статья "Новые формы оценивания учебных достижений школьников"
статья

Перед учителями встает ряд вопросов: как оценивать достижение новых целей − сформированность действий, а не просто наличия знания; как оценивать метапредметные и личностные результаты; как по-новому использовать отметки и уровни достижений, как фиксировать результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novye_formy_otsenivaniya_uchenika.docx17.62 КБ

Предварительный просмотр:

«Новые формы оценивания учебных достижений школьников»

Ергонова Н.Н.. учитель биологии

 МАОУ СОШ № 19 г. Улан-Удэ

   Переход на Федеральный государственный образовательный стандарт требует внесения значительных изменений во всю систему основного образования. Безусловно, такой её компонент, как контрольно-оценочная деятельность, также требует своего совершенствования. Основным объектом оценки в условиях ФГОС выступают планируемые результаты: личностные (самоопределение, моральная ориентация, смыслообразование), метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные (система опорных знаний и система предметных действий).

       При оценке достижения данных результатов стандарт фиксирует важную особенность: в центре внимания должно быть применение знаний в стандартной и нестандартной ситуациях, овладение определёнными способами действия. Не у всех учителей основной школы в арсенале есть для этого необходимый педагогический инструментарий. Перед учителями встает ряд вопросов: как оценивать достижение новых целей − сформированность действий, а не просто наличия знания; как оценивать метапредметные и личностные результаты; как по-новому использовать отметки и уровни достижений, как фиксировать результаты.

При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки предметных результатов являются действия, выполняемые обучающимися, с предметным содержанием.

     Структура системы оценки: систему оценивания выстраиваю таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценках.

  В оценочной деятельности реализую заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.  Оценивание  призвано стимулировать учение посредством:

-оценки исходного знания ребенка, того опыта, который он принес в выполнение задания или в изучение темы;

-учета индивидуальных или групповых потребностей в учебном процессе;

-учета способов демонстрации понимания материала, изученного каждым ребенком;

-побуждения детей размышлять о своем учении, об оценке собственных работ и процесса их выполнения.

   В системе оценивания использую преимущественно внутреннюю оценку, выставляемую за проверочные и контрольные работы на уровне  школы.

  Внешняя оценка, проводимая различными независимыми службами мониторинга, также  влияет на итоговую отметку детей, участвующих в этих процедурах.

Методы и формы оценивания. Понятие формы пришло в педагогику из философии. Исторически философское понимание формы заключается в определении ее как структуры какого-либо содержания. Педагогическая форма – это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве его компонентов (В. С. Безрукова).

  Оценивание знаний  может происходить всегда, в том числе во время изучения нового материала и выполнения тренировочных заданий. При оценивании знаний, т.е. качества усвоения информации и некоторых интеллектуальных умений я применяю специальные опросы и контрольные работы. Как правило, отвожу особое время на занятии или целое занятие для оценивания обучающихся - это опрос, контрольные работы, проведение «контрольных» упражнений, тренажеров, специальное домашнее задание, которое подлежит оцениванию. Иногда для оценивания давно практикуемых умений и навыков провожу работу в малых группах, даю подготовить краткое выступление по той или другой теме. Совмещаю оценивание с выполнением «тренировочного» задания по другой теме или по отработке иных умений и навыков. В качестве примеров методов оценивания можно назвать следующие: тест, экспресс-опрос («летучка»), расширенный опрос, «вопрос-ответ», игровые методы оценивания, контрольная работа, самооценка, рефлексия, беседа (общая дискуссия, обсуждение, подведение итогов) и др.

  Методами, служащими цели получения интегральных оценок, являются портфолио, выставки и презентации крупных целостных, законченных работ, отражающие результаты усилий, затраченных учащимися  на протяжении длительного времени, и требующие для своего выполнения активизации различных сторон учебной деятельности — от навыков организации своего процесса учения до отражения уровня освоения формальной системы знаний. Оценка и взаимооценка портфолио происходят постоянно при обмене информацией, при презентации портфолио, о выборе  конкретных форм и критериях оценки портфолио можно договориться заранее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые формы оценивания учебных достижений школьников

В статье затронуты вопросы оценивания учебных достижений учащихся основной и старшей школы....

Новые формы оценивания учебных достижений школьников

Статья рассматривает новые формы оценивания учебных достижений учащихся, таких как портфолио, зачет и др....

Статья "Новые формы оценивания учебных достижений школьников"

  Среди видов оценки актуальны следующие: оценка, основанная на конечных результатах обучения, базирующаяся на стандартах обучения, построенная на концепции компетентности, основанная на к...

Новые формы оценивания учебных достижений школьников

Среди видов оценки актуальны следующие: оценка, основанная на конечных результатах обучения, базирующаяся на стандартах обучения,  построенная на концепции компетентности, основанная на концепции...

Формы оценивания учебных достижений школьников в основной школе

Изменение образования в соответствии с современными запросами общества должно сопровождаться изменением стратегии обучения и способов оценки достижений обучающихся....

«Новые формы оценивания учебных достижений школьников» материал для МО учителей

При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использо...

Статья "Формы оценивания учебных достижений школьников""

В настоящее время в педагогике идет процесс радикального переосмысления традиционной оценки учебных достижений учащихся. Изменение образования в соответствии с современными запросами общества должно с...