, которую предстоит решить на уроке. Планирование учебной деятельности на урок, самоанализ и самоконтроль.

Слайд 14

Как провести актуализацию знаний Устный счет Фронтальный опрос Корзина идей( с инквейн , кластер) Да-нет/Верю-не верю Тестовая система( Plickerc )

Слайд 15

Корзина идей

Слайд 16

Кластер

Слайд 17

Корзина идей Параллелограмм 4-х угольник Многоугольник Параллельность Выпуклый многоугольник

Слайд 18

Да-нет/верю-не верю Задание 19 ОГЭ Анализ геометрических высказываний Существует квадрат, который не является прямоугольником. Если два угла треугольника равны, то равны и противолежащие им стороны. Внутренние накрест лежащие углы, образованные двумя параллельными прямыми и секущей, равны.

Слайд 21

Тестирование с помощью on-line ресурса PLICKERC.COM Для работы необходимо: Мобильный телефон учителя с установленным приложением Plicrerc Набор карточек с QR- кодами Проектор с открытым сайтом Plickerc в режиме тестирования

Слайд 22

С чего начать работу? https:// get.plickers.com Зарегистрироваться Войти в свой аккаунт Создать свой класс(вкладка Classes) Ввести имена учащихся Создать тест(вкладка Library)

Слайд 25

Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь. Конфуций

Слайд 26

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход к организации учебного процесса на уроках русского языка.

Данный материал содержит примеры, подтверждающие необходимость  применения данной педагогической технологии  в тпроцессе обучения учащихся русскому языку....

Современные подходы к организации учебного процесса на уроках географии в условиях внедрения ФГОС основного и среднего образования.

В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в ...

Компетентностный подход в организации учебного процесса на уроках английского языка

Данная статья посвящена методам и приёмам реализации компетентностного  подхода в процессе обучения иностранному языку....

Доклад "Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке английского языка."

Одна из главных задач при обучении иностранному языку- научить пользоваться языком, как средством общения. В новых стандартах по иностранному языку говорится, что основное назначение обучения иностран...

Формы организации учебного процесса на уроках физики

Современный урок физики - это такая форма организации процесса обучения, при которой компоненты системы урока (содержание учебного материала, методы обучения и формы организации учебног...

Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы и средство расширения культурного кругозора школьников.

В статье рассматривается возможность проведения виртуальных экскурсий на уроках и внеурочных занятиях как средство расширения  культурного кругозора обучающихся....

Опыт организации учебного процесса в дистанционной форме в общеобразовательной школе

В этой статье представлен мой личный  опыт организации учебного процесса в дистанционной форме в общеобразовательной школе....